Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Компания “Интеллект-Сервис”

БЭСТ-4 — СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММЫ


Читателям журнала “Компьютер в бухгалтерском учете и аудите” уже знакома программа “БЭСТ-4”, разработанная компанией “Интеллект-Сервис”. Эта программа давно обосновалась на рынке торгово-бухгалтерских систем и занимает на нем одну из ведущих позиций. Однако время идет и программа совершенствуется. Поэтому в этой статье речь пойдет о том, что нового предлагает “БЭСТ-4” своим уже существующим и потенциальным пользователям.

Прежде всего, “БЭСТ-4” теперь существует в двух различных архитектурах: “файл-сервер” и “клиент-сервер”. В зависимости от того, сколько рабочих мест планируется автоматизировать при помощи системы, пользователь может выбрать ту архитектуру, которая наиболее его устроит. При количестве рабочих мест, не превышающем пяти, целесообразно использование файл-серверного варианта, а при большем пяти — клиент-серверного.

Разница между этими двумя архитектурами следующая. При работе в архитектуре “файл-сервер” все операции с данными происходят на рабочих местах. Каждый раз при внесении изменений в файл пользователь сначала “скачивает” информацию с сервера, а затем вновь ее туда записывает. При небольшом количестве рабочих мест в сети такая технология допустима и себя оправдывает. Однако когда пользователей много, то начинают возникать определенные неудобства.

Прежде всего, при работе во многопользовательском режиме очень велика вероятность сбоя системы. Это объясняется тем, что множество обращений к серверу резко увеличивает нагрузку на сеть. Сбои ведут за собой выход системы из строя, после чего желательно выполнить процедуру переиндексации. А при больших объемах баз данных переиндексация может проходить достаточно долго. Таким образом, рабочий день может быть целиком занят сбоями системы и восстановлением индексных файлов. Кроме того, сбои в системе ведут к потере данных, которая обнаружится после переиндексации.

Но даже в случае бесперебойной работы системы существенно снижается ее быстродействие. Дело в том, что при работе с файл-серверной архитектурой с определенным файлом может работать только один пользователь. Для остальных доступ к этому файлу заблокирован. Отсюда — дополнительное снижение быстродействия.

При использовании клиент-серверной архитектуры все операции с базами данных происходя непосредственно на сервере. Запись в файл произойдет только в том случае, если сервер получит сообщение о том, что все изменения внесены. Такая технология работы позволяет решить проблему “уязвимости” баз данных, так как нагрузка на сеть снижается и, соответственно, снижается вероятность сбоев. Это также избавляет пользователей от ожидания разрешения на доступ к заблокированным файлам.

Кроме удобства и надежности непосредственно в работе, клиент-серверный вариант позволяет пользователям получить преимущества и в технической части: не требуется укомплектовывать все рабочие станции быстрыми процессорами. Это весьма удобно, когда рабочие места в сети существенно различаются по функциональной нагрузке. К примеру, рабочие места кладовщиков, где происходит только выписка накладных и учет прихода-ухода товара, можно оснастить менее мощными компьютерами. А рабочее место главного бухгалтера, менеджеров и т.д.— более мощными.

Для конечного пользователя программы — бухгалтера, менеджера — работа с клиент-серверным вариантом ничем не отличается от работы с файл-серверным вариантом. Интерфейс у программы не меняется, функциональность и принципы работы — тоже. Так что переход от одной архитектуры к другой (например, при наращивании рабочих мест в сети) никаких проблем за собой не повлечет.

Следующая новинка компании “Интеллект-Сервис”— это новая технология автоматизации магазинов. Технология базируется на использовании программы “БЭСТ-4”, из-за чего получила название “БЭСТ4-Магазин”.

Остановимся немного на том, что же побудило разработчиков на создание этой технологии.

Изначально система “БЭСТ-4” предназначена для торговых предприятий. Учет в этой системе можно вести предприятиям как оптовой торговли, так и розничной. Это достаточно удобно, поскольку очень много фирм сочетают в своей деятельности торговлю оптом и в розницу. Однако для магазинов, которые занимаются исключительно розничной торговлей, “БЭСТ-4” обладает избыточной функциональностью. С другой стороны, существует несколько моментов, которые принципиально важны для розницы и которые напрямую в “БЭСТ-4” не реализованы. Все это и привело к созданию специальной технологии, которая была бы ориентирована только на автоматизацию розничной торговли.

Прежде всего, новая технология решает вопрос переоценки товаров. В розничной торговле часто возникает такая ситуация, когда изменяется цена поставщика и это должно повлечь за собой изменение розничной цены, иначе говоря — переоценку. В стандартной версии “БЭСТ-4” переоценка товаров возможна только в случае закрытия старого расчетного периода и открытия нового. Понятно, что это не совсем удобно.

