Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

УСПЕХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ -
В СТРЕМЛЕНИИ К СОВЕРШЕНСТВУ!

 

Основная задача предприятия в рыночных условиях состоит в том, чтобы в результате его производственного процесса был создан Товар (Услуга), который найдет своего потребителя и может конкурировать с себе подобными.

Но технический прогресс не стоит на месте, а покупатели охотно воспринимают всевозможные новшества, что открывает широкие возможности для "предпринимателя-пионера", который видит будущее своего предприятия в его постоянном совершенствовании.

Чтобы добиться этого, необходимо ответить на множество вопросов: Какие изделия и в каком количестве должны быть произведены? Сколько для этого необходимо сырья, материалов и полуфабрикатов? Какова должна быть себестоимость продукции, чтобы окупить фактические затраты и цена, чтобы получить прибыль? Как рационально построить технологический процесс на предприятии и принять правильное управленческое решение?

Современный уровень средств программирования и проектирования позволяет переложить решение этих и многих других проблем на плечи компьютера.

Специалистами ЦИТ "Ост-Ин" разработана Комплексная система "Кх3", которая позволяет автоматизировать работу предприятия независимо от вида деятельности и формы собственности. Объектами автоматизации являются бухгалтерский учет, товародвижение, производство, коммерческая деятельность, кадры, анализ хозяйственной деятельности и другие задачи административного управления. Система разработана в архитектуре КЛИЕНТ-СЕРВЕР при помощи программных продуктов корпорации ORACLE (Редвуд, штат Калифорния, США), крупнейшего в мире независимого поставщика программного обеспечения и услуг в сфере информационных систем.

Подсистема "производство"

Рассмотрим функциональные возможности системы на примере мебельного производства.

Предположим, что в процессе производства мебельной продукции на предприятии выполняется полный комплекс работ, начиная от переработки лесоматериалов и кончая выпуском мебели.

Весь технологический процесс разделен на операции, выполняемые разными цехами (рис. 1), которые являются самостоятельными структурными подразделениями предприятия и ведут самостоятельный учет и отчетность по движению товаро-материальных ценностей.

Рис. 1

Соответственно, цехов, которые из сырья производят полуфабрикаты, а затем готовые изделия, может быть несколько. Например, Деревообрабатывающий цех, Цех по производству ДСП, Раскроечно-заготовительный цех, Мебельно-сборочный цех и т.д.

Подсистема "Производство" решает следующие комплексы задач.

Описание технологического процесса

Любое производство связано с проблемой выпуска и описания технологического процесса создания изделия.

Рис. 2

Рис. 3

В системе "Кх3" это называется Рецептом. Каждое производимое изделие, деталь или полуфабрикат имеет свой состав компонентов, необходимый для его производства, с другой является одним из компонентов следующего уровня производства или является товарной продукцией (рис. 2, 3).

По каждому компоненту указываются необходимое для изготовления изделия количество и где оно производится, так называемый Технологический маршрут. Это может быть подразделение предприятия, рабочее место и даже отдельный станок. Если подразделение не указано, то для системы это означает, что данное ТМЦ необходимо закупить на стороне, что учитывается при расчетах лимитов.

Здесь же можно указать временной период, необходимый для производства компонента, количество чел/часов и потери на единицу изделия при производстве (отходы, брак и т.п.). Любой Рецепт может использоваться в разных подразделениях, технологических процессах и отличаться только, например, видом оборудования. На одно и то же изделие может быть несколько Рецептов, но с разным составом компонентов.

План производства

Главной задачей планирования последовательности производственных операций является такое размещение планов по цехам, при котором будет соблюден единый технологический процесс, сведены к минимуму простои оборудования и учтены все требуемые затраты.

Система "Кх3" позволяет формировать план производства по отдельным изделиям, по цехам и в целом по предприятию.

Первоначально составляется спецификация плана производства, т.е. заносится требуемый ассортимент изделий. Пользователь это может сделать вручную или на основании заявок от покупателей и анализа выполнения плана продаж за определенный период времени. План производства можно задать на день, неделю, месяц, квартал и т.д. Далее происходит привязка спецификации к Рецептам и Технологическим маршрутам. Если один и тот же компонент производится в нескольких цехах, то пользователь определяет для каждого процент от общего объема производства (рис. 4). Также пользователь при планировании может учесть следующие важные факторы:

Рис. 4

После того как план продаж по предприятию сформирован в автоматическом режиме производится расчет производственных программ цехов.

