Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

АО “ЛИМ”

Система “КОРПОРАЦИЯ”— автоматизация учета на крупных промышленных предприятиях

Система КОРПОРАЦИЯпредставляет собой сетевой интегрированный программный продукт, использующий доступ к информации по технологии клиент-сервер.

Информационная среда системы содержит следующие взаимосвязанные структуры:

В состав системы также входит набор различных картотек и справочников, используемых для контроля заполнения документов, поддержания актуальности информации, получения документов по результатам хозяйственной деятельности.

Обработка информации осуществляется с помощью ряда автоматизированных рабочих мест, имеющих доступ к определенным структурам данных и реализующих специализированные алгоритмы.

Данная информационная модель позволяет реализовать как систему бухгалтерского учета предприятия, так и различные подсистемы оперативного и управленческого учета.

Базовой учетной единицей системы “КОРПОРАЦИЯ” является первичный документ. Один и тот же документ может использоваться различными автоматизированными рабочими местами (АРМ) и порождать другие документы.

Методы обработки документов соответствуют специфике тех служб предприятия, которые эти документы обрабатывают. Структура информационной модели позволяет вести обработку документов на следующих уровнях:

В систему КОРПОРАЦИЯ введено также понятие планового документа. Плановый документ прогнозирует хозяйственные операции, которые еще реально не произошли. Например, выплаты по кредитам, предполагаемые платежи в бюджет, предполагаемые поступления денежных средств и товарно-материальных ценностей, различная оперативная информация, не подтвержденная первичными бухгалтерскими документами. Плановые документы недоступны бухгалтерии, но дают ценную информацию для финансового планирования и оперативного учета.

Обработка плановых документов может производиться так же, как и обработка реальных, при использовании специализированного АРМа.

Каждый документ проходит несколько стадий обработки. Введенный документ первоначально находится в стадии черновика. Этот документ не участвует в обработке до тех пор, пока не будет переведен в стадию Подготовлен. Подготовленный документ участвует в учете взаиморасчетов и при контроле исполнения договоров является источником оперативной информации. Дальнейшая обработка происходит в бухгалтерии (выполнение бухгалтерских проводок по документу) и в подразделениях, осуществляющих количественный учет товарно-материальных ценностей (количественный оборот по складам, производство и т.д.). При этом документ получает отметки о выполнении проводок и корректировки картотек остатков соответственно. После выполнения всех перечисленных операций документ считается полностью обработанным.

Если обработка плановых документов проходит те же стадии, что и реальный первичный документ, система КОРПОРАЦИЯ предоставляет возможность получения всей бухгалтерской и оперативной отчетности (вплоть до баланса предприятия) на основании плановой информации.

После подтверждения планового документа он может быть переведен в первичный.

Процесс обработки документа может быть разнесен по различным АРМам. Например, подготовка накладной на отпуск товара выполняется в отделе сбыта, корректировка картотеки остатков (и, соответственно, обороты по картотеке товаров)— на складе, а бухгалтерские проводки–соответственно в бухгалтерии.

Система КОРПОРАЦИЯ предусматривает режим работы группы предприятий в единой информационной среде (режим Холдинг), который позволяет различным предприятиям пользоваться общими информационными структурами наряду с индивидуальными, а также получать сводную информацию по нескольким предприятиям.

Особенности учета на крупных промышленных предприятиях

Автоматизация учета на крупном промышленном предприятии требует особого подхода.

Основной функцией промышленного предприятия является превращение сырья и закупленных полуфабрикатов в готовые изделия. В любой компании стоимость реализации составляет сумма первоначальной стоимости и себестоимости изготовления продуктов, которые реализуются. Именно потому, что торговая компания не несет издержек производства, и возникает разница между калькулированием стоимости реализации в промышленной и торговой компании.

Следует отметить, что на промышленном предприятии расходы на реализацию продукции незначительны по сравнению с конверсионными расходами, следовательно на первое место выходит задача расчета полной производственной себестоимости.

