Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

ЗАО “Референт-Сервис”

Правовые системы

Обзор подготовлен по материалам фирмы “Референт-Сервис”.


Правовая система и юридическая
безопасность фирмы

Правовая система — это база данных, в которой содержатся нормативные и ведомственные акты органов власти, министерств и ведомств. Основная задача, решаемая правовой системой,— обеспечение пользователя полной, оперативной, актуальной и достоверной правовой информацией.

Значение подобной информации для делового человека сегодня трудно переоценить. Порой неверное решение руководителя, принятое на основе устаревшей, недостаточной или недостоверной информации, оборачивается крупными финансовыми потерями и даже создает угрозу существованию всей фирмы. Поэтому каждый бизнесмен должен относится к юридической безопасности фирмы, как к своей личной безопасности. К данному случаю как нельзя лучше подходит поговорка “Скупой платит дважды”. Бюджет обеспечения юридической безопасности каждой организации прямо зависит от ее оборота и численного состава.

Для обеспечения юридической безопасности необходим целый комплекс защитных мер.

Прежде всего встает вопрос: где взять документы, содержащие интересующие вас нормы права?

На первый взгляд, это не так уж сложно: государство само взяло на себя обязанности по информированию граждан о введении новых и изменении старых норм.

Например, существует ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.06.94 № 5-ФЗ “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания”, в котором, в частности, говорится:

“Статья 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.”

Восьмой пункт УКАЗА Президента РФ от 23.05.96 № 763 (ред. от 16.05.97) “О порядке опубликования и вступления в силу актов президента российской федерации, правительства российской федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти” гласит:

“Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются — нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера”.

Правовая система или газета?

Итак, любой нормативный акт должен быть опубликован. Законодатель определил, в каких конкретно изданиях должна производиться официальная публикация документов. Казалось бы, нет ничего проще, чем выписать газету, в которой вы всегда найдете необходимый документ.

Однако, решив ограничиться только печатными изданиями для работы с нормативным и ведомственными документами, каждый столкнется с рядом проблем.

Во-первых, огромный объем информации, который необходимо обработать. Ежедневно в России рождается более сотни документов правового характера. Даже беглый просмотр такого количества документов отнимет много времени и сил. Поиск ответа на вопрос в 20–30 тысячах документов на бумажных носителях (это примерный объем документов любой правовой системы) просто невозможен, тогда как применение специальных компьютерных систем позволяет произвести поиск за 1–2 секунды.

Во-вторых, трудности в получении доступа к ведомственным актам. Ведомственные акты определяют, как нормы Законов, Указов и т.п. будут исполняться сотрудниками этих ведомств. Как раз это и должно интересовать нас в первую очередь. Потому что, например, по вопросам налога на добавленную стоимость бухгалтер будет общаться не с Верховным Советом РФ, принявшим соответствующий закон, а со своим налоговым инспектором, который действует, исходя из положений инструкций, писем, приказов и распоряжений Госналогслужбы. Получается, что одной газеты, например “Российские вести”, недостаточно. Необходимо постоянно отслеживать издания, публикующие ведомственные документы, а это не так просто. К тому же, многие ведомственные документы, представляющие несомненный интерес, например, отдельные приказы ГТК РФ, вообще не публикуются. Ведомственные акты составляют большую часть документов любой правовой системы.

В-третьих, вопрос оперативности информации. После регистрации в Минюсте РФ в документ не должны вносится какие-либо изменения, остается его только опубликовать. К сожалению, иногда публикация сильно запаздывает или растягивается на длительное время. Обычно это связано с ограниченным объемом печатного издания. Сегодня многие документы, уже зарегистрированные в Минюсте РФ, ожидают очереди на публикацию. Это может продолжаться довольно долгое время. Получить такие документы до публикации очень интересно: можно заранее спланировать свои действия с учетом грядущих перемен. Это можно сделать с помощью правовой системы, так как все разработчики таких систем имеют прямые контакты с органами, принимающими нормативные акты, и стараются как можно быстрее включить новый документ в свои базы данных.

