Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИИ И В ДРУГИХ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВАХ

Боголюбов С.А., д.ю.н., профессор,
заслуженный деятель науки Российской Федерации,
заведующий отделом Института законодательства и сравнительного
правоведения при Правительстве Российской Федерации

Состояние окружающей среды и организация рационального природопользования становятся все более актуальной проблемой современности, особенно в промышленно развитых и густонаселенных странах Европы. В конституциях европейских государств получают отражение экологические проблемы и основные способы регулирования отношений человека, общества, государства с окружающей природной средой, предупреждения ее деградации.

На отражение проблем охраны окружающей среды в основных законах европейских стран наложили отпечаток время и исторические обстоятельства подготовки, обсуждения и принятия конституций, уровень социальной защищенности населения, правовые традиции и реалии современности, степень обеспеченности правовых деклараций экономическими условиями жизни, климат, плотность населения и острота наличия, распределения и рационального использования земель и иных природных ресурсов.

В конституциях первой половины ХХ века изредка можно встретить лишь достаточно скупые общие принципы использования природных ресурсов: земли, ее недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха. В конце ХХ века в связи с надвигающимся экологическим кризисом в основные законы стран Европы вносятся не только положения о рациональном потреблении и сбережении природных благ, как условий жизни человека, но и дополнения о правах человека на окружающую среду, его экологических обязанностях, мерах государства по оздоровлению природы, прежде всего, в целях охраны здоровья людей, формах собственности на природные ресурсы.

В конституциях европейских стран ( номера их статей указываются иногда в скобках) можно увидеть кое-что новое для российского конституционного строительства, почерпнуть поучительное и, критически, творчески используя, применить к условиям конституционного и связанного с ним законодательного, правового развития нашей страны. Нередко заслуживают обсуждения проблемы выбора уровня закрепления экологических предписаний, повышения их до конституционного статуса или перенесения в иной закон либо подзаконный акт.

Понятно, что в основных законах предусматриваются лишь вехи, контуры государственной и правовой экологической политики, которая потом проявляется в законодательстве и его применении, соблюдении, исполнении, но и по конституционным нормам-принципам можно судить о главных направлениях, принципах и проявлениях природоохранной деятельности, проецировании ее на остальные конституционные и иные правовые институты.

Немаловажен и полезен сравнительный анализ российских конституционных и иных законодательных природоохранных положений и конститционных природоохранных положений других стран европейского континента.

Анализ и обобщения порой затрудняет некоторая разница в терминологии, но ее можно изредка преодолевать с помощью научного толкования, допустимых профессиональных разъяснений и комментирования.

Охрана окружающей среды тесно связана с природопользованием, логически вытекает из него, что обуславливает взаимосвязь соответствующих конституционных предписаний о статусе, использовании и охране природных ресурсов. Общепризнанным остается положение о том, что природопользование и охрана природной среды в современных условиях не противоречат друг другу, не могут быть взаимоисключаемыми, но, наоборот, неразрывны, являются двумя сторонами "одной медали" − взаимоотношения общества и природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

Конституции европейских стран восприняли и ввели природоохранные нормы прежде всего через европейские концепции прав и свобод человека и гражданина, провозглашая в последней трети ХХ век соответствующие естественные экологические права граждан, включая их в так называемые "права второго поколения".

В Конституции Королевства Бельгии право каждого вести жизнь, соответствующую человеческому достоинству, конкретизируется в праве на здоровую окружающую среду наряду с правом на достойное жилище и правом на культурное и социальное процветание.

По многим европейским конституциям граждане имеют право на здоровую и благоприятную окружающую среду (Словакия, Словения, Украина, Чехия, Югославия) и кроме того: в Болгарии − в соответствии с установленными стандартами и нормативами; в Испании − для развития человека; в Молдове − на экологически безопасную для жизни и здоровья среду, а также на безопасные продукты питания и предметы быта; в Норвегии − на ту окружающую среду, которая сохраняет здоровье, и на охрану природной продовольственной продукции и ее многообразие; в Португалии − жить в человеческой здоровой среде, в условиях экологического равновесия.

