Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Адвокатура

ПРИРОДА И ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ АДВОКАТУРЫ

А.Г. Кучерена, к.ю.н., зав. кафедрой
Московская Государственная юридическая академия

Согласно ст. 2 Конституции РФ 1993 г. человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Российская Федерация, в отличие от предыдущего периода своего развития, провозгласила, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Права и свободы человека и гражданина, наконец, действительно могут быть реализованы на практике, а не ограничиваются провозглашением их на бумаге. В этих условиях изменились роль и место адвокатуры в системе органов публичной власти, а также круг ее задач по осуществлению защиты прав и законных интересов граждан.

Вопрос о правовом положении адвокатуры на различных этапах существования этого института решался по-разному. Положение об адвокатуре от 20 ноября 1980 г. устанавливало, что общее руководство коллегиями адвокатов осуществляют Советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы, как непосредственно, так и через министерства юстиции, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов.

Министерство юстиции РСФСР, министерства юстиции автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов в пределах своей компетенции контролировали соблюдение коллегиями адвокатов требований актов законодательства Союза ССР и РСФСР, регулирующих деятельность адвокатуры; издавали инструкции и методические рекомендации по вопросам деятельности адвокатуры; осуществляли другие полномочия, связанные с общим руководством адвокатурой. В случае несоответствия действующему законодательству решения общего собрания (конференции) или постановления президиума коллегии адвокатов Министерство юстиции СССР, Министерство юстиции РСФСР, Совет Министров автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, городского Совета народных депутатов были вправе приостановить их действие.

Таким образом, указанные нормы допускали непосредственное вмешательство органов государственной власти в деятельность адвокатских объединений, что, конечно, плохо сочеталось с независимостью адвокатов при осуществлении своей профессиональной деятельности. Часто адвокаты лишь изображали защиту, становясь еще одним орудием государства.

В последние годы данные положения фактически не применялись, но их законодательная отмена – это несомненный шаг вперед в развитии законодательства, регулирующего деятельность адвокатуры. В то же время попытки сохранить рычаги давления Министерства юстиции РФ в отношении адвокатуры предпринимались и в процессе принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», однако резкий протест адвокатского сообщества возымел свое действие, и самые спорные положения в закон не вошли. Роль Министерства юстиции и органов юстиции в новом законе несколько изменилась, а их полномочия, в полном соответствии с демократическими принципами построения государства, провозглашенными Конституцией РФ, уменьшились. Министерство юстиции сохранило функцию контроля за соблюдением законности в деятельности адвокатуры, но теперь оно не имеет права непосредственно вмешиваться в дела адвокатского сообщества. Органы юстиции получили во многом техническую функцию – ведение реестра адвокатов, но вносить изменения в этот реестр по собственной инициативе они не имеют права. Все эти новеллы закона можно только приветствовать. Законодатель в данном случае более последовательно проводит в жизнь принцип независимости адвокатуры.

В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокатура провозглашается институтом гражданского общества и не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Исходя их этого, органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность адвокатов за исключением случаев, когда эта деятельность противоречит законодательству РФ. Такое положение более соответствует принципам правового государства, провозглашенным Конституцией РФ, и задачам адвокатуры как организации, осуществляющей защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц путем оказания им квалифицированной юридической помощи. Только в соответствии с данным законом адвокатура становится подлинно самоуправляемой организацией.

Несмотря на то, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления, представляется, что задачи, возложенные на нее, имеют государственное значение и отражают публичный интерес общества. Представительство интересов граждан в конституционном, уголовном, административном и гражданском судопроизводстве направлено не только на удовлетворение интереса одного частного лица, но и на обеспечение принципа состязательности судебного процесса, достижение истины, охрану прав граждан и, тем самым, на создание демократического правового государства, провозглашенного Конституцией РФ, что не может не быть принципиально важным не только для отдельных лиц, но и для общества в целом.

Эти задачи российской адвокатуры соответствуют принципам организации этого института, закрепленным в международных актах. Как гласят Основные положения о роли адвокатов (принятые восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке), профессиональные ассоциации адвокатов играют жизненную роль в поддержании профессиональных стандартов и этических норм, защищают своих членов от преследований и необоснованных ограничений и посягательств, обеспечивают юридическую помощь для всех, кто нуждается в ней, и кооперируются с Правительством и другими институтами для достижения целей правосудия и общественного интереса.

