Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Экологическая функция российского государства в Х — начале XX века

Лукъянцев В.П., к.ю.н., вице-ректор
Московская академия экономики и права

1. ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

В число наиболее важных условий, влияющих на развитие человеческого общества, входит множество аспектов его взаимоотношений с природой. Человек в биологическом смысле является частью последней, он относится к биосфере. Однако люди — это особые живые организмы. Они создали человеческое общество и тем самым противопоставили себя природе. Вместе с тем, ни отдельный человек, ни общество в целом не могут быть независимыми от породившей их естественной среды.

При взаимодействии с ней они преследуют разнообразные интересы. Будучи живым существом, человек подвержен действию множества абиотических факторов среды своего обитания — физических (температура воздуха, атмосферное давление, гравитационное воздействие, магнитные поля и т.д.), и химических (к примеру, газовый состав атмосферного воздуха, кислотность среды). Эти факторы способны оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на человеческий организм вплоть до его гибели. Поэтому, естественно, одной из важнейших задач общества, в определенном смысле первостепенной, имеющей императивный характер, является обеспечение каждому человеку благоприятной окружающей среды обитания.

Одновременно с этим человека с природой связывает его потребность в использовании естественных ресурсов для обеспечения своей жизнедеятельности. Сотни и десятки тысяч лет назад, когда люди еще являлись рядовыми членами сообщества живых существ, обитающих в рамках первозданных ландшафтов, такие потребности были минимальными и ограничивались пищей и одеждой. С образованием человеческого сообщества и по мере его развития стал усиливаться процесс изъятия из природы различных материалов, использования сил природы. Обеспечение людей необходимыми для их существования различного рода благами, полученными из окружающей среды, становилось одной из важнейших задач общества.

Усиливающаяся эксплуатация природных ресурсов способствовала их истощению, разрушению экосистем, что ухудшало экологические условия жизни людей. К этому же все в большей степени приводило и создание людьми технических устройств, работа которых была сопряжена с негативными воздействиями на окружающую среду. Таким образом, естественный ход человеческой цивилизации в течение прошлых тысячелетий способствовал обострению проблем экологии, ущемлял интересы людей в данной области.

Перечисленные выше некоторые, но, с нашей точки зрения, главные стороны взаимодействия природы и общества отражают важность задач, стоящих (и стоявших ранее) перед последним. Обеспокоенное данным положением, общество поручает государству внести основной вклад в их решение. Особую важность представляет гармоничное сочетание рассмотренных нами выше экологических и экономических интересов общества при его взаимодействии с природой. Этим обусловлена значимость экологической функции государства.

Учитывая совершенно справедливое мнение Л.И.Спиридонова, который считал, что функции государства — это основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела, содержание которых задано характером исторически определенного общества, можно отметить, что экологическая функция государства представляет собой одно из важнейших направлений деятельности государства, предполагающее решение проблем, которые стоят перед обществом при его взаимодействии с природой.

Неотъемлемым свойством данной функции государства является ее многоаспектность, связанная с большим разнообразием интересов общества в его взаимодействии с природой, а также сложностью структуры возникающих при этом отношений. С учетом данного обстоятельства многие авторы выделяют два основных аспекта — природоохранительный, который направлен на охрану окружающей среды, и природоресурсный. Содержанием последнего является "деятельность государства по обеспечению рационального использования природных ресурсов, создание наиболее благоприятных условий для их эксплуатации, воспроизводства и сохранения в экологически благополучном состоянии". В ряде случаев выделяется также аспект экологической функции государства по обеспечению экологической безопасности общества. Он охватывает государственную деятельность, направленную на снижение и предотвращение угроз каждому человеку, социальным общностям, территориям, на которых они находятся, от факторов антропогенного и природного характера, связанных с ухудшением экологической обстановки. При этом специалисты, как правило, рассматривают указанные аспекты в качестве равномасштабных. С их точки зрения, на разных этапах развития нашей страны они поочередно занимали ведущее место.

С такой точкой зрения едва ли можно согласиться. Безусловно, экологическая функция выполняет особую роль, поскольку обеспечивает физическое выживание каждого человека, его потомков в среде их обитания. Поэтому в рамках рассматриваемой функции важнейшее значение имеет решение проблемы охраны окружающей среды и вытекающей из нее задачи обеспечения экологической безопасности общества (составляющих в совокупности природоохранительный аспект экологической функции). Только в условиях должного качества окружающей среды возможно решение проблемы второго порядка — рационального использования природных ресурсов, необходимых для удовлетворения нужд отдельных людей и общества в целом, что отражает природоресурсный аспект. Производное от природоохранительного значения природоресурсного аспекта экологической функции государства вытекает также и из того, что рациональное природопользование предполагает охрану и воспроизводство природных ресурсов, являющихся компонентами окружающей среды.

Обоснованность такой позиции подтверждается и положениями новейшего российского экологического законодательства. Так, в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. № 7 — ФЗ многозначное понятие охраны окружающей среды включает, помимо других условий, и рациональное природопользование. В подтверждение нашей позиции приведем выдержку из ст. 1 этого нормативно-правового акта: "... охрана окружающей среды –деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов (курсив наш – автор), предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также — природоохранная деятельность)". Приведенное определение в значительной степени выражает содержание экологической функции государства, указывая, что главной ее стороной выступает природоохранная деятельность.

Имманентно присущая любому государству, поскольку выражает необходимость решения им многочисленных проблем в сфере взаимоотношений общества и природы, экологическая функция носит исторический характер. Это проявляется в том, что на разных этапах существования государства меняется его предметная деятельность в сфере экологии, неодинаково проявляется связь между сущностью государства и его социальным назначением. От века к веку перед обществом встают те или иные конкретные природоохранительные задачи. Неодинаковы исторические формы и методы реализации данной функции.

Направленные на решение задач, возникающих на определенном историческом этапе развития общества, функции государства, в том числе и экологическая, обладают определенными признаками. Главными из них являются: отражение в них (то есть в этих функциях) социальной и классовой сущности государства; выполнение активной служебной роли, связанной с реализацией многогранной практической деятельности государства в различных сферах общественной жизни; ориентированность на решение задач, возникающих на определенном историческом этапе развития общества; генерализация деятельности государства в национальном масштабе и в сфере международных отношений (33, с. 10).

