Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Таможенные отношения как предмет таможенного права

Минаев М.Ю., старший преподаватель
Московский государственный открытый университет

В последнее время заметно возрастает роль государства и права в регулировании международного обмена товарами, работами, услугами и разнородной информацией. Государство, основываясь на конкретных юридических актах, устанавливает соответствующие таможенные режимы перемещения товаров и транспортных средств через границу, взимает таможенные платежи, налоги, утверждает таможенные правила и иные формы правового и управленческого воздействия на участников внешнеэкономической деятельности. С помощью соответствующих норм права правоохранительные органы принимают меры к нарушителям таможенных правил, ведут оперативно-розыскную и профилактическую работу в таможенной сфере. В этой связи сейчас с комплексных позиций достаточно активно обсуждается проблема появления нового вида правовых отношений – таможенных правоотношений, а отсюда и проблема формирования такой новой отрасли российского права, как таможенное право.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

Необходимо отметить, что в настоящее время среди ученых – юристов и практиков нет единого подхода к определению предмета таможенного права. Одни авторы рассматривают таможенное право как отрасль российского законодательства, т. е. «как совокупность нормативно–правовых актов, регулирующих таможенно-правовые отношения». Другие определяют таможенное право как новую комплексную отрасль российского права в рамках всей системы правовых наук. При этом отмечают, что предметом регулирования таможенного права являются «отношения, возникающие между таможенными органами и лицами по поводу перемещения последними товаров и транспортных средств через таможенную границу и производства при этом в соответствии с законом таможенного оформления, контроля и платежей».

Третьи утверждают, что таможенное право – это совокупность юридических институтов и норм, регулирующих отношения в сфере таможенного дела. Одновременно к предмету правового регулирования в таможенной области они относят характер и содержание таможенного дела как такового, основы таможенной политики, статус и функции таможенных органов, порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, таможенные режимы, таможенные платежи, таможенное оформление и таможенный контроль; отношения, возникающие в связи с совершением контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, а также в связи с нарушениями таможенных правил и ответственностью за них; производство по делам о нарушениях таможенных правил.

Четвертые характеризуют таможенное право как «систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которая устанавливается (санкционируется) государством и предназначена для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики РФ».

Несмотря на некоторый разнобой в определении понятия таможенного права, в приведенных выше подходах есть много общего, за исключением некоторых оттенков точки зрения А.Н. Козырина.

Во–первых, большинство названных авторов признают, прежде всего, необходимость формирования новой отрасли российского права, которая в рамках всего общества исследует механизм правового регулирования таможенных отношений.

Во–вторых, они выделяют специфические нормы права, юридические институты и таможенные отношения как исходные понятия новой отрасли правовых знаний. При этом данные нормы, институты и отношения касаются организации таможенного дела в целом, перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, таможенных режимов и других явлений и процессов.

И, в–третьих, все авторы говорят об актуальности социального и юридического анализа норм таможенного права и всего массива таможенного законодательства, субъектов таможенных правоотношений и процессов правового воздействия на весь комплекс отношений в таможенной области.

Профессор А.Н. Козырин, как уже отмечалось выше, признает таможенное право как понятие научной мысли, при этом он отмечает, что таможенное право как наука представляет собой совокупность знаний о таможенно–правовых отношениях, о разновидности таможенных режимов, таможенно–правовой ответственности и др. Однако он характеризует таможенное право лишь как комплексную отрасль российского законодательства. Причем эта отрасль законодательства рассматривается ученым двояко: во–первых, она все же, по его мнению, есть совокупность нормативных правовых актов, регулирующих таможенные отношения, т. е. представляет собой различные по видовому содержанию общественные отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу; во–вторых, рассматриваемая комплексная отрасль законодательства характеризуется в этом случае относительно узким, специфическим предметом правового регулирования (таможенное дело), обширным нормативным правовым материалом и заинтересованностью государства в развитии и совершенствовании законодательства в этой сфере.

Как видно из изложенного, А.Н. Козырин не отрицает наличие таможенного права как самостоятельной отрасли, но обоснование ее самостоятельности требует дополнительных исследований и анализа, и поэтому данная отрасль характеризуется им на этом этапе как отрасль законодательства. Но термин «комплексность» позволяет говорить о возможном наличии в определении ученого признаков новой области научных правовых знаний и специальной отрасли права.