В России, Беларуси и ряде иных стран каждый имеет право не только на благоприятную окружающую среду, но и на возмещение соответствующего вреда: в Азербайджане, Молдове, в России − ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением; в Беларуси, Украине − вреда, причиненного нарушением права на благоприятную среду; в Словении закон устанавливает условия и размер возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.

Важным средством обеспечения права на окружающую среду считается получение соответствующей экологической информации. В Азербайджанской Республике каждый обладает правом собирать сведения о подлинном состоянии окружающей среды. В Республике Беларусь гражданам гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды. В Албании, Норвегии, Польше, России, Чехии такое право предусматривается в Конституции лишь в качестве общего принципа, а подробнее − во внутреннем законодательстве и в межгосударственных соглашениях.

В России указанная конституционная формула воспроизводится на уровне Федерального закона "Об охране окружающей среды" 2002 г.; подготовлен, но не принят законопроект о гарантиях прав граждан на экологическую информацию; Россией не ратифицирована европейская Орхусская конвенция о широком доступе всех граждан к экологической информации. В Словакии информация об окружающей среде должна содержать причины и последствия ее состояния.

В Республике Казахстан сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом. Молдова и Украина гарантируют каждому право на свободный доступ к достоверной информации о состоянии природной среды, условиях жизни и труда, качестве продуктов питания и предметов быта и на ее распространение. В Молдове утаивание или искажение информации о вредных для здоровья людей факторах запрещается законом, в Украине такая информация никем не может быть засекречена.

Право на окружающую среду и пользование природными благами может иметь некоторые конституционные ограничения. Так, в России владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Эта конституционная формула повторяет норму гражданских кодексов ряда западноевропейских стран и ст.209 Гражданского кодекса РФ.

В Беларуси осуществление любого права собственности не должно наносить вреда окружающей среде (в Чехии − сверх норм, установленных законом), что подымает природоохранные ограничения на более высокий и широкий уровень. Почти аналогично в Украине: использование собственности не может наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли.

Во многих странах меры по оздоровлению окружающей среды увязываются с обеспечением прав граждан на охрану здоровья (Беларусь, Венгрия, Польша, Россия, Швейцария). В Хорватии каждый имеет право вести здоровый образ жизни, государство обеспечивает право граждан на здоровую окружающую среду.

Права людей на природные ресурсы и окружающую среду ограничиваются также гражданством в ряде государств. В Австрии устанавливаются административные ограничения для иностранцев в отношении купли-продажи земельных участков. В Армении правом собственности на землю не пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных законом. В Литве земля, ее внутренние воды, леса, парки на праве собственности могут принадлежать только гражданам Литовской Республики и государству. В Словении иностранцы не могут приобретать право собственности на землю иначе как в порядке наследования при условии взаимности.

Все большее место завоевывает доктрина обеспечения прав соответствующими обязанностями − как граждан, так и должностных лиц, муниципальных и государственных органов. Некоторые европейские ученые, в то же время, относятся скептически к отражению в конституциях и законодательстве экологических обязанностей, полагая за гражданами преимущественно права, причем от рождения, а за созданными ими государствами − обязанности перед гражданами.

В Российской Федерации (ст. 58), Азербайджане (ст. 78), Беларуси (ст. 55), Болгарии (ст. 55), Испании (ст. 45), Казахстане (ст. 38), Македонии (ст. 43), Португалии (ст. 66), Словакии (ст. 44), Словении (ст. 73), Украине (ст. 66), Финландии (ст. 375), Югославии (ст. 52) предусматриваются обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В Словакии никто не имеет права сверх норм, установленных законом, создавать угрозу или наносить ущерб окружающей среде и природным ресурсам. В Эстонии каждый обязан возмещать нанесенный им окружающей среде ущерб. По ст. 54 Конституции Литвы законом запрещается истощать землю, ее недра, воды, загрязнять воды и воздух, оказывать радиационное воздействие на окружающую среду, а также обеднять растительный и животный мир.

