Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

КРИМИНОЛОГИЯ

Некоторые актуальные проблемы предупреждения преступного поведения несовершеннолетних

Сафин Ф.Ю., к.ю.н., доцент, докторант
Санкт-Петербургский университет МВД России

В настоящее время приоритетным направлением в деятельности государственных органов и общественных организаций, включая правоохранительные органы, признано предупреждение преступлений.

Как отмечает профессор Й. Вигх, «общепризнанно, что в любом государстве наиболее эффективной формой борьбы с преступностью является ее предупреждение». В рамках криминологической теории оно трактуется как деятельность государства и общества в отношении криминогенных факторов с целью нейтрализации или понижения их криминогенного воздействия, а также создания условий, снижающих возможность возникновения таких факторов. Предупреждение преступного поведения несовершеннолетних имеет свои специфические черты, объясняемые психолого-возрастными особенностями профилактируемого объекта и характером воздействия на него социальной среды.

Практика показывает, что единая, научно-обоснованная система профилактики преступности и иных правонарушений несовершеннолетних на современном этапе в нашей стране не создана. Ее создание требует поэтапного решения множества разноплановых проблем: создание структурной иерархии, необходимой для установления функциональных связей среди субъектов системы; организация эффективной координации и взаимодействия субъектов профилактики; построение единой для субъектов информационно-справочной базы данных по объектам профилактического воздействия; выработка принципиально новых форм и методов профилактической работы; кадровое, финансовое обеспечение; криминологическая и психолого-педагогическая подготовка лиц, участвующих в предупредительной деятельности. Основной акцент следует сделать на создании единой нормативно-правовой базы для всех субъектов, устранив имеющиеся недостатки в правовом регулировании данной сферы общественных отношений, как-то – бессистемность действующего законодательства о предупреждении правонарушений несовершеннолетних, об их правах и обязанностях, о механизме защиты этих прав. Положения по этим вопросам находятся в различных, порой противоречащих друг другу, нормативных актах.

Долгие годы исключительная роль в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних отводилась КПДН, на которые возлагалась «организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам» и масса других задач.

Сегодня многочисленные исследования, проведенные в различных регионах страны, показали, что КПДН в большинстве городов и районов России не способны координировать действия других министерств, ведомств, ОВД, других субъектов профилактики, поскольку не обладают совокупностью властных полномочий надведомственного характера, необходимых для объединения усилий всех перечисленных субъектов. Вместе с тем, объем деятельности комиссий по рассмотрению материалов о правонарушениях в несколько раз превышает нагрузку судебных органов. Подготовительное и исполнительное производство по этим материалам, включая канцелярско-техническое обеспечение данной работы, осуществляет один, часто не освобожденный от иных обязанностей ответственный секретарь данной комиссии. Председатель КПДН занят, как правило, другими не менее важными вопросами (здравоохранением, образованием, культурой и т. д.).

Причины недостатков в деятельности таких комиссий кроются и в юридическом непрофессионализме подавляющего большинства лиц, входящих в составы КПДН на общественных началах. Кроме того, в распоряжении КПДН нет ни действенных инструментов исполнения принимаемых решений, ни надежных источников объективной информации об «узких» местах в организации предупредительной деятельности на подведомственной КПДН территории, ни достаточных финансовых, материально-технических средств.

Анализ практической деятельности КПДН на местах дает основания сделать вывод, что эти органы постепенно утрачивают свои позиции, превращаясь в административные суды, которые успевают лишь рассматривать дела о правонарушениях несовершеннолетних; причем разбор дел осуществляется спустя длительное время (месяц, а то и два), что полностью нивелирует воспитательное воздействие. Допускаются частые срывы заседаний из-за отсутствия членов КПДН, а также вызванных подростков и их родителей. Заседания КПДН нередко сводятся к заслушиванию подростка. Принимаемые решения носят официальный характер, без учета личности правонарушителя и материалов дела.

Представляется вполне очевидным, что КПДН в существующем ныне виде не могут решать те большие и сложные задачи по предупреждению правонарушающего поведения несовершеннолетних, которые на них возложены. Следовательно, давно назрел вопрос о разработке нового Положения о КПДН. Последние следует переименовать в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, что даст новое направление их деятельности, ибо возникнут дополнительные функции, связанные с осуществлением мер по восстановлению и защите прав и законных интересов подростка. Комиссии не следует сковывать рамками того или иного ведомства, особенно силового – они должны формироваться субъектами РФ или органами местного самоуправления с расширением полномочий для более действенной защиты детей. Вместе с тем, необходимо, чтобы они работали на постоянной основе, возглавлять их должны председатели – заместители глав администраций регионов, а заместители председателей комиссий должны быть освобождены от других обязанностей. В состав КПДН должен войти ответственный секретарь и специалисты (инспекторы). Количество последних должно зависеть от подросткового населения в регионе. При этом должности инспекторов должны замещаться лицами только с высшим юридическим, педагогическим, психологическим образованием, имеющими опыт работы с несовершеннолетними. Особое внимание следует обратить на привлечение к работе в КПДН педагогов, специалистов в области детской психологии и психиатрии. На общественных началах и принципе добровольности в комиссии могли бы войти представители зарегистрированных общественных организаций, занимающихся проблемами несовершеннолетних.

Не менее важная задача в области ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних – восстановить правовой статус бывших ИДН ОВД (сейчас это – ОППН), которые были созданы 15 февраля 1977 г. и проводили огромную работу по профилактике безнадзорности и иных правонарушений несовершеннолетних. Общепризнанно, что ИДН и в те годы, да и сейчас – наиболее авторитетный и эффективно действующий воспитательно-профилактический орган.

