Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Взаимодействие следователя с органами дознания при расследовании убийств

Тарасов М.Ю., старший помощник Лефортовского межрайонного
прокурора г. Москвы, аспирант кафедры уголовного процесса и судоустройства МГЮА

1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ

Взаимодействие следователя с органами дознания – это согласованная по целям и задачам деятельность, направленная на быстрое раскрытие преступления, а также его полное, объективное и всестороннее расследование.

Важной составляющей большинства из указанных в законе органов дознания являются оперативно-розыскные органы (службы).

Под оперативно-розыскными органами (службами) понимаются функционирующие в соответствии с оперативно-розыскным законодательством в рамках определенных правоохранительных органов (МВД России и др.) или специальной службы России (СВР России и др.) системы их оперативных подразделений и должностных лиц, включая первых руководителей, предназначенные непосредственно, полностью или частично, осуществлять оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД) или ее контролировать.

Оперативно-розыскной орган в Федеральном Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ об ОРД) назван как «орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность».

Согласно ФЗ об ОРД, в России насчитывается десять оперативно-розыскных органов, компетентных проводить ОРД.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 13 право непосредственного и полного осуществления ОРД на территории России предоставлено восьми оперативно-розыскным органам. Ими являются оперативные подразделения органов: внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции, Федеральной службы государственной охраны, Федеральной пограничной службы, Государственного таможенного комитета, Службы внешней разведки, Министерства Юстиции России.

Законодатель особо обратил внимание правоприменителей на то, что в России никто, кроме указанных в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД подразделений государственных органов, не вправе осуществлять ОРД комплексно, с применением всего арсенала специфических средств и методов (однако это не означает, что отдельные ОРМ не вправе осуществлять иные субъекты, которым это право предоставлено законодателем). Кроме того, согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД, право на частичное осуществление ОРД предоставлено оперативным подразделениям разведки Минобороны (ГРУ ГШ ВС РФ) и органа внешней разведки ФАПСИ при Президенте РФ.

Правовой основой взаимодействия следователя с работниками органов дознания (оперативно-розыскными службами) являются п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ и п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее – закон об ОРД). Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, "при осуществлении предварительного следствия по уголовному делу следователь управомочен давать органу дознания …. письменные поручения и указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении". Соответственно, в законе об ОРД сказано, что одним из оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются поручения следователя по уголовным делам, находящимся в его производстве. Таким образом, предписания законов устанавливают правовой приоритет следователя во взаимоотношениях с органами дознания (праву следователя давать поручения корреспондирует обязанность этих органов по их исполнению).

Статья 40 УПК РФ содержит перечень органов дознания.

Сразу необходимо оговориться, что значительная часть указанных в статье 40 УПК РФ ведомств, наделенных полномочиями органов дознания, не наделена вместе с тем правом проведения оперативно-розыскных мероприятий (подразделения милиции общественной безопасности органов внутренних дел, командиры воинских частей, соединений, начальники следственных изоляторов, органы государственной противопожарной службы и др.). Они могут выполнять только те действия, которые регламентируются УПК РФ как дознание.

Деятельность следователя по расследованию убийств и уголовному преследованию лиц, их совершивших, осуществляется на основе тесного сотрудничества с органами дознания. В большинстве случаев функцию дознания по этим делам выполняет милиция.

Организационные формы работы милиции способствуют быстрому получению сведений о преступлениях. Этой задаче служат круглосуточная работа дежурной части, постовая служба и патрулирование, участковая система деятельности инспекторов профилактической службы, функционирование в больших городах групп немедленного реагирования (ГНР) и опорных пунктов охраны общественного порядка, постоянные контакты со штабами народных дружин, использование общих и специальных каналов связи (телефона, телеграфа, радио, телетайпа), охранной сигнализации. Поэтому милиция, как правило, первой узнает и оповещает следователя о совершенном убийстве.

Милиция имеет в своем распоряжении транспорт, который находится в постоянной готовности и может быть предоставлен следователю для немедленного выезда на место происшествия в любое время суток.

При необходимости пресечь преступление, преодолеть сопротивление, а также при попытке заподозренного к бегству милиция вправе применить меры физического принуждения.

Одно из ведущих подразделений органов милиции - служба уголовного розыска. Это оперативно-розыскное подразделение, к ведению которого относится осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях раскрытия преступлений и, в частности, убийств. Уголовный розыск наряду с гласными приемами работы использует личный сыск, осуществляет сбор информации из негласных источников, применяет оперативную технику, использует специальные учеты. Уголовному розыску, когда это требуется, содействуют и другие подразделения милиции: патрульно-постовая служба, служба участковых уполномоченных, криминалистическая служба, ГИБДД, ОМОН и др. В порядке, установленном ведомственными и межведомственными нормативными актами, уголовный розыск использует также оперативные возможности других органов дознания. Поэтому, если по делу об убийстве милиция принимает оперативно-розыскные меры, следователю нет надобности направлять поручения органам дознания других систем, а необходимые связи с ними осуществляются непосредственно милицией (например, обращение за сведениями в оперативные подразделения других ведомств).

Организационными формами взаимодействия следователя с оперативными работниками органа дознания на практике обычно являются:

А. А. Чувилев указывал и на внесение в этот перечень совместного дежурства в составе следственно-оперативной группы, предназначенной для экстренного реагирования на сообщения о преступлениях, поступающих в дежурную часть органа внутренних дел.

Названные организационные формы взаимодействия относятся к числу непроцессуальных.