Существует еще одна проблема. Когда мы говорим, что бухгалтерия предприятия работает только на налоговую инспекцию, это в первую очередь относится к любому крупному отечественному промышленному предприятию. Это объясняется тем, что результаты бухгалтерских расчетов запаздывают на одну-две недели и не могут использоваться для оперативного управления. Часто встречается ситуация, когда рассчитанная бухгалтерией фактическая себестоимость в такой степени отличается от нормативной, что предприятие работает себе в убыток по отдельным видам продукции.

Поэтому возникает необходимость в предварительной обработке первичных документов, с целью получения оперативной информации о текущей себестоимости продукции.

Прежде чем рассмотреть модель учета затрат, используемую в системе КОРПОРАЦИЯ”, разберем принципы работы некоторых базовых подсистем.

Подсистема учета товарно-материальных ценностей

Система КОРПОРАЦИЯ использует следующую модель учета товарно-материальных ценностей.

Помимо традиционного разделения ТМЦ на группы, виды, партии и т.д., используется понятие объекта учета. Объект учета — это совокупность структуры данных карточки складского учета и алгоритмов выполнения хозяйственных операций. Существует базовый объект учета, который содержит всю необходимую информацию для бухгалтерского учета. На его основе строятся другие объекты, которые расширяют возможности базового в соответствии с требованиями учета отдельных видов ТМЦ. Например, для полиграфического предприятия имеются объекты для учета бумаги, учета готовой продукции (полиграфических изданий). Для ликеро-водочного производства — объекты учета тары, посуды, спиртосодержащих жидкостей, готовой продукции.

Базовый объект учета содержит следующие оценки:

Для других объектов учета возможны дополнительные оценки, например, залоговая цена для возвратной тары.

Учет движения ТМЦ ведется на основании первичных бухгалтерских документов. Разделяются внешние и внутренние документы. Внешние документы фиксируют операции поступления от поставщика и реализацию, а внутренние”— операции внутреннего перемещения и списания.

Внешние приходные документы, на основании полной стоимости, налогов, акцизов и сборов, рассчитывают себестоимость материалов, которая используется как учетная цена. Внешние расходные документы учитывают движение ТМЦ по плановой (нормативной) себестоимости. Фактическая себестоимость определяется позже на основании бухгалтерских расчетов.

Внутренние документы учитывают обороты по оперативной себестоимости, сложившейся на момент операции в подразделении — отправителе. Такой подход позволил решить как задачу учета полуфабрикатов по трансферным ценам, так и оперативного контроля отклонений стоимости ТМЦ от норматива. Документы на списание сырья и материалов в производство содержат реквизиты, позволяющие отнести расход на конкретное изделие или статью затрат, что используется для расчета оперативной и фактической себестоимости.

Кроме того, модель учета ТМЦ системы КОРПОРАЦИЯ рассчитывает как оперативную, так и фактическую себестоимости ТМЦ для каждого места учета независимо. Такая методика учета необходима для контроля себестоимости на предприятиях, имеющих в производственных подразделениях цеховые кладовые и для тех организаций, где перемещение материальных ценностей от производителя до конечного покупателя осуществляется через сеть филиалов и дилерскую сеть.

Планирование производственных запасов

Большинство промышленных предприятий для расчета плановой себестоимости использует систему нормативных издержек — систему Стандарт-кост. В системе стандарт-кост для каждого изделия составляется лист нормативных издержек, который содержит перечень необходимых материалов и список преобразующих операций.

Система КОРПОРАЦИЯ реализует систему планирования производственных запасов, базирующуюся на плане производства и системе стандарт-кост.

Планирование производственных запасов выполняется следующим образом.

Руководство предприятия определяет программу производства, которая состоит из набора планов производства на определенный период, как правило, на месяц.

На основании листов нормативных издержек и программы производства система КОРПОРАЦИЯ позволяет определить потребность в материалах для реализации производственного плана.

Информация об остатках материалов на складах и в цеховых кладовых в сравнении с планируемым расходом используется отделом снабжения предприятия для определения объемов закупок.

Планирование производственных мощностей

Если лист нормативных издержек содержит список преобразующих операций со ссылкой на определенные производственные участки, система КОРПОРАЦИЯ позволяет определить загрузку производственных мощностей для каждого участка. Основанием для этого расчета также является программа производства.

Расчет себестоимости

Основой системы расчета себестоимости продукции системы КОРПОРАЦИЯ является модель распределения затрат.

