Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

ЦТО “ГРАН-сервис”

GRANSHOP — комплексное решение проблем автоматизации торгового предприятия


Не секрет, что каждое торговое предприятие, будь то магазин, аптека, кафе, ресторан или любая другая фирма, стремятся решить для себя главную задачу — наладить четкий учет своей хозяйственной и финансовой деятельности, без которого нельзя правильно контролировать вопрос получения прибыли. Есть различные способы ведения такого учета — от журнального до компьютерного. Каждый способ по-своему хорош. И каждый требует своих затрат — как человеческих, так и материальных.

Особенно остро эта задача стоит перед предприятиями, работающими с большой и разнообразной номенклатурой товаров и с большим потоком покупателей. Если учесть тот факт, что все торгующие организации обязаны использовать в своей работе контрольно-кассовые машины, то накопление и обработка информации отнимает значительное время у персонала и дополнительные средства у руководителя предприятия.

Все больше и больше помощь в налаживании внутреннего учета торговых предприятий оказывает вычислительная техника с соответствующим программным обеспечением и кассовые аппараты, позволяющие автоматически регистрировать продажу товаров по различной номенклатуре, отделам и пр. Но, к сожалению, не все малые и средние, и даже крупные торговые предприятия могут позволить себе тратить огромные средства на закупку и поддержку дорогих автоматизированных торговых комплексов на базе POS-терминалов и компьютерных систем.

В этом случае, на наш взгляд, оптимальным вариантом с точки зрения минимизации затрат на ведение внутреннего учета является использование компьютерно-кассовых комплексов (ККК) на базе простых и дешевых персональных компьютеров с подключенными к ним через интерфейс связи контрольно-кассовыми аппаратами (“Электроника-92-Аквариус-Ф”, “SAMSUNG ER-250RF”, “ПРОСТОР-1024Ф”, “АМС-100Ф”, “ШТРИХ-М850Ф” и другие).

Такие кассовые аппараты, будучи дешевле на порядок своих старших “собратьев” POS-терминалов, могут, как и они, оснащаться считывателем (сканером) штрих-кодов, что позволяет регистрировать и обрабатывать довольно большую номенклатуру товаров. Но даже и без считывателя штрих-кодов, который, кстати, стоит примерно столько же, сколько и сам кассовый аппарат, касса может регистрировать товар по внутреннему учетному коду, созданному самим торговым предприятием. Такой подход, наверно, более разумен и экономичен с точки зрения оснащения рабочего места кассира-продавца. Но остается еще одна задача — правильно выбрать компьютер, оснащенный соответствующим программным обеспечением, к которому подключен кассовый аппарат. Компьютер должен не просто регистрировать продажу товаров в “реальном” режиме времени, но и выдавать всю необходимую информацию в любой момент времени и за любой период. А, если учесть, что поток покупателей может быть большим, то он должен быть очень надежным в работе и простым в обращении.

Использование “традиционных” для нашей страны и относительно “дешевых” операционных систем (DOS, WINDOWS) и программных средств (FoxPro, Clipper, Clarion и др.) при создании компьютерно-кассовых комплексов позволяет работать торговому предприятию с ограниченным количеством рабочих мест и небольшой базой данных (так как эти однопользовательские системы искусственно, с помощью созданных “добавок” (программных надстроек), пытаются превратить в многопользовательские). Однако даже в этом, случае возникает известная опасность потери информации из-за нестабильной работы этих программных продуктов и подверженности заражению вирусами продуктов фирмы Microsoft. Что недопустимо при работе комплексов, включающих в себя контрольно-кассовые машины.

Необходимо учесть и тот факт, что с ростом предприятия увеличивается не только объем обрабатываемой информации, но и количество рабочих мест. Работа такой системы требует дополнительных как аппаратных, так и людских ресурсов. К тому же широко распространенные прикладные программные продукты для организации внутреннего учета торгового предприятия далеко не всегда могут быть перестроены применительно к его конкретным задачам и специфике работы.