Однако в большинстве конституций европейских стран основные полномочия по сбережению природных ресурсов предусматриваются за государством и в ряде случаев подробно конкретизируются.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В конституциях ряда стран значение природных благ поднято до уровня преамбул основных законов и носит достаточно общий, но концептуальный характер. По Конституции Чехии 1992 г. «граждане... полны решимости сообща беречь и развивать полученное в наследство природное и культурное, материальное и духовное богатство...». Еще ранее в 1991 г., принимая Хартию основных прав и свобод, Чешский и Словацкий национальные советы "осознавали свою долю ответственности перед будущими поколениями за судьбы жизни на Земле...".

В ст.3 Конституции Хорватии к высшим ценностям конституционного строя Республики отнесены свобода, равенство, национальное равноправие, миротворчество, социальная справедливость, уважение прав человека, неприкосновенность собственности, охрана природы и окружающей среды, верховенство права и демократическая многопартийная система. По ст.69 Хорватии граждане, государственные, публичные и хозяйственные органны и объединения должны в пределах своих полномочий проявлять особую заботу о защите здоровья людей, природы и окружающей среды.

В Словении законом устанавливаются условия использования природных богатств. Государство заботится об охране окружающей среды; в этих целях законом устанавливаются условия и порядок осуществления хозяйственной и иной деятельности. Животные защищены законом от истязаний. Государство и местные сообщества заботятся о сохранении природного и культурного наследия. В целях целесообразного использования земель устанавливаются особые условия их эксплуатации; законом устанавливается особая защита сельскохозяйственных угодий.

В Финляндии власть должна содействовать обеспечению здоровой окружающей среды и обеспечивать право каждому для влияния на принятие решений по вопросам, которые касаются его собственной жизненной среды.

Республика Казахстан ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. Литовская Республика проявляет заботу об охране естественной природной среды, животного и растительного мира, отдельных природных объектов и представляющих особую ценность местностей, осуществляет надзор в целях бережного использования, а также восстановления и преумножения природных ресурсов. Чехия заботится о бережном использовании природных ресурсов и охране природных богатств.

Республика Сан-Марино охраняет историческое и художественное достояние и окружающую среду.

Латвийская Республика защищает право каждого на жизнь в благоприятной среде путем предоставления сведений о ее состоянии и заботы о ее сохранении и улучшении. Македония обеспечивает условия для осуществления права граждан на здоровую окружающую среду.

В Польше публичные власти проводят политику, обеспечивающую нынешнему и будущим поколениям экологическую безопасность; охрана окружающей среды является обязанностью публичных властей; публичные власти поддерживают действия граждан, направленные на охрану и улучшение состояния окружающей среды.

Словакия заботится об экономном использовании природных ресурсов, об экологическом равновесии и о действенной заботе об окружающей среде и обеспечивает охрану определенных видов дикорастущих растений и диких животных.

По Конституции Греции законом регулируются вопросы собственности, эксплуатации и управления морскими лагунами и крупными озерами, реализации возникающих в результате их высыхания территорий.

Государственные органы Королевства Нидерланды должны заботиться о сохранении населения, защите и улучшении окружающей среды. Важная роль ввиду географического положения здесь придается водопользованию и охране вод и от вод. Поэтому нормотворческие и иные полномочия органов водного контроля, вопросы обеспечения доступа общественности к их заседаниям устанавливаются Актом парламента. Им также устанавливается порядок осуществления контроля за деятельностью органов водного контроля со стороны провинций. Решения органов водного контроля могут быть отменены, только когда они противоречат закону или общественным интересам (ст.133).

Республика Болгария обеспечивает охрану и воспроизводство окружающей среды, поддержание живой природы и ее разнообразие и разумное использование природных богатств и ресурсов страны. В Беларуси государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. В Турции государство гарантирует сохранение исторического, культурного и естественного богатства и ценностей и принимает необходимые для этого меры.