Чаще всего взаимодействие с органом дознания по делам, возбуждаемым при обнаружении трупа, начинается с момента обнаружения трупа с признаками насильственной смерти. В этой ситуации на место происшествия вместе со следователем выезжают работники дежурных частей органов внутренних дел, эксперты-криминалисты, участковые уполномоченные, оперуполномоченные уголовного розыска. Они осуществляют охранные функции, преследование по горячим следам, прочесывание прилегающих территорий, обходы квартир, домов и т.д. Как правильно отмечают авторы книги «Расследование убийств»: «основной задачей органов дознания в описываемых условиях является поиск источников информации об обстоятельствах исследуемого события».

В соответствии с инструктивными указаниями МВД РФ и Генеральной прокуратуры РФ, в столицах республик, краев, областей, в крупных промышленных центрах, на транспортных узлах сформированы постоянно действующие следственно-оперативные группы по расследованию и раскрытию убийств.

Такие объединения позволяют следователю наладить более тесный контакт с работниками органов дознания, выявить их слабые и сильные профессиональные, а также личностные качества. В зависимости от этого еще до выезда на место происшествия следователь обязан решить, сколько работников дознания будет участвовать в осмотре, и предварительно наметить операции, которые могут быть им поручены.

Следователь должен контролировать законность и добросовестность выполнения представителями органов дознания порученных мероприятий. Он заслушивает отчеты и сообщения работников органов дознания о проведенных по его поручению мероприятиях, сопоставляет их с результатами собственной деятельности и деятельности других участников группы и т.д.

В сложных, проблемных ситуациях (например, при совершении серии убийств или когда субъект убийства неизвестен) создаются следственно-оперативные группы для работы по конкретному уголовному делу. Они комплектуются из следователей и прокуроров-криминалистов республиканских, краевых, областных, городских, районных прокуратур, а оперативная группа − из наиболее опытных сотрудников аппарата уголовного розыска МВД, УВД субъектов Федерации и из сотрудников оперативных служб и участковых уполномоченных органов внутренних дел, на территории которых зарегистрированы эпизоды серии убийств.

Распределение обязанностей в таких группах зависит от сложности ситуации и количества участников группы. При наличии нескольких следователей и оперативных работников могут создаваться подгруппы по проверке отдельных версий, возглавляемые следователями. Возможно разделение всей оперативно-следственной группы на две подгруппы, в одну из которых включаются следователи, в другую − оперуполномоченные. Вторую подгруппу возглавляет сотрудник органа дознания, который непосредственно организует оперативно-розыскную деятельность.

В вопросе организации руководства работой следственно-оперативной группы (далее – СОГ) имеются определенные противоречия, проявляющиеся на практике.

Так, с одной стороны, ведомственные документы органов внутренних дел предписывают осуществлять руководство следственно-оперативной группой начальнику горрайоргана МВД или его заместителю по оперативной работе, а, с другой стороны, следователь прокуратуры, по своему процессуальному положению являющийся руководителем группы (не только следственной, а всей СОГ, хотя в законе «следственно-оперативная группа» не упоминается, а речь идет только о группе следователей), фактически становится в работе по раскрытию убийства подчиненным начальнику органа дознания. Кроме того, следователь прокуратуры не обладает в полном объеме информацией оперативного характера, а поэтому не всегда имеет возможность выдвигать и отрабатывать определенные версии, выбирать тактику проведения тех или иных следственных действий.

Таким образом, в СОГ появляется два руководителя такой группы: руководитель – следователь и руководитель оперативных работников органа дознания без четкой регламентации полномочий. По нашему убеждению, в группе должен быть единственный руководитель - следователь, в чьем производстве находится данное уголовное дело, или прокурор. В конечном итоге только они отвечают за результаты расследования этого дела и несут ответственность за надлежащее выполнение своих полномочий.

Практика расследования особо тяжких преступлений, к каковым относятся убийства, доказала эффективность функционирования СОГ. Как верно пишет О.В. Синеокий, «образование таких групп создает ряд преимуществ по сравнению с другими формами взаимодействия следователей и оперативных работников. В частности, появляется больше возможностей привлекать к расследованию убийств наиболее квалифицированных работников, что не всегда удается при организации "разового" взаимодействия следователя и оперативных служб; создавать лучшие условия при взаимопонимании между членами группы. Это способствует более активному и умелому использованию научно-технических средств, оперативной проверке нескольких версий, а при необходимости - концентрации усилий группы на решающем участке».

Поэтому в УПК РФ следовало бы регламентировать состав и деятельность СОГ. В соответствующей статье УПК необходимо указать, что расследование особо сложных дел поручается следователям и оперативным работникам органа дознания. В состав такой следственно-оперативной группы входят прокуроры, следователи и оперативные работники органов прокуратуры, в том числе и военных прокуратур, Федеральной Службы Безопасности РФ, МВД РФ, а также могут привлекаться специалисты других ведомств. Один из прокуроров или следователей назначается руководителем следственно-оперативной группы, он принимает дело к своему производству и непосредственно руководит действиями следователей и других участников следственно-оперативной группы. Участники групп осуществляют свою деятельность в соответствии с предоставленными им полномочиями.

В этой норме следовало бы закрепить не только участие оперативных работников в расследовании, но и то, что они не могут подменять следователя, а действуют лишь в пределах своих полномочий. Также единообразно должен быть решен вопрос и о руководителе всей группы. По нашему мнению, руководителем следственно-оперативной группы должен быть прокурор, имеющий опыт следственной работы, а также надзора за следствием (заместитель прокурора субъекта РФ по следствию, начальник или прокурор отдела по надзору за следствием, прокурор-криминалист, прокурор города, района) или следователь соответствующего звена прокуратуры. Постановление о создании СОГ должен выносить от своего имени только прокурор. В состав СОГ прокурор включает работников оперативно-розыскных служб, представленных ему в приказе начальника органа МВД, ФСБ и др.

Время действия такой группы должно определяться в постановлении о ее создании, подписываемом прокурором.

