Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Компания Информконтакт

Бизнес-консалтинг

Существует достаточно много определений понятия бизнес-консалтинг. Одно из них может звучать так: бизнес-консалтинг (или управленческое консультирование) — методы, помогающие руководящим работникам и организациям совершенствовать практику управления и эффективность работы организации в целом.

Области приложения бизнес-консалтинга

Рассмотрим области приложения бизнес консалтинга и типичные проблемы, с которыми сталкиваются российские предприятия в данных областях. Проблемы по каждой области часто сильно взаимосвязаны, поэтому в соответствующих пунктах приведены ссылки на сопутствующие задачи.

Общие вопросы управления на предприятии

Проблема определения области деятельности консультанта. Часто руководители, обеспокоенные продолжительными осложнениями в деятельности предприятия, обращаются к фирмам-консультантам для решения определенной, по их мнению, задачи. Однако источники проблем могут оказаться гораздо более глубокими, чем казалось на первый взгляд (что и должен выявить консультант на начальном этапе). В результате на предприятии недоумевают, почему консультанты предлагают решение задач только после проведения детального исследования больших участков хозяйственной деятельности, чем казалось необходимые на первый взгляд.

Для решения данной проблемы компания Информконтакт предлагает проведение диагностического обследования предприятия. Данный этап является коротким по продолжительности (хотя сильно зависит от размеров фирмы), но ключевым для определения области дальнейшей работы.

Результатом работы консультанта может являться краткий отчет о состоянии дел на предприятии, содержащий определение областей деятельности предприятия (для дальнейшего исследования), обоснование работы в данных областях, перечень выявленных проблем и указания путей их решения.

Проблема своевременного обеспечения информацией. На сегодня эффективное управление бизнесом в большой степени зависит от оперативного получения различной информации. В результате возникает проблема грамотной организации поступления такой информации заинтересованным лицам (управленцам среднего звена, руководителям и т.д.). Часто предприятия видят выход в применении информационных технологий (ИТ) — в результате выбор останавливается на какой-либо системе автоматизации. Однако на этом проблемы не остаются исчерпанными, так как систему пытаются приложить на имеющиеся методы учета и документооборота на предприятии, не задумываясь о возможной необходимости их пересмотра и изменения. В конце концов предприятие обращается к консультантам с надеждой на решение задач управления документооборотом.

Решение данной задачи начинается с анализа информационных процессов поддержки хозяйственной деятельности. Тщательно рассматриваются и по возможности устраняются причины задержки поступления информации. Консультанты формализуют информационные потоки, отражая их в определенной нотации (например, IDEF). В результате ликвидируется избыточность информации и устраняются узкие места в системе документооборота на предприятии.

Консультанты предоставляют формализованную систему движения учетной и управленческой информации на предприятии в виде иерархической модели документооборота. Такая модель отличается легкостью анализа и понимания.

Управление производством

Проблема планирования производственной деятельности. Вопрос планирования стоял перед предприятиями всегда, но сегодня, в условиях рыночной экономики, он еще более актуален. Службы планирования сталкиваются с тем, что необходимо постоянно отслеживать и динамически пересматривать план производственной деятельности. Методы планирования по старинке оказались неэффективными. Хотя вопросы планирования предусматривают, в основном, количественные методы решения, возникает необходимость введения новых методик формирования и отслеживания исполнения планов (гибких бюджетов), прогнозирования себестоимости готовой продукции. Современные методы предусматривают различные схемы: план выпуска в зависимости от наличия ресурсов, расчет ресурсов (материальных, трудовых, машинных) по готовой продукции и т.д.

В данном случае консультант анализирует схему организации производства и формирует метод(ы) планирования производственной деятельности для предприятия. В предлагаемом решении учитывается взаимосвязь всех ресурсов, задействованных в производственном процессе (материальных, трудовых, оборудования, энергетических). Сложность предлагаемого метода сильно зависит от специфики работы организации: начиная от простых сетевых моделей графиков работ, оптимизационных задач, заканчивая сложными математическими моделями массового обслуживания. Ввиду трудоемкости применения методов планирования с точки зрения вычислений, обычно используют какую-либо ИС поддержки бизнеса.

В качестве результата предоставляется отчет с подробным описанием предложенных решений (алгоритмы расчета + обоснование в рамках производственного процесса). Для верификации приводятся примеры расчетов по всем методам.

