Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

ООО “Константа СтройСофт”

Автоматизация взаимоотношений заказчика и подрядчика на сметном уровне

Ничто так не удручает подрядчика и не вызывает скептической ухмылки у заказчика, как общение на тему приёма и согласования смет и процентовок. Та же ухмылка должна появиться и у тех и у других при взгляде на название статьи, однако не все так плохо на ниве компьютеризации строительства.

Если в предыдущих статьях в “Строительной газете” и в “Строительном эксперте” мы уже останавливались на вопросах облегчения работы сметчика, то теперь осмелимся рекомендовать, на что следует обращать внимание при выборе сметной программы, дабы сделать общение заказчика и подрядчика минимально продолжительным и максимально приятным.

Из нашей строительной практики известно, что организации подрядчиков, заказчиков и проектные организации не всегда преследуют одинаковые цели при составлении смет и проведении расчетов за выполненные работы. Организациям — подрядчикам и проектировщикам, как правило, желательна максимальная итоговая сметная стоимость выполняемых и проектируемых работ, а заказчику, наоборот,— минимальная. Поэтому вопрос контроля качества составленной сметной документации, обоснованности применения тех или иных сметных нормативов весьма актуален. Проверка сметной документации, так же как и ее составление, весьма трудоемка и требует достаточно высокой квалификации инженерного персонала. Инженеры-сметчики должны знать не только технологию выполнения запроектированных работ, но и обладать обширными знаниями о наличии и порядке применения сметных норм, учета технологических поправочных коэффициентов.

Самым “неприятным” делом является проверка примененных сметных нормативов, а также подготовка всевозможных документов о наличии разногласий. А ведь эту рутинную работу проще всего поручить ПЭВМ. Сметная программа должна обладать эффективным механизмом сверки составленных смет с нормативной информацией по ценовым и содержательным параметрам.

Но на решение этих вопросов заказчик и подрядчик тратят сравнительно немного нервов и времени. Значительно более болезненный вопрос их взаимоотношений — контроль за ходом работ и проверка актов на их выполнение. Нынешний этап развития компьютерных технологий не позволяет, к сожалению, возложить на ЭВМ функции технического надзора за объёмами выполненных работ. Но вот проверить, заложено ли в процентовке что-либо явно не соответствующее смете и накопительной ведомости компьютер должен быстро и объективно. И вовсе не факт, что подрядчик пытается кого-то обмануть. Например; в процессе разборки грунта для устройства фундаментов был найден крупный обломок ранее существовавшего монолита, и пришлось выполнять работы по его разборке и вывозу. В смете данных работ не было, а в акт на выполненные работы по фундаментам работы на разборку и вывоз монолита были включены. Грамотно построенная сметная программа должна в данном случае предупредить оператора о расхождении со сметой и предоставить удобный механизм для необходимых корректировок или отказать в процентовании.

Весь процесс компьютеризации взаимоотношений организаций, участвующих в строительстве, показан на рисунке. Рассмотрим подробнее требования, предъявляемые к каждой из его составляющих.

ПОДРЯДЧИК

Проверка смет, получаемых из проектной организаций и от заказчика; подготовка своих процентовок, контроль и сверка процентовок субподрядных организаций; учет выполнения работ, своих и субподрядчиков; ведомости потребностей и списания материалов.

СУБПОДРЯДЧИКИ

Проверка смет, получаемых из подрядных организаций; подготовка и сверка процентовок; учет выполнения работ; составление ведомостей потребности и списания материалов.

ЗАКАЗЧИК

Проверка смет, получаемых из проектной и из подрядных организаций; контроль и сверка процентовок; учет выполнения работ подрядных организаций.

Процентовки

Первый этап — составление смет. Не хотим никого обидеть, но если бы проектировщики слышали все выражения и эпитеты, которых наслушались мы при контроле с помощью программного комплекса “Ресурсная Смета” подготовленных проектными организациями смет, то обиделись бы сами. А причина этого одна — либо проектировщик работал вручную и был так замотан, что не имел возможности проверить проставляемые сметные нормативы, либо используемая им сметная система давала большие возможности по коррекции нормативной базы (что, в принципе, необходимо), но не обладала механизмом заключительного контроля “чего же он там наделал”. Отсюда требование — программа не только должна давать возможность коррекции нормативных данных, но и фиксировать отличия в нормативной и сметной информации.