На практике зачастую следственно-оперативные группы распускаются после получения от обвиняемого признания в убийстве. Данное положение вряд ли можно считать правильным, ибо сложность многих следственных ситуаций даже после получения признания не уменьшается. В частности, не исчезают трудности, связанные с проверкой достоверности и объективности показаний обвиняемого, отсутствием достаточных доказательств, подтверждающих признание, наличием оснований для предположений о совершении обвиняемым других преступлений или об участии в убийстве иных лиц. Особенно важно сохранение следственно-оперативных групп, расследующих убийства, совершаемые членами организованных преступных сообществ, а также серии убийств, совершаемых на территории различных городов, областей, республик и даже стран. Взаимодействие между указанными органами может состоять во взаимном обмене получаемой информацией, совместном планировании, участии оперативных работников в следственных действиях, выполнении органом дознания заданий следователя.

Одной из форм взаимодействия органов дознания и следствия является совместное планирование работы. Совместное планирование позволяет тактически правильно организовать работу по делу и эффективно использовать наличные силы и средства. Оно может осуществляться в двух вариантах: при реализации оперативных материалов на начальном этапе расследования и в ходе самого расследования. В первом речь идет о составлении плана расследования следователем с участием оперативного работника, проводившего оперативно-розыскные меры до возбуждения уголовного дела. Такое участие обеспечивает выбор путей сохранения в тайне источников оперативной информации, правильную последовательность планируемых следственных действий, минимизацию тактического риска при их осуществлении. Во втором речь идет о согласовании планов следственных действий и оперативно-розыскных мер, составляемых следователем и оперативными работниками. Планы согласуются по цели, времени и последовательности проведения следственных действий и оперативных мероприятий.

Планирование способствует укреплению доверия между членами группы, появлению уверенности отдельных сотрудников в своих силах, повышению их профессионального мастерства.

Обмен информацией между следователем и оперативным работником органа дознания - необходимое условие координации их усилий по расследованию убийств. Он должен осуществляться на всем протяжении работы по делу. Своевременная информация предотвращает дублирование в деятельности следователя и оперативного работника, позволяет своевременно вносить необходимые коррективы в планы работы.

Информация, передаваемая следователем оперативному работнику, связана с теми поручениями, которые следователь дает органу дознания. Кроме того, это могут быть данные о следственной ситуации, в которой планируется проведение оперативных мероприятий: о характере осведомленности проходящих по делу лиц, формах их противодействия следствию и т.п.

Информация, передаваемая оперативным работником органа дознания следователю, помимо сведений о результатах выполнения полученных поручений, также может содержать данные о складывающейся следственной ситуации, полученные из негласных источников, об отдельных фактах и обстоятельствах, имеющих значение для расследования. Пределы информации зависят от методов и средств ее получения оперативным работником и, во всяком случае, она не должна содержать сведений о негласных источниках ее получения. Она должна содержать только проверенные данные, поскольку может послужить основанием для принятия следователем процессуальных решений.

Совместное обсуждение данных, полученных следователем и оперативным работником органа дознания, имеет место как при обмене информацией, так и при согласованном планировании их деятельности и выполнении оперативным работником поручений следователя. В таком обсуждении могут принимать участие руководители следственных и оперативных подразделений и другие их сотрудники, оно может носить коллективный характер при соблюдении необходимых требований конспирации источников оперативных данных.

Наконец, совместные выезды в другую местность предпринимаются в тех случаях, когда по соображениям оперативности или в иных тактических целях представляется нецелесообразным поручать проведение отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий органам следствия и дознания иной местности.

Организационно-процессуальными формами взаимодействия следователя с органом дознания, в частности при расследовании дел об убийствах, являются:

а) производство следователем процессуальных действий одновременно с проведением органом дознания согласованных со следователем оперативных мероприятий (ч. 4 ст. 157 УПК РФ);
б) уведомление следователя о проводимых органом дознания розыскных и оперативно-розыскных мерах по установлению преступника (ч. 4 ст. 157 УПК РФ);
в) выполнение органом дознания поручений следователя о производстве оперативно-розыскных мероприятий (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 157 УПК РФ);
г) выполнение органом дознания поручений следователя о производстве отдельных следственных действий (ч. 4 ст. 157 УПК РФ);
д) содействие органа дознания следователю при производстве отдельных следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

Розыскные меры и оперативно-розыскные меры, о которых говорит закон, − близкие по направленности и содержанию, но не тождественные меры. Розыскными мерами являются непроцессуальные действия, которые направлены на сбор сведений о лицах, фактах, обстоятельствах, представляющих интерес с точки зрения задач предупреждения, выявления и раскрытия преступлений. Эти сведения могут быть использованы при подготовке к производству следственных действий. Многие розыскные действия (опросы, объявления о розыске, истребование справок у должностных лиц, проверки домовых книг и личных документов у граждан) работники милиции производят официально, открыто. Эти действия может произвести и следователь.

Собранные таким образом органом дознания материалы могут быть представлены следователю и приобщены им к делу в качестве документов. Они служат основанием для производства следственных действий.

Оперативно-розыскные меры (мероприятия) - это розыскные действия, осуществляемые негласными методами, с использованием негласных источников информации, специально уполномоченными на то оперативно-розыскными органами.

Результаты оперативно-розыскных мероприятий могут быть представлены следователю только после вынесения руководителем органа дознания специального документа – постановления о представлении результатов ОРД. Полученные посредством ОРМ материалы следователь использует при планировании расследования и в процессе собирания доказательств. Сами по себе результаты ОРМ доказательствами по делу служить не могут, так как они получены вне процессуальной формы, в которой допустимо собирать доказательства.

