Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Состояние транснациональной организованной преступности в СНГ

Геворгян Г.М., к.ю.н., докторант
Московская Государственная Юридическая Академия

Объединенная официальная статистика транснациональной организованной преступности (ТОП) в СНГ сегодня не ведется. По оценкам ряда экспертов, сегодня более 300 организованных групп и преступных сообществ СНГ имеют международные связи, т.е. соучастников, подразделения или обособленные группы на территории других государств. Большая часть (до 70%) этих связей ограничивается территорией государств-участников СНГ.

Данный феномен обусловлен самим характером соответствующих видов транснациональной организованной преступности.

Анализ позволяет выделить следующие наиболее опасные виды транснациональной организованной преступности на территории стран СНГ:

Транснациональная организованная преступность на территории государств-участников СНГ, как следует из анализа, мало отличается от мировой транснациональной преступности по своей природе. Вместе с тем у организованной преступности стран СНГ есть свои особенности, в том числе:

а) довольно «успешное» проникновение в высшие органы государственной власти;
б) объединение усилий в целях не только эффективного противостояния уголовному преследованию, но «вытеснения» лидеров мирового криминалитета с их традиционных рынков в Европе и США;
в) ориентированность на длительный вывоз за пределы СНГ денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем;
г) активное использование заказных убийств и насильственного вымогательства как средств перераспределения сфер влияния, прежде всего отраслей и регионов получения доходов от преступной деятельности;
д) ориентированность на обеспечение функций транспортного коридора для наркотиков, перемещающихся из азиатского и кавказского регионов в государства Западной Европы (даже с учетом того, что на территории некоторых государств-участников СНГ имеется небольшое по мировым масштабам собственное производство наркотических средств);
е) критически высокий удельный вес преступных объединений, имеющих коррумпированные связи, т.е. соучастников из числа должностных лиц органов государственной власти (в том числе в правоохранительных), местного самоуправления и их учреждений;
ж) «тяготение» к московскому финансовому центру, выполняющему функции «денежного моста» между преступными сообществами стран СНГ и остальным миром.

Развитие ТОП в течение последних десятилетий, по мнению ряда специалистов, может рассматриваться как процесс рациональной реорганизации в международном масштабе преступных предприятий аналогично реорганизации законных хозяйственных операций в экономике, построенной на рыночных отношениях. При этом национальные и международные преступные организации строят свои структуры аналогично структурам крупных корпораций с разделением труда, направленным на извлечение максимальных прибылей и обеспечение минимального риска.

В государствах СНГ ОПФ появились не спонтанно, а умножались по мере роста социально-политической нестабильности, вызванной быстрыми и ошибочными преобразованиями в экономике и политике.

Преступники стран СНГ, как показывает практика, организуя преступные сообщества, действуют согласованно в едином криминальном пространстве на территориях своих государств. Тенденция роста транснациональной организованной преступности, характерная сегодня для многих стран мира, в дальнейшем сохранится и для СНГ. Вряд ли можно рассчитывать на то, что ОПФ, действующие на территории СНГ, не будут использовать такие благоприятные для них факторы, как упрощение порядка пересечения границ страны, создание свободных экономических зон, слабость правовой базы борьбы с международной преступностью, несовершенство пограничного, таможенного и другого контроля для осуществления своих преступных целей.

Развитие международных отношений при одновременном росте преступности практически во всем мире влечет за собой повышение активности преступной среды по установлению международных связей, рост объема преступлений транснационального характера на территории СНГ. Индикатором «сращивания» ОПФ СНГ и дальнего зарубежья может служить торговля «живым товаром» — прямое и косвенное вовлечение граждан СНГ в проституцию, их обманный вывоз за границу и продажа в наложницы, нелегальный ввоз и вывоз рабочей силы и т.п.

Изучение материалов уголовных дел и СМИ свидетельствует о том, что процесс создания в СНГ свободных экономических зон (СЭЗ) сопровождается активизацией деятельности ТОПФ.

По данным МВД РФ, СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области стала центром легализации транспорта, ранее похищенного в Европе либо не прошедшего таможенного оформления.

Связи ОПФ стран СНГ с преступными сообществами дальнего зарубежья в свободных экономических зонах используются для ввоза в страны СНГ наркотиков, оружия и других товаров.

В конце XX в. значительно усилился поток наркотиков в СНГ из стран дальнего зарубежья (преимущественно из регионов Юго-Восточной Азии и Западной Европы). При этом территория СНГ, как свидетельствует пограничная и таможенная статистика, чаще всего используется для транзитной перевозки наркотиков в Европу.

В сфере незаконного оборота наркотиков действуют десятки преступных сообществ с транснациональными связями. Поставки опиума в СНГ из стран дальнего зарубежья увеличились за последние 10 лет в десятки тысяч раз. За этот же период число лиц, злоупотребляющих наркотиками, возросло в 5 раз.