Рассмотрение признаков экологической функции целесообразно в историческом контексте, поскольку только в динамике развития деятельности государства возможно наиболее рельефно и отчетливо выявить ее особенности. Как и другие функции, экологическая отражает социальную и классовую сущность государства. Так, в историческом изменении экологической функции Российского государства проявлялась эволюция его социального назначения — от безусловной защиты имущественных интересов привилегированных слоев населения ("Русская Правда" требовала уплаты 12 гривен пени как за кражу из норы бобра, или запашку межевого "столпа", или уничтожение "бортных знаков", так и за убийство крестьянина-общинника; за убийство же холопа полагалось заплатить и того меньше — 5 гривен) до укрепления общесоциальных начал, которое нашло свое отражение в попытках к началу XX в. обеспечения имущественных и экологических прав большинства жителей Российской Империи.

Экологическая функция государства имеет комплексный характер. Мы согласны с И.С.Ухановым в том, что она объединяет основные направления внутренней и внешней деятельности государства по обеспечению охраны окружающей среды, рациональному использования природных ресурсов и экологической безопасности. Комплексность экологической функции также проявляется в задачах, стоящих перед государством и обществом, решение которых невозможно посредством реализации только исследуемой функции, но возможно в комплексе с другими (14, с. 11-12).

Осуществление экологической функции не представляется реальным без участия многих, а не только специально уполномоченных государственных органов. На отдельных исторических этапах существования нашей страны наряду с государством решением проблем, стоящих перед обществом при его взаимодействии с природой, занимались также другие авторитетные социальные институты. В древности это было вызвано особенностями становления княжеской власти на фоне сохранения влияния общинных отношений. Значительное воздействие на поведение людей в их общении с природой оказывало язычество. После прихода на Русь христианства эту роль, правда, в несколько измененном виде, стали играть православная церковь, другие конфессии.

Нам представляется заслуживающим внимания ретроспективное рассмотрение влияния социальных, особенно, религиозных, научных идей на деятельность государства в сфере экологии. Безусловно, функции государства носят объективный характер. Однако несмотря на то, что природа общих дел, которые неизбежно появляются у объединившихся в ассоциацию людей, и способы их осуществления при помощи государственной власти, независимы от сознания и воли людей, в том числе и тех, кто управляет государством, выбор целей, стоящих перед обществом, и средств их достижения в известной мере происходит сознательно и зависит от того, насколько правильно поняты общественные потребности и насколько верно оценены имеющиеся средства их удовлетворения. Если направления деятельности определены ошибочно и общие дела не реализуются, рано или поздно их будут вынуждены изменить и привести в соответствие с объективными потребностями общественного развития.

В связи с этим необходимо отметить, что одной из специфических особенностей экологической функции государства можно считать более значительное в сравнении со многими другими функциями государства влияние на ее формирование и развитие социальных идей, верований, религиозных представлений, научных концепций, отражающих представления людей, живших в разные времена, о характере отношений человека и природы. Это в немалой степени определяло характер и способы деятельности государственного механизма в данной сфере.

Еще в Древнем Египте миросозерцание населения основывалось на признании зависимости жизни людей от природы, ее ритмов. В надписях, сделанных на пирамидах и датированных почти XXI в. до н.э., говорится: "Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира". Правящие круги этой страны в течение тысячелетий вырабатывали нормы природопользования, первоначально на своего рода естественных моделях — священных животных, урочищах и т.д. Потомкам остались в наследство работы египетских жрецов по мелиорации, ирригации, другим направлениям науки. Учитывались сезонные природные ритмы, календарь в Египте появился около IV тысячелетия до н.э. Уже в то время стали возникать первые природно-заповедные объекты, прежде всего рощи, столь необходимые для сохранения естественных ландшафтов пустынной зоны при условии высокой плотности населения и интенсивной хозяйственной деятельности в долине Нила.

Ключевым учением буддизма и индуизма, предписывающим почтительное отношение к природе, является представление о сансаре (с санскрита — "странствование"), согласно которому душа каждого человека после смерти тела переселяется в другое тело. Причем это может быть тело животного или растения, а не только человека.

В эпоху существования древнегреческой цивилизации государство соизмеряло свою политику с представлениями о свойствах природного окружения. Мышление человека античного времени предполагало взгляд на природу как на нечто подвижное, изменяющееся, цельное явление. Каждый, и свободный, и находящийся в рабстве, должен был подчиняться господствующим законам природы, которые представали перед ним в качестве "рока", судьбы, определяющей всю его жизнь. Для древнегреческой культуры была свойственна поэтизация природы.

В работе "О воздухах, водах и местностях" Гиппократ рассмотрел не только чисто медицинские аспекты взаимодействия человека и природы, выделив в качестве фундаментальной связи, объединявшей людей и окружающую среду, условия их проживания, от чего зависят здоровье и жизнь каждого члена общества. Он сделал попытку наметить концепцию политического развития полиса, включая и его экологические аспекты.

Аристотель полагал, что собственно социальные структуры уходят своими корнями именно в природу. Он проводил аналогии между развитием общества, государства и сообществ живых существ и растений. В своей работе "Законы" Платон ратовал за бережное отношение ко всему живому, земле. Он выступал против браконьерства, ночной охоты, применения капканов и сетей (5, с. 218).

О господстве человека над природой говорится в священной книге иудаистов Торе (с еврейского — Закон). С начала возникновения христианства служители его культа включили Тору в состав Библии, назвав ее "Пятикнижием Моисеевым", и тем самым сделав повеление Бога, данное им иудеям, владеть земной природой повелением Бога христианам (6, с. 230).

Заслугой многих древнеримских авторов (Катон, Варрон, Калумелла) является обоснование ими политико-экологических концепций развития государства. В период республики и империи широко использовался опыт предыдущих цивилизаций по охране природы, освоению ее богатств. Римские города, другие населенные пункты являлись образцами соблюдения правил санитарии, которые были достигнуты европейцами лишь в XX в. Они имели развитые системы водоснабжения чистой родниковой водой или водой из горных ледников. Поражают созданные в них системы канализации, другие элементы жилищно-коммунального хозяйства.