Вместе с тем, анализ практической деятельности ОППН показывает, что сотрудники данной службы нередко привлекаются к работе не только по профилактике, но и раскрытию общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними. ОППН на сегодня раскрывают до 2/3 общественно опасных деяний, совершенных указанным контингентом. Выявление и раскрытие каждого совершенного преступления является, конечно, действенной профилактической мерой, но этим должны заниматься органы, на которые законом возложена эта обязанность, а не ОППН. Более половины рабочего времени инспекторов ОППН уходит на рассмотрение заявлений и сообщений о совершенных подростками преступлениях, а воспитательно-профилактическая работа отодвигается на второй план. Нередко сотрудников данной службы руководители используют не по назначению (в качестве подменных дежурных, исполняющих обязанности следователей и т. п.).

Особое внимание обращает на себя низкий уровень профессиональной подготовки инспекторов ОППН, отсутствие у большинства из них (до 75–80%) юридического, педагогического, психологического образования, умений и навыков работы с детьми и подростками. В связи с этим, автор предлагает создать на базе высших учебных заведений МВД России факультеты обучения сотрудников подразделений по предупреждению преступлений несовершеннолетних, наряду с факультетами по подготовке следственных и оперативных работников. Вместе с тем, представляется целесообразным образование учебных групп по подготовке соответствующих специалистов на базе высших учебных заведений, не входящих в структуру системы МВД, в частности, специалистов по социальной профилактике и реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением. С учетом специфики работы (составление бесчисленных отчетов, планов, ведение продолжительных бесед с подростками и их родителями) основной контингент в данных группах должны составлять женщины. Особое внимание при отборе следует обращать на такую особенность психики будущих сотрудников как коммуникативность.

Также рекомендуется регулярное проведение выездных занятий с сотрудниками ОППН, которые могут проходить в форме лекций, бесед, круглых столов, социально-психологических тренингов и т.п. К участию в такой работе следует привлекать ведущих специалистов, изучающих проблемы несовершеннолетних и молодежи, практических психологов, психотерапевтов, психиатров, наркологов.

Проведя соответствующие исследования, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка внес ряд предложений, направленных на совершенствование ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Одно из них – вывести учреждения, занимающиеся этими проблемами, из системы МВД, подчинив их непосредственно исполнительной власти на местах, так как значительная часть детей и подростков, состоящих на учете в ОППН, требуют воспитательно-профилактического воздействия, оказания им социальной помощи по линии органов опеки и попечительства, органов здравоохранения, народного образования.

Следует полностью согласиться с тем, что сложилось ненормальное положение, при котором основную тяжесть воспитательной и профилактической работы, ответственность за нее несут МВД, прокуратура, суды, по природе своей наделенные функциями и методами, в основном, карательного характера, рассчитанными, прежде всего, на взрослое население страны, ведущее противоправный образ жизни. Переход же профилактических функций к более широкому кругу государственных и негосударственных структур, к приоритету раннепрофилактических мер еще только начинается. Поэтому передача органов ранней профилактики в подчинение исполнительной власти на местах на данном этапе преждевременна, ибо требует создания единой системы субъектов по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Правительство России принимает меры по созданию такой системы, однако вряд ли в ближайшее время она будет реализована.

Вместе с тем, в цивилизованных государствах, где социально-экономическая обстановка благоприятна, вопросы раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних переходят от гражданско-административных органов к полиции. Так, в Японии «ранняя профилактика преступности несовершеннолетних практически полностью перешла в руки полиции».

На пути создания единой, научно-обоснованной системы профилактики преступности и иных правонарушений несовершеннолетних, является необходимым скорейшая организация психодиагностических центров (например, при КПДН в крупных городах), которые, используя опыт зарубежных стран, будут обеспечивать социально-психологическую диагностику и коррекцию личности подростков, совершивших преступление. Основной задачей таких центров должно стать выявление социально-психологических факторов, детерминировавших совершение конкретных преступлений. Анализ и обобщение таких факторов в полной мере будет способствовать повышению эффективности имеющихся и выработке новых мер воспитательно-профилактического характера, как в целом, так и применительно к конкретному подростку. Вместе с тем, используя сведения о личности подростков, совершивших преступления, психодиагностические центры смогут давать органам предварительного следствия и судам научно-обоснованные рекомендации о применении наиболее эффективных мер воздействия в отношении таких несовершеннолетних (прогноз ресоциализации). Профессор Долгова А.И. также убеждена, что созданные центры диагностики «давали бы компетентным органам рекомендации относительно мер, способных оказываться в определенных конкретных случаях наиболее эффективными. Окончательное избрание этих мер, конечно, должно осуществляться судом, КПДН в установленном законом порядке».

Известно, с какими трудностями встречаются органы предварительного следствия и суды при решении соответствующих вопросов. Ведь нужно определить не только степень социальной деформации, но и личностные качества подростка, его склонности и интересы, нравственные и правовые взгляды, состояние здоровья, наличие отклонений в психике и поведении и т.д.

В некоторых европейских странах в состав консультативных и психодиагностических центров, различного рода комиссий, занимающихся правонарушениями несовершеннолетних, входят юристы, психологи, врачи, представители молодежных организаций, общественных формирований, способных выявить основные криминогенные факторы, сформировавшие личность преступника, построить социально-психологический портрет личности, протестировать и интерпретировать результаты тестов, анкетирования, интервьюирования, личных бесед, чтобы решить, какие наиболее целесообразные меры необходимо принять к несовершеннолетнему правонарушителю в целях его перевоспитания.

Сафин Ф.Ю.


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"