В тщательном соблюдении правовых норм, недопущении нарушения прав граждан всеми органами государственной власти и местного самоуправления, а также их должностными лицами, общественными организациями и иными лицами, восстановлении нарушенного права и возмещении убытков, причиненных таким нарушением, заинтересованы не только отдельные граждане, право которых нарушено. Прежде всего, в обеспечении законности, соблюдении прав граждан заинтересовано само общество, а в конечном итоге и государство. Адвокаты призваны стоять на страже прав и законных интересов, как отдельных граждан, так и всего общества в целом. Можно сказать и жестче: "Главная цель, ради которой она создается,— защищать частных лиц в правовом споре с государством". Установление повышенных требований к лицам, претендующим на звание адвоката, преследует своей целью создание гарантий оказания квалифицированной юридической помощи, гарантий максимального соблюдения прав граждан. Публичный интерес выражается в установлении режима законности, своевременного пресечения нарушений прав и свобод граждан, восстановлении нарушенного права и предупреждении таких нарушений в будущем. Как справедливо отмечает Ю.Ф. Лубшев: "Ведь реальное обеспечение и широкое использование рав и свобод граждан государства представляет собой одну из главных закономерностей его развития. И, наоборот, нарушение гражданских свобод тормозит развитие государства". Поэтому в деятельности адвокатуры при оказании квалифицированной юридической помощи одновременно присутствуют и частный интерес (восстановление нарушенного права конкретного доверителя) и публичный интерес (интерес всего общества в целом). "Адвокатура — публичный институт общества. Ибо государство обязалось перед обществом и каждым его членом обеспечить всем и каждому помощь по вопросам права. Но помощь эту будет оказывать не чиновник, а представитель гражданского общества, имеющий познания в праве. Государство обязано создать таким знатокам права условия для отправления их функций. Такими знатоками права являются адвокаты".

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» окончательно оформил новое положение адвокатуры как структуры гражданского общества. Это положение подразумевалось, однако до последнего времени не было закреплено законодательно, равно как сохранялись и широкие полномочия органов юстиции в отношении органов адвокатского сообщества и самих адвокатов. Одновременно следует заметить, что Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» не случайно охарактеризовал адвокатуру как институт гражданского общества.

Понятие гражданского общества неразрывно связано с понятием правового государства. Данное понятие развивалось на протяжении всей истории человечества и не удивительно, что на разных этапах развития государственности оно понималось по-разному. Нет единства и среди современных авторов в определении признаков правового государства. Наиболее подробно анализирует концепцию правового государства В.С. Нерсесянц. Он рассматривает правовое государство как специальную конструкцию (модель) правовой организации публично-политической (государственной) власти и особую форму правовых взаимосвязей между индивидами, обществом и государством, что означает официальное признание, закрепление и соблюдение как минимум следующих трех положений: 1) прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав и свобод человека (помимо соответствующих прав и свобод гражданина); 2) верховенства правового закона; 3) правовой организации самой системы государственной власти на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

При этом концепция правового государства, прежде всего, направлена на обеспечение свободы личности. Верховенство права, верховенство закона, разделение властей, взаимные обязанности человека и государства — таковы основные признаки правового государства.

Основополагающим признаком правового государства является связанность, ограничение государства правом, установление обязанности государства, всех его органов подчиняться предписаниям правовых норм. Учитывая, что государство является основным субъектом, формирующим нормы права, следует признать, что оно устанавливает правила игры для всех субъектов права, в том числе и для себя самого, – т.е. ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами.

При этом если в государстве не существует действенной системы контроля за соблюдением правовых норм, то вряд ли можно добиться неукоснительного исполнения их предписаний. Такие контрольные органы для всех субъектов права создаются государством. Но государство не может эффективно контролировать самого себя. Как показывает исторический опыт, отсутствие механизмов контроля в отношении государства чревато падением демократического режима и установлением режима авторитарного или тоталитарного.

В таком случае необходимо создание механизма контроля за деятельностью государства. Эта задача возложена и на гражданское общество. Под гражданским обществом понимается свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законом, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения прав и свобод человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. «Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего, в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем».