В этом контексте нельзя согласиться с высказанными в юридической литературе мнениями, что таможенное право не является самостоятельной отраслью права, а представляет собой лишь подотрасль административного права или институт административного права. И прав в этом случае профессор А.Ф. Ноздрачев, говоря о том, что в настоящее время, в условиях формирования рыночных отношений «государство серьезно заинтересовано в создании таможенного права как самостоятельной отрасли права. Его интерес заключается в системном, стабильном определении правовых, экономических и организационных основ таможенного дела. Без создания всеобъемлющей системы таможенного регулирования всего комплекса таможенных отношений невозможно обеспечить защиту таможенного суверенитета и экономической безопасности страны, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, защиту прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, а также соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Таможенное право должно быть выделено в самостоятельную отрасль права и потому, что имеет самостоятельный специфический предмет регулирования – широкий круг общественных отношений в таможенной сфере». С этим утверждением нельзя не согласиться.

Остается открытым вопрос, что следует вкладывать в содержание предмета таможенного права.

Отталкиваясь от совокупности приведенных выше определений и подходов, можно утверждать, что таможенное право – это формирующаяся отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих таможенные отношения в обществе и содержащих предписания, которые относятся к таможенной деятельности в целом. При этом данные правовые нормы устанавливают правовые положения таможенных органов и лиц, регламентируют перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также производство при этом на основе юридических предписаний и норм таможенного оформления, контроля и платежей.

Следовательно, при определении содержания таможенного права необходимо прежде всего определить совокупность юридических норм, регулирующих таможенные отношения в современном обществе.

Необходимо признать, что в настоящее время эта совокупность правовых норм представляет собой еще плохо систематизированный порядок юридических предписаний, положений, статей, пунктов и т.д. в области таможенного дела. При этом данные нормы охватывают своим регулирующим воздействием разнообразные аспекты общественных отношений, в соответствии с которыми и может строиться вся система норм таможенного права и те отрасли права и разделы законодательства, с которыми она связана.

Анализ показал, что нормы таможенного права выступают не всегда в чистом виде. Некоторые из них содержат в себе положения, связанные либо касающиеся многих конкретных отраслей права: административного права, гражданского права, гражданско–процессуального права, уголовного права и других отраслей. Эта связь необходима, прочна и играет существенную роль в правовом регулировании таможенных отношений.

Возьмем, например, нормы уголовного права. Известно, что Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает следующие составы таможенных преступлений: контрабанда (ст. 188); незаконный экспорт технологий, научно–технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189); невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190); уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194). И эти нормы являются исходными для многих рассматриваемых положений таможенного права. В частности, в новом проекте Таможенного кодекса на базе этих норм построен весь раздел, характеризующий правоохранительную деятельность таможенных органов и механизм их борьбы с указанными составами таможенных преступлений и правонарушений.

Примерно с аналогичным положением мы сталкиваемся также и в системе гражданского и гражданско–процессуального права, административного права, налогового права, финансового права и т.д. В этих отраслях содержатся и соответствующие нормы таможенного права.

В этом смысле, как правильно заметил Ю.А. Воробьев, и заключается особенность таможенного права. А новизна состоит прежде всего в ее комплексности – никогда до этого российское таможенное право не вбирало в себя столько частных нормативных механизмов из других отраслей права. Одновременно с этим рассматриваемая отрасль права включает и такие положения и понятия, которые присущи только этой, а не какой–либо иной отрасли. К числу этих положений и понятий относятся, в частности: понятие таможенного органа, категория физического лица, положения о товарах, таможенной границе, перемещении транспортных средств через таможенную границу и др.

Например, согласно Таможенному кодексу, таможенными органами являются: Государственный таможенный комитет Российской Федерации, региональные таможенные управления Российской Федерации, таможни, таможенные посты. Лицами в таможенном праве являются как физические лица (граждане Российской Федерации, иностранцы, лица без гражданства), так и юридические (предприятия, учреждения, организации), как российские, так и иностранные. Сюда же входят граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Под товарами в таможенном праве понимается любое движимое имущество (следует учесть, что в гражданском праве существует несколько иное толкование); под таможенной границей пределы таможенной территории (сухопутной, территориальных и внутренних вод и воздушного пространства над ними), а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов; перемещение через таможенную границу – это совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории товаров.

Отсюда можно заключить, что содержание таможенного права характеризует и специфическая таможенная деятельность (работа сотрудника таможенных органов). Эта деятельность с правовой точки зрения является совокупностью организационных, документальных или оперативных действий, совершаемых определенными субъектами и требуемых таможенным законодательством. У этих действий есть конкретная юридическая цель, без констатации которой они теряют свое содержание. На практике таможенная деятельность связана с таможенным досмотром, проверкой таможенными органами документов, учетом товаров и транспортных средств, с проверкой таможенных платежей, с дознанием по таможенным правонарушениям и т.д. В процессе этой деятельности решаются поставленные задачи правового регулирования и принимаются к субъектам меры в случае нарушения ими таможенного законодательства.

