Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Предпринимательское право**

ПРОБЛЕМЫ КОМПАРАТИВИСТСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ И АНТИТРЕСТОВСКОГО ПРАВА США

Гельфенбуйм И.Г., аспирант
Московская Государственная Юридическая Академия

Введение

Сбалансированность экономики, нормальное развитие рыночных отношений невозможны без поддержания и стимулирования конкуренции. Конкуренция относится к числу принципиальных достоинств частной экономической активности. Это важнейший внешний стимул повышения эффективности и совершенствования методов работы предприятий в государствах с рыночной экономикой. Помимо этого конкуренция является условием ориентации производителей на интересы потребителей, гарантией против безразличия к их желаниям, условием насыщения товарного рынка, предпосылкой для “работы“ экономического закона спроса и предложения.

Для того, чтобы противоречия между тенденцией монополизации и необходимостью сохранения конкурентного климата не привели к ликвидации последнего, необходимо вмешательство государства в целях установления оптимального соотношения уровней монополизации и конкуренции. Задачей государства в регулировании деловой активности (экономических отношений) является создание необходимых условий для сохранения рыночных отношений, увеличение общественного благосостояния, особенно благосостояния потребителей, повышение эффективности использования материальной, технической базы и природных ресурсов.

Важнейшим инструментом регулирования экономических отношений, как и общественного поведения в целом, является нормативно-правовой акт. Важную роль в выполнении таких задач играют антимонопольные (антитрестовские) законы. Они призваны защищать добросовестную конкуренцию от агрессивных нападок со стороны участников рыночных отношений и, в конечном счете, обеспечивают поступательное развитие общества.

В научной литературе неоднозначно рассматриваются цели, ради достижения которых вводятся в действие меры законодательного ограничения возможности монополизации рынка субъектами экономических отношений, и устанавливается мера «удовлетворения ... интересов, которые связаны с интересами других лиц».

«Правовая форма экономических отношений является не просто необходимостью, а выполняет активную организующую функцию, и поэтому глубоко проникает в экономическую жизнь в качестве важного компонента механизма экономических процессов», что выдвигает на первый план проблему принятия и эффективного применения законов, которые создавали бы благоприятный «климат» для развития производства, повышения благосостояния потребителя и других позитивных изменений путем введения юридических запретов на осуществление недобросовестной конкуренции. Одни авторы считают, что антимонопольные законы создаются для защиты конкуренции, для других конечной целью является защита интересов потребителей. Обе точки зрения имеют рациональное зерно, однако полагаем, что антимонопольное (антитрестовское) законодательство обеспечивает прогрессивные изменения в экономике и, следовательно, удовлетворение обществом своих потребностей, а защита конкуренции — лишь средство достижения цели.

В настоящее время проблема антимонопольного регулирования экономических отношений чрезвычайно актуальна, особенно для России. Важность исследования обусловлена не только тем, что Россия сравнительно недавно переориентировала экономическую политику государства на создание рынка, но и новизной данной проблемы, ее недостаточной разработанностью.

В США, напротив, институт государственного антитрестовского регулирования экономики известен более ста лет. За это время в США сформировалась комплексная система защиты общества от злоупотреблений в области коммерции и торговли, позволяющая государственным агентствам, прокурорам и потенциальным истцам инициировать процессы о нарушении антитрестовских законов и их принудительном исполнении, а в период после второй мировой войны многие индустриальные страны — чаще с американской поддержкой — адаптировали законодательство о регулировании монополий и соглашений, ограничивающих предпринимательскую активность, и начали развивать свою систему прецедентов на основе принятых антимонопольных законов.

В 90-х годах XX века, в ходе проведения в России коренных социально-экономических и правовых реформ, именно американские антитрестовские законы, административная и судебная практика их применения стали основой для создания внутреннего антимонопольного законодательства России. Между введением в действие первого в современной России антимонопольного закона (1991 год) и утверждением Конгрессом США федерального антитрестовского Акта Шермана (1890 год), прошло более ста лет. Однако многие принципы, методы и подходы Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года №948-1 берут свои истоки в американских антитрестовских актах, в судебной и административной практике их применения.

Компаративистское исследование антимонопольного законодательства России и антитрестовского права США следует признать крайне важным по следующим основаниям:

Предпринятый анализ включает в себя глубокое изучение норм американского права, административной и судебной правоприменительной практики, научных концепций и подходов в целях дальнейшего использования полученных данных и результатов для критической оценки существующих антимонопольных норм российского законодательства с учетом традиций и особенностей национального права и экономики.

Несмотря на позитивное движение в познании правовых механизмов защиты конкуренции, проблемы антимонопольного регулирования нуждаются в тщательной и интенсивной разработке, так как именно нормы антимонопольного законодательства являются теми правовыми рычагами, разумное применение которых обеспечивает прогрессивное развитие экономики. «Желание большинства стран улучшить промышленную эффективность»,— отмечается в литературе, — «по меньшей мере, хорошая причина для изучения антитрестовских законов и форм их реализации».

В данной работе решаются следующие задачи:

Предметом настоящего исследования являются:

Принимались во внимание явные юридические различия в специфике понятий и терминов антимонопольного законодательства России и антитрестовского права США и России. Ю.А.Тихомиров отмечает: «Без уяснения их содержания трудно понять природу правовых систем, их внутренних связей, структурного оформления правовых норм».

Основные положения и выводы данного исследования:

**Полностью статью можно найти в печатной версии журнала

 


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"