Гражданское общество включает в себя следующие элементы:

Создание концепции гражданского общества было обусловлено именно необходимостью защиты человека от вмешательства в его жизнь полицейского, тоталитарного государства. Поэтому неудивительно, что основополагающие положения, определяющие статус гражданского общества, выработал в начале XIX века Гегель. В своей работе "Философия права" Гегель рассматривает гражданское общество как средоточие и воплощение свободы личности.

Следует отметить, что адвокатура как публичная корпорация профессиональных юристов способна наиболее квалифицированно осуществлять контроль за соблюдением государством правовых норм. Именно эта публично-правовая функция – контроль за соблюдением государством правовых норм, признанием и соблюдением прав и свобод человека и гражданина и является основной функцией адвокатуры, что делает ее важнейшей частью гражданского общества. Установление этого принципа в Федеральном законе "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" свидетельствует о стремлении законодателя реализовать на практике заложенную в Конституции РФ идею правового государства.

Однако на современном этапе развития Российской Федерации о гражданском обществе нельзя говорить как о полностью сложившемся элементе политической системы. В то же время создание гражданского общества является необходимой предпосылкой для успешного продвижения социально-экономических, политических и правовых реформ в России. Не соответствовало бы действительности и утверждение о том, что адвокатура представляет собой сложившуюся стабильную корпорацию, обладающую развитыми традициями. Очередной этап развития адвокатуры, фактически ознаменованный новым законом от 31 мая 2002 г., повлечет за собой очередные изменения в структуре адвокатского сообщества, перестройке форм деятельности адвокатуры и может быть чреват очередным этапом нестабильности. Однако традиции еще дореволюционной адвокатуры и основы ее деятельности в изменившихся социальных условиях, заложенные за десятилетие реформ, помогут адвокатуре максимально быстро занять свое место в системе гражданского общества.

Вопрос о природе адвокатской деятельности не нов. Два противоположных взгляда по данному вопросу сталкивает, в частности, А.Ф. Кони. Один — защита есть общественное служение, адвокат не слуга своего клиента — он бескорыстен в материальном отношении и независим в своих убеждениях. Второй — адвокат есть производитель труда, составляющего известную ценность, оплачиваемую эквивалентом в зависимости от тяжести работы и способности работника, он служит ближайшим интересам клиента, не заглядывая за далекий горизонт общественного блага.

И сейчас не все российские правоведы разделяют мнение, что адвокаты выполняют публично-правовую функцию. Встречаются суждения о том, что коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и относятся к некоммерческим организациям, поскольку не преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Часть российских адвокатов категорически выступают против тезиса о том, что адвокатура служит государственным и общенародным интересам, считая, что такая позиция наносит вред правосудию. Некоторые адвокаты полагают, что в условиях рыночной экономики услуги, оказываемые адвокатами, превратились в обычный продукт, подлежащий реализации, сбыту, продвижению на рынке аналогичных услуг. Однако признание адвокатских объединений некоммерческими организациями (например, ст.22 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ») совсем не означает, что на эти объединения граждан не могут быть возложены публично-правовые функции.

Осуществление публично-правовых функций не является монополией органов государственной власти или местного самоуправления. Отдельные негосударственные структуры могут также наделяться такими функциями, это, например, политические партии, нотариат или адвокатура. Включение в систему публичной власти негосударственных образований призвано создать эффективный механизм контроля со стороны общества за деятельностью государства.

При этом государство гарантирует определенным категориям граждан получение квалифицированной юридической помощи, возлагая на адвокатов обязанность оказать ее бесплатно, с последующим возмещением из средств бюджета. В таком случае оказание квалифицированной юридической помощи является уже не правом, а обязанностью адвоката, связанной с осуществлением государством защиты прав и свобод человека и гражданина.

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Таким образом, адвокатуру можно определить как независимый, самоуправляемый институт гражданского общества, публичная корпорация профессиональных юристов, призванная участвовать в отправлении правосудия и оказывать на профессиональной основе квалифицированную правовую помощь, выполняя возложенную на нее публично-правовую функцию – контроль за соблюдением государством правовых норм. Оказание квалифицированной юридической помощи является основной задачей адвокатуры.

Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Принцип законности означает, что адвокатская деятельность должна осуществляться при неуклонном соблюдении предписаний правовых норм. Недопустимо достижение целей и задач адвокатуры с применением незаконных методов и средств. Принцип законности лежит в основе деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц – всех субъектов права. Адвокаты, призванные осуществлять контроль за соблюдением государством предписаний правовых норм, тем не менее должны неукоснительно в своей повседневной деятельности соблюдать предписания правовых норм.

Принцип независимости адвокатуры выражается в том, что органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность адвокатуры, за исключением случаев, когда эта деятельность противоречит законодательству РФ. В соответствии со ст. 18 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются.

Адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии).

Принцип самостоятельности подразумевает самостоятельное определение (в рамках закона) адвокатом форм своей деятельности, самостоятельное формирование адвокатских объединений и органов адвокатского самоуправления, невмешательство государства в деятельность указанных органов. Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе навязывать адвокатским объединениям и органам адвокатского самоуправления решения и действия, а также отменять или приостанавливать действие этих решений.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» закрепляет, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов. Таким образом, несмотря на то, что адвокаты вправе осуществлять свою деятельность как коллективно, так и индивидуально (адвокатский кабинет), они продолжают оставаться единой профессиональной корпорацией (принцип корпоративности).

Принцип равноправия адвокатов подразумевает, что вне зависимости от того, в какой форме (индивидуально или коллективно) осуществляется деятельность адвоката, государство не вправе предоставлять ему какие-либо преимущества или устанавливать какие-либо ограничения. Принцип равноправия распространяется также на случаи, когда представительство интересов доверителей осуществляют адвокаты, входящие в разные адвокатские палаты.

В связи со всем вышеизложенным правомерно рассматривать адвокатуру как орган, осуществляющий правоохранительную деятельность. При этом правоохранительную деятельность следует рассматривать как деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур. Как справедливо отмечает И. Трунов: "Профессиональная уголовная защита и гражданское представительство — составные части системы правосудия".

В системе органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, адвокатура занимает совершенно особое положение. Именно она призвана обеспечивать права человека и гражданина в процессе осуществления правоохранительной деятельности путем оказания им квалифицированной юридической помощи. Это основная цель деятельности адвокатуры, в то время как иные правоохранительные органы могут преследовать и другие цели: предупреждение и пресечение правонарушений, достижение истины по уголовному делу и т.д.

Придавая существенное значение повышению роли адвокатуры, необходимо покончить с недоверием к адвокатам. Законодательство ряда зарубежных стран предусматривает их участие в правотворческом процессе.

В отличие от других участников подготовки проектов решений, адвокаты не связаны принадлежностью к какому-либо ведомству и могли бы выступать независимыми экспертами. Их знание судебной практики и постоянное общение с гражданами, несущими в юридическую консультацию свои заботы, небесполезно для прогнозирования эффективности законопроектов.

Концепция судебной реформы предусматривала официальное информирование коллегий адвокатов Российской Федерации о подготовке нормативных актов по вопросам, затрагивающим конституционные права и свободы граждан, направление коллегиям проектов нормативных актов на рецензирование.

Однако Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" закрепил лишь, что Совет Федеральной палаты адвокатов участвует в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности. Это положение представляется недостаточным. Адвокаты на практике постоянно сталкиваются (и борются) с нарушением прав граждан. Поэтому именно они способны квалифицированно оценить проекты хотя бы федеральных законов, затрагивающие конституционные права и свободы граждан. Думается, что заключение адвокатского сообщества по таким законопроектам было бы полезно Государственной Думе при рассмотрении и принятии федеральных законов и снизило бы количество актов, нарушающих такие права.

Таким образом, исторический очерк развития института адвокатуры в России и анализ ее современного положения позволяет сделать вывод о том, что адвокатура является публично-правовым институтом, гарантирующим получение квалифицированной юридической помощи. В новых социально-экономических и политических условиях, с учетом проведения в России комплексной правовой реформы, предстоит серьезное осмысление перспектив развития института адвокатуры.

Контактный телефон:
7 (095) 233-93-79 (раб. помощника)
Кучерена Анатолий Григорьевич


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"