Кроме того, таможенная деятельность направлена на обеспечение реальных условий для развития и защиты всех форм собственности на товары, транспортные средства, создание и совершенствование форм и методов работы сотрудников таможенной системы, служб, органов; совершенствование таможенного законодательства и предупреждение преступлений и других негативных явлений в таможенной сфере.

Сказанное выше позволяет говорить о специфических видах таможенных отношений, которые присущи только таможенному праву как самостоятельной отрасли права (хотя они и связаны с другими отраслями). К этим отношениям, на наш взгляд, следует в настоящее время отнести: отношения, связанные с регулированием таможенных режимов при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, которые возникают между таможенными органами и физическими лицами; отношения, связанные с уведомлением таможенных органов о пересечении российской таможенной границы или о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории РФ; отношения, которые возникают при операциях таможенного контроля, с соответствующей уплатой таможенных платежей; отношения, возникающие в ходе таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу; отношения, связанные с совершением уголовных и административных правонарушений в сфере таможенного дела; отношения, имеющие место при консультировании и информировании населения; отношения, связанные с обжалованием неправомерных действий или бездействия доминантных лиц таможенных органов; отношения, происходящие в процессе ведения таможенной статистики, товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также при осуществлении валютного контроля; отношения, имеющие место в международно–правовом сотрудничестве и регулировании таможенного дела в рамках СНГ и со странами дальнего зарубежья.

Наряду с этим можно выделить и ряд особенностей предмета таможенного права: во–первых, данный вид правового регулирования основан на достаточно новых понятиях, таких как: «оформление товара», «таможенный контроль», «таможенная пошлина», «перемещение транспортных средств» и др., без которых ни один таможенный работник, ни один таможенный орган не может осуществлять свои функции. Однако эти понятия могут использоваться и в других отраслях права, например, пошлина как вид налога используется в финансовом праве, оформление товаров и контроль используется в административном праве и т.д.; во–вторых, поскольку указанные понятия обладают специфическими качествами и характеристиками, они могут быть объектом государственного воздействия с целью осуществления интересов государства; в–третьих, сами товары, транспортные средства, иные объекты, перемещаемые через таможенную границу, могут находиться в частной собственности и облагаться в установленном порядке пошлинами и налогами; работники таможенных органов не могут быть одновременно собственниками товаров, транспортных средств, предметов и др., перемещаемых через таможенную границу, и не вправе заниматься предпринимательской деятельностью; в–четвертых, нарушения, допускаемые при перемещение названных товаров, предметов и т.д. через таможенную границу, должны немедленно пресекаться и по ним должны приниматься меры административного, финансового, уголовного и другого порядка; и в–пятых, правовое регулирование таможенных отношений распространяется также на те таможенные отношения, которые не урегулированы законом, хотя в этом есть острая необходимость.

Например, закон должен более строго урегулировать безудержное перемещение через таможенную границу новейших технологий, научных разработок, сведений о научном потенциале общества и даже в некоторых случаях конфиденциальных данных о деятельности государства в области информационной безопасности, соблюдение государственных секретов и т.д.

Происходящее обновление всех сфер общественной жизни, складывающиеся рыночные отношения в экономике требуют также создания более гибких систем таможенного оформления, контроля, управления, обмена информацией и т.д. Сюда же органически должна влиться и вся таможенная деятельность, включая структуры таможенных органов, их повседневную работу, массивы таможенного законодательства, массивы документов, таможенные информационно–поисковые системы и многое другое. Все это и предопределяет важность дальнейшего исследования предмета, методов и системы таможенного права.

Таможенное право, несмотря на то, что определенное количество его норм находится и применяется в других отраслях права, широко использует эти нормы в ходе правового воздействия на таможенные отношения и одновременно является самостоятельной отраслью права.

Как самостоятельная отрасль права, таможенное право, естественно, широко использует общесоциальный подход к нормам права, суть которого состоит в том, что он позволяет как бы соединить в рамках общей модели разнообразные явления – право, регулирование таможенных отношений, правосознание работников таможен, правоохранительную деятельность и др. и подвести их под своеобразный общий знаменатель – правовое регулирование таможенного дела. Это позволяет в теории права создать довольно стройную модель таможенно–правовой системы, увидеть ранее неизвестные связи и закономерности, а на практике рассчитывать в будущем оптимальный режим функционирования таможенного права.

Все сказанное, естественно, роднит, но и не сводит, как уже отмечалось, таможенное право к сущности и проблематике административного, финансового и налогового права. Нам думается, что это – все же разные области научного знания и исследования.