Труды римских ученых, хорошо известные их современникам, содержали множество рекомендаций, касающихся уменьшения воздействия вредных факторов на окружающую среду. Так, Страбон сообщал конкретные сведения о вредителях сельского хозяйства и борьбе с ними, о необходимости и способах постройки высоких труб для вредного дыма при выплавке металлов, о городских нечистотах и методах их очистки и т.д.

В христианской культуре природа хотя и рассматривалась как нечто сотворенное Богом, но более низкое, чем сам человек. Мало того, она считалась источником зла и греха. Христианство использовало образы животных как символы добра и зла. А.И.Герцен писал, что средневековые схоласты "считали природу подлой рабой, готовой исполнять своевольную прихоть человека, потворствовать всем нечистым побуждениям, отрывать от высшей жизни, и в то же время они боялись ее тайного демонического влияния... Ученые занятия в это время получили характер чисто книжный, которого они в древнем мире не имели: кто хотел знать, открывал книгу, от жизни же и от природы отворачивался".

В Коране, священной книге приверженцев ислама, была провозглашена идея господства человека над природой. Во второй главе Корана приведены следующие слова Аллаха: "О, люди! Поклоняйтесь нашему Господу, ... который землю для вас сделал ковром, а небо — зданием, и низвел с неба воду, и вывел ею плоды пропитания для вас".

На стремлении человека к моральному совершенству, в том числе и в результате построения гармонических отношений с окружающим миром, в значительной мере строились идеи Возрождения. Так, Томас Мор в написанном им известном труде "Утопия" обращал внимание на необходимость бережного, благодарного отношения к природе.

В Новое время ряд мыслителей (Ф.Бэкон, Р.Декарт; Б.Спиноза и др.) доказывали, что природа в их эпоху "из храма превратилась в мастерскую, а человек в ней работник". Это служило идеологическим обоснованием политики европейских государств по освоению природных богатств, что зачастую осуществлялось в ущерб охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Последствия такого подхода с учетом бурного развития науки и техники оказались губительными для экосистем, состояние которых к рубежу XIX и XX вв. в освоенных частях нашей планеты значительно ухудшилось.

В труде Ш.Л.Монтескье "О духе законов" была сделана попытка установить степень влияния природы на политическую организацию общества. Этот мыслитель утверждал, что в состоянии, "предшествовавшем образованию общества", люди жили лишь по законам природы, причем "первым естественным законом человека" был мир, а не война. Второй естественный закон — "стремление добывать пищу", третий — "просьба, обращенная одним человеку другому", "желание жить в обществе — четвертый естественный закон человека". Ш.Л.Монтескье попытался найти связь принципов политического правления и размеров территории, занимаемой государствами. Геополитический подход к объяснению взаимосвязи той или иной формы государственного устройства и природы получил развитие в работах Ж.Ж.Руссо.

Опубликованная в 1778 г. работа Ж. Бюффона "Эпоха природы" содержала соображения автора о семи периодах развития Земли. В течение последнего, по мнению автора, "к силам природы присоединилось могущество человека". Ученик Ж. Бюффона Ж.Ламарк, продолжая развивать идеи последнего о часто губительном воздействии человека на природу, писал: "Человек, ослепленный эгоизмом..., вследствие беззаботного отношения к будущему и равнодушия к себе подобным ... сам как бы способствует уничтожению средств к самосохранению и, тем самым — истреблению своего вида ... Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав Земной шар непригодным для обитания".

К этому времени стали все более заметными призывы отказаться от сугубо потребительского отношения человека к природе. Много сторонников нашли взгляды Л.Н.Толстого, выдвинувшего принцип ненасилия, распространив его и на природу, и А.Швейцера, который призывал к благоговению перед жизнью. П.В.Флоренский писал, что недопустимо насилие человека над окружающей средой, принесение природы в жертву человеческой сиюминутной корысти. Учение В.И.Вернадского о ноосфере предполагало преодоление имеющего пока место противоречия между природой и культурой, знанием и моралью.

Считая, что прогрессивное развитие общества и человека, а, следовательно, и права, идет в направлении преодоления неравенства между человеком и природой, а весь ход человеческой истории связан с преодолением зависимости и "подчиненности человека силам природы", Е.Н.Трубецкой по этому поводу писал: "Если мы не боимся диких зверей, если море послушно носит наши корабли, ветер приводит в движение наши мельницы, а электричество переносит наши мысли из конца в конец Вселенной, то этим мы обязаны, разумеется, прежде всего, тому, что живем в организованном обществе людей. Необходимым же условием всякого организованного общества является право, которое связует множество лиц в единое целое".

Таким образом, на всех этапах существования российского государства на формирование его политики в области экологии прямо или косвенно оказывали влияние разного рода социальные, научные, правовые идеи. При этом трудно отделить те из них, которые родились непосредственно в недрах российского общества от привнесенных из других стран. Это свидетельствует об идентичности проблем, стоявших перед Россией и другими государствами в течение соответствующих исторических периодов. Данное обстоятельство также говорит о том, что успешное решение задач по охране окружающей среды возможно при тесном взаимодействии народов, населяющих регион, часть света, нашу планету.

Для экологической функции дореволюционного Российского государства, помимо внутреннего, был характерен и внешний аспект. Их единство и взаимосвязь также являются проявлением комплексного характера данной функции. Внешний аспект в течение существования дореволюционного Российского государства являлся менее значимым, чем в настоящее время. Главной причиной этого являлась гораздо меньшая степень остроты экологических проблем, стоящих перед человечеством в течение второго тысячелетия нашей эры, за исключением XX в. Тем не менее, международным вопросам охраны и использования природных комплексов в тот период в ряде случаев также уделялось внимание.

При эксплуатации некоторых экосистем совместно несколькими государствами подписывались соответствующие акты. Так, в 1541 г. был заключен договор, позволявший использовать Беловежскую пущу в качестве заказника для охоты русских и литовских князей, а затем и польских королей. Кстати, Беловежская пуща объявлялась заповедной еще во времена существования Владимирско-Волынского княжества (ХШ в.). Тогда в ней была запрещена охота на всех животных.