Второй этап — формирование процентовок. Говорить о том, что составление их вручную — это добывание огня методом трения дощечек, уже просто банально, хотя на удивление часто нам еще встречаются руководители, отрабатывающие каллиграфический почерк у своих сметчиков. Пусть поверят — у WINDOWS он значительно красивее. Но применение даже таких модных программ, как EXCEL, не позволяет избежать ошибок в процентовках, так как Microsoft не удосужился позаботиться об обучении своих программ российским сметным нормативам. А каждая ошибка в процентовке — это ее возврат и, следовательно, откладывание самого приятного в строительстве события — получения денег. Надеемся, что в необходимости использования специализированных компьютерных систем мы Вас убедили, хотя некоторые дополнительные аргументы будут и далее. Теперь о требованиях к этим системам с точки зрения выдачи процентовок. Они должны формировать процентовки на основании утвержденных смет и накопительных ведомостей, давать возможность объединения процентовок субподрядчиков в процентовку генподрядчика и осуществлять безбумажную технологию обмена данными между заказчиком, генподрядчиком и субподрядчиками, хотя не стоит питать иллюзий — распечатать ее все-таки придется, чтобы было куда поставить автограф и печать.

Третий и самый болезненный этап — взаимодействие заказчика и подрядчика, а также генподрядчика и субподрядчика. В данном разделе мы не рассматриваем возможности наличия неформальных отношений между ними, столь свойственных российской экономике, хотя грамотная программа позволит учесть и эту специфику. Программа должна давать возможность получать заказчику смету на магнитных носителях, оперативно проверять ее на соответствие нормативной базе, согласованной смете и накопительной ведомости, формировать протоколы на все, что не понравилось даже компьютеру, а также изменять и протоколировать все, что не понравилось человеку. При выполнении этих условий процесс принятия процентовок значительно упрощается и ускоряется, что не может не радовать и заказчика, и подрядчика, весь наш строительный комплекс в целом, да и нас, грешных.

Все описанные подходы реализованы в предлагаемой нами программе “Ресурсная смета”, разработанной группой высококвалифицированных инженеров-сметчиков и программистов.

Что может сделать и для чего нужна наша программа?

Во-первых — это инструмент для любого сметчика, производственника, и даже бухгалтера для решения широкого круга задач:

Во-вторых, программа — кладезь огромной нормативной базы, пригодной не только для строительства.

В-третьих — это простота реализации и интуитивно понятная схема работы для пользователя.

Кроме того, это — связь со строительной бухгалтерией нашей разработки.

Расскажем подробнее.

Программа, а точнее, программный комплекс “Ресурсная смета”, состоит из пяти программ: расчета и составления смет и актов на выполненные работы, ведения производственного списания и заказа материалов, учета выполнения работ по месяцам, импорта смет формата АВС в свой формат и экспорта своих смет в формат программы АВС.

Программа расчета и составления смет и процентовок позволяет в простой и наглядной форме, соответствующей положениям всех нормативных документов Госстроя РФ, составить и рассчитать абсолютно любым методом стоимость работ и получить уже готовый документ (объектные и локальные сметы, акты на выполненные работы). При работе с программой Вы никогда не увидите на экране какое-нибудь иностранное слово и, тем более, что-нибудь из жаргона программистов, что подчас встречается в программных продуктах других производителей. Для удобства понимания и работы с программой в ней имеется очень подробная встроенная система помощи, подкрепляемая прилагаемой инструкцией, еще более подробно освещающей практически все вопросы использования программы, а также различные вопросы сметного дела. Ведь при создании своей программы мы добивались, чтобы ее пользователями были не только профессионалы-операторы персоналок и профессионалы-сметчики, но и начинающие пользователи ЭВМ и люди, хотя бы что-нибудь знающие или желающие узнать о сметах.

В программе нет необходимости заполнять и использовать лишние и часто не имеющие никакого отношения к сметному делу справочники.

Как же составить и рассчитать смету или процентовку? Для этого нужно внести в компьютер запись о новом объекте, разбить его в произвольном составе на локальные сметы, если требуется — на разделы и подразделы. Далее выбрать нужные части и заполнить их строками с требуемыми работами и материалами, используя для этого полнейшую нормативную базу и личные (свободные) нормативы; в очень понятной форме определить список, размеры и способ расчета всех “накруток” и нажатием одной кнопки получить готовый документ (причем самое интересное, что документы могут быть получены для среды DOS и WINDOWS). Все созданные документы будут храниться до тех пор, пока Вы сами их не удалите.

Созданные механизмы автоматической проверки смет, актов на выполненные работы, учет утвержденных актов позволяют максимально сократить труд инженеров по проверке сметно-производственной документации.