В Испании органы власти следят за рациональным использованием ВСЕХ природных ресурсов в целях сохранения и улучшения качества жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды, опираясь при этом на необходимую коллективную солидарность. Югославия заботится о здоровой окружающей среде и с этой целью определяет условия и порядок осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Государственные органы Норвегии принимают более детальные постановления для выполнения конституционных положений о праве каждого на окружающую среду и на получение сведений о состоянии природной среды и о влиянии на нее мероприятий. В Польше публичные власти обязаны бороться с эпидемическими заболеваниями и предупреждать негативные для здоровья последствия деградации окружающей среды.

Как видим, участие государства в охране окружающей среды регламентируется, нигде не повторяясь, с разной степенью детализации и гарантированности предусмотренного в конституции.

В Греции охрана природной и культурной окружающей среды является обязанностью государства. Оно обязуется принимать специальные превентивные или репрессивные меры для ее охраны. Закон определяет вопросы, касающиеся охраны лесов и в целом лесных территорий. Запрещается применение целевой функции государственных лесов и лесных территорий, если для интересов национальной экономики не является более важным их сельскохозяйственная эксплуатация или иное использование, диктуемое государственными интересами.

Подробно предусматривается охрана среды при градостроительстве. Регулирование и контроль структуры землеустройства Греции, формирования, развития, застройки и расширения городов и вообще жилых районов входят в компетенцию государства: целью этого является обеспечение функциональной целостности и развития жилых массивов, достижение наилучших условий жизни. Для активизации градостроительной деятельности и благоустройства владельцы недвижимости в принудительном порядке участвуют в предоставлении, без компенсации, необходимой территории для сооружения улиц, площадей и иных, а также берут на себя расходы по благоустройству и сооружению мест и объектов общего пользования, как это определено законом на основе утвержденного плана (ст.24 Конституции Греции 1975 г.).

Полно конституируются в 1976 г. окружающая среда и качество жизни в Португалии, где государство обязано через собственные органы, а также опираясь на народную инициативу и поддержку, для обеспечения права на окружающую здоровую среду в условиях устойчивого развития:

Согласно ст. 168 Конституции Турции, природные богатства и ресурсы находятся в распоряжении и под контролем государства. Право исследовать и эксплуатировать ресурсы принадлежит государству, оно может делегировать это право физическим и юридическим лицам на определенный срок. Какие из природных богатств и ресурсов исследуются и эксплуатируются государством совместно с ними, а какие непосредственно этими лицами, определяется законом.

Условия, процедуры и принципы контроля и надзора со стороны государства, а также санкции, которые необходимо применить, определяются законом.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЕЖДУ УРОВНЯМИ ВЛАСТИ

Для понимания конституционного регулирования природоохранных и природоресурсных отношений немаловажное значение имеет не только закрепление экологических функций государства, но и их распределение по институтам, ветвям и этажам публичной власти, что особенно актуально для федеративных, больших государств.

ФРГ управляет федеральными водными путями через собственные ведомства. Во внутреннем судоходстве она выполняет государственные задачи, выходящие за пределы одной земли. Она может передавать управление федеральными водными путями, поскольку они проходят по территории одной земли, этой земле по ее просьбе с правом управления по поручению. При управлении, расширении и сооружении новых водных путей должны по соглашению с землями приниматься во внимание требования охраны ландшафтов и водного хозяйства (ст. 89).

В Конституции Австрийской Республики к ведению Федерации относятся горное дело; лесное хозяйство, включая пастбища; водное право; регулирование состояния и содержание водохранилищ в целях обеспечения безопасности при половодьях, а также для судоходства и лесосплава; строительство и содержание в природе плотин, водных путей.

В Федеративной Республике Германия Федерация имеет право издавать основополагающие предписания по вопросам охотничьего дела, охраны природы и поддержания ландшафтов; отведения земель, организации территорий и водоснабжения; охраны немецкого культурного наследия от вывоза за границу.

В ФРГ конкурирующая законодательная компетенция (когда земля может законодательствовать лишь тогда и постольку, когда и поскольку Федерация не пользуется своей законодательной компетенцией) распространяется на гражданское право; передачу земли, природных ресурсов и средств производства в общественную собственность или иные формы общественного хозяйства; на содействие производству в сельском и лесном хозяйстве, рыболовству в открытом море и прибрежных водах, а также охране побережья; устранение отходов, охрану воздушного бассейна от загрязнения и борьбу с шумом (ст.74).