В эпоху массового развития промышленного производства, увеличения численности населения, роста урбанизации стало более заметным загрязнение окружающей среды в экономически освоенных районах мира. Международное общественное мнение активно реагировало на подобное развитие событий, что потребовало участия правительственных структур и общественности в решении данной проблемы. Некоторые государства мира, правящие круги которых осознали необходимость сотрудничества в области экологии, с этой целью стали налаживать контакты. После организации в 1910 г. Международного союза охраны природы со штаб-квартирой в Швейцарии Россия стала ее членом, в которой ее представляли видные ученые И.П.Бородин и Г.А. Кожевников. На рубеже XIX и XX вв. Россия стала участником многих международных соглашений (например, с США и Японией об охране морских котиков, 6 ноября 1897 г.) и международных экологических форумов, в том числе Первой международной конференции по охране природы (Берн, 17-19 февраля 1913 г.).

Будучи одной из наиболее значимых, экологическая функция и в течение IX — начала XX вв. была тесно связана с другими функциями Российского государства. Такая связь вытекает из неотделимости и комплексности направлений деятельности государства по решению насущных задач, которые когда-либо стояли перед обществом. Это подтверждается популярной у ученых-юристов идеей генеральной функции государства. Под ней обычно понимают реализацию общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования. Среди последних называют целый ряд условий, без выполнения которых немыслима жизнедеятельность общества — экономические, социально-культурные, политические, природные и др.

Связь экологической и экономической функций дореволюционного Российского государства очевидна. Использование компонентов природной среды для хозяйственных целей осуществлялось на самых ранних этапах развития древнерусского общества. По мере увеличения потребности в продуктах питания, других материальных благах масштабы такой деятельности увеличивались.

Активное вмешательство государства в процесс природопользования началось в период развития имущественных отношений. Распространение общинной, княжеской, церковной, а затем и частной собственности на земли с находящимися на них лесами, сельскохозяйственными угодьями, водными объектами, охотничьими, бортными ресурсами, а также на недра привело к формированию нормативно-правовой базы, закрепляющей правила хозяйственного использования и охраны ресурсов окружающей среды. Необходимость решения множества природно-хозяйственных задач способствовала развитию системы государственных органов общей, а затем и специальной компетенции. В течение длительного времени правоохранительной деятельностью как в области экономики, так и в области природоохраны занимались одни и те же органы государства, а также негосударственные институты.

Следует отметить, что решение задач охраны окружающей среды во многом способствовало более успешной деятельности государства в хозяйственной сфере. Так, борьба за сохранение лесов, объектов животного мира, предотвращение эрозии почв явились предпосылкой преумножения экономических ресурсов страны. Примером действий государства с этой целью служит принятый в 1712 г. указ о сохранении почвенного покрова при рубке лесов.

В течение последних двух столетий существования царской России экологические требования общества к хозяйственной деятельности явились фактором ограничения последней и стимулом модернизации экономики. В этом Россия шла в ногу с другими европейскими странами. К примеру, германское пандектное право запрещало всякие "выделения", выходящие за пределы "обыкновенного",— дым, пар с фабрик, угольную пыль, выбросы в атмосферу вредных веществ и т.п. Согласно Германскому гражданскому уложению 1900 г., собственник земельного участка мог требовать, чтобы на соседних участках не возводились сооружения, в процессе использования которых будет происходить излишне "недопустимое воздействие" на его участок.

В России также вводились ограничения на размещение промышленных предприятий, их влияние на окружающую среду. Согласно российскому Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (в редакции от 18 декабря 1885 г.), "если кто-либо построит признанные по закону вредными для чистоты воздуха или воды фабрику, мануфактуру или завод в городе или хотя вне города, но выше онаго по течению реки или протоки, то сии заведения уничтожаются на счет виновного и он подвергается: аресту на время от семи дней до трех месяцев или денежному взысканию не свыше трехсот рублей". В целях охраны ценных природных ландшафтов из сельскохозяйственного оборота, оборота лесного хозяйства выводились некоторые земли, предназначенные для организации на них заповедников, парковых зон. К примеру, барон Ф.Э. Фальц-Фейн на базе созданного в 1874 г. на юге Украины зоопарка в 1898 г. организовал первый частный степной заповедник "Чапли" ("Аскания-Нова"), для которого выделил 500 десятин земли, объявив их "защитный" режим на вечные времена. Были также созданы частные заповедники в имениях князя Карамзина (заповедано 600 га девственной степи в Бугурусланском уезде), графа Шереметьева ("Лес на Ворскле"), на Кавказе (реликтовые рощи Пицунды, Лагодехи и др.).

В то же время действия государства по развитию форм хозяйствования, модернизации экономики в основном позитивно сказывались на природоохране. Наиболее показательны в этом отношении мероприятия, направленные на проведение "столыпинских реформ". Произошедшие в результате их изменения характера землепользования повысили заинтересованность крестьян в рациональном использовании и охране угодий.

В дореволюционной России была очевидной связь экологической и политической функций государства. Характерное для феодального общества стремление властителей разного рода и масштаба укрепить свое влияние за счет расширения принадлежащих им земель было присуще правящим кругам на Руси. Наличие богатых лесных, охотничьих угодий, земель с изобилующими рыбой водоемами, недрами, которые содержали полезные ископаемые, рассматривалось как залог власти и могущества. В Новое время, в период абсолютизма, подобные движущие силы укрепления политической системы страны не только сохранились, но и приобрели большую, чем прежде, значимость. Государство целенаправленно предпринимало усилия по расширению пределов своего политического и экономического влияния. Многочисленные экспедиции должны были изучить отдаленные от Санкт-Петербурга районы земли и распространить на них политическую власть российского монархического режима. Так, в состав империи были включены вся северная часть Евразии и северо-западное побережье Америки. Происходило использование их природных ресурсов, предпринимались меры по охране компонентов этих экосистем.

Возможно проследить взаимосвязь экологической и социальной функций государства в дореволюционной России. Она многообразна и отличалась значительной динамикой по времени. Использование природных ресурсов для обеспечения развития общества, удовлетворения материальных и духовных потребностей его членов, создания необходимой социальной стабильности в нем осуществлялось во все времена. Однако особенно эта сторона деятельности государства была существенна в древности, когда люди в большой степени зависели от стихийных сил природы.

