Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Фирма “Синтез-5”

Обучающая программа по бухгалтерскому учету “БухУчет от А до Я”


Фирма “Синтез-5” появилась на российском рынке программ сравнительно недавно, выпустив в 1996 году обучающую программу “БухУчет от А до Я”. В настоящее время это фактически единственная на российском рынке обучающая программа по полному курсу бухгалтерского учета под Windows. Она охватывает все стороны учебного процесса, а именно: изучение материала, развитие навыков, контроль знаний, анализ усвоения материала,— а также поддерживает работу обучаемых в учебных группах.

ЗАО “Синтез-5”— это небольшой коллектив высококвалифицированных специалистов в области экономики и информатики, ведущих одновременно учебно-методическую и научную работу в вузах Москвы и Академии Наук. Автор учебного курса Ольга Березовская — преподаватель бухучета с многолетним стажем, опытный бухгалтер, аудитор, автор пособий, учебных программ и методик преподавания бухучета. В программе реализована авторская методика обучения (на основе сквозного примера), опробованная в течение длительного периода.

Первая версия “БухУчет от А до Я” была разработана в 1995 г. по заказу бывшего Госкомвуза и стала лауреатом конкурса обучающих программ для вузов (РосНИИИС). Начиная с 1996 года было продано более 500 комплектов программы, из них более 3/4 — в регионы. Наиболее активные покупатели программы — приватизированные и государственные предприятия, техникумы и колледжи, предприятия малого бизнеса. “БухУчет от А до Я” установлен в учебных классах десятков учебных заведений, в числе которых — академии, вузы, курсы, колледжи, техникумы и школы.

“БухУчет от А до Я” постоянно развивается: за два года выпущено пять версий программы, производится постоянное изменение учебного материала в соответствии с изменениями законодательства по бухучету и налогового законодательства. Планируется выпуск новой обучающей программы по международным стандартам бухучета (GAAP).

В 1997 году программа прошла Государственную регистрацию в Реестре программ РФ и в Государственном регистре баз данных.

Для кого предназначена программа

Обучающая программа “БухУчет от А до Я” может быть полезна для самого широкого круга пользователей. Это, во-первых, лица, изучающие бухгалтерский учет в учебных группах вузов, техникумов, курсов и других учебных заведений. Это и преподаватели предмета, желающие автоматизировать процесс обучения. Это начинающие бухгалтера, которые могут использовать учебный материал системы как оперативный справочник в своей текущей работе. Это предприниматели и руководители предприятий, прежде всего, малого бизнеса, которые хотели бы более профессионально контролировать работу своего бухгалтера, при необходимости заменяя его. Это, наконец, все те, кто хотел бы освоить ведение бухгалтерии в порядке самообразования с тем, чтобы играть более активную роль в условиях рыночной экономики.

В учебных группах программа может быть использована, прежде всего, при проведении семинаров, лабораторных и самостоятельных занятий, хотя не исключается и первичное изучение материала при помощи программы как совместно с преподавателем, так и без него. Очень перспективно использование программы для дистанционного (заочного) обучения.

Некоторые возможные варианты применения программы в учебном процессе:

Назначение и возможности программы

Основное назначение обучающей программы “БухУчет от А до Я”— помочь всем желающим в овладении основами теории и практики ведения бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики. “БухУчет от А до Я” обеспечивает реальную автоматизацию учебного процесса при изучении предмета бухгалтерского учета и позволяет:

Реальная автоматизация учебного процесса достигается за счет таких свойств программы, как:

Перечислим основные возможности обучающей программы:

Отражая структуру основных блоков программы, реализующих перечисленные возможности, главное меню “БухУчет от А до Я” содержит следующие опции:

Пользователи — регистрация пользователей при работе в учебных группах;

Учебник — гипертекстовый учебник вместе со сквозным примером;

Контроль — блок контроля знаний, обеспечивающий тестирование обучаемых и анализ результатов тестирования;

Настройка — задание режимов работы программы;

Помощь — гипертекстовый справочник (Help) по программе.

Гипертекстовый учебник

Общие сведения

Первая и основная учебная задача — изучение предмета бухучета — решается в программе при помощи гипертекстового учебника (ГТУ). ГТУ содержит учебный материал по полному, законченному курсу основ предмета, организованный в виде гипертекста. В общей сложности — это более 200 смысловых единиц (статей гипертекста) объемом около 400 Kb (ASCII), в числе которых — термины бухгалтерского учета, примеры, подтемы, описания и схемы счетов и т.д.

Учебные темы

Учебный материал в ГТУ разбит на 14 тем, состав и последовательность которых соответствуют общепринятой практике. Первые пять тем содержат краткий курс теории бухгалтерского учета и предназначены для решения следующих учебных задач:

При этом материал рассматривается от некоторого начального уровня, соответствующего жизненному опыту и здравому смыслу пользователя-непрофессионала, в контексте детализации и углубления ранее полученных знаний.

Сюда относятся следующие темы: предмет и объекты бухгалтерского учета; баланс как элемент метода бухгалтерского учета; счета и двойная запись; счета синтетического и аналитического учета; учетная политика предприятия и формы бухгалтерского учета.