ФРГ участвует в выполнении землями их задач, если эти задачи имеют значение для всего общества и участие Федерации необходимо для улучшения жизненных условий, в частности в улучшении аграрной структуры и защиты береговой линии (ст. 91а). Европейский Суд признал ответственность Федерации за состояние природоохранной деятельности земель в случаях трансграничного загрязнения последними прилегающих территорий других стран, что дало повод к усилению централизованных функций федерального министерства атомной энергии и охраны окружающей среды.

В Австрии к ведению Федерации относится законодательство, а к ведению земли − исполнительная деятельность по вопросу проверки на совместимость с окружающей средой проектов, предполагающих значительное воздействие на окружающую среду; если существует необходимость в издании единых предписаний, то требуется одобрение таких проектов.

В России применяется Федеральный закон "Об экологической экспертизе" 1995 г., согласно которому все проекты имеют потенциальную экологическую опасность и поэтому подвергаютя государственной и общественной экспертизе в федеральных специально уполномоченных органах. В последние годы вносятся законопроекты о передаче части этих федеральных полномочий исполнительным органам субъектов Федерации, которые пока отвергаются депутатами. В Норвегии, чтобы заботиться о своем праве на окружающую среду для существующего поколения, граждане имеют право на получение сведений о влиянии на природу планируемых и осуществляемых мероприятий (ст.110-а дополнила Конституцию в 1992 г.).

К ведению Федерации в Австрии относится установление общих принципов законодательства, а к ведению земли − издание конкретизирующих законов и исполнительная деятельность по вопросам природных источников; земельной реформы, в частности аграрных преобразований; защиты растений от заболеваний и вредителей.

В Конституции РФ отсутствует аграрное право, которое развивается, в основном, на уровне субъектов РФ. Согласно п.3 ст.36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Это получило отражение в Земельном кодексе РФ 2001 г. Подробное размежевание экологической компетенции осуществляется в ст.71 и 72 Конституции России.

К исключительному ведению высших государственных органов Грузии относятся статус и охрана территориальных вод, воздушного пространства, континентального шельфа Грузии и особой экономической зоны; рыболовство в океане и открытом море; погранично-санитарный кордон; законодательство о земле, недрах и природных ресурсах (ст.3 Конституции Грузии). В России (ст.114) и Беларуси (ст.107) Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области здравоохранения, экологии.

Наболее подробному регулированию подвергается "Окружающая среда и пространственное планирование" (название раздела, состоящего из 8 статей) в союзной Конституции Швейцарской Конфедерации. Здесь предусматриваются:

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Экономическим базисом государственного управления природными ресурсами, природопользования и охраны окружающей среды яляется собственность на природные ресурсы, на объекты окружающей среды, концептуальное отношение к ним со стороны государств и их конституций. Значение этого возрастает в условиях рыночных отношений, развития конкуренции, антимонополизма и предпринимательства или ускоренного перехода к ним.

Все природные богатства Республики Македония, растительный и животный мир в соответствии с законом представляют общественный интерес РМ и пользуются особой защитой. В Румынии для работ, представляющих общий интерес, публичная власть может использовать недра под любой недвижимостью при обязательном возмещении собственнику ущерба, нанесенного почве, насаждениям или строениям. Право собственности обязывает к выполнению задач, относящихся к окружающей среде и обеспечению добрососедства, а также к выполнению других задач, которые, согласно закону или обычаю, возлагаются на собственника.

В Федеративной Республике Германия земля и недра, естественные ресурсы могут быть переведены в общественную собственность или в другие формы общественного хозяйства согласно закону, регулирующему виды и размеры возмещения. Федерация является собственником прежних имперских водных путей. Полезные ископаемые и природные ресурсы Эстонии являются национальным богатством, пользоваться которым надлежит рачительно.

Земли

Среди природных ресурсов первое место принадлежит земле как территориальному базису всего производства и проживания людей и как невосполнимому и незаменимому элементу сельскохозяйственного производства.