Отличительной особенностью программы является то, что при создании смет и других документов можно редактировать и изменять все — от шифров работ, их наименований и стоимостей до способов расчета прямых затрат, размеров накладных расходов и сметной прибыли по каждой отдельной строке в зависимости, например, от способа индексации, типа работ, или любого другого параметра.

Важнейшая особенность, отличающая нашу программу от других сметных систем (мы можем утверждать это с полной уверенностью) — это наличие норм расходов материалов в обоснованиях ценников на материалы, а не в обоснованиях программы АВС, абсолютно не пригодных в качестве сметной информации. Использование норм расхода материалов в виде ценников корректно решает и проблему цен материальных ресурсов, не решенную в любой другой программе.

Вторая программа комплекса позволяет составить и рассчитать ведомости потребности в материалах, ведомости списания материалов, ресурсные ведомости. Применив личный строительный и управленческий опыт, мы сделали эту программу так, чтобы можно было готовить реальные документы с реальными материалами и нормами их расходов. Поясним подробнее. При формировании ведомости списания материалов перечень и объемы работ не всегда совпадают с теми, которые предъявляются заказчику по итогам сметных расчетов. Поэтому приходится изменять набор работ и их объем. У нас это делается так, чтобы не изменять саму смету и, практически, можно составить документы по списанию материалов, не имея самой сметы. При формировании наборов ресурсов пользователь имеет полный контроль над выборкой необходимых ему материалов, может свободно изменить для каждой работы их список и расход. При получении ведомости списания материалов происходит автоматическое суммирование материалов с одинаковыми обоснованиями, освобождая вас от одной из трудоемких операций. Получаемый документ можно смело передавать в бухгалтерию и быть уверенным в цифрах. А дополнительная программа, передаваемая, к тому же, пользователям “Ресурсной сметы” и программы “Материальный отчет” бесплатно, позволяет быстро, минуя распечатку, провести списание материалов в материальном отчете исполнителя.

Программа учета выполненных и планируемых работ позволяет вести учет выполнения работ по месяцам и получать документы по любому набору месяцев с показом итогов по этим месяцам.

Две программы импорта и экспорта данных из программы АВС позволяют организовать полный цикл обмена информацией между проектными организациями, заказчиками и подрядчиками.

Еще раз остановимся на нормативной базе, как одной из важнейших частей программы.

В стандартной поставке программный комплекс комплектуется следующей нормативной базой:

Нормативная база 1984 года

Общестроительные расценки 1-го и других районов 53 сборника
Расценки на монтаж оборудования 39 сборников
Укрупненные расценки 43 сборника
Расценки на пусконаладочные работы 1-й сборник
Московские общестроительные расценки * 56 сборников
Московские ремонтные расценки * 25 сборников
Общестроительные расценки Московской области 48 сборников
Ремонтные расценки Московской области 21 сборник
Реставрационные расценки 24 сборника
Ценники на материалы и изделия для 1-го и других районов 56 сборников
Ценники на материалы и изделия для г. Москвы 24 сборника
Ценники на материалы и изделия для Московской области 1–3 том
Прейскуранты** 36 сборников

Нормативная база 1991 года

Общестроительные расценки 1-го и других районов 50 сборников
Ценники на материалы и изделия для 1-го и других районов 90 сборников

* Сборники работ и материалов для г. Москвы поставляются с сертификатами соответствия АО “Моспроект”.

** Прейскуранты комплектуются по заказу покупателя. Общее количество сборников превышает 2000 единиц.

При необходимости дополнения нормативной базы какими-либо местными или ведомственными нормами, мы готовы выполнить эту работу бесплатно для покупателя программы.

Стоимость программы не зависит от заказываемой нормативной базы.

Для покупателей программного комплекса в г. Москве и Московской области мы предлагаем сборники индексов пересчета АО “Моспроект”, АОЗТ “Сириус”, ЛЭУ Московской области и фирмы “Инфстрой”.

Для всех пользователей работает горячий телефон бесплатной поддержки, а также проводятся бесплатные консультации в офисе.

Где можно купить наши программы? У нас или у наших дилеров. Для этого необходимо внимательно просмотреть “Строительную газету”, “Строительный эксперт” или другие периодические издания и узнать адрес ближайшего к Вам продавца.

Просим простить читателей за то, что так долго давали советы, но мы оправдываем себя тем, что для реализации описанного выше создали программный комплекс “Ресурсная смета”, профессиональная версия которого все это делает (в дополнение к стандартным возможностям). Возникнет желание — приезжайте, с удовольствием продемонстрируем.

Д. Виноградов

 



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"