Оперативно-розыскную деятельность органы дознания осуществляют не только по поводу обнаружения признаков конкретного преступления, но и в отношении лиц, поставленных на оперативный учет ввиду подозрительного образа жизни, связей с преступными группировками, склонности к правонарушениям. Результаты оперативно-розыскной деятельности в указанном направлении концентрируются в делах предварительной проверки (ДПП) и в оперативно-профилактических делах (ОПД). Поэтому, если при расследовании убийства в поле зрения следователя и органа дознания попадают (в качестве «заподозренных», потерпевших или свидетелей) лица, состоящие на оперативном учете, сведения об их прошлом, их образе жизни, связях, наклонностях и другие могут быть получены из ДПП и ОПД.

С самого начала расследования должна быть достигнута полная согласованность целей и действий между следователем и органом дознания, обеспечена взаимная информация.

Так, оперативно-розыскные данные о помещении, где запланирован обыск, распорядке дня владельца этого помещения и т.п. обесцениваются, если они получены после того, как будет произведено это следственное действие. Не согласованный с сотрудниками милиций вызов на допрос иной раз срывает проводимые в это время оперативно-розыскные мероприятия. И наоборот, если сотрудники милиции заранее осведомлены о планируемых следственных действиях, они могут приурочить к этому времени проведение оперативно-розыскных мероприятий (например, наблюдение за лицом, подвергшимся обыску, либо за лицом, получившим повестку о вызове на допрос и т. д.).

Документом, фиксирующим согласованные следственные, розыскные и оперативно-розыскные действия, их сроки и последовательность, является план. Составляет его следователь. В части, относящейся к розыскным и оперативно-розыскным действиям, этот план служит продолжением поручения следователя и потому обязателен для органа дознания, который получает соответствующую выписку из него.

УПК РФ в п.п. 4 и 5 ч. 2 ст. 38 впервые наделил следователя правом давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ. Хотя обязанность принимать оперативно-розыскные меры по смыслу части 4 статьи 157 УПК РФ лежит на органе дознания и без поручений следователя до момента установления лица, совершившего преступление, роль поручений крайне важна. Своим поручением следователь корректирует и направляет ОРМ по делу в нужном направлении, контролирует их ход и результаты, а уже после установления подозреваемого обязывает орган дознания продолжать ОРМ, когда это требуется, например, для уточнения мотивов убийства, поиска орудия преступления, места хранения оружия и т.д.

Поручения − это установленная законом форма, в которой следователь информирует орган дознания о деле и задачах, подлежащих решению с помощью оперативно-розыскных действий. Однако не следует забывать, что право выбора тактики и методики проведения того или иного оперативно-розыскного мероприятия целиком лежит в компетенции органа, осуществляющего ОРД, и следователь не должен в них вмешиваться.

Необходимыми элементами поручения следователя являются:

а) изложение данных дела, которые должны быть учтены при ОРМ;
б) изложение вопросов, которые должны быть освещены полученными при производстве розыскных и оперативно-розыскных мероприятий сведениями;
в) указание на необходимость проведения конкретных розыскных действий и ОРМ;
г) срок исполнения.

Характер и объем поручений могут быть различными. Если подозреваемый установлен, перед оперативным подразделением органа милиции может быть поставлена ограниченная задача – например, определить, где находится орудие убийства. В подобных случаях оперативно-розыскные действия носят разовый, эпизодический характер. Встречаются, однако, дела, по которым в начале расследования нет конкретных данных об убийце, а подчас и об убитом, неизвестны мотивы убийства и иные обстоятельства преступления. В таких случаях возникает необходимость в большом, сложном комплексе оперативно-розыскных мероприятий по многим версиям.

В поручении о проведении оперативно-розыскных или розыскных мероприятий следователь может поставить перед органом дознания задачу собрать данные:

Разумеется, это лишь примерный перечень. В принципе розыскные и оперативно-розыскные меры могут быть направлены на выяснение любого обстоятельства, имеющего значение для дела.

Теперь коснемся вопроса исполнения органом дознания поручений о производстве отдельных следственных действий.

Получив в сжатые сроки на первом этапе расследования максимум доступной информации о происшедшем, следователь строит конкретные версии о лице, совершившем преступление, его местонахождении или путях бегства. В соответствии с выдвинутыми версиями, он поручает органу дознания розыск лица «по горячим следам», стремясь не оставить убийце времени, чтобы скрыться, уничтожить следы преступления, сфальсифицировать доказательства. Средством, обеспечивающим успешность расследования уголовных дел об убийствах, является одновременное, параллельное выполнение комплекса следственных и оперативно-розыскных действий. Если в конкретных условиях нет возможности поручить расследование с момента возбуждения дела группе следователей, выполнение отдельных следственных действий может быть возложено на орган дознания.

Выполнение следственных действий оперативным работником органа дознания по делу, находящемуся в производстве следователя, осуществляется лишь по поручению последнего.

А.Р. Ратинов рекомендовал поручать оперативному работнику проведение таких следственных действий, которые осуществляются по оперативным данным или связаны с административной деятельностью милиции. «Может быть также поручено самостоятельное проведение отдельных допросов свидетелей и выполнение иных следственных действий при отсутствии у следователя возможности произвести эти действия самостоятельно или принять в них личное участие, при необходимости одновременно произвести ряд следственных действий».

Так, во многих случаях целесообразно, чтобы во время производимого следователем осмотра места происшествия сотрудники милиции по поручению следователя допрашивали очевидцев. Это не только ускоряет расследование, но и повышает качество следственных действий. Показания очевидцев принимаются во внимание для уточнения задач осмотра в ходе его производства, а вопросы, возникающие при осмотре, сразу же выясняются при допросах.

По делам об убийствах, например, совершенных преступными группами, одновременные обыски у нескольких лиц создают эффект внезапности, лишают виновных возможности перепрятать или уничтожить уличающие их предметы.

Положительное психологическое воздействие оказывает проверка показаний «заподозренного», осуществляемая параллельно с его допросом.