Выше, например, было показано, что административное право изучает лишь совокупность административных норм, регулирующих сферу административной деятельности, и она касается лишь отдельных проблем таможенно–правового регулирования общественных отношений. Финансовое право исследует комплекс юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период развития. Предметом налогового права являются имущественные отношения, возникающие между налогоплательщиками и государственными налоговыми органами. Сущность этих отношений проявляется в том, что в соответствии с налоговым законодательством у налогоплательщика изымается в государственный бюджет определенная часть имущества в денежной форме.

Однако названные отрасли права близки по предмету и особенностям регулирования к таможенному праву. Это касается в первую очередь административного и финансового права. Возьмем, к примеру, последнее. Как было замечено выше, таможенная пошлина, как в таможенном, так и в финансовом праве, – это вид налога, который предназначен для формирования вместе с другими налогами доходной части государственного бюджета. Но ограничиться таким формальным отнесением таможенной пошлины к группе налогов было бы неверно. Несмотря на наличие общих проблем, не исключается известная самостоятельность, меняющая объем понятия в зависимости от конъюнктуры.

Ясно, государство устанавливает налоги и пошлины для собственных нужд, для обеспечения собственной жизнедеятельности. Чтобы четко работал государственный механизм, необходимо содержать штат управленцев. Их заработная плата, а также другие статьи расходной части государственного бюджета определяются реально существующими факторами – потребностями в достаточно надежном прохождении управленческих решений, в прочности государственного механизма вообще, в финансировании ряда отраслей производства и т.п., словом, расходная часть бюджета в значительной мере количественно определяет доходную.

Поэтому вполне закономерно стоит сейчас вопрос о комплексном, всеохватывающем исследовании норм таможенного права, таможенных правоотношений и механизма правового регулирования таможенного дела в целом с точки зрения не только таможенного, но и административного, и налогового права. И о формировании на этой базе единой теории таможенного права и новой комплексной отрасли российского таможенного законодательства.

Вместе с тем таможенное право (и неважно, что какие–то его нормы используются в других отраслях права, а оно использует их нормы) рассматривает и изучает лишь свою совокупность юридических норм, актов, законов, приказов, регулирующих таможенные отношения в обществе. И при этом данная отрасль права не претендует на «чужие» нормы и не собирается их «забирать» из других отраслевых юридических наук, кодексов и актов. Таможенное право, имея свой собственный кодекс и свои нормативные акты, существует и развивается в тесной связи с последними и способствует совершенствованию отраслевых механизмов правового воздействия на общественные.

Исходя из выделенной совокупности таможенно–правовых норм и основных аспектов развития права и государства, в рамках предмета таможенного права можно выделить два класса задач, непосредственно связанных с правовым регулированием таможенных отношений в обществе.

Первый класс – это в значительной степени общие, теоретические задачи: разработка и уточнения предмета, методов и принципов таможенного права; характеристика системы таможенного права; изучение истории правового регулирования таможенных отношений в России и странах СНГ; анализ таможенно–правовых отношений; исследование теоретических проблем перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; анализ и выбор оптимального количества таможенных регионов; теоретическое исследование проблем таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля, льгот и т.д.

Второй класс – это в значительной степени конкретные, специальные задачи по анализу определенных актов таможенного законодательства и практике применения последнего. К ним, в первую очередь, можно отнести практические задачи по освещению порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, по конкретному анализу таможенных режимов, платежей, таможенного и валютного контроля, таможенных льгот для отдельных категорий иностранных лиц; по анализу ведения таможенной статистики преступлений в среде таможенного дела и ответственности за их совершение и др.

Думается, что в соответствии с обозначенными выше задачами и должен быть построен новый разрабатываемый Таможенный кодекс Российской Федерации. При этом общие, теоретические задачи могут войти в Общую часть Кодекса, а специальные и практические задачи – в Особенную часть.

Следовательно, таможенное право, имея свои исходные начала в теории права и государства и будучи тесно связанным с отраслевыми юридическими науками и прежде всего административным, финансовым и налоговым правом, подходит к предмету и объекту своего исследования с самостоятельных позиций, отличающихся от подхода, который характерен для других юридических наук; оно изучает всю совокупность норм права, регулирующих таможенные отношения в обществе, и практику их применения, включая и современные научно–технические средства и методы. При этом предметом таможенного права являются общественные таможенные отношения, имеющие свое социально-правовое содержание, а специфика данных отношений обусловлена объективными особенностями самого таможенного дела в обществе.