В Республике Болгария земля признается основным национальным богатством, которое пользуется особой защитой государства и общества. Обрабатываемая земля используется только для сельскохозяйственных целей; изменение ее предназначения допускается в порядке исключения, если доказана необходимость этого и при условиях и в порядке, определенных законом.

В Италии закон в целях достижения рациональной эксплуатации земли и установления справедливых социальных отношений налагает обязательства на частную земельную собственность, устанавливает ее предельные размеры, содействует улучшению земель, преобразованию крупных землевладений, поддерживает мелкую и среднюю собственность.

В целях общественной пользы законом можно первоначально закрепить или же посредством возмездного отчуждения передать государству, объединениям трудящихся или потребителей предприятия, относящиеся к источникам энергии и составляющие предмет важных общественных интересов (ст. 43, 44 Конституции Италии 1947 г.).

В России земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ указанными народами являются все народы, проживающие в пределах Российской Федерации, иначе она не обладала бы суверенитетом над своей территорией.

Особое внимание уделяется использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения, обороту которых в России посвящен специальный закон, а в других государствах отводятся специальные конституционные нормы.

По Конституции Греции особые законы регулируют вопросы собственности и распределения рудников, карьеров, пещер, минеральных, проточных и подземных вод, а также богатства недр вообще. В соответствии с определенной особым законом процедурой допускается перераспределение сельскохозяйственных угодий в целях наиболее эффективного использования земли, а также принятие мер для избежания чрезмерной чересполосицы и облегчения реорганизации существующей мелкой земельной собственности.

Законом могут регулироваться вопросы реализации заброшенных территорий с целью их использования в интересах национальной экономики и содействия безземельным крестьянам. Этим законом определяются также вопросы частичной или полной компенсации владельцам в случае их появления вновь в разумные сроки (ст. 18).

Большое внимание уделяется земельной собственности и ее сельскохозяйственному использованию в Турции. Здесь государство принимает необходимые меры, чтобы поддерживать и развивать эффективное культивирование земли, предупреждать ущерб вследствие эрозии и обеспечивать землей малоземельных и безземельных фермеров. Для этой цели законом определяется размер наделов земельной собственности в соответствии с различиями сельскохозяйственных регионов и типами сельскохозяйственных угодий. Обеспечение землей малоземельных или безземельных фермеров не должно вести к сокращению производства или к истощению лесных заповедников и другой земли и подземных ресурсов.

Государство способствует фермерам и животноводам в повышении уровня урожая и увеличения поголовья домашнего скота, в приобретении сельскохозяйственного и иного оборудования с целью предупреждения неправомерного использования и уничтожения сельскохозяйственных угодий, лугов и пастбищ, а также увеличения урожая и производства домашнего скота в соответствии с принципами сельскохозяйственного планирования (ст. 45 Конституции Турции).

Порядок выплат компенсаций за землю, конфискованную с целью проведения земельной реформы, осуществления крупных энергетических и ирригационных проектов, выращивания новых лесов, охраны побережья и развития туризма, указывается законом. Если предусматривается оплата в рассрочку, то рассрочка не может превышать пяти лет. Компенсация за конфискованную земельную собственность, принадлежащую мелкому фермеру, непосредственно обрабатывающему эту землю, во всех случаях выплачивается предварительно (ст.46 Конституции Турции).

Моря

В Древнем Риме к общей собственности относились солнце, море и проточные воды. В настоящее время увеличивается внимание к минеральным и биологическим ресурсам побережий и морского дна, к юрисдикции государств на них.

Исключительной собственностью Болгарии являются подземные богатства, прибрежная пляжная полоса, а также воды, леса и парки, имеющие национальное значение, природные и археологические резерваты, определенные в законе. Государство осуществляет суверенные права над континентальным шельфом и в особой экономической зоне с целью изучения, разработки, использования и хозяйствования по отношению к биологическим, минеральным и энергетическим ресурсам этих морских пространств.