Проблема организации системы учета и управления затратами на производстве. Проблема организации производственного учета состоит в том, что часто руководители производственных служб обнаруживают снижение эффективности за счет перерасхода каких-либо ресурсов и затрудняются правильно найти причину. Безусловно, принимаются меры по исправлению ситуации, но они полностью не решают вопрос. Решение проблемы чаще всего заключается в правильном учете и распределении затрат по центрам ответственности, а затем на готовую продукцию (калькулирование себестоимости).

Консультант детально изучает производственный процесс с целью определения схемы работы, зон ответственности по цехам, источников возникновения затрат. Каждый процесс рассматривается сначала отдельно от других, затем к нему указываются связи для взаимодействия.

В результате формализованные процессы в своей взаимосвязи находят отражение в модели работ, по которой есть возможность удобно анализировать стоимость работ, узкие места и т.д. В описании модели описываются выявленные источники затрат, пути оптимизации стоимости работ.

Проблема оперативного управления и контроля. Проблема оперативного управления часто дополняет организацию системы учета затрат для эффективного применения последней. Четко поставленное оперативное управление необходимо для отслеживания выполнения плана, его корректировки исходя из текущих задач (обеспечение обратной связи).

Исходя из специфики деятельности организации консультанты акцентируют внимание на различных аспектах контроля: качества продукции и материалов, соблюдения производственного графика, сохранности материальных ценностей. Рассматривается оптимальная организация производства с точки зрения упрощения и повышения эффективности производства.

Результирующий отчет содержит:

Управление персоналом

Проблема организационной структуры. Проблема организационной структуры часто встречается в относительно молодых организациях, где все занимаются всем, а в результате нельзя найти ответственных за выполнение работы. В настоящее время зрелые предприятия также сталкиваются с вопросом неэффективной организационной структуры. Это происходит из-за ее несоответствия текущим целям организации. В связи с динамикой рыночных отношений структура предприятия должна время от времени подвергаться изменениям и дополнениям. Проблема реструктуризации очень тесно переплетена с задачами управления производством, системой документооборота и др.

При оптимизации организационной структуры консультант прежде всего определяет цели организации и характеристики структуры, которые будут удовлетворять этим целям. Указанные вопросы решаются консультантом в тесном контакте с руководством предприятия. Консультант уделяет внимание выявлению подразделений, которые будут подвержены изменениям (часто работающие недостаточно эффективно). Для эффективной работы полученной структуры должны быть указаны должностные инструкции для персонала.

В результате руководство получает функциональную модель предприятия — структурную схему организации с указанием подчинения, сфер ответственности персонала, и его функций. Имея такую формализованную информацию как руководство к действию, можно начинать реорганизацию со значительно меньшими усилиями.

Проблема эффективной системы оплаты труда. Данный вопрос не часто выделяется руководителями как отдельная проблема. Но, надо отметить, эффективность системы оплаты труда часто является одной из причин необоснованного увеличения затрат на продукцию (и как следствие — увеличения цен), снижения эффективности работы. Прежде всего она влияет на мотивацию сотрудников и успешную работу предприятия. Организация системы оплаты труда часто обозначается консультантами как дополнительная проблема при разработке системы учета затрат, методов планирования, при решении задач оперативного управления и контроля.

При работе над данной проблемой консультант должен рассмотреть сферы ответственности сотрудников, предложить метод оценки эффективности труда. Часто консультант принимает во внимание мнения сотрудников по улучшению эффективности труда и его оплаты.

В результате руководители получают структурную схему организации с указанием механизмов начисления зарплаты для каждой должности. Неочевидные моменты обосновываются в описании к схеме. Нередко рекомендации по системе оплаты труда применяются в качестве контроля для оценки эффективности работы сотрудников.

Управление финансовой деятельностью

Проблема организации бухгалтерского учета. Проблема организации бухгалтерского учета является самой распространенной у российских предприятий. Многие бухгалтеры полагают, что в основе ее решения лежит внедрение систем автоматизации бухучета. Хотя информационные системы помогают уменьшить трудозатраты, но от этого учет не становится правильным, а хозяйственная деятельность легко анализируемой. Действительное решение проблемы заключается в тщательном анализе событий, влияющих на хозяйственные операции. Основываясь на нем, можно “с нуля” грамотно определить план счетов, проводки, отражающие хозяйственные операции, финансовые показатели деятельности предприятия.