Важность проведения мероприятий по предотвращению губительных пожаров, эпидемий и эпизоотий осознавалась государством постоянно. Об этом свидетельствуют многочисленные правовые акты, принимающиеся как в общегосударственном масштабе, так и на локальном уровне, посвященные необходимости правил противопожарной безопасности, а также соблюдения требований санитарии. По вступлении России в период промышленной революции обеспечение удовлетворительного качества окружающей среды становится в индустриальных центрах, прежде всего в Санкт-Петербурге и Москве, одной из важных социальных задач.

Таким образом, можно отметить, что объективно существующая экологическая функция дореволюционного Российского государства обеспечивала насущные потребности общества при его взаимодействии с окружающей средой. Сочетаясь с другими функциями государства, она в последний период существования Российской Империи вошла в число наиболее важных.

2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Еще до возникновения государства восточных славян перед их социальными сообществами со всей определенностью стояла проблема взаимоотношения человека и природы. В предыдущем параграфе мы сравнительно подробно останавливались на ее характеристике. Многовековой опыт общения с окружающей средой подсказывал нашим предкам наиболее рациональные способы поведения для того, чтобы оградить себя от непредсказуемого воздействия стихийных сил, использовать для своих нужд естественные ресурсы, удовлетворять эстетические и духовные потребности в рамках родных ландшафтов. Возникали определенные своды правил поведения людей в отношении природы, складывались ритуалы, обычаи, традиции деятельности человеческих сообществ по их выполнению, предусматривались меры наказания за их нарушение. При распределении социальных обязанностей в рамках семьи, рода, племени, общины некоторые наиболее авторитетные их члены принимали на себя труд руководить выполнением тех или иных функций.

В процессе формирования государства складывалась совокупность правовых норм, возникали правоисполнительные и правоохранительные институты, которые, помимо прочего, обеспечивали решение вопросов, связанных со взаимодействием общества и природы. Черты механизма государства менялись, по мере усиления значимости экологической функции появлялись, получали развитие его звенья, специально предназначенные для осуществления этой функции. Надо отметить, что уже к началу XX в. Российское государство обладало разнообразными средствами правового воздействия на общественные отношения в области экологии.

Можно согласиться с И.И.Мушкетом в том, что механизм государства является разновидностью социального механизма, и в силу этого он может быть определен как упорядоченная, сбалансированная и устойчивая система средств для достижения поставленных целей определенными методами. Функции государства характеризуют его целевое назначение в определенной области социальной жизни. Реализация функций государства заключается в решении им задач в соответствии с определенными целями развития общества, что предусматривает осуществление комплекса мероприятий, выполняемых государством постоянно и последовательно. Реализация экологической функции осуществляется посредством функционирования государственно-правового механизма воздействия на общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Он действует в соответствии с идеями, началами, выражающими сущность реализации государственной власти и закрепляющими стабильные нормативно-правовые положения, в соответствии с которыми строится нормативная база правового регулирования, а также определяются права и обязанности субъектов права.

Рассматривая историю реализации экологической функции в дореволюционной России, следует отметить, что на разных ее этапах эта деятельность осуществлялась не только собственно органами государства. В древности решение указанных задач брали на себя другие социальные институты. Среди них наиболее значимыми являлись крестьянская община, конфессиональные структуры (сначала языческие, а затем христианские), вотчинники, служилые люди. Однако общее направление их деятельности совпадало. Это обусловливалось однозначным характером действия основных факторов взаимодействия общества и природы, пониманием задач по предотвращению негативных воздействий стихийных сил природы, сохранению природных ресурсов как основы существования людей, затерянных на бескрайних лесных просторах огромной Великой русской равнины, слабым развитием производительных сил.

Последний период рассматриваемого нами отрезка российской истории (вторая половина XIX — начало XX вв.) также характеризуется значительной ролью негосударственных институтов в правовом воздействии на общественные отношения в области взаимодействия общества и природы. К этому времени получило значительное развитие осознание образованной частью россиян необходимости противостояния начинающемуся экологическому кризису, что нашло отражение в расширении природоохранительного движения общественности. Многочисленные общественные организации прилагали много усилий для подготовки и принятия законопроектов, необходимых для того периода развития природоохранной деятельности государства. Так, под влиянием общественного авторитета В.В.Докучаева на базе научных разработок ученого после засух и голода на юге России в 1993 г. был принят Закон о сохранении лесистости в степной и лесостепной зонах.

Решая задачи, поставленные перед ним обществом в сфере охраны окружающей среды, государство осуществляет целый комплекс мероприятий. В дореволюционной России реализация экологической функции государства осуществлялась в различных формах. Их содержание претерпело значительные изменения. Однако независимо от различных обстоятельств государственный механизм, построенный по определенным правилам и законам, предполагает наличие определенных форм такой реализации. Ими являются организационные и правовые.

Под формами организационной деятельности понимается однородная по своим внешним признакам деятельность государства, не влекущая за собой правовых последствий. Рассматривая организационные формы, следует отметить, что в отличие от последующих периодов в допетровское время в их рамках осуществлялась весьма хаотичная и бессистемная деятельность государства, а подчас и других социальных структур.

Среди наиболее значимых организационных форм следует указать организационно-регламентирующую деятельность государства, которая представляет собой текущую организаторскую деятельность государственных органов, направленную на разрешение тех или иных конкретно-практических задач, связанных с охраной окружающей среды.

В течение всего допетровского периода такого рода деятельность производилась в основном применительно к решению отдельных вопросов, часто не связанных один с другим (обеспечение сохранности лесных засечных полос, разведка месторождений полезных ископаемых и др.). Причем эти действия производились не только и не столько государственными органами. Многие вопросы решались церковью, общиной-вервью, вотчинниками и другими участниками правоотношений.

В ходе проведения петровских реформ и в последующие периоды произошла резкая активизация организационной деятельности государства в области охраны окружающей среды. Бюрократизация государственного аппарата выдвинула на первый план организационно-регламентирующую деятельность по обеспечению сохранности наиболее ценных видов природных ресурсов, благоустройству урбанизированных территорий, улучшению санитарного состояния населенных пунктов.

