Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Некоторые проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью в Содружестве Независимых Государств

Геворгян Г.М., к.ю.н.
Московской государственной юридической академии

Проблема транснациональной организованной преступности длительное время находится в центре внимания мирового сообщества. Актуальность данной проблемы для Содружества Независимых Государств впервые была официально признана в Программе совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств — участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 года, которая была разработана во исполнение Протокольного решения Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 года и подписана главами государств, входящих в Содружество, 17 мая 1996 г.

В Программе, в частности, было отмечено, что в государствах — участниках СНГ в последние годы отмечается значительный рост тяжких преступлений, имеющих транснациональный характер, совершаемых организованными преступными формированиями. Распространение получили различные проявления терроризма, легализация преступных доходов, наркобизнес, контрабанда оружия и военной техники, радиоактивных веществ, культурных ценностей, редкоземельных и стратегических материалов, фальшивомонетничество, кражи автомобилей, преступления в финансовой и внешнеэкономической сферах, в том числе с использованием информационно-вычислительной техники и новейших платежных средств, заказные убийства.

Несмотря на то, что данная Программы сыграла положительную роль в развитии сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с транснациональной организованной преступностью, она не решила первоочередной проблемы — проблемы определения понятия транснациональной организованной преступности. Нерешенность этой проблемы, как показал опыт реализации названной программы, является существенным препятствием на пути к созданию эффективного механизма борьбы с организованной преступностью в СНГ.

Впервые понятие транснациональной организованной преступности получило нормативное определение в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, которая была парафирована почти всеми государствами-членами СНГ в период с 12 по 15 декабря 2000 г. в Палермо.

В соответствии с данной Конвенцией (ст.1-3) под транснациональной организованной преступностью следует понимать деятельность организованных преступных групп:

Под организованной группой в соответствии со ст. 1 Конвенции понимается структурно оформленная группа в составе трех или более лиц, существующая в течение определенного периода времени и действующая согласованно с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений или преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, с тем, чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду.

При этом «серьезное преступление» означает преступление, которое наказывается лишением свободы на срок не менее четырех лет или более строгой мерой наказания.

Структурно оформленной группой предлагается считать группу, которая не была случайно образована для немедленного совершения преступления и в которой не обязательно формально определены роли ее членов, оговорен непрерывный характер членства или создана развитая структура.

Анализ этих положений показывает, что часть из них соответствует традиционным подходам законодателей государств-участников СНГ к определению понятия организованной группы (в том числе такой ее формы, как преступное сообщество или преступная организация), другая нет.

В частности, в сравнении с сопоставимыми положениями нового Уголовного кодекса РФ 1996 г. (ст.35 и 210) и нового Уголовного кодекса Украины (ст. 28, 255), который вступил в силу 1 сентября 2001 г., понятие транснациональной организованной преступной группы (ТОПГ) занимает как бы промежуточное положение между понятиями организованной группы, для которой тяжесть совершаемого преступлениями не является обязательным признаком, и преступным сообществом (преступной организацией), для которого обязателен признак цели совершения преступления, наказываемого лишением свободы на срок не менее чем пять лет или более суровой мерой наказания.

Вместе с тем, согласно российскому уголовному законодательству, минимальное число участников организованной преступной группы может быть равно двум (законодатель Украины в данном случае воспользовался количественным признаком, предложенным в Конвенции). Одновременно следует учитывать, что уголовное законодательство стран-участниц СНГ прямо или косвенно устанавливает обязательность признаков распределения ролей между участниками группы и планирования деятельности группы, чего не требует рассматриваемая Конвенция ООН.

Таким образом, при ратификации рассматриваемой Конвенции ООН государствами-участниками СНГ может возникнуть чрезвычайно сложная коллизия применяемости национального уголовного законодательства по вопросам борьбы с транснациональной преступностью. Следует также учитывать, что данная Конвенция может действовать непосредственно, т.е. в отсутствии двусторонних соглашений между договаривающимися сторонами.

В более выгодном положении оказываются те государства, национальное уголовное законодательство которых не содержит общего определения организованной преступной группы.

В число первоочередных задач, которые должны решить законодатели государств-участников СНГ перед ратификацией рассматриваемой Конвенции, на наш взгляд, входят:

Контактный телефон:
7 (095) 999-63-53
Геворгян Гор Меружанович


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"