2. МЕТОДЫ, СТАДИИ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В юридической литературе в последние годы обсуждаются проблемы методов и принципов таможенного права. Причем в этом смысле прежде всего речь идет о совокупности приемов, способов воздействия норм таможенного права на общественные отношения. Выделяются и исследуются самые разнообразные методы, способы и принципы правового воздействия, а именно: императивный метод, диспозитивный метод, разные способы правового регулирования (предписания, дозволения, запрещения), принципы демократизма таможенного права, законности, эффективности, учета международно–правового сотрудничества и т.д.

Отталкиваясь от этих научных работ и исследований, можно заключить, что не только предмет, но и методы правового регулирования таможенных отношений являются классификационными признаками таможенного права как самостоятельной отрасли права.

К числу этих методов относятся прежде всего так называемые разрешительный и ограничительно–запретительный методы, каждой из которых имеет свои черты и особенности применения.

В частности, разрешительный метод правового регулирования таможенных отношений предполагает такой характер таможенной деятельности рассматриваемых участников правоотношений, при котором им предоставляется свобода (собственное усмотрение) в реализации своих прав, целей и задач. Например, всем лицам на равных основаниях предоставляется право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из России товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом. И никто не может быть лишен этого права или ограничен в праве на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из России товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации (ст. 19).

При этом в ходе реализации указанного разрешительного метода могут использоваться и иные методы воздействия на поведение участников таможенных правоотношений, а именно: делегирующий, рекомендательный и санкционирующий. Делегирующий метод правового регулирования – это такой способ, при котором законодатель, соответствующий таможенный орган или должностное лицо предоставляет конкретные права и свободы участникам таможенных правоотношений в рамках конкретного раздела таможенного законодательства. Например, дипломатические представительства иностранных государств на территории Российской Федерации при соблюдении установленного порядка перемещения через таможенную границу Российской Федерации свободны и имеют право ввозить в Российскую Федерацию и вывозить из Российской Федерации предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов и подобного рода услуги (ст. 202 Таможенного кодекса); никто не вправе воспрепятствовать им в осуществлении своих имущественных и таможенных прав, в рамках всей системы таможенных льгот, которые предоставляются отдельным категориям иностранных лиц.

Рекомендательный метод правового регулирования таможенных отношений выражается в том, что законодатель предоставляет участникам этих правоотношений самим выбирать те или иные варианты поведения и сообразно этому действовать. То есть он рекомендует, задает некую программу таможенной деятельности. И все это делает указанные отношения более гибкими и подвижными. Например, в соответствии со ст. 11 Закона «О таможенном тарифе» государственным органам Российской Федерации рекомендовано по своему усмотрению проводить в соответствии с российским законодательством расследование, которому предшествует применение особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных).

Санкционирующий метод правового регулирования – это такой способ, при котором законодатель предусматривает тому или иному участнику таможенных отношений право самому принимать решение по интересующим его проблемам, но эти решения в то же время должны быть санкционированы в установленном законом порядке. Например, само декларирование в нашей стране производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Форма и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются ГТК России (ст. 169 Таможенного кодекса).

Ограничительно–запретительный метод правового регулирования таможенных отношений состоит в регламентации и установлении объектов рассматриваемых правоотношений и определении закрепительных мер, которые подлежат исполнению на практике.

По сути дела, в этом отношении речь идет о регламентации и установлении обязанностей субъектов отношений, которые занимают значительное место в содержании норм таможенного права. Так, например, в ст. 21 Таможенного кодекса РФ сказано, что на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения, исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств нашей страны, защиты экономической основы суверенитета, защиты внутреннего потребительского рынка.

Введение в таможенном законодательстве обязанностей для субъектов таможенных правоотношений исключает всевозможные неправомерные действия, правонарушения и преступления. Например, за нарушение ограничений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств наступает гражданская, административная или иная ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Однако надо отметить, что границы ограничительных мер и запретов в таможенном праве не безграничны, они имеют свои пределы (правда, нередко не четкие). Причем, эти ограничительно–запретительные меры позволяют установить рамки возможного и должного поведения участников таможенных правонарушений.

Рамки возможного поведения позволяют здесь предупредить и пресечь нежелательные действия различных субъектов правоотношений в ущерб общегосударственным интересам. Например, согласно ст. 21 ч.2 и ч.3 Таможенного кодекса, при установлении указанных ограничений выпуск подпадающих под их действие товаров и транспортных средств производится таможенными органами только при условии соблюдения требований, установленных актами законодательства Российской Федерации и международными договорами. Акты законодательства Российской Федерации, устанавливающие ограничения, указанные в части первой настоящей статьи, подлежат официальному опубликованию не менее чем за десять дней до их введения в действие, за исключением законов, в отношении которых предусмотрен иной порядок вступления в силу.