В-четвертых, по газетным публикациям почти невозможно отследить изменения существующих норм. Законодательство постоянно меняется. Вводятся новые нормы, изменяются и отменяются старые. Закон “О налоге на добавленную стоимость” изменялся семнадцать раз. Изменения затрагивают ту или иную часть документа, иногда один и тот же раздел последовательно изменяется несколько раз. При этом практики переопубликования новой, действующей редакции документа не существует. Поэтому бухгалтеру, работающему с газетами, для получения действующей редакции закона придется вооружиться терпением и ножницами для создания документа, с которым можно работать. Разработчики правовых систем обычно предоставляют своим пользователям документы в последней, действующей редакции, в текст которой внесены все изменения и дополнения.

В-пятых, по газетам почти невозможно сделать полную подборку документов по интересующей тематике. Документ появляется не в безвоздушном пространстве, он влияет, порой опосредованно, на другие документы, разъясняя, дополняя или изменяя уже действующие нормы. Не специалисту отследить это влияние очень сложно, а значит любая подборка будет неполной. Любая правовая система позволяет не только найти документ, но и просмотреть все связи этого документа с другими. Специальный аппарат гипертекстовых ссылок дает возможность моментально перейти к тексту любого другого документа, связанного с текущим. В некоторых системах присутствуют даже специальные карты законодательства, позволяющие свободно ориентироваться в нормативной ситуации.

Конечно, это не все аргументы в пользу правовых систем относительно печатных изданий. Но сказанного выше достаточно для того, чтобы сделать следующий вывод: только с помощью общедоступных печатных изданий очень трудно разобраться, какие существуют нормы и как их следует применять.

Очевидно, что в ряде случаев удобнее прочитать один-два новых документа в газете, например, по дороге на работу. Для подробного изучения какого-то объемного документа также удобнее иметь его в напечатанном виде. Однако, если юристу или аудитору необходимо просмотреть весь пласт нормативных актов по определенной проблеме или изучить все новые документы какого-то ведомства, то делать это гораздо удобнее, используя правовую систему, а не перебирая горы литературы.

Разработчики правовых систем

Теперь коротко познакомимся с героями нашего обзора — разработчиками правовых систем и их продуктами.

КонсультантПлюс

НПО “Вычислительная математика и Информатика” в 1992 году начало распространение справочно-правовой системы “КонсультантПлюс”. Внося в базу данных необходимые в повседневной работе нормативные акты и создав широкую сеть представительств, осуществляющих оперативную доставку информации, НПО “ВМИ” предложило систему, способную удовлетворить запросы значительной части покупателей правовых систем.

Кроме баз с “повседневными” документами, разработчиками системы “КонсультантПлюс” предлагается достаточно полная база данных, содержащая документы ведомственной и тематической направленности. Это нормативные акты, представляющие интерес для пользователей, нуждающихся в разноплановой правовой информации узкоспециального характера.

Ориентируясь на широкий круг пользователей, разработчики создали программную оболочку, освоение которой не составляет труда даже неподготовленному пользователю. В то же время в ней достаточно полно реализованы сервисные функции, необходимость в которых возникает при серьезной работе с правовыми базами данных.

Минимальное время, затрачиваемое на обновление информации, а также простота его проведения относятся к достижениям разработчиков “КонсультантПлюс”.

На сегодняшний день НПО “ВМИ” имеет мощную сеть представительств по России. Каждому пользователю системы, независимо от его местонахождения, гарантируется оперативное поступление информации. Кроме этого, в большинстве крупных городов на основе технологий “КонсультантПлюс” созданы региональные правовые базы данных.

В настоящее время НПО “ВМИ” занимается разработкой нового классификатора отраслей законодательства по заданию Российского фонда правовых реформ.

Гарант

НПП “Гарант-Сервис” предлагает систему “Гарант”, разработанную в 1991 году. Ее основная отличительная черта — наличие мощной юридической обработки документов, помогающей избежать ошибок при использовании того или иного нормативного акта. “Гарант” представляет собой набор тематических баз данных по отдельным областям права. Большое количество комментариев и расставленные между документами ссылки делают правовую информацию, имеющуюся в базах, “готовой к применению”.