Примечательным событием, отражающим активизацию такой деятельности государства в самом начале правления Петра I, стала закладка в 1696 г. рощи "Дубки" около города Таганрога. Она явилась первым в стране опытом лесоразведения в открытой степи. Спустя столетие такие работы приобрели уже широкий размах. Под руководством известного естествоиспытателя И.Я.Данилевского начались масштабные работы по лесовосстановлению — посажен сосновый лес на тысяче десятин на песчаных берегах реки Северский Донец. Были созданы при Московском госпитале и Медико-хирургической школе в 1706 г. ботанический сад, а в 1714 г. в Санкт-Петербурге "Аптекарский огород", в 1824 г. преобразованный в Императорский ботанический сад. В Крыму в 1812 г. правительственным указом учрежден Никитский ботанический сад. В целом подобная картина такого рода деятельности в основном сохранилась и на протяжении XIX, и в начале XX вв.

Другой организационной формой деятельности государства по реализации экологической функции выступает организационно-экономическая деятельность. Она состоит в разнообразной хозяйственной работе, которая направлена в основном на финансовое обеспечение мероприятий в сфере охраны окружающей среды. Практически отсутствовала система использования средств, получаемых в порядке применения мер наказания за экологические нарушения, для финансирования природоохранительных мероприятий. Между тем, законодатель и в тот период предусматривал довольно высокие штрафные санкции за правонарушения. При этом часто учитывались как государственные, так и частные интересы. К примеру, в Уставных и Жалованных грамотах XV-XVI вв. за самовольную ловлю рыбы и бобров устанавливался двухрублевый штраф, из которого рубль шел царским наместникам, а рубль в пользу тех, чьи права были нарушены. Организационно-экономическая деятельность, предусматривающая установление определенного порядка получения и освоения средств на природоохранительные нужды, получила развитие в период укрепления абсолютизма. Регулярное финансирование мероприятий по охране отдельных видов природных ресурсов началось в первой четверти XIX в., когда в составе отдельных ведомств появились подразделения, в задачи которых входило сбережение вверенных им природных объектов — лесов, недр, рек, животного мира.

Третьей организационной формой деятельности государства является организационно-идеологическая. Она состоит в проведении постоянной пропагандистской, разъяснительной работы с разными слоями населения по формированию общественного мнения в отношении необходимости сознательной и целеустремленной охраны окружающей среды. Разумеется, такая деятельность в течение истории дореволюционной России осуществлялась по-разному. В Древней Руси она проявлялась весьма своеобразно — даже после утверждения христианства в стране сохранялись языческие представления людей о необходимости бережного отношения к природным объектам, поддерживаемые властями и в последующие периоды.

В осуществлении организационно-идеологической деятельности, особенно во второй половине XIX — начале XX вв., государство в большой степени опиралось на поддержку общественности, пропагандировавшей идеи охраны природы и рационального природопользования. Примечательно, что, выступая с докладом на тему "Об охране участков растительности, интересных с ботанико-географической точки зрения" (в 1914 г. он был издан отдельной брошюрой "Охрана памятников приводы") на состоявшемся 1910 г. XII съезде естествоиспытателей и врачей России, И.П.Бородин призвал охранять природу и тем самым выполнять "наш нравственный долг".

Организационные формы отражают лишь одну сторону действия механизма реализации экологической функции государства. В такой же степени значимы ее правовые формы. Под ними понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность органов государства, направленная на принятие и реализацию правовых норм. К правовым формам реализации экологической функции государства относятся виды деятельности государства: правоустановительная, правоисполнительная, правоохранительная.

Среди правовых форм реализации экологической функции на протяжении всего существования Российского государства в рассматриваемых временных рамках наиболее последовательно осуществлялась правоустановительная деятельность. Под ней понимается определение государством общеобязательных правил поведения, выполнение которых является непременным условием сохранения стабильности и правопорядка. В ходе такой деятельности государством формируется необходимая нормативно-правовая база, закрепляющая нормы поведения субъектов общественно-экологических отношений.

Данный вид деятельности является необходимой основой в общем комплексе усилий государства по реализации любой, в том числе экологической функции. Посредством правоустановительной работы достигается ряд целей. Во-первых, легализуются участники общественных отношений в качестве субъектов права, определяется их правовой статус (систему субъективных прав и юридических обязанностей участников общественно-экологических отношений); во-вторых, устанавливается система органов государства, участвующих в реализации экологической функции, в-третьих, предусматриваются правовые средства решения вопросов охраны природы.

История природоохранного законодательства имеет глубокие корни. Так, очевидно, первым из известных актов об охране природы был закон об охране лесов, изданный царем Древнего Вавилона Хаммурапи в XVIII в. до н.э. Император Ашоки (Древняя Индия) в 240 г. издал Эдикт, запрещающий убивать беременных самок и зверей моложе полугода. Он же обнародовал первый список охраняемых животных — зверей, птиц, рыб. В эфиопском юридическом документе "Фетха Негест" (IV в. до н.э.) содержится статья, изымающая из гражданского оборота речную рыбу, птицу, степных и лесных животных, которые не должны были покупаться и продаваться. В римском праве вещами, изъятыми из гражданского оборота, были объекты государственной собственности и предметы общего пользования — море, атмосфера Земли, проточная вода.

В Древней Руси экологизированные правовые нормы содержались в комбинированных источниках, таких, как "Русская Правда" (в частности, в ХI в. киевский князь Ярослав Мудрый в ней закрепил правила регулирования использования промысловых животных, охраны их местообитаний). При царе Алексее Михайловиче было издано 67 указов, посвященных охране окружающей среды,— первый в истории нашей страны о регулировании рыбной ловли (1669 г.), об охоте, о сохранении лесов в Якутии ("не жечь и не сечь лесов в явачных местах, дабы зверь не бежал"), о государевых заповедных лесах (запрещалось "в Государевы заповедные леса всяких чинов людям, помещикам и вотчинникам и их людям и крестьянам въезжать и лосей и иных никаких зверей побивать") и др.

В предреволюционной России появилось множество специальных законов, охватывающих практически весь спектр отношений, складывающихся по поводу взаимоотношений общества и природы. Тенденции развития правотворчества в данной сфере могли бы привести к кодификации российского экологического законодательства.