Рамки должного поведения регламентируются с той целью, чтобы общественно–полезная деятельность субъектов таможенных отношений достигла своих целей, но вместе с тем она не должна доводить дело до серьезных правонарушений и преступлений. В противном случае начинает жестко действовать закон и следует соответствующее наказание. Например, воспрепятствование доступу должностного лица таможенного органа на территорию или в помещения, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для проведения такого контроля, либо где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации, наказывается наложением штрафа в размере от пятикратного до пятнадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва (ст. 264 Таможенного кодекса).

И эти правила возможного и должного поведения субъекты таможенных правоотношений должны соблюдать.

В связи с тем, что таможенное право имеет дело с неоднородными общественными отношениями и с учетом содержательных аспектов самих таможенно–правовых отношений, здесь могут применяться и другие методы правового регулирования – метод равноправия сторон в таможенном деле, методы власти и подчинения и методы координации в таможенно–регулятивных отношениях. Причем одни и те же методы правового регулирования могут применяться здесь как в связи с методами традиционных отраслей права (например, в связи с методами административного и гражданского права), так и в связи с методами нетрадиционных отраслей права (банковского, предпринимательского права).

Принципы таможенного права – это зафиксированные в правовых нормах регулируемые таможенные отношения, положения и идеи, определяющие сущность и содержание данной отрасли права, придающие системный характер ее нормам и институтам и позволяющие говорить о целостности механизма правового регулирования таможенных отношений в обществе.

Одним из главных принципов таможенного права является принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами (и прежде всего, над актами таможенных органов). Например, Конституция РФ, будучи основным источником российского таможенного права, содержит достаточно ограниченное число юридических норм, непосредственно относящихся к таможенному праву. Это, например, ч. 1 ст. 74 Конституции, в соответствии с которой на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких–либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; п. «ж» ст.71, в соответствии с которым таможенное регулирование отнесено к ведению Российской Федерации.

Однако многие конституционные нормы более общего характера также имеют отношение к таможенному праву. Скажем , ч. 1 ст. 8 о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности и ч. 2 ст. 8 о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; ч. 1 ст. 34 о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; ч. 3 ст. 15, в соответствии с которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Перечисленные конституционные нормы являются исходными положениями для таможенного права, и они подлежат исполнению в первоочередном порядке.

Важным принципом таможенного права является принцип приоритетности интересов государства в определении всей таможенной политики в современных условиях. В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации. Ее целями являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России, участие в реализации торгово–политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики страны, иные цели, определяемые Правительством, Президентом РФ в соответствии с Таможенным кодексом и другими законодательными актами. Российская Федерация стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенное дело в нашей стране развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.

Не менее важным принципом таможенного права является также принцип единства системы таможенной службы и центра управления ее деятельностью (ст. 12 проекта нового Таможенного кодекса РФ). Так, согласно ст. 8 проекта, федеральная таможенная служба РФ – это единая федеральная централизованная система, реализующая таможенную политику и осуществляющая от имени Российской Федерации таможенное дело в целях обеспечения экономических интересов страны, защиты ее экономической безопасности и экономического суверенитета. А таможенная служба в этом свете вливается в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, является государственной военизированной организацией и составной частью системы ее правоохранительных органов; одновременно, согласно ст. 16 проекта Таможенного кодекса РФ, в систему таможенной службы входят: таможенные органы, непосредственно осуществляющие функции таможенной службы; организации таможенной службы, которые создаются таможенными органами для обеспечения своей деятельности. А таможенными органами являются: Государственный таможенный комитет Российской Федерации, региональные таможенные управления, таможни, посты и др.

С принципом единства таможенной системы непосредственно смыкается и принцип строгого соблюдения прав и свобод граждан (ст. 14 проекта нового Таможенного кодекса РФ). В частности, в этой статье утверждается, что лицо, полагающее, что таможенной службой либо ее сотрудником нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действия указанной службы и ее сотрудников в вышестоящем органе таможенной службы, прокуратуре и (или) суде. Государственные органы и организации, независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе требовать от таможенной службы возмещения морального ущерба, причиненного неправомерными действиями сотрудника таможенной службы при исполнении им служебных обязанностей.

Важное значение приобретают сейчас также принципы равенства граждан перед законом в случае совершения любых противоправных действий в сфере таможенного дела. Это означает, что любое лицо, независимо от пола, возраста, национальности, должности и т.д., совершившее правонарушение либо преступление в таможенной сфере, несет ответственность перед обществом в установленном законом порядке. Так, любое лицо, допустившее перемещение через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и других веществ, строго наказывается в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.