Сегодня наркобизнес превратился в реальную угрозу национальной, региональной, глобальной безопасности и представляет из себя многофакторную криминальную систему, агрессивно воздействующую, в первую очередь, на экономическую, политическую, духовную жизнь и генофонд стран СНГ.

Как показывают многие исследования, до двух третей похищенного оружия реализуется оптовым перекупщикам - членам ТОПФ. Например, по контракту между ПО «Ижевский механический завод» и английской частной фирмой «Кеннфорд энтерпрайсез лимитед» из России должны были быть вывезены 120 тыс. спортивно-тренировочных пистолетов на сумму 7,5 млн. долл. США. Однако вместо спортивного оружия таллинскими таможенниками было обнаружено 15 тыс. пистолетов «Макаров».

География и состав участников ТОПФ, специализирующихся на кражах и контрабандной торговле автомобилями, постоянно расширяются. Автомагистрали, например, между Германией и Россией превратились в «дороги риска», контролируемые организованными преступными группами.

В последнее десятилетие в СНГ появились новые виды организованных преступлений, прежде всего в финансово-кредитной сфере:

Существенно развились межгосударственные связи ТОПФ, занимающихся контрабандой валюты. Отдельные ТОПФ специализируются на незаконных операциях с драгоценными металлами, ювелирными изделиями, пушниной, черной икрой, валютой. Увеличилось число посягательств на исторические и культурные ценности. По данным Интерпола, в странах Западной Европы действуют более 5 ТОПФ, занятых их контрабандными поставками из СНГ на мировой рынок.

ТОПФ в СНГ активно эксплуатирует такое традиционное направление, как вывоз антиквариата и других произведений искусства, золота, драгоценных камней, наиболее легко поддающихся конвертированию. Одна из организованных групп (ОГ), возглавляемая петербургским искусствоведом, подкупила инспекторов таможни и с их помощью организовала «окна» на границе. А бывший член коллегии адвокатов переправлял антиквариат фургонами «Совтрансавто». Нередко используются дипломатические каналы — дипломаты, студенты, обучающиеся в российских вузах, различного рода специалисты.

В западных исследованиях традиционно для последнего десятилетия отмечается, что представители «русской мафии» начинают играть все более значительную роль в мировых преступных сообществах.

Российские преступники активно внедряют за рубежом опробованные «отечественные» способы совершения преступлений, трудно поддающиеся выявлению и раскрытию, создают конкуренцию иностранным преступникам. По данным правоохранительных органов США, в последние годы СНГ увеличило «импорт» в США мошенников, вымогателей и наемных убийц, которые совершают там преступления за небольшое вознаграждение, а затем скрываются на родине.

По данным Главного управления МВД России по борьбе с организованной преступностью, более 2 000 граждан СНГ вовлечены в мировые ТОПФ. Они имеют устойчивые связи с преступными структурами стран СНГ, Балтии, США, Германии, Польши, Венгрии, Китая, Турции и других государств. По оценкам зарубежных экспертов, преступниками из СНГ помещено в западных банках не менее 50 млрд. долл. США.

Более 80 тыс. предприятий СНГ имеют право выхода на внешний рынок, около 5 тыс. из них непосредственно осуществляют совместную деятельность с иностранными фирмами как на территории СНГ, так и в дальнем зарубежье.

Внешне законный бизнес в СНГ нередко служит прикрытием совершения крупномасштабных противоправных сделок, связанных с контрабандой сырья и полуфабрикатов, бестоварных экспортно-импортных операций, незаконных переводов денежных средств за границу, различных форм отмывания «грязных» денег.

В конце 90-х гг. ГУБОП МВД РФ совместно с РУБОП г. Москвы и Московско-Ярославской транспортной прокуратурой пресечена деятельность ТОПФ, состоявшего из 12 человек, имевших устойчивые коррупционные связи в Московской таможне и в ГТК РФ. Члены ТОПФ в течение трех лет через созданную в США фиктивную фирму «V-Car» по подложным документам ввезли в России свыше 1 500 автомашин иностранного производства, в результате чего государству причинен материальный ущерб на сумму свыше 80 млрд. рублей. Изъяты документы, подтверждающие преступную деятельность членов ОПГ, не учтенные в бухгалтерских документах 450 тыс. долл. США. Наложен арест на 135 автомобилей иностранного производства стоимостью 2,7 млн. долл. США.

В Санкт-Петербурге в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении генерального директора АОЗТ «Морская лига» Неволила А.Г., заместителя директора АОЗТ «Морская лига» Маслова Л.Б., генерального директора ЗАО «Лентранс» Жука П.С., старшего инспектора Балтийской таможни Дубойского А.В. было установлено, что данные лица в составе ТОПФ систематически осуществляли контрабандный провоз сигарет и спирта, оформляя груз от имени английской фирмы «ОНЕИДА» (по данным полиции Великобритании данная фирма не зарегистрирована). При досмотре груза было изъято 63 сорокафутовых морских контейнера, содержащих 1 760 тонн спирта на общую сумму 53 млн. руб.