Если в период проектирования плана возникли изменения (изменился ассортимент, проблемы по сырью и т.д.), его можно откорректировать через новый рецептурный расчет.

В результате внесенных изменений производится пересчет программ цехов.

Рис. 5

Система позволяет ввести любое количество планов на период.

После формирования производственных программ для цехов производится расчет лимитов, т.е. количество сырья, полуфабрикатов, требуемое для производства единицы изделия, умноженное на плановое количество данного изделия. Если цех выпускает несколько изделий, в которых используется одно и то же сырье или полуфабрикат, то при расчете лимита по цеху все данные складываются. Как только цеху выдается сырье, лимиты уменьшаются. Если сырье передали из цеха на склад или в другие цеха, лимиты добавляются.

Рис. 6

В ряде случаев на предприятии может возникнуть ситуация, когда сырье или полуфабрикаты отпускаются сверх лимитов. Пользователю предоставляется возможность внести все необходимые изменения через корректировку плана производства. Если полученное сверх лимитов сырье не использовано (по документам израсходовано не полностью), то неизрасходованное количество засчитывается в планируемом месяце. То есть рассчитанный на основе плана производства лимит будет уменьшен на остаток данного вида сырья в цехе.

В связи с тем что один и тот же вид сырья, полуфабриката может измеряться в разных единицах измерения (в зависимости от их движения в технологическом процесс), например ламинированная плита может измеряться в штуках, в кв.м и куб.м; пленка - в рулонах и в кв.м; нитки- в бабинах и в погонных м; трубы - в штуках и в тоннах и т.д., в системе имеется возможность пересчета одной единицы в другую с помощью установленных пользователем формул (рис. 6), что исключает путаницу при учете ТМЦ на предприятии.

По результатам выполнения плана производства пользователь может получить необходимые аналитические материалы как в целом по предприятию, так и в разрезе цехов, изделий, за определенный период и на заданную дату:

Учет ТМЦ в производстве.

Учет движения сырья и материалов

Осуществляется через Модуль "Товародвижение", который предназначен для полной автоматизации учета и движения товаров, материалов, основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов на складах предприятий (независимо от их количества и территориального расположения) с любой формой собственности и видом деятельности.

Данный модуль обеспечивает любую форму учета ТМЦ на складах: по партиям, по местам хранения (стеллажам, ячейкам и т.п.), по видам хранения (на реализации, на ответственном хранении и т.д.)

Закупка и отпуск сырья/ материалов осуществляется согласно утвержденному плану производства и лимитов по каждому цеху.

Основные возможности:

Рис. 7

Учет движения готовой продукции.

Готовой продукцией предприятия являются наборы, состоящие из отдельных изделий, отдельные изделия (шкафы, диваны, столы, полки, кресла и т.д.) и изделия-полуфабрикаты (ламинированные плиты, фурнитура и др.(далее Изделия).

Рис. 8

Учет движения готовой продукции в системе ведется в разрезе Изделий (отпуск из цехов, оприходование на складах, движение на складах и между складами, отпуск покупателям). Перемещение изделий внутри предприятия оформляется внутренними накладными (рис. 7).

В системе для формировании наборов и отдельных изделий используется такой термин, как Упаковка. Под этим понимается законченная часть готового Изделия, передаваемая из цеха в виде отдельной единицы учета. В состав Изделия, как правило, входит несколько упаковок (рис. 2, 3).

По мере производства, Упаковки из цеха по накладной передаются на склад для комплектации (рис.8, 9) с последующей передачей на склад готовой продукции. Таким образом, с цехов списываются Упаковки, а на складе приходуются Изделия.

Рис. 9

По окончании месяца на основании приходно-расходных документов и нормативно-справочной информации (нормы расхода сырья, лимиты и др.) по каждому цеху формируется материальный отчет, который содержит следующие данные:

Управление издержками

(завершение работ по проектированию модуля планируется в IY квартале 1997 года)

Модуль предназначен для автоматизации расчетов плановой и фактической себестоимости, в том числе с использованием технологии "Direct-costing".