Многие “софтовые” фирмы, занимающиеся разработками программного обеспечения для торговых предприятий, не являются официальными дистрибьюторами или центрами технического обслуживания по контрольно-кассовым машинам. Это негативно сказывается на эксплуатации компьютерно-кассовых комплексов, так как за их надежную работу несут ответственность различные организации (поставщики компьютеров, опреационных систем, прикладных программ, кассовых аппаратов и т.д.), часто не знающие специфики обслуживания смежных составных частей. В этом случае требуется наличие специально обученного персонала (администраторов сети), которые должны хорошо знать не только общие принципы построения и управления компьютерно-кассовыми комплексами, но и их составные части — вычислительную технику, кассы, системное и прикладное программное обеспечение, структуру базы данных и многое другое.

Доступность и дешевизна операционных систем DOS и WINDOWS, которые в большинстве случаев устанавливаются на персональные компьютеры без должного лицензирования и соответствующей поддержки со стороны фирмы-производителя, а также отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов, знающих и работающих в многопроцессорных и многопользовательских операционных системах (UNIX, AIX и др.) и с другими СУБД (ORACLE, INFORMIX, PICK и др.), влекут за собой дополнительные серьезные затраты на обслуживание таких систем для предприятий-пользователей. Эти затраты выражаются в постоянной необходимости наращивать аппаратные средства и содержать штат программистов.

В этой связи автоматизированная система управления торговыми предприятиями “GRANSHOP”, разработанная в Центре технического обслуживания контрольно-кассовых машин “ГРАН-СЕРВИС”, позволяет эффективно решить проблемы внутреннего учета на базе новых технических и программных средств, на базе передовых операционных систем и систем управления базами данных.

Для создания и эксплуатации системы “GRANSHOP” используется современное лицензионное программное обеспечение, получившее широкое распространение не только за рубежом, но и в России и бывших странах СНГ. Более 4 миллионов пользователей в 70 тысячах организаций во всем мире используют операционную систему управления базами данных “PICK”, известную и распространяемую сегодня в новой версии под названием D3.

Повсюду: от Петербурга до Владивостока, в Белом доме, на Уолл-стрит и просторах Африки, на Таити и в дебрях Амазонки,— в любой части света Вы встретите прикладные системы, работающие под управлением PICK.

Указанная СУБД, получила большое распространение на Западе в среде малого и среднего бизнеса. Благодаря своим более чем тридцатилетним традициям, простоте построения и обработки, неограниченных по объему баз данных, сверхнадежности в работе она завоевала свое достойное место среди профессиональных СУБД.

В силу различных причин (а в основном экономических) мало кто из сегодняшних программистов слышал и знает о ней достаточно много. Но многие серьезные организации уже давно используют ее в своей работе, а сегодня она стала доступна всем, кто хоть немного знает, что такое постреляционные многопользовательские базы данных с возможностью использования SQL-запросов, транзакиями и другими “примочками”, которые сегодня выдаются как что-то новое.

Основными пользователями ОС/СУБД PICK в России являются: МВД РФ, Правительство Москвы, РАО “Газпром”, государственные внешнеторговые объединения, Госналогслужба РФ, ряд банков и другие организации. В России СУБД PICK используется уже более 15 лет.

Более того, создана и функционирует более 10 лет Ассоциация Пользователей Пик (АПП), которая не только объединяет всех пользователей PICK, но снабжает их русифицированной информацией, дает консультации на русском языке, проводит обучение, оказывает всю необходимую пользователю поддержку.

Сегодня на многопользовательскую систему PICK ориентирована продукция более чем 50-ти производителей вычислительной техники, использующих самые различные процессоры. PICK работает на любых аппаратных платформах — от микрокомпьютеров до суперЭВМ, производимых такими фирмами, как IBM, Compaq, Tandem, Honeywell, McDonnell Douglas и многими другими.

“GRANSHOP” использует новые CASE — технологии, которые ускоряют процесс создания прикладных систем, повышают их качество, надежность, снижают затраты на проектирование, разработку, и, самое главное для пользователя, на их эксплуатацию и модификацию. В системе использован язык программирования четвертого уровня “SB+”, который дополнительно вооружает как разработчика, так и пользователя широким набором инструментальных средств. “SB+”— это интегрированная операционная среда для разработки и эксплуатации прикладных информационных систем и может работать практически в любых операционных средах — PICK, UNIX, DOS, OS/2 и других. В составе “SB+” имеются средства интеграции с другими операционными средами, позволяющие организовать не замечаемый конечными пользователями обмен данными.