Последующие девять тем содержат практический курс организации бухгалтерского учета (по всем участкам) на малом предприятии производственного профиля. В этой части курса обучаемый, по мере прохождения тем, поочередно выполняет работу бухгалтеров, в чьи функциональные обязанности входит ведение отдельных участков бухгалтерского учета на предприятии.

Практический курс включает следующие темы: учет операций по расчетному счету, кассе и с подотчетными лицами; учет расчетов по оплате труда и обязательному страхованию; учет материалов, МБП и расчетов с поставщиками; учет основных средств и нематериальных активов; учет процесса производства; учет процесса реализации; учет уставного капитала и финансовых результатов; учет расчетов с бюджетом по НДС и прочих расчетов; заключительный цикл учетных работ и отчетность.

В рамках практического курса рассмотрены, в частности:

При изучении практической части курса могут ставиться разные цели:

Работа с ГТУ

При выборе опции главного меню Учебник на экране появляется оглавление ГТУ, включающее перечень учебных тем и специальные разделы ГТУ, относящиеся к сквозному примеру (см. ниже). Состав изучаемых тем и порядок их изучения жестко не регламентированы, хотя целесообразно прорабатывать темы без пропусков в указанном порядке. Использование гипертекста также позволяет изучать материал каждой темы в достаточно произвольном порядке, в соответствии с индивидуальными потребностями конкретного обучаемого. Для удобства ориентации в гипертексте в начале каждой темы имеется ссылка на локальный индекс — список всех статей гипертекста, непосредственно раскрывающих содержание темы.

Управление работой в ГТУ производится при помощи набора кнопок, которые расположены в верхней части экрана и реализуют достаточно стандартные для гипертекста функции (вернуться к предыдущей статье, вернуться к оглавлению ГТУ, установить и выбрать закладку, выбрать одну из ранее изучавшихся статей, найти статью по первым буквам заголовка, распечатать текст статьи).

Сквозной пример

Назначение сквозного примера

Гипертекстовый сквозной пример является неотъемлемой частью ГТУ. С одной стороны, он представляет собой некий “костяк”, вокруг которого идет объяснение материала практического курса бухучета (темы с 6 по 14). С другой стороны, детальное изучение сквозного примера позволяет решать вторую учебную задачу — развитие практических умений и навыков ведения бухучета. Сквозной пример имитирует полный цикл ведения бухгалтерского учета на некотором условном предприятии малого бизнеса (по всем участкам), начиная от первичных документов и кончая формами отчетности. При этом сквозной пример включает в себя достаточно полный набор штатных хозяйственных операций, характерных для деятельности практически любого небольшого предприятия производственного профиля с простой организационной структурой.

Рис. 1. Структура сквозного примера. Указаны только явные ссылки

Структура сквозного примера

Сквозной пример содержит следующие компоненты (рис.1):

Всего сквозной пример включает в себя 16 фрагментов ЖХО (более 60 проводок) и 27 схем счетов.

Все перечисленные компоненты сквозного примера связаны многочисленными гипертекстовыми ссылками в прямом и обратном направлениях:

Работа со сквозным примером

Рассмотренная организация сквозного примера позволяет обучаемому на конкретных числовых данных быстро и наглядно анализировать всю последовательность действий по ведению бухгалтерского учета для различных участков, в частности:

Рис. 2. Пример фрагмента ЖХО для сквозного примера. Данные второго варианта учетной политики оформлены как более светлый текст, гипертекстовые ссылки — как подчеркнутый светлый текст

Рис. 3. Пример схемы счета сквозного примера.
Гипертекстовые ссылки оформлены как подчеркнутый светлый текст

Варианты учетной политики

На цифровых данных сквозного примера, кроме вышесказанного, демонстрируется влияние учетной политики предприятия на финансовый результат и расчет налогов. Рассмотрено два варианта учетной политики, отражающих существенные различия в учете затрат на производство. Проводки в ЖХО, схемы счетов, строки оборотной ведомости и форм отчетности приведены раздельно для каждого варианта, причем различающиеся для вариантов цифровые данные выделены цветом для всех компонентов сквозного примера. Все это позволяет наглядно сравнивать результаты использования различных вариантов учетной политики.

Контроль знаний

Назначение

Блок контроля знаний предназначен для тестирования обучаемых в различных режимах и обеспечивает выполнение сразу нескольких учебных задач:

Выбор темы для тестирования

Тестирование обучаемых начинается после выбора опции Контроль\Вопросы. На экран выдается список учебных тем — тех же, что и в ГТУ. Хотя порядок выбора тем не регламентирован, рекомендуется выбирать темы в заданном порядке, соответствующем последовательности изучения материала. Обучаемый имеет возможность:

Режимы тестирования

Тестирование обучаемых по каждой теме может происходить в одном из двух режимов (выбор режима — опция Настройка).

Режим Тренажер предназначен для самоконтроля в процессе освоения материала. В этом режиме обучаемый получает максимум информации о своих ответах и ходе тестирования, причем время на работу с каждой темой не ограничивается.

