Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Компания “Информконтакт”

Бизнес-консалтинг


Во всем мире привлечение консультантов для проведения работ по совершенствованию системы управления предприятием, подготовки инвестиционных проектов, бизнес-планов и других управленческих решений давно вошло в повседневную практику.

В одной из статей, посвященных бизнес-консалтингу, было приведено такое сравнение: для западных компаний проводить проект по улучшению качества продукции или реорганизации управления без привлечения консультантов все равно, что строить здание без архитектора.

В России услуги в области бизнес-консалтинга (управленческого консультирования) только в последнее время получили признание как эффективное средство совершенствования бизнеса.

Компания “Информконтакт” с самого начала своей деятельности ориентировалась не на простое внедрение информационных систем, а на решение конкретных проблем предприятий. Именно поэтому два направления деятельности компании — управленческое консультирование и разработка информационных систем — развивались параллельно, органически дополняя друг друга.

Сегодня отдел консалтинга нашей компании имеет отработанную методику и опыт проведения работ по совершенствованию бизнеса средних и крупных промышленных предприятий, холдингов.

Консалтинг — реальная помощь в управлении

Говоря о консалтинге как о средстве решения проблем предприятия, необходимо пояснить само понятие. Наша компания придерживается определения, принятого в Европейской Федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению, которое звучит следующим образом: “Консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации”.

Приведенное выше определение бизнес-консалтинга определяет суть проводимых работ. Для лучшего понимания их места на рынке консультационных услуг можно рассмотреть смежные области.

Для бизнес-консалтинга смежными областями консультирования являются (рис. 1):

Следует отметить, что провести четкую границу между всеми этим областями практически невозможно. При проведении работ по бизнес-консалтингу почти всегда возникают проблемы, решить которые без знания смежных областей достаточно сложно. Большинство консультантов в области бизнес консалтинга сегодня или имеют в составе своих подразделений специалистов в смежных областях, или объединяются в группы (ассоциации) со специализированными компаниями.

 

Рис. 1

Общая методология проведения работ

Существует три равноправных подхода к проведению работ в сфере управленческого консультирования или видов консультирования.

  1. Экспертное консультирование — данный подход подразумевает выполнение консультационной фирмой или консультантом всех работ самостоятельно, начиная с диагностики предприятия и заканчивая выработкой решений и рекомендаций по их внедрению.
  2. Процессное консультирование — при проведении проекта с использованием данного подхода акцент в работе консультанта смещается в сторону привлечения специалистов предприятия к определению проблем, выработке решений и т.д.
  3. Обучающее консультирование — данная методика проведения работ основана на передаче предприятию методологии управленческого консультирования (методов выявления проблем, поиска решений и т.д.) с целью выполнения самих работ силами специалистов предприятия.

Большинство компаний, работающих в области управленческого консультирования, применяют комбинацию рассмотренных подходов в рамках своих проектов. И компания “Информконтакт” — не исключение.

Действительно, сочетание всех трех подходов при проведении работ дает следующие преимущества для предприятия.

  1. Сотрудники предприятия, при условии их активного привлечения к работам в рамках проекта, не воспринимают предлагаемые решения как навязанные извне.
  2. На предприятии в ходе работ формируется коллектив (группа) специалистов, способная в дальнейшем самостоятельно проводить работы по совершенствованию бизнеса.

Оптимальное, на наш взгляд, сочетание подходов представлено при описании методологии проведения проекта по этапам. Хотя здесь следует особенно подчеркнуть, что каждый проект по управленческому консультированию уникален и предлагаемые на каждом из этапов его проведения подходы к организации работ, прежде всего, определяются решаемыми в его рамках проблемами и квалификацией персонала предприятия.

Этапы реализации проекта

Основные этапы проекта

Можно выделить три основных этапа проведения проекта по бизнес-консалтингу:

Остановимся подробнее на целях проведения каждого из этапов, а также на результатах их проведения и постараемся понять, что они дают предприятию.

Подготовительный этап

Основная задача предварительного этапа — определение целей и областей проведения проекта.

При этом специалисты компании “Информконтакт” решают следующие задачи:

После проведения работ предприятие получает в свое распоряжение отчет, содержащий:

Так как основной целью данного этапа является выявление проблем, стоящих перед предприятием, и причин их возникновения, то при проведении работ применятся подход “Экспертное консультирование”:

Примерная схема проведения работ по данному этапу.

  1. Рабочие встречи с руководством предприятия ?  для формализации целей предприятия и выработки критериев их достижения, а также выявления основных проблем.
  2. Блиц интервью с менеджерами высшего и среднего звена ?  проводятся с целью формального определения основных бизнес процессов предприятия, уточнения перечня стоящих перед предприятием проблем.
  3. Оценка возможных вариантов решения проблем и достижения поставленных целей, определение перечня работ, необходимых для разработки решений, составление отчета.

Основной этап

Общая цель проведения работ по данному этапу может звучать приблизительно так: совершенствование бизнес-процессов на предприятии в определенных областях для достижения поставленных целей.

Такая формулировка — очень общая. Ее точная расшифровка является одним из результатов работ по предварительному этапу.

Решаемые на данном этапе задачи также определяются исходя из результатов предварительного этапа. Но их можно сгруппировать по следующим четырем разделам:

  1. общие вопросы управления на предприятии;
  2. управление производством;
  3. управление персоналом;
  4. управление финансовой деятельностью.

Подробнее типовые задачи, которые входят в каждый из перечисленных разделов, представлены во второй части данного буклета.

Работы, проводимые для решения поставленных задач, делятся на четыре основные группы.

  1. Реинжиниринг бизнес-процессов:
  2. Проектирование системы управленческого учета:
  3. Постановка финансового учета:
  4. Создание модели документооборота и концептуального проекта ИС:

Схемы организации проведения работ для каждой из групп определяются исходя из их конкретного состава.

Решение поставленных задач невозможно без привлечения специалистов предприятия, поэтому при проведении работ по основному этапу используется подход “процессное консультирование”.

Перед началом проведения работ по основному этапу на предприятии формируется проектная команда, на плечи которой ложится основная нагрузка по выработке решений.

Обычно в состав проектной команды входят со стороны компании “Информконтакт”— старший консультант (руководитель проекта) и один или несколько консультантов; со стороны предприятия — группа сотрудников, обладающих целостным видением бизнес-процессов на предприятии. Состав привлекаемых к работе в проектной команде сотрудников предприятия определяется ее руководством в соответствии с рекомендациями консультантов.

Внедрение новых технологий

Основной целью проведения работ в рамках данного этапа является внедрение предложенных решений на предприятии.

Проведение работ по данному этапу должно обеспечить решение двух задач:

  1. переход на новые методы работы в соответствии с рекомендациями (схемами работы и т.д.), разработанными на основном этапе;
  2. наличие на предприятии групп специалистов, способных развивать и совершенствовать предложенные решения (внутренние консультанты);

На данном этапе исповедуется комбинация подходов “обучающее” и “процессное” консультирование.

Такое сочетание обусловлено тем, что успех данного этапа во многом определяется необходимостью понимания персоналом предприятия новых методов работы и способностью организации в дальнейшем не останавливаться на достигнутых результатах.

На данном этапе основополагающее значение приобретает способность проектной команды организовать переход к новым методам работы — ведь именно проектная команда является проводником новых идей и технологий на места.

Все вышесказанное определяет следующую обобщенную схему проведения работ по этапу внедрения.

  1. Составление перспективного плана-графика внедрения разработанных решений на предприятии.
  2. Обучение специалистов предприятия из состава проектной команды методам проведения работ.

Непосредственная реализация решений на предприятии.



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"