Правоисполнительная форма заключается в осуществлении деятельности органов государства, различного рода организаций, отдельных людей — всех участников экологических правоотношений, направленной на выполнение требований норм права по охране окружающей среды. Однако, главным образом, данная форма деятельности проводится в рамках экологического управления усилиями специально уполномоченных на то государственных органов.

Правоисполнительную деятельность называют также управленческой. Она представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства. Этот вид деятельности проявляется во множестве форм конкретной работы, необходимых для детального регулирования общественно-экологических отношений. Осуществление данного вида деятельности государства в значительной мере обеспечивает реализацию экологического права.

В то время, как в зарубежной Европе уже в средние века шел процесс организации государственных структур по управлению охраной природных ресурсов (в качестве примера приведем созданное французским королем Карлом V в XIV в. специальное управление "Воды и леса" для охраны лесов), автору не удалось обнаружить источники, которые свидетельствовали бы о последовательной природоохранной правоисполнительной деятельности Российского государства в допетровский период. В противоположность этому начиная с XVIII в. возникло несколько специально уполномоченных органов, вместе с другими государственными структурами на правовой основе ведавших решением проблем экологии.

В качестве третьей формы реализации экологической функции государства выступает правоохранительная деятельность. Она находит воплощение в работе компетентных органов, которым надлежит обеспечивать выполнение требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Правоохранительная деятельность как форма реализации государственных интересов может рассматриваться как в узком (как деятельность правоохранительных органов), так и в широком смысле. В соответствии с расширительным пониманием правоохранительная деятельность рассматривается как специфический аспект разных видов государственной деятельности. В этом смысле законотворческая, правоприменительная, юрисдикционная, правонаделительная или надзорная деятельность интерпретируются как специфические подсистемы единой в методологическом отношении правоохранительной деятельности.

Несмотря на то, что правоохранительная деятельность как особый вид социальной деятельности носит объективный интернациональный в определенных хронологических рамках, вневременной характер, однако институализация (организационно-правовая, организационно-структурная, лексическая) тех или иных субъектов ее осуществления — явление субъективное, обусловленное для каждого периода времени национальными условиями и традициями, в том числе правовыми.

При том, что основное содержание правоохранительная деятельность в дореволюционной России в области охраны окружающей среды не претерпело значительных изменений в течение всего тысячелетия, необходимо отметить, что с учетом специфики ее исторического развития в сравнении со многими европейскими странами довольно отчетливо проявлялось этатизированное начало. Оно может рассматриваться как тотальное присутствие государства во всех сферах жизнедеятельности социума и ориентация на насилие как основную форму проявления государственного принуждения по отношению к социуму.

Следует обратить внимание на то, что формально этатизированный тип правоохранительной системы наиболее эффективен с точки зрения обеспечения государственных интересов. При этом наибольшая эффективность правоохранительной системы подобного рода, как правило, связана с деятельностью в условиях чрезвычайной ситуации. Однако подобная позиция аксиоматична только для тоталитарных режимов, поскольку государства демократической ориентации озабочены обеспечением подлинной свободы своих граждан — свободы экономической, политической, духовной, видя именно в этом главный государственный интерес.

В наибольшей степени этатизированность была характерна для абсолютистского государства (XVIII — первая половина XIX вв.). Наличие такого подхода к организации деятельности правоохранительной системы имело некоторые положительные результаты в сфере природоохраны. Введение императивных норм и жесткие требования их исполнения при заметной положительной динамике в осознании обществом необходимости бережного отношения к компонентам окружающей среды способствовали улучшению, определенному прогрессу в сфере экологии.

Элементы другого институционного начала – социализированности (понимаемой как ограничение роли государства в политической системе интересами социума, в том числе интересами отдельных его членов, и ориентация на использование принуждения как средства эффективного обслуживания социума) появились в ходе осуществления данного вида деятельности в области охраны окружающей среды лишь к началу XX в. Помимо результатов действия интенсивного процесса либерализации российского общества это обусловливалось сравнительной его открытостью в многообразных отношениях с экономически развитыми странами, стремлением правящих кругов России модернизировать отечественную правоохранительную систему с учетом опыта государств Западной Европы и Северной Америки. Безусловным достижением последнего столетия существования Российской Империи можно считать расширение методов профилактики экологических правонарушений (широкая разъяснительная работа, использование средств массовой информации, увеличение круга собственников природных ресурсов и т.д.), а также специальных правоохранительных органов, призванных обеспечивать охрану экологического правопорядка.

Правоохранительная деятельность как необходимое условие реализации экологической функции государства, прежде всего, направлена на предупреждение экологических правонарушений. Такого рода деятельность активно проводилась в течение всего времени существования дореволюционного Российского государства.

Для этого использовались различные средства идеологического характера. Язычество, а затем и православная церковь, вотчинники и руководство крестьянской общины, государственные чиновники и деятели искусства убеждали соотечественников в необходимости бережного отношения к природе, ее ресурсам. Представители правоохранительных органов, начиная со времени петровских реформ, информировали население о мере ответственности за экологические правонарушения. Профилактическое значение имели также экономические преобразования в стране, имевшие следствием расширение хозяйственной свободы природопользователей, повышение их заинтересованности в сохранности и наилучшем состоянии земель, недр, вводных объектов, лесов.

Задачей другого направления правоохранительной деятельности пресечения неправомерных действий — является «прекращение уже случившегося противоправного деяния, принятие мер по установлению, розыску и задержанию правонарушителя». В ходе становления Древнерусского государства довольно долго еще сохранялись многие черты, пережитки родового строя. Решением указанной выше задачи, в том числе и в сфере охраны природы, занимались органы общей компетенции. Однако постепенно эти задачи стали возлагать на отдельных должностных лиц, поручать их выполнение преимущественно каким-то одним органам.

С возникновением государства появляются и такие специальные органы. Самые ранние свидетельства об их существовании относится к памятникам письменности Древнего Египта. В период IV династии (2815 — 2294 гг. до н.э.) должностные лица, ответственные за безопасность в провинциях Египта, именовались "Судья-комендант полиции". Большое внимание организации полицейских сил уделял Хур Мохеб (около 1340 г. до н.э.). Он создал подразделение речной безопасности, занимавшееся борьбой с пиратством, досмотром подозрительных судов и защитой разрешенной законом деятельности на реке. Рамзес III (1198 -1166 гг. до н.э.) наделил полицию большой властью и обязал горожан под страхом сурового наказания оказывать ей содействие. Наиболее серьезные усилия были направлены на поддержание полиции, обслуживающей захоронения. Из сохранившегося описания крупного ограбления в Фивах (около 110 г. до н.э.) выясняется, что город в административно-полицейских целях был разделен на два сектора — восточный и западный — под началом двух принцев.