В системе реализован поиск по ситуации, позволяющий получить доступ к документам, некоторые из которых могут и не содержать в текстах самих терминов, хотя направленность этих документов явно отвечает заданной тематике.

В гипертекстовой среде “Гаранта” существует несколько видов ссылок, позволяющих переходить из документа в документ. Помимо ссылок и комментариев, документы сопровождает и дополнительная справочная информация.

Разработчик несет материальную ответственность за соответствие электронных копий их печатным оригиналам. Эта ответственность закрепляется дополнительным соглашением между НПО “Гарант-Сервис” и пользователем.

Базы данных могут поставляться на CD-ROM. Существует англоязычная версия законодательства России. “Гарант”— пока единственная система, работающая под Macintosh.

Система “Гарант” много раз становилась призером и победителем различных конкурсов правовых систем.

Кодекс

“Центр компьютерных разработок” из Санкт-Петербурга в 1992 году создал первую версию информационно-правовой системы “Кодекс”. Основная концепция развития — предоставление исчерпывающей информации как по Российскому законодательству в целом, так и по отдельным (специализированным) отраслям права. Достаточно полно представлены международное право, законодательство стран СНГ и Балтии, а у многих тематических разделов вообще нет аналогов в других системах. В базу данных включены информационные материалы, такие, как электронные версии печатных изданий, юридические комментарии, формы договоров и справочная информация.

Особенностью системы является то, что в базах данных нет документов, утративших силу. Все предыдущие редакции и отмененные нормативные акты переносятся в так называемые архивы, которые поставляются бесплатно.

Программная оболочка не защищена от копирования, что позволяет пользователям беспрепятственно переносить систему с одного рабочего места на другое, вносить, удалять или изменять документы в базах, самостоятельно принимать решение об удалении утративших силу документов, создавать архивы действующих нормативных актов на любой момент времени и в любое время использовать их.

На основе ИПС “Кодекс” функционируют базы данных правовой информации мэрии Санкт-Петербурга. Такое решение закреплено распоряжением мэра города от 12.01.94.

Референт

ЗАО “Референт-Сервис” в 1995 году сделало первую продажу правовой системы “Референт”. Разработчики поставили задачу совместить все выигрышные стороны распространенных на рынке правовых систем с максимальной гибкостью и надежностью.

Система состоит из нескольких информационных модулей, или баз данных.

Среди них:

Сориентироваться в законодательстве, а также отследить динамику развития того или иного документа помогает мощный аппарат гипертекста и специальный Навигатор, демонстрирующий все связи документа.

Кроме этого, пользователь посредством запросов может найти в базе как все изменения к документу, так и все его редакции. В системе реализованы гипертекстовые ссылки между отдельными базами. Работая в одном информационном модуле, можно без труда перейти к документам второго, если на них идет ссылка. А уже из этих документов возможно перемещение по ссылкам во втором модуле.

ЗАО “Референт-Сервис” много внимания уделяет развитию информационных технологий. Программа “Референт Reviewer” (обзор по программе смотри в таблице 4) стала основой для формирования системы ведения методических документов Комитета по управлению территориями Мэрии города Москвы, 10-ти Префектур муниципальных округов и 130-ти Управ муниципальных районов столицы.

Критерии оценки и сравнения ПС

Для правильного выбора правовой системы необходимо выработать критерии их оценки и сравнения. Это непростой вопрос.

Когда-то метод сравнения и оценки правовых систем был предложен организаторами Первого российского конкурса правовых баз данных (Москва, ноябрь 1993 — март 1994). Системы сравнивались по 9-ти категориям, детализированным 84-мя пунктами, многие из которых содержали подпункты. В дальнейшем система оценки претерпела серьезные изменения, многие критерии приобрели “качественный” характер взамен “количественного”.

Сейчас можно утверждать, что все разработчики правовых систем в той или иной степени согласны с существующими критериями. Потенциальному пользователю следует применять эти критерии оценки при выборе системы.

Прежде чем перейти к изложению метода сравнения, нужно хорошо разобраться, что такое правовые системы и какими они бывают.