Методы работы консультанта при постановке финансового учета достаточно прозрачные: анализ хозяйственной деятельности предприятия для определения объектов учета, разработка метода бухгалтерского учета. Может быть предложена система финансовых показателей, актуальных для анализа работы предприятия. Нельзя упускать из виду и рекомендации по применению наиболее подходящей предприятию системы автоматизации учета.

В результате бухгалтеру предлагается отчет, содержащий перечень основных хозяйственных операций на предприятии, информация о которых необходима для учета, возможные решения для их отражения в плане счетов (типовые проводки), а также перечень форм финансовой отчетности.

Проблема налогообложения. Проблема законного ухода от налогов постоянно будоражит умы бухгалтеров. В условиях непрерывного изменения налогового законодательства происходит постоянный поиск уменьшения налоговых платежей. Однако успешность решения зачастую зависит от правильного ведения учета. Сам по себе грамотно организованный бухгалтерский учет подразумевает минимум налогов для данного вида деятельности.

Прежде всего консультант сталкивается с постановкой учета разработки методов финансового планирования, а затем рекомендует неочевидные пути оптимизации уменьшения налоговых платежей.

Консультант предоставляет отчет с рекомендациями по решению учетных задач, который, по сути, являет собой инструмент для дальнейшей работы.

Технология бизнес-консалтинга.

Сегодня для большинства предприятий достаточно ясно, что такое постановка управленческого и бухгалтерского учета, но реинжиниринг бизнес процессов является еще очень новым и непонятным методом совершенствования бизнеса. Ниже изложен взгляд компании Информконтакт на данную проблему.

Реинжиниринг бизнес-процессов

Основной целью реинжиниринга являются: качественное повышение эффективности работы организации путем коренного пересмотра и изменения бизнес-процессов.

Определение целей

Определение целей работы организации является отправной точкой проведения реинжиниринга. Этот вопрос решается при непосредственном участии директоров основных подразделений.

Выделение процессов

В рамках означенных целей консультанты вместе с руководителями подразделений выделяют основные процессы для реинжиниринга. Основными для организации являются виды деятельности, в результате которых непосредственно производятся продукты, потребляемые внешними клиентами. На начальном этапе необходимо выделение основных процессов, действующих в организации. Этот вопрос решается при непосредственном участии директоров подразделений. Из выделенных процессов выделяются те, для которых необходимо производить реинжиниринг.

Следующая задача — получение ясного и всестороннего представления о выбранных процессах. Необходимо определить цели процесса и основные требования к нему (количественные факторы: длительность, стоимость и т.д.) для получения результата. Консультанты выделяют процесс и его границы (верхняя и нижняя, начало и конец). Очень часто организацию пронизывает множество сложных процессов, границы которых очень размыты. Однако после тщательного рассмотрения консультанты определяют, что следует включить в выбранный процесс, а что выделить в качестве отдельного. Определив границы, консультанты составляют список входов и выходов процесса, попутно ранжируя на первичные (требуемые для начала и производимые в конце) и вторичные (стыкуются с процессом и являются побочными продуктами).

В результате получается обобщенная модель процессов в их взаимодействии. Для каждого процесса определены цели, требования к результату, границы, точки взаимодействия.

Формализация процессов

Для проведения качественного изменения и модернизации процессов необходимо перейти от обобщенной модели к детальному их описанию. Для этого разрабатывается полная карта процесса. Консультанты определяют, насколько детально нужно расписать обобщенную модель процессов. Обычно детализация производится до уровня потока отдельных работ и событий (порождающих и порождаемых работами). Описываются все поддерживающие процесс информационные потоки (на нижнем уровне и материальные).

Получаемая детальная модель процессов (перечень карт процесса) отражает полностью формализованное представление работы предприятия (по основным видам деятельности) на уровне данных в информационных потоках и ресурсах — в материальных.

Верификация процессов

Цель этапа верификации — образовать новые процессы на основе полученной детальной модели и проверить их на соответствие выдвинутым требованиям (см. этап выделения процессов).

Консультанты формируют несколько версий (если процесс сложный) нового процесса, на основе описанных в детальной модели. Каждая версия проверяется на устойчивость к нестандартным ситуациям, в которых может быть выполнен процесс — моделируется протекание процесса при различных входных потоках (информационных и материальных).

Организация структур для процессов

Очень часто функциональные структуры оказываются недостаточно эффективными для управления процессами. Функциональные структуры отражают иерархическую подчиненность на предприятии. Однако основные процессы организации затрагивают несколько подразделений. Каждый отдел ответственен только за определенный участок работы.

Зайцев К.В.

 



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"