В Ветхом и Новом заветах можно найти упоминания об особых отрядах людей, отправляющих охранительные функции. В книге «Песня песней Соломона" (200-100 гг. до н.э.) говорится: "Встретили меня стражи, обходящие город; избили меня, изранили меня; стерегущие стены сняли с меня покрывало"; В Книге Пророка Исайи (740 — 700 гг. до н.э.) встречаем: "На стенах твоих, Иерусалим, я поставил стражей, которые будут бдить и ночью и днем"; в Новом Завете, в Книге "От Матфея святое благовествование", находим любопытное свидетельство: "Мирись с соперником своим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтоб соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя служителю, и не ввергли бы тебя в темницу".

В Древнем Риме после принятия законов "Двенадцати таблиц" (451 г. до н.э.) в появились "преследователи убийц" ("филеры за убийцами"). На них возлагалось расследование убийств и розыск преступников. К концу старого летоисчисления в Риме появилась жандармерия, служащие которой были расквартированы по всей стране. Офицеры имели право арестовывать нарушителей. По ночам порядок на улицах Рима обеспечивали патрули.

Третьим направлением правоохранительной деятельности является привлечение нарушителей природоохранительного законодательства к ответственности. Нормы права, предусматривающие ответственность за правонарушения в области экологии, в течение всего периода существования дореволюционного Российского государства предписывали суровые меры наказания, по своему характеру соответствующие своему времени. Чрезвычайно суровой была кара за нарушение запрета нахождения в пределах объявленных в 1571 г. заповедными засечных лесов, имевших оборонное значение ("чтобы не было троп и дорог"). Виновным грозила смертная казнь.

В регулировании общественных отношений в сфере экологии в дореволюционной России осуществлялось с использованием двух юридических подходов — административно-правового и гражданско-правового. Общей закономерностью является довлеющее положение первого по отношению ко второму, что, как уже отмечалось выше, отражает преобладание этатизированного начала в жизни Российского государства на протяжении позднего допетровского этапа и последующих периодов. Роль гражданско-правового подхода, использование которого получило распространение в основном в сфере природопользования, была выше в Древней Руси (когда имущественные права князей на природные ресурсы не были столь широкими, как позже) и начиная с правления Екатерины II, значительно расширившей права частных собственников, прежде всего, на недра и леса.

В юридической литературе, посвященной исследованию экологической функции государства, предлагается, помимо указанных выше форм ее реализации, а также рассмотренных нами подходов, использование других категорий. Так, И.С.Уханов считает, что государство в процессе регулирования общественно-экологических отношений применяет ряд методов, среди которых: юридический, экономический, идеологический.

Под юридическим методом им понимается совокупность закрепленных нормами права приемов и способов воздействия на общественные отношения в области экологии. Этот метод присущ как организационной, так и правовой формам реализации экологической функции государства. Юридический метод имеет две стороны — административно-правовую (характерную преимущественно для регулирования отношений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности) и гражданско-правовую (основная сфера применения – регулирование отношений по использованию природных ресурсов).

По мнению указанного автора, экономический метод заключается в создании таких условий для субъекта отношений в области экологии, при которых последний, причиняя вред окружающей среде и нерационально используя природные ресурсы, несет убытки. Одновременно предусматривается и экономическое стимулирование охраны природы. Этот метод тесно связан с организационно-экономической деятельностью (относится к организационной форме реализации экологической функции государства), которая состоит в повседневной хозяйственной работе, направленной на обеспечение мероприятий в данной сфере интересов общества.

Идеологический метод регулирования общественных отношений в области экологии представляет собой совокупность действий государства по экологическому воспитанию, образованию граждан, информированию населения о состоянии окружающей среды, а также по разъяснению их прав и обязанностей в сфере рационального использования богатств природы. К идеологическому методу можно отнести также создание государством условий для участия граждан в общественных экологических движениях и партиях, проведение общественной экологической экспертизы, ведение общественного контроля за рациональным использованием природных ресурсов и их охраной. Он тесно связан с правовым и экономическим методами. Кроме того, он играет важную роль в осуществлении организационно-идеологической деятельности государства, выражающейся в формировании общественного мнения путем постоянной пропагандистской, разъяснительной работы по проблемам экологии.

Разделяя мнение данного специалиста в том, что развитие исследовательского аппарата, предназначенного для изучения содержания и форм реализации экологической функции государства, способствует совершенствованию государственно-правового механизма регулирования отношений в области его взаимодействия с природой, хотелось бы отметить следующее. Предложенные им методы в значительной степени представляются избыточными.

Мы не согласны с тем, что упомянутый юридический метод полностью "покрывает" как правовые формы реализации экологической функции государства (что вполне естественно), так и организационные формы. Несмотря на то, что последние в какой-то мере регламентируются нормами права (что, скажем, спорно в отношении организационно-идеологической формы), они имеют не юридическое, а именно организационное содержание. Подобного же рода изъяны имеют и другие предложенные методы. Их изучение может принести определенную пользу с точки зрения расширения спектра исследовательских средств в теории функций государства.

В заключение следует отметить, что в процессе осуществления экологической функции в течение времени существования дореволюционной России сформировался государственно-правовой механизм регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы. Его развитие проходило неравномерно, противоречиво, с подъемами и падениями. Однако, несомненно, к рубежу XIX и XX вв. он по своим масштабам, качеству входящих в него элементов, степени их связности и слаженности функционирования в основном отвечал необходимым требованиям. Динамика развития этого механизма, степень "встроенности" в систему правового воздействия на общественные отношения в целом свидетельствовали о благоприятных перспективах его развития в дальнейшем, благоприятных перспективах успешной деятельности в области охраны окружающей среды.

Контактный телефон:
7 (095) 958-14-32 (раб.)
Лукъянцев Валерий Павлович


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"