На самом деле, понятие “правовая система” довольно размыто. Однозначно можно сказать только следующее:

  1. правовая система — это база данных, то есть совокупность программы, предназначенной для работы на персональном компьютере, и данных;
  2. эта база данных содержит правовые документы — законы, кодексы, уставы, распоряжения и приказы, то есть нормативные и ведомственные акты.

Правовые системы могут состоять из нескольких баз данных, например: российское законодательство, региональное законодательство, консультации и комментарии, судебная и арбитражная практика, комментарии и консультации специалистов, формы документов, электронные версии печатных изданий и т.п.

Для упрощения задачи анализа правовых систем договоримся рассматривать только базы данных, содержащие российские нормативные акты.

Базы данных бывают универсальными и тематическими. Различие между ними ясно видно из их названий, например: “Законодательство России” (универсальная база) и “Таможенное законодательство” (тематическая). Сравнивать между собой универсальную и тематическую базы данных довольно сложно. Приходится, с большой натяжкой, приравнивать объединение тематических баз и универсальную базу.

Какими же свойствами должна обладать правовая система с точки зрения пользователя? Как сравнить системы, представляемые разными разработчиками, между собой?

Предлагаем сравнивать системы по следующим критериям оценки.

  1. Полнота базы данных.
  2. Достоверность документов.
  3. Актуализация базы данных.
  4. Юридическая обработка документов.
  5. Аналитические возможности правовой системы.
  6. Удобство работы с системой.
  7. Сервис, предоставляемый разработчиком системы пользователю.
  8. Стоимость поставки системы и услуг по сопровождению.
  9. Стабильность фирмы-разработчика системы.

Теперь подробно поясним, что означают перечисленные выше свойства правовой системы.

Полнота правовой системы

Это наличие в ней практически всех документов, необходимых в повседневной деятельности данному пользователю. Таким образом, полнота — понятие субъективное, и ставить вопрос, все ли документы есть в системе, некорректно. Сегодня не существует ни одной правовой системы, содержащей все документы. Для оценки полноты системы следует формулировать вопрос так: “Может ли правовая система предоставить любой необходимый мне документ?” Лучший способ оценить полноту системы — попробовать найти в ней необходимые вам документы. Если это удалось, то, скорее всего, система обладает достаточной полнотой.

Конечно, можно для оценки ориентироваться на количество документов, включенных в базу данных. При этом необходимо помнить, что большое количество документов в базе данных не является гарантией его полноты. Удобно сравнивать не количество всех документов базы, а количество документов наиболее интересных для вас ведомств. Например, для бухгалтера этими ведомствами являются Министерство финансов и Государственная налоговая служба.

Для объективной оценки нужно учитывать одно обстоятельство: обычно в разных системах под документом понимают совершенно разные вещи. Например, приложения к нормативному акту или разные редакции закона могут считаться отдельными документами.

Часто под документами понимают газетные статьи, комментарии, консультации специалистов, документы местных органов власти.

Сравнение количества документов в тематической базе и количества документов, получаемых по запросу по отдельной тематике рубрикатора в универсальной базе некорректно. Любая тематическая база содержит, кроме документов по тематике, множество “общезначимых” документов. Поэтому простое сложение количества документов разных тематических баз может дать очень большое число. Пользователь должен понимать, что один документ обычно входит в несколько тематических баз. Тогда как тематическая рубрика универсальной базы содержит только те документы, которые реально относятся к данной тематике.

Достоверность документов

Это соответствие текста документа, включенного в правовую систему, оригинальному тексту документа. К сожалению, оценка такого важного свойства системы, как достоверность документов — крайне сложная задача. Скорее всего, пользователю удастся составить представление о достоверности системы, только поработав с ней некоторое время.

В каждой системе есть документы с ошибками. Избежать ошибок невозможно, но можно минимизировать риск их возникновения. Для этого разработчики правовых систем принимают следующие меры.

  1. Заключение с органами, принимающими документы, прямых договоров.
  2. Контроль и проверка текста документа на этапе ввода его в систему.
  3. Включение в систему ссылок на источники официального опубликования документа.

Актуализация базы данных

Актуализация базы данных включает в себя два момента.