Независимо от учетной политики, принятой на предприятии, метод "Direct-costing" необходим для появления возможности ведения реального управленческого учета на предприятии, которое нуждается в непрерывном мониторинге своего текущего положения.

В модуле "Управление издержками" предусматривается совместно с другими модулями системы реализация следующих аналитико-управленческих задач:

  1. Получение диаграмм постоянных и переменных издержек.
  2. Составление тренда по диаграмме издержек.
  3. Анализ безубыточности для каждого изделия и группы выпускаемых изделий.
  4. Анализ прибыли и затрат.
  5. Расчет вклада на покрытие для отдельных продуктов в зависимости от условий продаж.
  6. Расчет средневзвешенного коэффициента вклада на покрытие при изменении ассортимента продаж.
  7. Определение рационального сочетания (ассортимента) выпускаемой продукции.
  8. Сопоставление операционной прибыли и коэффициента вклада на покрытие для варианта плана.
  9. Возможность получения управленческой формы "Отчета о прибылях и убытках".
  10. Возможность моделирования ситуации при изменении цен реализации, постоянных и переменных издержек, ассортимента.

В настоящее время в стадии разработки находится подсистема "Оптимизация прибыли, издержек и обьемов производства", в которой используется Методика предельного анализа. В подсистеме будут решаться следующие задачи:

  1. Прогнозирования спроса.
  2. Формирование цены с точки зрения спроса.
  3. Максимизация прибыли.
  4. Определение максимума прибыли при оптимальном объеме производства и цены на изделие.
  5. Прогноз оптимальных цен и объемов продаж.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ "Кх3"

Операционные системы:

сервер -

 

 

клиент -

 

 

все современные платформы:

Windows NT, UNIX, UnixWare, OS/2, NetWare и др.(более 90 платформ)

Windows 95, Windows NT
(возможны другие, по спец. заказу клиента)

Используемая СУБД

Oracle7 Universal Server, Oracle7 Workgroup Server,

Personal Oracle7

Режим взаимодействия с БД

клиент-сервер

Блокировка данных при совместном использовании

на уровне записи

Структура классификаторов

кроме стандартных классификаторов ОКДП, ОКОНХ, ОКОФ и др.

можно создать и использовать собственные иерархические классификаторы с произвольным числом уровней

Число единиц измерения, поддерживаемых классификатором для каждого объекта учета

без ограничений

Разграничение права доступа пользователей

обеспечиваются системными средствами Oracle (механизм ролей, паролирования и т.д.)

Минимальные требования к серверу:

(на базе процессоров Intel)

процессор- Pentium-100

оперативная память - 64 Мб

дисковое пространство-800 Мб

оперативная память

на пользователя- 2 Мб

Минимальные требования к рабочим станциям

для версии Кх3:

процессор-486

опер.память-16 Мб

диск. пространство-150 Мб

видео - 800х600х256

Количество клиентских станций в сетевой версии

не ограничено

* * *

В заключении необходимо сказать, что подсистема "Управление производством" тесным образом связана с другими подсистемами- "Справочники", "Бухгалтерский учет", "Ценообразование (Прайс-листы)", "Товародвижение", "Управление контрактами", "Заказы" и "Финансово-хозяйственной анализ".

Таким образом система "Кх3" позволит связать в единый комплекс все участки деятельности предприятия и контролировать его деятельность с помощью как финансового, так и управленческого учета.

Система "Кх3" создавалась как мощный и гибкий набор функций и настроек, следовательно, процесс ее адаптации к условиям конкретного предприятия можно провести в достаточно короткие сроки.

Учитывая вышеизложенное, мы предлагаем два варианта внедрения системы.

Первый:

Второй:

Если в первом случае вы оплачиваете товар и при желании его установку, обучение пользователей, сопровождение, то во втором - это поэтапная работа, включающая обследование объекта автоматизации, проектирование, разработку и внедрение системы на вашем предприятии.

Толстоброва Наталья Анатольевна
Начальник отдела продаж ЦИТ "Ост-Ин"

 



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"