В поручении о производстве следственных действий должны быть четко обозначены поручаемые следственные действия; указаны предметы, подлежащие обнаружению и изъятию при обыске или выемке; вопросы, требующие выяснения при допросе или осмотре; срок выполнения поручения и предоставления материалов следователю. В поручение могут быть включены указания о подлежащих применению тактических приемах и технических средствах, способах связи со следователем по ходу его исполнения. Может быть также оговорено, что исполнитель должен получить от следователя предварительный инструктаж. Поручая следственное действие, для производства которого требуется вынесение постановления, следователь выносит такое постановление и прилагает его к поручению.

Орган дознания вправе осуществлять только те следственные действия, проведение которых ему поручается. В противном случае доказательства, полученные органом дознания, признаются в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 75 УПК РФ недопустимыми.

Устанавливая право следователя поручить органу дознания производство следственных действий, закон (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ) ограничивает круг поручаемых действий отдельными следственными действиями. Это означает, что недопустимо перепоручать органу дознания все предварительное следствие. Такая практика порочна. Она нарушает правила о подследственности и противоречит требованию п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, согласно которой все решения о направлении следствия и производстве следственных действий принимает следователь.

Необходимо отметить, что поручения следователя органу дознания должны даваться только в письменном виде (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Нарушение этого требования закона приводит к исключению доказательств.

Аналогичные правовые последствия наступают и в случаях проведения работниками органа дознания, включенными в состав следственно-оперативной группы по делу, следственных действий без поручения следователя, поскольку законом, как уже отмечалось выше, создание следственно-оперативных групп не предусмотрено.

Содействие при производстве отдельных следственных действий по требованию следователя орган дознания осуществляет в разных формах, одни из которых носят процессуальный характер, другие являются оказанием чисто технической помощи.

По делам об убийствах наиболее существенны следующие формы содействия органа дознания следователю:

а) принятие мер, обеспечивающих сохранность следов и иных объектов, подлежащих осмотру и изъятию;
б) охрана порядка при производстве следственных действий;
в) обеспечение явки лиц, которые требуются для участия в следственном действии;
г) выделение сотрудников для непосредственного участия в следственном действии в помощь следователю и под его руководством;
д) выделение специалистов для участия в следственном действии.

Когда обнаружен труп с признаками насильственной смерти, а равно предметы или следы, которые могут иметь значение для дела, орган дознания своими силами или с помощью общественности обязан обеспечить неприкосновенность этих объектов, пока они не будут осмотрены и зафиксированы следователем. Для этого устанавливается охрана, объекты укрывают подручными материалами от снега, дождя, ветра или от палящего солнца.

В ходе подготовки и проведения обыска сотрудники милиции следят, чтобы никто не мог повредить, уничтожить или вынести искомые предметы. Особенно важно такое содействие, когда обыск производится в квартире или доме из нескольких помещений.

При осмотре места происшествия сотрудники милиции обеспечивают поддержание порядка, не допуская к нему посторонних.

Когда можно ожидать, что в ходе очной ставки изобличаемый способен воздействовать на изобличающего уговорами, угрозами или завязать драку, для предупреждения таких эксцессов целесообразно присутствие сотрудника милиции при проведении очной ставки.

Милиция по требованию следователя осуществляет конвоирование к месту производства следственных действий обвиняемых, заключенных под стражу, охраняет их, когда эти действия проводятся.

На орган дознания в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ возлагается исполнение постановлений следователя о приводе свидетелей и обвиняемых, не явившихся по вызову без уважительных причин, а также розыск обвиняемых, скрывающихся от следствия или не имеющих постоянного места жительства.

Содействие явке лиц, подлежащих допросу, орган дознания осуществляет не только путем привода по ранее вынесенному следователем постановлению. По делам об убийствах нередко возникает необходимость срочно допросить определенное лицо, например вероятного очевидца преступления или свидетеля, который, по словам подозреваемого, может подтвердить его алиби. Не всегда можно вызвать такого свидетеля по телефону, вызов же повесткой отнимает много времени, а иногда вообще невозможен, так как сведения о вызываемом бывают недостаточны. В таких условиях немедленную явку может обеспечить работник милиции, который выедет на место, уточнит данные о вызываемом, выяснит, где он находится - на работе или дома, объявит ему о вызове и, если надо, своим транспортом доставит к следователю.

На орган дознания, согласно закону (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ), может быть возложено исполнение постановлений следователя о задержании и аресте, а также выполнение иных процессуальных действий.

По поручению следователя сотрудники милиции вызывают врача и иных специалистов для участия в неотложном осмотре места происшествия и трупа, при необходимости − обеспечивают их доставку к месту осмотра. Через сотрудников милиции следователь приглашает понятых.

В порядке помощи следователю при проведении следственного действия работники милиции могут изучить прилегающую к месту происшествия территорию, чтобы определить границы осмотра.

Если в соответствии с планом следственного действия его участники должны удаляться друг от друга (например, при следственном эксперименте), с одной группой находится следователь, а с другой − сотрудник милиции.

Ценной может оказаться и техническая помощь сотрудника милиции при осмотре места происшествия: измерение значительных расстояний рулеткой или посредством шагомера, записи по ходу осмотра под диктовку следователя, изъятие и упаковка по его указанию вещественных доказательств.

В качестве специалистов в осмотре, следственном эксперименте, проверке показаний на месте, получении образцов для сравнительного исследования и при проведении других следственных действий, имеющих целью изучение специфических материальных объектов, участвуют сотрудники криминалистической службы милиции (ЭКО, ЭКУ), сотрудники ГИБДД (если преступление связано с транспортом или исследуются следы автотранспорта), работники Государственной противопожарной службы (по делам об убийствах, связанных с поджогами или с попытками поджога).

2. СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ УБИЙСТВАХ В РАЗЛИЧНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Содержание и задачи взаимодействия следователя с органами дознания с момента получения информации об убийстве зависят от ее объема, а также от конкретной следственной ситуации, складывающейся на начальном этапе расследования.

Анализ уголовных дел об убийствах позволяет выявить наиболее эффективные методы взаимодействия, составляющие его содержание, в зависимости от конкретной следственной ситуации.

1. Личность убитого неизвестна, убийца, скрывшийся с места происшествия, также неизвестен. В данной следственной ситуации совместная работа органов дознания, оперативно-розыскных служб и следователя идет в основном в двух направлениях:

Естественно, трудно раскрыть преступление, не установив личность потерпевшего, поэтому работа в первом направлении должна вестись наиболее активно. Для этого следователь дает поручение оперативным работникам органа дознания о принятии мер по установлению личности трупа. Труп дактилоскопируют и фотографируют по правилам опознавательной фотосъемки. Отпечатки пальцев трупа оперативные работники проверяют по соответствующим дактилоскопическим учетам. Далее сотрудники милиции проводят опрос населения с целью установления личности потерпевшего, выявления свидетелей и очевидцев совершенного убийства («так называемая отработка жилого сектора»). После назначения следователем соответствующих экспертиз (судебно-медицинской, баллистической, дактилоскопической, биологической и др.) сотрудникам милиции можно поручить срочную доставку объектов на экспертизу. В случае обнаружения на месте происшествия оружия, патронов, стреляных гильз, после исследования их экспертным путем оперативным сотрудникам органов внутренних дел поручается проверка изъятых объектов по Федеральной пулегильзотеке. Оперативные работники органа дознания (как правило, оперуполномоченные оперативно-розыскных отделов) составляют опознавательную карту трупа и заводят розыскное дело. Им же в большинстве случаев следователем поручается опознание трупа потерпевшего в морге, выемка одежды потерпевшего из судебно-медицинского учреждения для последующего ее осмотра и экспертного исследования. Сотрудники оперативно-розыскных служб рассылают сводки с приметами неопознанного трупа в другие ОВД, УВД, зональные информационные центры, ГИЦ МВД РФ с целью обнаружения сходства убитого по приметам с разыскиваемыми без вести пропавшими лицами. Следователь и оперативный работник органа дознания составляют совместный план следственно-оперативных мероприятий. В дальнейшем оперативные работники докладывают следователю о его исполнении и результатах проведенной работы на периодических заслушиваниях по уголовному делу об убийстве. Оперативные работники органов дознания содействуют следователю в обнаружении и изъятии вещественных доказательств при осмотре места происшествия, хотя эту функцию могут выполнять и эксперты-криминалисты ЭКО, выступающие в качестве специалистов. Сотрудники оперативно-розыскных служб органов дознания через агентурный аппарат стремятся негласно выяснить обстоятельства совершенного убийства, выявляют его свидетелей и очевидцев, сведения о подозрительных лицах, пытавшихся скрыться с места происшествия, на одежде которых была замечена кровь и т.д. Работники органов дознания обеспечивают связь следователя со средствами массовой информации, помещают соответствующие сводки о совершенных преступлениях в газеты и на телевидение. По поручению следователя оперуполномоченные уголовного розыска осуществляют сбор информации об аналогичных по способу преступлениях, совершенных в районе и городе. Осуществляют выборку по спецучетам лиц, ранее судимых за аналогичные преступления, и оперативным путем проверяют их на причастность к расследуемому убийству. При наличии у трупа особых примет (татуировок, шрамов и т.п.) оперативные работники организуют их «отработку» по специализированным автоматическим базам данных (в частности, по АБД «Опознание», имеющейся в ГИЦ МВД РФ и т.д.).

2. Личность убитого известна, убийца, скрывшийся с места происшествия, неизвестен.

Основной задачей взаимодействия в данной следственной ситуации, как правильно отметили авторы пособия «Криминалистическое обеспечение предварительного расследования», является обнаружение и закрепление следов преступления и иных доказательств, выявление дополнительных источников информации об обстоятельствах преступления и установление преступника.

Для решения указанной задачи сотрудники оперативных подразделений органов дознания оказывают следователю содействие в обнаружении, изъятии и упаковке вещественных доказательств в ходе осмотра места происшествия. Проводят «отработку» жилого сектора и прилегающей к месту убийства местности с целью обнаружения свидетелей и очевидцев преступления. Оперативные работники органов внутренних дел осуществляют сбор сведений о связях потерпевшего, образе его жизни, знакомствах, друзьях, врагах, долговых обязательствах, сфере деятельности. Для этого ими осуществляются оперативные установки, проводятся разведывательные беседы, опросы населения. Работники оперативно-розыскных служб совместно со следователем изучают документацию, относящуюся к служебной либо коммерческой деятельности потерпевшего. По поручению следователя допрашивают отдельных лиц, располагающих какой-либо информацией о потерпевшем, и организуют доставку свидетелей на допрос к следователю (основных очевидцев и свидетелей преступления следователю необходимо допрашивать самому). Оперативные сотрудники предпринимают попытки установления возможных конфликтных ситуаций, имевших отношение к потерпевшему, их содержания; проводят оперативный анализ и проверку содержания телефонных переговоров, прослушивание которых санкционировано судебными органами, по домашнему и служебному телефонам потерпевшего, «отрабатывают» лиц, с которыми потерпевший, согласно полученным сведениям, имел телефонную связь.

Работники милиции оказывают следователю содействие и в поиске отпечатков пальцев убийцы, а в случае обнаружения таковых − организуют их немедленную проверку по данным дактилоучетов. При обнаружении на месте убийства орудия преступления (например, огнестрельного оружия) милиция организуют немедленную его доставку для экспертного исследования.