В Чебоксарах задержаны 9 активных членов ТОПФ, занимающегося мошенничеством на рынке ценных бумаг. Изъяты печати и штампы, электронные базы данных, фиктивные векселя в количестве 686 штук на сумму 1 млрд. 193 млн. руб. и корешки векселей на сумму 20 млрд. руб., которые предполагалось использовать для совершения международной мошеннической операции, целью которой являлось получение в США кредитных ресурсов.

Стремление теневого бизнеса в странах СНГ к «отмыванию» своих «грязных» капиталов находит интерес у зарубежных ОПФ, желающих легализовать свои «грязные» деньги. Лидерами доминирующих преступных сообществ сегодня решается главная и первостепенная задача «отмывания» денежных средств различными путями и сосредоточения основного капитала за рубежом, чтобы в последующем инвестировать денежные средства в экономику страны с наибольшей выгодой. Но данным Интерпола, за последние десять лет из СНГ вывезено около 150 млрд. долл. США, из которых 30% имеет криминальное происхождение.

В ходе пресечения деятельности ТОПФ, осуществляющих межрегиональные и международные финансовые махинации, установлено, что они путем создания сети коммерческих структур и банков, составляющей более 30 объектов, легализовывали денежные средства, полученные от преступной деятельности сообщества. Перечисление денежных средств производилось в банки Германии, Швейцарии, Болгарии, Содружества Багамских островов. Государству и физическим лицам причинен материальный ущерб на сумму свыше 1,5 млн. долл. США и 1,2 млрд. рублей.

Изучение деятельности ТОПФ в СНГ показывает, что имеются особенности по направлениям их деятельности: Средняя Азия — незаконный оборот и контрабанда наркотиков; Дальний Восток — махинации с автомобилями, провозимыми из-за рубежа, вымогательство, контрабанда, преступления в рыбной промышленности. Криминальная обстановка Москвы и Санкт-Петербурга в основном определяется ТОПФ, состоящими из граждан республик Закавказья (прежде всего Азербайджана и Армении).

Для таких ТОПФ характерно то, что они, как правило, формируются в одном регионе, а совершают преступления в разных регионах. Механизм совершения преступлений у таких групп обычно предусматривает несколько этапов. Среди рассматриваемых ТОПФ встречаются и такие, которые делятся на ОГ, локализирующиеся в нескольких регионах. Каждая OГ может совершать преступления отдельно от ТОПФ. Поэтому разоблачение одной из них не всегда ведет к разоблачению всей группы. В ТОПФ, имеющих ОГ (до трети из выявленных), бывает несколько организаторов.

Обобщение существующей практики позволяет считать, что основными признаками ТОПФ в СНГ являются:

1) регулярные сделки по приобретению в странах проживания членов ТОПФ товаров и доставка их в страны, где проживают другие члены ТОПФ и где они пользуются повышенным спросом;
2) наличие смешанных по составу ОГ, занимающихся контрабандой и специализирующихся исключительно на нелегальном вывозе крупных партий товаров;
3) действующая в отдельных сферах (но с единым руководством) сеть сбыта товаров;
4) наличие сети обмена рублей, полученных от нелегального сбыта, на конвертируемую валюту;
5) установление каналов вывоза за границу ценностей, полученных преступным путем.

Тенденции, характеризующие развитие транснациональной организованной преступности стран СНГ

Анализ соответствующих тенденций показывает, что это одна из наиболее динамичных частей мировой организованной преступности.

Помимо стремления потеснить мировые преступные кланы в их традиционных сферах влияния уже вполне обозначились тенденции ТОПФ стран СНГ:

Со времени распада СССР число сходок ТОПФ стран СНГ увеличилось почти в 20 раз. Традиционными стали сходки «воров в законе», проводимые в «теплых республиках» СНГ. Изучение тенденций транснациональной организованной преступности стран СНГ позволяет предположить, что:

1) в начале XXI в. на территории стран СНГ может появиться объединенное криминальное сообщество, эксплуатирующее некоторые невостребованные или нереализованные функции в сферах экономики и политики и даже идеологии, оставшиеся от бывшего СССР;
2) высока вероятность постепенного превращения России и Украины в течение ближайших 5-7 лет в крупных мировых потребителей наркотических средств;
3) изменения в мировой инвестиционной политике, предполагающие возможно более широкое, чем прежде, привлечение ресурсов на территорию других стран СНГ, могут спровоцировать появление новых теневых денежных потоков, перемещающихся в сферу национального теневого бизнеса для последующего «отмывания» через отлаженные связи в московском финансовом центре.

Следует согласиться с теми экспертами, которые считают весьма высокой вероятность латентных крупномасштабных реинвестиций теневых капиталов. Это может произойти в том случае, если в ближайшие годы в большинстве стран СНГ будут объявлены (как в Казахстане) налоговые амнистии всем, кто нелегально перевел свои доходы за рубеж. Если это произойдет более или менее одновременно, то риски размещения нелегально полученного имущества в странах СНГ, принявших акты о налоговых амнистиях, уменьшатся.


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"