Во-первых, это оперативное включение в систему новых документов.

Во-вторых, это поддержание в актуальном состоянии всех документов системы. Современное российское законодательство очень динамично: новые нормативные акты часто отменяют или дополняют более ранние нормативные акты или вступают с ними в противоречие. Поэтому необходимо постоянно следить за такими изменениями и в необходимых случаях готовить новые редакции документов, проставлять необходимые ссылки, указывать новые источники опубликования и т.п.

Каждый документ на своем пути от принявшего органа до пользователя правовой системы проходит три обязательных этапа.

  1. Официальная рассылка документа из принявшего органа или официальная публикация.
  2. Обработка документа разработчиком системы.
  3. Передача документа пользователю.

Каждый из этих этапов занимает определенный промежуток времени. Сумма этих промежутков дает нам оценку скорости актуализации правовой системы.

Разумеется, наибольшей скоростью актуализации обладают системы, предназначенные для работы в Интернет в режиме On-line. Подробный обзор этих систем будет приведен ниже.

Вторая составляющая актуализации — поддержание документов базы в контрольном состоянии, тесно связана с процессом юридической обработки. Эта составляющая также может быть оценена в днях: на какой день с момента внесения изменения в документ пользователь узнает об этом от правовой системы.

Юридическая обработка документов

Это действия разработчика системы, позволяющие создать набор дополнительной информации по документу. В такой набор могут входить следующие вещи.

  1. Действующая редакция документа.
  2. Ретроспектива редакций документа.
  3. Комментарии к документу.
  4. Указание на противоречия в нормах разных документов.
  5. Тематическая рубрикация документов.
  6. Ключевые слова для поиска.
  7. Гипертекстовые ссылки на связанные документы.
  8. Оглавление документа.
  9. Ссылка на источник опубликования.

Аналитические возможности правовой системы

Аппараты поиска, работы со списками найденных документов и работы с текстом документа. Нет смысла перечислять здесь все возможности этих аппаратов. Это будет сделано ниже, в обзоре систем, существующих на рынке.

Удобство в работе

Очень часто пользователи считают хорошим интерфейсом тот, к которому привыкли. Тут есть, конечно, и рациональное зерно: если интерфейс пришелся пользователю по душе, возможно, он и вправду неплох. Но в последние годы интерфейс прикладных программ стал все более и более подчиняться стандартам. Это обстоятельство выгодно и разработчику, и пользователю. Для пользователя удобно привыкнуть один раз к стандартным интерфейсным решениям для того, чтобы избежать проблем, связанных с привыканием к нестандартному интерфейсу.

Удобство в работе создает также хорошая степень интеграции правовой системы с другими программами, прежде всего с офисными пакетами (Microsoft Office, Lotus Notes и т.д.).

Быстродействие системы, наличие аппарата помощи и руководства для пользователя также сильно влияет на удобство в работе.

Возможность работы с правовой системой в сети давно уже стало необходимым атрибутом любой подобной системы. В последнее время появились системы, использующие вместо традиционного доступа к файловому серверу перспективную и мощную технологию клиент-сервер. Применение этой новой для правовых систем технологии позволяет значительно снизить нагрузку на локальную сеть пользователя, повысить удобство работы и администрирования системы.

Важный момент — выбор платформы для создания правовой системы. Сейчас, когда подавляющее большинство персональных машин работает под управлением 32-разрядной операционной системы (Windows 95 или Windows NT), использование 16-разрядных или DOS приложений заметно снижает удобство работы с правовой информацией.

Сервис, предоставляемый разработчиком системы пользователю

Для правовых систем особое значение имеют вопросы сервисного обслуживания, поддержки и сопровождения. Пользователь такой системы должен быть уверен в том, что разработчик в состоянии обеспечить качественное, оперативное и бесперебойное информационное сопровождение. В приведенном ниже обзоре правовых систем читатель найдет и предлагаемые критерии сравнения систем по этой категории, и оценки.

Стоимость поставки системы и услуг по сопровождению

Это немаловажное свойство правовой системы. Сравнив разные продукты по этому критерию, пользователь может найти наиболее подходящий для себя вариант, исходя из своих финансовых возможностей.