В России подробное регулирование охраны и использования этих морских ресурсов осуществляется в федеральных законах "О континентальном шельфе Российской Федерации" 1995 г. и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" 1998 г. В Конституции РФ определение статуса и защита исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ отнесены к ведению РФ.

По Конституции Хорватии море, морское побережье и острова, воды, воздушное пространство, полезные ископаемые и другие природные богатства, а также земля, леса, растительный и животный мир, другие природные объекты, недижимость, имеющая особое культурное, историческое, экономическое и экологическое значение, которые законом определены как объекты, представляющие интерес для Республики, находятся под ее особой защитой.

По ст.  43 Конституции Турции побережья находятся под суверенитетом и в распоряжении государства. При использовании морских побережий, берегов озер или проточных вод, прибрежной полосы морей и озер прежде всего учитывается общественный интерес. Ширина побережий и прибрежных полос в соответствии с целями и условиями их использования людьми определяется законом.

Леса

Значительное место уделяется в ряде конституций собственности на леса и иную растительность. По Конституции Югославии 1992 г. природные богатства находились в государственной собственности. Сельскохозяйственная земля, леса и лесные земли могли находиться в частной, равно как и в других формах собственности.

Большое внимание уделяется лесам в Конституции Турции, где государство принимает необходимое законодательство и меры для защиты лесных заповедников и расширения лесных угодий. Районы лесных заповедников, уничтоженные пожарами, перезасаживаются лесом; другие сельскохозяйственные работы, а также размножение племенного скота в этих районах не проводятся. Все иные заповедники находятся на попечении и под контролем государства.

Собственность государства на лесные заповедники неотчуждаема. Государственные лесные заповедники управляются и эксплуатируются государством в соответствии с законом. Эти леса не могут приобретаться в собственность под видом истечения срока давности и не могут быть предметом отчуждения, кроме как в интересах общественной пользы.

Действия и акты, которые могли бы повредить лесным заповедникам, запрещаются. Никакая политическая пропаганда, которая могла бы привести к уничтожению лесных заповедников, не должна иметь место; никакие амнистии или помилования , касающиеся только преступлений против лесных заповедников, не могут объявляться. Преступления, совершенные с намерением поджога или разрушения лесных заповедников, а также сокращения районов лесного заповедника, не могут быть включены в перечень случаев применения амнистий или помилований в других случаях.

Усечение границ лесного заповедника запрещается, за исключением тех областей лесных заповедников, чье сохранение с научно-технической точки зрения считается бесполезным, и наоборот, преобразование в сельскохозяйственную земельную собственность, было найдено определенно выгодным, кроме мест, которые с 1981 г. считаются полностью утратившими свое лесохозяйственное значение и используются под виноградники, садоводство, посадку оливковых рощ в районах интенсивного городского, поселкового и сельскохозяйственного строительства.

Законом определяются меры для обеспечения сотрудничества между государством и жителями деревень, расположенных в или около лесных заповедников, контроля и эксплуатации лесных заповедников с целью обеспечения их сохранности и улучшения условий жизни их жителей; закон регулирует развитие областей, которые с научно-технической точки зрения по состоянию на 1981 г. утратили ценность лесов; выявление и вынесение за границы лесов районов, сохранение которых в качестве лесов с научно-технической точки зрения найдено бесполезным, обустройство вышеупомянутых районов силами государства, в целях полного или частичного расселения жителей деревень лесного заповедника по деревням. Земельные участки, принадлежащие сельским жителям, выводимые из лесного заповедника, немедленно перезасаживаются лесом, и создаются государственные заповедники (ст. 169, 170 Конституции Турции).

В Республике Казахстан земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом (ст. 6 Конституции РК 1995 г.).

По ст. 23 Конституции Кипра права Республики на подземные воды, разработки и ископаемые являются неприкосновенными. В случае аграрных реформ земля распределяется только тем лицам, которые принадлежат общине владельца экспроприированных земель.

На праве исключительной собственности Литовской Республике принадлежат дороги, воздушное пространство над ее территорией, ее континентальный шельф и экономическая зона в Баптийском море (ст. 47).


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"