В программе “БЭСТ4-Магазин” эта проблема решается при помощи введения понятия “рабочий день”. В открытом расчетном периоде можно открывать и закрывать неограниченное количество рабочих дней. При этом, аналогично расчетному периоду, рабочий день имеет дату начала и произвольную длительность. То есть каких-то ограничений и требований по дате закрытия рабочего дня нет. Можно открывать и закрывать рабочие дни в соответствии с календарными, а можно использовать закрытие рабочего дня при необходимости произвести переоценку товаров.

В рамках открытого рабочего дня можно производить все операции с документами товародвижения. Однако проводки по данным документам не формируются. При закрытии рабочего дня документы попадают в архив и система предлагает осуществить автоматическую генерацию проводок. При этом началом следующего рабочего дня автоматически становится дата следующего дня после даты закрытия.

Сама же переоценка производится следующим образом. При настройке системы указываются минимальный и максимальный пределы торговой наценки для каждой группы товаров (рис.1).

Рис 1. Окно настройки управления торговой надбавкой

Рис. 2. Протокол требований переоценки

В данном примере минимальная и максимальная надбавка определяют допустимые границы, а средняя величина надбавки подставляется в документ оприходования с наценкой при вводе строки по умолчанию. При проведении документов оприходования автоматически происходит проверка “входимости” торговой наценки в определенные в настройке границы. В случае, когда наценка выходит за границы, выдается соответствующее сообщение и предложение провести переоценку. В режиме “Протокол требований переоценки” автоматически рассчитывается новая цена (рис.2).

При принятии решения провести переоценку пользователь должен закрыть рабочий день. Пересчет цены в прейскуранте торгового зала происходит автоматически на начало нового рабочего дня. На рис.2 датой начала рабочего дня является 01/04/98. Поскольку требование переоценки выставлено 04/04/98, в случае принятия этого требования новый рабочий день откроется 05/04/98. Акты переоценки остатков товара на начало закрываемого рабочего дня формируются автоматически.

Такой режим работы очень удобен и позволяет “доверить” работу по торговому залу оператору системы. При этом отслеживание формирования прейскуранта торгового зала будет производиться автоматически (согласно настройке), бухгалтерские документы будут генерироваться автоматически, а менеджер торгового зала не будет тратить время на расчеты по соотношению цены закупки и цены продажи.

Рис. 3. Экран справки по истории ценообразования

Рис. 4. Справка о поступлении товара после переоценки

Для проведения аналитических расчетов весьма полезным может оказаться режим просмотра справки по истории ценообразования (рис.3) и справки по документам поступления (рис.4). Первая справка выводит информацию о всех предыдущих переоценках данного товара: даты переоценок и установленные в результате цены. Вторая справка показывает все поступления данного товара после последней переоценки с указанием цен поставщика и полученной наценки при сохранении текущей прейскурантной цены.

Все эти нововведения присутствуют в системе, ориентированной на автоматизацию, если так можно выразиться, монопредприятий розничной торговли. Однако в последнее время значительно возросло количество предприятий, имеющих в своей структуре центральный офис и удаленные филиалы. Причем, как в центральном офисе, так и в филиалах, торговля осуществляется и оптом, и в розницу. Понятно, что автоматизировать учет на подобном предприятии достаточно сложно из-за удаленности филиалов.

Конечно, можно поставить полноценную систему учета в каждом удаленном филиале. Но тогда начнут возникать сложности с формированием отчетности — ведь сколько бы ни было филиалов, они все равно не являются отдельными юридическими лицами. Другой вариант — это использование подсистемы “Удаленный склад”. Однако эта подсистема не подходит в том случае, если на удаленном филиале осуществляется активная торговля в розницу. Это происходит из-за того, что модуль “Удаленный филиал” не предусматривает стыковки с кассовыми аппаратами и прочим торговым оборудованием, необходимым для обеспечения розничной торговли.

Для решения этой проблемы в составе системы “БЭСТ-4” разработан модуль “Удаленный центр продаж”. В этом модуле возможно формирование прайс-листов, всех бухгалтерских документов по приходу — расходу товаров. Причем товар может поступать либо из центрального офиса, либо от сторонних поставщиков. Отпуск товаров также может производиться по заказам из центра и по собственным заказам. По движению товаров можно получить развернутую отчетность как в количественном, так и в стоимостном выражении. Для обеспечения розничной торговли поддерживается связь с кассовыми аппаратами, электронными весами, принтерами для печати этикеток и т.д. Однако в целях соблюдения целостности бухгалтерского учета настройка работы удаленных филиалов и генерация проводок осуществляются в центральной системе. Обмен данными между филиалами и центром происходит через дискеты или модем.


С вопросами и предложениями обращайтесь digraph@rinet.ru



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"