В рамках таможенного права приоритетным можно считать и принцип защиты сведений о деятельности таможенной службы. Этот принцип, как отмечается в ст. 15 проекта нового Таможенного кодекса РФ, характеризуется тем, что граждане Российской Федерации, принимаемые в таможенную службу, а также допускаемые к сведениям о таможенной службе, проходят процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если иной порядок не предусмотрен законодательством России. Такая процедура включает принятие обязательства о неразглашении этих сведений. Граждане, допущенные к сведениям о таможенной службе, составляющим государственную тайну, несут за их разглашение ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.

Из изложенного материала можно сделать вывод, что в России постепенно формируется определенная система таможенного права и законодательства.

В частности, в этом смысле речь идет о значительной совокупности норм права, регулирующих отношения в таможенной сфере, основные из которых могут быть представлены в специальной матрице отношений. Полнота правового регулирования таможенных отношений в этом контексте может быть достигнута, если вся совокупность рассматриваемых норм таможенного права «перекроет» все наиболее важные объекты, явления и процессы, подлежащие таможенно-правовому воздействию. А так как таможенное дело касается всех звеньев общества и правовой системы, то нормы таможенного права, составляющие таможенное законодательство, пронизывают многие виды законодательства, как по вертикали (по видам нормативных актов), так и по горизонтали (по отраслям законодательства).

Следовательно, при анализе понятия системы таможенного законодательства мы, прежде всего, говорим о совокупности норм таможенного права, из которых состоит эта отрасль права; о регулировании с помощью указанных норм права и законов различных объектов, явлений и процессов в обществе. То есть, по сути дела, понятие системы таможенного права здесь непосредственно определяется через совокупность таможенно–правовых норм, ее составляющих.

Надо заметить, что эта совокупность таможенно–правовых норм, институтов и др. (или новая отрасль права) весьма внушительна, она охватывает сегодня очень широкий круг регулируемых объектов. Вместе с тем в таможенном законодательстве пока еще содержится большое количество не урегулированных правом отношений. А поскольку разработка федеральных законов, ликвидирующих эти пробелы, требует значительного времени, сил и средств, ГТК России, соответствующие органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов нередко принимают свои правовые акты для урегулирования таможенных отношений до принятия необходимых законов. И вся эта деятельность должна осуществляться в рамках действующей системы таможенного права.

Сказанное, однако, вовсе не означает, что понятие системы таможенного законодательства абсолютно идентично понятию системы таможенного права (так как система рассматриваемого законодательства включает нормы права, институты и пр.).

Еще раз подчеркнем: система таможенного права представляет собой относительно систематизированный порядок таможенно–правовых норм. Посему здесь понятие системы таможенного права и источника последнего не совпадают. Выше отмечалось, что норма таможенного права – это правило поведения участников правоотношений, а источник таможенного права – это форма выражения этого правила, способ придания ему общеобязательной силы через принятие государственных актов (законов, указов, постановлений и т.д.). Система таможенного права, являясь совокупностью правовых норм, выражается в системе обозначенного таможенного законодательства, но система перечисленных выше законов и иных актов таможенной направленности полностью не совпадает с системой таможенного права. Указанные законы могут издаваться в разное время и в связи с разными таможенными отношениями. В одном законе могут содержаться нормы таможенного права различного характера, которые относятся к различным явлениям и процессам. В то же время связанные между собой родственные нормы таможенного права могут быть зафиксированы в разных законах, разделах, статьях. Эту «расстыковку» системы таможенного законодательства и системы таможенного права легко будет свести к минимуму в ходе кодификации рассматриваемого законодательства, а также в процессе разработки нового Таможенного кодекса, в котором система законов таможенной направленности, очевидно, почти совпадает с системой норм права, заложенной в Кодексе. Однако полного совпадения здесь все же не произойдет, и его не может быть. Кроме разработки и принятия нового Таможенного кодекса предстоит еще издать достаточное количество законов таможенного характера, которые будут дополнять и развивать Кодекс; и потому трудно четко представить расположение всех норм и институтов Таможенного кодекса, хотя о них, как составляющих этого Кодекса, необходимо говорить уже сейчас.

Нормы таможенного права выступают здесь в качестве первичного компонента таможенного законодательства. Как властные предписания государства, они входят в те или иные законы, акты, приказы и пр., регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности таможенных отношений. Остальные таможенные отношения либо не урегулированы, либо регулируются другими юридическими нормами. Например, и квалификация, и расследование контрабанды регулируются нормами уголовного и уголовно–процессуального права, а порядок расследования уголовных дел подразделениями таможенных органов плохо регламентирован в законе.