Прямые затраты на сырье и материалы, прямые затраты на рабочую силу относятся прямо на изделия — объекты отнесения затрат.

Последовательность и коэффициенты распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов определяются моделью распределения затрат. Модель распределения затрат описывает процесс постатейного распределения косвенных затрат на изделия. Коэффициенты накладных расходов либо планируются на определенный период, либо рассчитываются на каждый отчетный период относительно базы отнесения затрат, которая определяется при настройке модели.

Система КОРПОРАЦИЯ реализует расчет плановой, оперативной и фактической себестоимости.

Алгоритм расчета единый, изменяется лишь источник данных. Плановая себестоимость рассчитывается на основании нормативных издержек и плановой себестоимости ресурсов, оперативная себестоимость — по данным оперативного учета затрат и текущим средним ценам, а фактическая — по результатам бухгалтерских расчетов за учетный период.

Учет прохождения заказов и система отнесения затрат на заказ

В учете существуют два основных типа систем отнесения затрат на изделие: система отнесения затрат на заказ и система отнесения затрат на процесс.

Система отнесения затрат на заказ определяет затраты по каждому выделяемому заказу или виду продукции по мере прохождения ими производственного процесса, независимо от отчетного периода, за который выполняется работа.

Система КОРПОРАЦИЯ реализует следующий механизм позаказного учета. Незавершенный заказ рассматривается как полуфабрикат. Учет движения полуфабрикатов ведется аналогично учету движения материалов. На каждый заказ открывается карточка регистрации затрат по заказу. По мере прохождения заказа по стадиям производства в карточке регистрируются прямые затраты, отнесенные к определенным структурным подразделениям предприятия. Косвенные затраты распределяются на заказы по окончании отчетного периода.

Таким образом, пользователь имеет возможность отследить стадию выполнения заказа, а по окончании отчетного периода — фактическую себестоимость готового заказа или полуфабриката на любой стадии производства.

Следует заметить, что в любой момент возможно рассчитать оперативную себестоимость изделия или полуфабриката, основываясь на накопленных прямых затратах и нормативных косвенных.

Оперативный расчет себестоимости заказа

Как говорилось выше, для расчета плановой себестоимости заказа необходимо заполнить лист нормативных издержек, а затем, на основании таблицы коэффициентов накладных расходов, распределить нормативные косвенные затраты. Лист нормативных издержек не всегда возможно заполнить непосредственно по параметрам заказа. В зависимости от вида производства, требуется тот или иной механизм пересчета параметров заказа в лист нормативных издержек.

Например, в полиграфическом производстве параметры заказа отражены в технологической карте и имеют такие реквизиты, как формат издания, тираж, количество красок и т.д. Для заполнения листа нормативных издержек, необходимо пересчитать эти реквизиты в единицы измерения соответствующих ресурсов, например: тираж, формат, плотность бумаги издания пересчитать в квадратные метры или тонны.

Реализация универсального программного средства формирования листа нормативных издержек весьма проблематична, поэтому в рамках системы КОРПОРАЦИЯмодуль оперативного расчета плановой себестоимости разрабатывается индивидуально в соответствии отраслевыми и технологическими особенностями конкретного предприятия.

Особенности учета реализации готовой продукции

Сложности в учете реализации на крупных предприятиях в основном возникают из-за особенностей договорных отношений с покупателями, наличия фирменной торговой сети и особого внимания налоговых органов к крупным налогоплательщикам.

Система КОРПОРАЦИЯ позволяет вести учет взаиморасчетов с покупателями как в разрезе контрагентов, так и в по отдельным договорам. Во взаиморасчетах могут участвовать операции поступления наличных и безналичных денежных средств, как в рублях, так и в валюте, операции отгрузки готовой продукции, поступления материальных средств в качестве оплаты, поступления возвратной тары, а также любые другие хозяйственные операции в рамках договора с покупателем. Система оперативного учета отслеживает изменение состояния взаиморасчетов в реальном времени.

Система учета товарооборота в фирменной торговой сети и дополнительные формы отчетности разрабатываются индивидуально для каждого предприятия.

Носов Вадим Александрович

 



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"