Режим Итоговый контроль целесообразно применять на завершающем этапе изучения материала для получения балльных оценок по темам и анализа усвоения материала. В этом режиме обучаемый не может оценивать и корректировать свои знания во время тестирования, а время на работу по теме ограничено.

Задание вопроса и выбор ответа

При работе в режиме Тренажер вопросы по теме задаются последовательно, начиная с первого вопроса, а при продолжении работы с темой — с того вопроса, на котором обучаемый прервал свою работу. В режиме Итоговый контроль вопросы задаются в случайном порядке, чтобы исключить запоминание последовательности вопросов. Для ответа обучаемый должен выбрать один из четырех вариантов. Позиция правильного ответа задается случайным образом.

Оценка ответа и развернутый ответ

За правильный ответ обучаемый получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов, независимо от режима тестирования. Для режима Тренажер на экран выдается оценка ответа (правильный/неправильный), текст выбранного ответа и, в случае ошибки, текст правильного ответа (рис. 4).

Рис. 4. Диалоговая панель блока контроля
после ответа на вопрос

Кроме того, обучаемый может при желании получить на экран развернутый ответ на вопрос (комментарий к ответу), содержащий дополнительную обучающую информацию, которая, как правило, не содержится в ГТУ.

Для режима Итоговый контроль сразу после выбора ответа выдается текст следующего вопроса. Если же обучаемый превысил отведенный для ответов по теме лимит времени, то работа с темой автоматически завершается.

Обучаемому постоянно доступна текущая информация о ходе тестирования, в частности, количество вопросов в теме, количество ответов, затраченное время, средний балл по теме либо оставшееся время для ответов (в зависимости от режима).

Просмотр предыдущих ответов

Обучаемый может просматривать также “историю” своей работы с каждой темой (только в режиме Тренажер): тексты вопросов, сделанные ответы и их оценку. Это сделано с той целью, чтобы обучаемый еще раз увидел тексты пройденных вопросов, осмыслил сделанные ответы и, возможно, попытался найти правильный ответ, не имея частичной подсказки в виде ответов-альтернатив.

Результаты тестирования

Анализ результатов тестирования позволяет выявить те места в учебном материале (темы, подтемы), которые усвоены недостаточно глубоко. Результаты тестирования сохраняются на диске и доступны как самому обучаемому, так и преподавателю. Результаты выдаются при выборе опции Контроль\Результаты в виде двух переключаемых таблиц. В одной таблице (по учебным темам) выдается общее количество вопросов в теме, количество правильных и неправильных ответов, средний балл по теме, в другой (также по темам) — результаты ответа на каждый вопрос. Эта таблица, кроме того, показывает, насколько далеко обучаемый продвинулся при тестировании по каждой теме.

Работа в учебных группах

Программа может быть использована как для самостоятельного изучения предмета, так и для работы в учебных группах, когда на каждом ПК поочередно работают различные обучаемые (см. Режим обучения опции Настройка). Перед началом работы обучаемый вводит свое имя-пароль и номер учебной группы (опция Пользователи\Регистрация). Если обучаемый ранее уже работал с программой, то восстанавливаются результаты тестирования и текущий вопрос для каждой темы.

Программа предусматривает участие преподавателя в учебном процессе . Выбрав опцию Пользователи\Преподаватель, преподаватель вводит свой пароль и может просмотреть списки всех групп и всех обучаемых, работающих на данном рабочем месте (пароль может быть изменен независимой утилитой). В зависимости от выбранного режима, имена обучаемых в группе могут быть выданы вместе с набранными при опросе баллами, причем либо в алфавитном порядке, либо по убыванию баллов (рейтинговая оценка результатов). После выбора обучаемого преподаватель может просмотреть результаты опроса этого обучаемого (опция Контроль\Результаты).

Поставка, эксплуатация и сопровождение

БухУчет от А до Я распространяется через ведущие московские фирмы, занимающиеся САБУ и обучающими программами, компьютерные салоны, через дилеров, агентства “Книга-Почтой”, а также посредством прямых продаж в учебные организации.

Дистрибутив программы поставляется на дискете 3,5 дюйма в компактной пластиковой упаковке вместе с лицензионным соглашением и регистрационной карточкой. Дистрибутив защищен от нелегального копирования и рассчитан на две инсталляции; для учебных организаций поставляются многопользовательские дистрибутивы на 6 и 12 инсталляций.

Программа весьма проста в освоении и использовании, не требует специальных машинных ресурсов: для нее подходит любой компьютер, на котором работает Windows 3.x либо Windows 95 и имеется 2 Mb свободной памяти на жестком диске.

Зарегистрированным пользователям программы предоставляется гарантийное обслуживание, консультации по установке и использованию программы, поставка новых версий программы и новых продуктов “Синтез-5” со скидками. Имеются также скидки для учебных организаций и прогрессивные дилерские скидки, которые начинают действовать при покупке 5 комплектов программы (40 %).

к.ф.-м.н А.Н.Соломатин,
ген.директор



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"