Институты таможенного права – это относительно устойчивая и признанная группа таможенно–правовых норм, регулирующая определенные виды таможенных отношений. Институты регламентируют отдельные аспекты, направления и сферы таможенной деятельности. Их в таможенном законодательстве большое множество. Это институт таможенных режимов, таможенного оформления товаров, декларирования товаров, таможенных платежей, валютного контроля, таможенных тарифов, дознания и др.

Все эти институты существуют и применяются в тесной взаимосвязи друг с другом и составляют отрасль таможенного права (как систему).

Поскольку указанные выше законодательные акты являются определенными установлениями государства, то отрасль таможенного права можно представить в виде двух частей – Общей и Особенной.

Общая часть таможенного права включает таможенные правовые нормы, в которых выражены общие положения, касающиеся правового регулирования всей совокупности общественных отношений в сфере таможенного дела. Положения норм Общей части применяются при реализации всех таможенно–правовых норм, образующих отрасль таможенного права.

В Общую часть входят следующие таможенно–правовые институты – совокупности таможенно–правовых норм, регулирующие однородные общественные отношения в таможенном деле: закрепляющие цели, принципы и содержание таможенного дела; регулирующие правовой статус таможенных органов; регулирующие государственную службу в таможенных органах и определяющие правовой статус должностных лиц таможенных органов; упорядочивающие таможенно–правовой статус лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу; определяющие формы и методы таможенной деятельности, среди которых важная роль принадлежит таможенно–правовым нормам, регламентирующим порядок совершения процессуальных и процедурных действий; регулирующие принуждение в таможенной сфере.

Особенная часть таможенного права включает расположенные в определенном Таможенным кодексом РФ порядке и логической последовательности институты таможенного права, связь между которыми объективно обусловлена самим существом таможенного дела.

В Особенную часть входят таможенно–правовые институты, объединяющие группы таможенно–правовых норм, регулирующих: перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств, таможенные режимы; таможенные платежи; таможенное оформление; таможенный контроль; валютный контроль; ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

К Особенной части таможенного права относятся совокупности норм, регламентирующих юрисдикционную деятельность таможенных органов. Эти нормы содержатся в Таможенном кодексе России (разд. IX, X, XIII ). Они регулируют дознание, осуществляемое таможенными органами, их оперативно-розыскную деятельность, производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение.

Как видно, таможенное право является весьма значительной по объему и сложной по содержанию комплексной отраслью российского права. Это связано со сложной структурой и многоаспектностью внешнеэкономической деятельности, которая и составляет предмет регулирования таможенного права.

Таможенное право, отвечающее требованиям рыночной экономики, находится еще в стадии становления. Поэтому оно является не только одной из самых важных, но и весьма перспективных отраслей права и будет развиваться вместе с развитием внешнеэкономической деятельности, в сферу которой вовлечены не только предприятия, учреждения, организации (юридические лица), но и широкий круг предпринимателей, отдельных граждан (физические лица).

С точки зрения важности законодательных актов и общественных отношений, систему таможенного законодательства можно представить следующим образом: таможенно–правовые нормы Конституции Российской Федерации; законодательство об организации таможенного дела; законодательство о правовом регулировании служб в таможенных органах; законодательство о правовом регулировании перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; законодательство о правовом регулировании таможенного оформления товаров; законодательство о правовом регулировании декларирования товаров, хранения; законодательство о таможенных платежах и валютном контроле; основные таможенно–правовые нормы в составе актов российского законодательства (соответствующие статьи Уголовного кодекса, Гражданского кодекса, положения Кодекса об административных правонарушениях и др.); международное таможенное законодательство.

Распределение таможенно–правовых норм и законов по указанным видам и условное разграничение этих видов по характеру регулируемых отношений не могут быть проведены таким образом, чтобы между группами норм и законов проходила жесткая линия и нельзя было их соединить, что–то из какой–то группы вычленить и т.д. (естественно, это не касается конституционных норм). Ведь на практике бывает все иначе: часто в ходе правоприменительной деятельности приходится увязывать и объединять участников таможенных правоотношений и пр. Поэтому всегда можно отыскать в конкретном виде законодательства закон, статью, положение, которые могут быть условно отнесены лишь к одной группе, поскольку они касаются и других видов актов, других групп. В то же время из указанного выше перечня можно вычленить таможенные отношения, регулируемые не одним, а двумя и более видами таможенного права.

Представленная система таможенного законодательства не является мертвым и навсегда застывшим «материалом». По мере развития таможенного дела в обществе, внешнеэкономической деятельности будут возникать и новые таможенные связи, новые законы, подзаконные акты, нормы таможенного свойства, и тем самым будет меняться и сама система таможенного законодательства. И это вполне закономерно и соответствует духу времени.


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"