Стабильность фирмы-разработчика системы

Оценка по этому критерию позволит потенциальному пользователю выбрать систему, в долгом и успешном существовании которой он может быть уверен.

Обзор рынка правовых систем

Сегодня рынок правовых систем в России достаточно развит. Более десяти разработчиков предлагают свои продукты пользователям. Общее количество имеющихся на рынке правовых систем разной направленности — более двухсот.

В обзоре будут представлены только правовые системы по российскому законодательству. Ни региональные, ни тематические, ни международные базы данных подробно рассматриваться не будут.

Для удобства разделим все правовые системы на три группы, опираясь на несколько взаимосвязанных параметров: вид поставки, частота сопровождения, стоимость и виды пользователей, на которых ориентирована система.

Таблица 1

Параметр

Первая группа

Вторая группа

Третья группа

Условное название группы CD Локально-сетевая установка (файловый сервер) Интернет (клиент-сервер)
Вид поставки Только CD Возможна поставка на CD, но чаще система устанавливается на жесткий диск или на сервер локальной сети Предоставление доступа к системе через Интернет
Максимальная частота сопровождения (актуализации базы данных пользователя) Не чаще, чем раз в месяц От одного дня до одного месяца. Обычно 1 раз в неделю Ежедневно
Стоимость услуг Низкая Высокая Средняя
Ориентация на пользователя Частные лица, мелкие фирмы Средние и крупные фирмы Частные лица, мелкие, средние и крупные фирмы
Названия правовых систем (Разработчик) “Ваше право” (ИСТ),

“Энциклопедия Российского права” (АРБТ),

“Юсис” (Интралекс),

“Юридический мир” (Дело и Право)

“Консультант Проф” (ВМИ),

“Гарант Классик” (Гарант),

“Нормативные акты России” (ЦКР),

“Россия Classic” (Референт-Сервис)

“On-line Консультант Проф” (ВМИ),

“Гарант On-line”,

“WWW-Кодекс” (ЦКР),

“Референт reviewer” (Референт-Сервис)

Правовые системы, входящие в первую группу, не будут рассматриваться в этой статье.

Сравним правовые системы, входящие во вторую и третью группы.

Несколько предварительных замечаний.

  1. Все характеристики правовых систем взяты на дату — 1 марта 1998 года.
  2. По каждому критерию сравнения экспертной группой выставлена нормированная по лучшему результату оценка в диапазоне от 1 до 100.
  3. Каждая оценка умножается на “вес” критерия, выраженный в процентах. Сумма весов составляет 100 %.
  4. Общая оценка системе — это сумма всех оценок по критериям сравнения.
  5. Сравнение систем, входящих в разные группы, не проводится.
  6. Первая группа — слишком обширна и требует отдельного обзора, к тому же к ней не совсем подходят критерии оценки, приведенные в начале. Поэтому обзор этой группы не проводится.

В таблицах обзоров “лучшее” значение в каждой строке выделено жирным шрифтом, а “худшее”— курсивом.

Таблица 2

Сведем оценки, полученные правовыми системами из второй группы, в одну таблицу.

Таблица 3

Правовая
система (ПС)

Консультант Проф,

версия 6.05

Гарант Классик, версия 4.03.4

Нормативные акты России,

версия 4.2.4.4

Россия Classic,

версия 4.0

Производитель

НПО “ВМИ”

НПП “Гарант”

ЦКР (Кодекс)

ЗАО “Референт-Сервис”

Критерий

Оценки

Полнота ПС

Вес 13 %

12,60

9,39

11,12

13,00

Достоверность ПС

Вес 13 %

10,30

13,00

8,16

7,48

Актуализация ПС

Вес 13 %

13,00

7,80

7,80

13,00

Юридическая обработка

Вес 13 %

10,49

13,00

10,65

10,18

Аналитические возможности ПС

Вес 11 %

8,84

8,02

10,90

11,00

Удобство работы

Вес 9 %

9,00

8,02

8,76

9,00

Сервис

Вес 12 %

12,00

11,28

9,36

7,68

Стоимость услуг

Вес 8 %

3,34

4,73

2,84

8,00

Стабильность разработчика

Вес 8 %

8,00

7,43

5,68

2,92

Итоговая оценка ПС

79,58

75,49

69,58

79,34

Итоговая оценка, нормированная по максимальному значению

 

100

 

94,87

 

87,44

 

99,70

Как можно интерпретировать данные таблицы 3?