“SB+” содержит стандартный набор инструментальных средств разработки информационных систем, а также средства автоматизации делопроизводства, администрирования, защиты от несанкционированного доступа к информации.

Помимо независимости от операционной системы и оборудования, “SB+” имеет также современный пользовательский интерфейс на русском языке, что неизменно привлекает к нему интерес разработчиков и, самое главное, конечных пользователей прикладных систем. В этом плане он располагает мощным средством интуитивной подсказки, которая не просто объясняет, как отвечать на тот или иной запрос системы, но фактически помогает пользователю строить этот ответ, даже не зная синтаксических правил.

Особенности системы GRANSHOP

Состав и параметры
технических средств

Система может быть реализована на базе центральной ЭВМ (IBM — совместимой PC/AT-386,486/Pentium, мини — или супер-ЭВМ). В качестве “пассивных” рабочих мест используются контрольно-кассовые машины, электронные весы, оптосчитыватели штрих-кодов и печатающие устройства различного типа, имеющие выходы для связи с ЭВМ. Рабочие места директора, товароведа, кладовщика, бухгалтера и другие могут оснащаться обычными терминалами с клавиатурой (WYSE, IBM и др.) или дешевыми персональными компьютерами 286/386/486 (активные” рабочие места).

Для подсоединения “пассивных” и “активных” рабочих мест к центральной ЭВМ применяются мультиплексорные (многоканальные) платы как импортного (DIGI-board, ARNET и др.), так и российского производства, проверенные в эксплуатации около 5-и лет (но в 8–10 раз дешевле). Путем подключения таких плат и использования многопользовательских операционных систем возможно довести количество рабочих мест на центральной персональной ЭВМ до 256 (на мини — или супер— ЭВМ до 2048 и более).

“Активные” рабочие места, оснащенные персональными компьютерами, могут подключаться и по обычной компьютерной сети, использующей стандартные протоколы обмена IPX/SPX, TCP/IP.

Система позволяет без особых проблем постепенно наращивать и перенастраивать весь комплекс периферийных устройств в соответствии с пожеланиями пользователя.

Перечень оборудования, необходимого для нормальной работы системы, определяется пользователем совместно с представителями Центра Технического Обслуживания “ГРАН-СЕРВИС” на этапе обследования объекта торговли.

Функциональные возможности

Система включает в себя несколько комплексов задач, которые позволяют реализовать различные функции торгового предприятия.

Рис.1

Рис.2.

Комплекс управления складом (рис.1)

Комплекс управления торговым залом, отделом, секцией (рис.2)

Комплекс бухгалтерского учета (рис.3)

Рис.3

Комплекс администратора (руководителя)

Помимо функций торгового предприятия, реализуемых системой, есть также функции, которые обеспечивают нормальную работу самой системы.

Администрирование системы

Комплекс ведения нормативно-справочной информации

Какие из функций могут быть автоматизированы, а какие нет, решается пользователем совместно с представителями ЦТО “ГРАН-СЕРВИС” на этапе обследования объекта торговли.

Ниже (рис.4) приводится принципиальная схема построения автоматизированной системы управления торговым предприятием, где обозначены:

Рис.4

Внедрение системы “GRANSHOP” на предприятиях различного профиля (продуктовых и промтоварных магазинах, кафе и др.) показало, что к каждому предприятию обязательно должен быть индивидуальный подход. Так, при автоматизации кафе необходимо было учесть рецептуру изготавливаемого мороженого, тортов, булочек и горячих блюд, а для продуктового магазина — номенклатуру и различные виды кодировки товаров при использовании штрихового кодирования.

Базовый комплекс системы легко настраивается для решения всех этих и многих других задач. При этом обслуживание и сопровождение системы заключается, в основном, в регламентных работах по обслуживанию контрольно-кассовых машин и вычислительной техники, да и стоимость рабочего места, включая оборудование и программное обеспечение, в 1,5–2 раза ниже, чем при использовании POS-терминалов.

В.Е. Авдей,
О.А. Крылова


С вопросами и предложениями обращайтесь digraph@rinet.ru



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"