После экспертизы оперативные сотрудники органов внутренних дел осуществляют проверку изъятых объектов по Федеральной пулегильзотеке и учетам похищенного оружия. Следователь может поручить работникам органов дознания составление фоторобота убийцы со слов очевидцев, немедленное оповещение всех оперативных служб города (региона) о полученных приметах заподозренного лица, составление и направление соответствующих ориентировок. Следователь также может поручить органам дознания организацию публикации фоторобота заподозренного и информации о совершенном убийстве в СМИ с целью выявления очевидцев происшедшего или иных лиц, располагающих сведениями о потерпевшем и заподозренном.

Сотрудники оперативно-розыскных служб дают задание агентурному аппарату и доверенным лицам по негласному установлению обстоятельств совершенного преступления и получению сведений о лицах, его совершивших.

При наличии данных о том, что у потерпевшего после убийства пропало какое-либо имущество, оперработники организуют его постановку на учет похищенного имущества («выставляют» специальные учетные карточки на каждый похищенный предмет в зональный информационный центр и ГИЦ МВД РФ), после чего осуществляют проверки мест возможного сбыта похищенного.

Следователь должен периодически заслушивать оперативных работников органа дознания о проведенных по его поручению мероприятиях, о полученной новой информации по делу, которая может интересовать следствие. Сотрудниками милиции осуществляется сбор сведений об аналогичных преступлениях, совершенных в районе, городе, других регионах, о лицах, ранее судимых за совершение аналогичных преступлений, проводится их «отработка» на причастность к расследуемому убийству.

В работе по установлению убийцы существенную помощь оперативному сотруднику может оказать автоматизированная информационно-поисковая система оперативно-розыскного назначения «Центр», функционирующая в ГИЦ МВД РФ.

В настоящее время АБД «Центр» обеспечивает сбор, обработку и выдачу сведений о следующих объектах учета:

С помощью АБД «Центр» можно получить чрезвычайно важные и необходимые сведения об убийствах, о лицах, ранее их совершивших, о приметах подозреваемых, скрывшихся с места совершения преступления, о характерных способах совершения этих преступлений, об огнестрельном оружии, выявленном на местах совершения убийств и т.д.

3. Потерпевший и лицо, совершившее убийство, известны, однако последний скрылся с места преступления.

Такие ситуации складываются, как правило, при совершении «очевидных» убийств, т.е. убийств на глазах у свидетелей, либо когда уже из самой обстановки места происшествия видно, кто убил потерпевшего (таким образом совершается подавляющее число «бытовых» убийств).

Здесь основная задача взаимодействия следователя с работниками органов дознания заключается в поиске и задержании скрывшегося убийцы.

Для этого организуются и проводятся поисково-заградительные мероприятия, засады, оцепления, преследование «по горячим следам». Следователь либо непосредственно участвует в данных мероприятиях, либо дает поручения об их проведении органам дознания.

Следователю необходимо в точном соответствии с уголовно-процессуальными законом и рекомендациями криминалистов зафиксировать обстановку на месте происшествия при его осмотре, обнаружить и изъять доказательства совершения преступления, которыми впоследствии можно будет изобличить убийцу.

После осмотра места происшествия следователь должен немедленно приступить к допросу непосредственных свидетелей совершения убийства с целью выяснения всех его обстоятельств и деталей. Также подлежат допросу и так называемые «косвенные» свидетели преступления, т.е. лица, непосредственно не наблюдавшие процесс его совершения, однако явившиеся очевидцами пред- и посткриминальных событий: приготовления подозреваемого к убийству, видевшие на нем следы преступления, наблюдавшие их сокрытие подозреваемым и располагающие иными сведениями, имеющими значение для дела. Свидетели выявляются путем проведения сотрудниками милиции подворно-поквартирных обходов, «отработки» жилого сектора.

Выбор приемов розыска убийцы, решение о составе поисковой группы (или групп) для выполнения этой задачи определяются, исходя из розыскной версии о личности подозреваемого, предполагаемом его местопребывании и вероятном пути следования, о возможном использовании им транспорта и наличии у него оружия. Такого рода версии основываются на предварительной информации о времени совершения преступления, внешности, приметах убийцы, признаках его одежды и находившихся при нем вещей, направлении, в котором он отправился, оставив место преступления.

Если исходные данные дают основание для разных версий, розыск осуществляется одновременно в разных направлениях с использованием различных приемов, какими являются:

1) преследование убийцы по «горячим» следам (по возможности с использованием служебно-розыскной собаки);
2) заградительные мероприятия путем установления наблюдения за узловыми пунктами предполагаемого маршрута передвижения скрывшегося убийцы (в черте населенного пункта, на вокзале, возле предприятий общественного питания и т.д.);
3) засады в местах вероятного появления, передвижения убийцы (у перекрестков дорог, на чердаках, в квартирах и т.д.);
4) оцепление определенных участков местности (например, лесного массива, жилого квартала);
5) обследование местности, прилегающей к месту происшествия, которая предварительно разбивается на участки, секторы, ограниченные естественными границами;
6) установочные мероприятия в отношении проверяемых по делу лиц и т.д.

4. Следственная ситуация, при которой потерпевший известен, убийца застигнут на месте преступления либо явился с повинной.

Основной задачей взаимодействия в этой ситуации является сбор и закрепление доказательственной базы, с помощью которой можно будет изобличить убийцу в совершенном им преступлении и проверить его признательные показания.

При явке с повинной эта задача состоит еще и в отработке версии о самооговоре подозреваемого (например, с целью «выгородить» настоящего убийцу, скрыть другие преступления и т.п.).