Если принять нашу систему оценок, идеальная правовая система должна получить итоговую оценку — 100. Как видно из таблицы, ни одна из рассматриваемых систем такой оценки не получила и не может считаться идеальной. Все оценки достаточно плотно сгруппированы, максимальный разброс составляет 10,00 единиц, что говорит об относительной схожести всех систем по потребительским качествам. Нормированная итоговая оценка позволяет понять, насколько та или иная система близка к лидеру.

Скорее всего, при выборе системы надо ориентироваться и на оценки по категориям. С помощью этих оценок потенциальный пользователь может выбрать устраивающее его соотношение различных свойств системы.

Правовые системы в Интернете

Не станем долго излагать простые вещи. Интернет — это будущее любого информационного бизнеса.

Несмотря на отсутствие приличных каналов связи и угрозу введения повременной оплаты за пользование телефоном, все большее число людей обращаются за информацией в Интернет.

Спрос рождает предложение. Разработчики правовых систем готовы к переходу на технологию Интернет. Четыре фирмы, герои предыдущего обзора, имеют свои web-сервера, на которых работают их правовые системы.

Прежде чем перейти к обзору этих систем, необходимо разобраться с критериями оценки.

Категории сравнения, предложенные для локально-сетевых систем, вполне подходят для анализа систем для Интернет. Однако, некоторые критерии будут теперь иметь другой смысл и другой вес.

Обратите внимание на сноски и комментарии в таблице обзора.

Таблица 4

По описанным в предыдущем разделе правилам подведем итог сравнения правовых систем для Интернет (таблица 5).

Таблица 5

Система

Консультант Проф,

www.consultant.ru

Гарант WWW, версия 4.03.4,

www.park.ru

www.garant.ru

WWW-Кодекс,

Нормативные акты России,

www.kodeks.net

Россия,

Референт-Reviewer

версия 2.0

www.referent.ru

Производитель

НПО “ВМИ”

компания “Гарант”

ЦКР (Кодекс)

ЗАО “Референт-Сервис”

Критерий

Оценки

Полнота ПС

Вес 13 %

12,60

9,39

11,12

13,00

Достоверность ПС

Вес 13 %

10,30

13,00

8,16

7,48

Актуализация ПС

Вес 13 %

13,00

9,75

9,75

13,00

Юридическая обработка

Вес 13 %

 

10,49

 

13,00

 

10,64

 

10,18

Аналитические возможности ПС

Вес 13 %

 

7,00

 

6,10

 

7,90

 

13,00

Удобство работы

Вес 13 %

8,54

10,21

10,03

13,00

Сервис

Вес 5 %

5,00

5,00

4,75

5,00

Стоимость услуг

Вес 9 %

9,00

0,02

0,02

6,02

Стабильность разработчика

Вес 8 %

 

8,00

 

7,43

 

5,68

 

2,92

Итоговая оценка ПС

75,93

66,48

62,37

81,58

Итоговая оценка, нормированная по максимальному значению

 

93,08

 

81,49

 

76,45

 

100

Заключение

Разумеется, приведенный выше обзор не может быть назван полным и строгим. Это попытка на нескольких страницах сравнить имеющиеся на рынке правовые системы. Возможно, он будет полезен кому-нибудь из наших читателей при выборе и оценке системы. Нам кажется, что он пригодится тем пользователям, для которых реплика приятеля: “Такая-то система — лучше всех!”— недостаточно убедительна, а штудировать брошюры и рекламные буклеты разработчиков нет времени.

Лучший способ познакомиться с приглянувшейся системой — попробовать с ней поработать. Каждый разработчик с удовольствием представит на ваш суд свои программы.

Достаточно вашего желания.



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"