Поэтому следователь, получив от подозреваемого признательные показания, может поручить работникам органа дознания немедленно их проверить. Так, если подозреваемый ссылается на каких-то дополнительных свидетелей совершения им убийства, следователь поручает оперативным сотрудникам допросить их или доставить на допрос к нему. Если подозреваемый мотивом совершения убийства называет длительные неприязненные отношения с потерпевшим, противоправные действия со стороны последнего, следователь поручает сотрудникам милиции проверить эти факты оперативным путем и выявить их свидетелей.

При проверке показаний подозреваемого на месте работники милиции осуществляют его конвоирование и охрану, предоставляют транспорт, технические средства фиксации показаний, при необходимости осуществляют фото- и видеосъемку на следственных действиях.

Кроме того, оперативные подразделения органов дознания проверяют подозреваемого на причастность к совершению других преступлений методами оперативно-розыскных действий.

Практика показывает, что в 43% именно оперативно-розыскным путем были выявлены сведения, относящиеся к другим совершенным убийствам.

В ходе осмотра места происшествия органы дознания оказывают помощь следователю в обнаружении и изъятии доказательств причастности подозреваемого к совершенному убийству.

Итак, взаимодействие следователя прокуратуры с работниками органов дознания является одним из средств быстрого выявления лица, совершившего убийство, а также полного установления всех обстоятельств преступления, обеспечивающим возможность эффективного использования методов как следственной, так и оперативной работы при размежевании этими работниками своих функциональных обязанностей.

При общей положительной оценке взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании уголовных дел об убийствах, необходимо отметить и существующие здесь отрицательные моменты.

1. Как показывает практика, активное взаимодействие осуществляется лишь в первые две-три недели после обнаружения убийства. Далее, если подозреваемый не установлен, оно постепенно начинает «затухать». Это связано с необходимостью оперативных сотрудников раскрывать другие преступления. Да и потом в органах внутренних дел до сих пор сохраняется система, согласно которой работа оперативно-розыскных служб оценивается лишь по количеству раскрытых преступлений. Нераскрытые убийства в «зачет» оперативным работникам не идут, вот почему у них постепенно пропадает желание по ним работать.

2. Несогласованность и разобщенность действий следователя прокуратуры и оперативных сотрудников органов внутренних дел, вызванная их административной независимостью друг от друга, а также загруженностью работой.

Согласно УПК РФ, именно следователь ответственен за уголовное дело и является координатором и руководителем взаимодействия с органами дознания. Но у следователя в производстве, как правило, находится не одно, а несколько дел. Поэтому он не имеет возможности сосредоточиться на работе только по одному убийству, «забросив» другие уголовные дела. Из этого вытекает и невозможность постоянного общения с сотрудниками милиции по конкретному убийству. Последние, в свою очередь, тоже работой по раскрытиию других преступлений. Вот почему многая важная информация, полученная оперативным путем, порой доходит до следователя не сразу, а лишь спустя какое-то время, что отрицательно сказывается на результате расследования. Ведь следователь при поступлении к нему любой оперативной информации, имеющей значение для дела, должен немедленно проверить ее следственным путем и скоординировать дальнейшую работу оперативников.

3. Отсутствие у следователя реальных рычагов воздействия на органы дознания в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими его поручений.

Разумеется, в таких случаях следователь может внести руководителю органа дознания представление об устранении нарушений закона или, как крайний вариант, обратиться к прокурору, осуществляющему надзор за следствием. Тот, в свою очередь, также может внести руководству органа дознания соответствующее представление. Но, как показывает практика, на указанные представления следователи и прокуроры в большинстве случаев получают лишь формальные «отписки» типа: «предупрежден о недопустимости подобных нарушений впредь», «строго указано» и т.п. Собственный многолетний опыт работы автора в органах прокуратуры свидетельствует, что по представлениям следователей и прокуроров, внесенным ими по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения органами дознания поручений, реально были привлечены к дисциплинарной ответственности около 10% сотрудников милиции.

Для преодоления отмеченных отрицательных моментов взаимодействия следователя и органов дознания, по нашему мнению, необходимо:

Во-первых, издание совместного приказа Генерального прокурора РФ и Министра внутренних дел РФ, регулирующего взаимодействие органов прокуратуры и МВД в процессе расследования убийств. Его можно назвать: «Об основах взаимодействия органов прокуратуры и органов внутренних дел при расследовании и раскрытии убийств». В данном межведомственном нормативно-правовом акте следовало бы закрепить, что взаимодействие между следователем прокуратуры (прокурором) и оперативными подразделениями ОВД начинается с момента получения информации о совершенном убийстве и продолжается до момента направления уголовного дела в суд.

В качестве гарантии неукоснительного и своевременного исполнения органами дознания поручений следователя и прокурора, в этом акте необходимо закрепить положение, согласно которому на каждое поступившее из прокуратуры представление о нарушении органами внутренних дел закона, руководству ОВД следует незамедлительно жестко и принципиально реагировать с обязательным проведением служебных проверок и приложением к ответу на представление копий приказов о наказании сотрудников милиции, допустивших волокиту и ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей. Этот приказ, по мнению автора, будет способствовать повышению и укреплению исполнительской дисциплины органов внутренних дел, а также снимет многие сложности, возникающие в процессе взаимодействия последних с органами прокуратуры.

Во-вторых, необходима отмена существующей системы оценки показателей работы оперативных служб органов внутренних дел по количеству раскрытых ими преступлений и переход на систему оценки работы по фактически выполненному ее объему и эффективности за отчетный период. Этим будет положен конец бездействию милиции по нераскрытым преступлениям, в том числе убийствам. Естественно, автор сознает все сложности перехода на новую систему, связанные, в частности, с необходимостью значительного увеличения штата оперативных работников МВД. Гарантом эффективности работы органов дознания по уголовным делам должен стать следователь, являющийся процессуальным руководителем и координатором взаимодействия.


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"