Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

ООО “Компас”

УЧЕТ ТОВАРОВ ПО СРЕДНЕ-ВЗВЕШЕННЫМ ЦЕНАМ


Метод учета товаров и материалов по средне-взвешенным ценам был и остается одним из самых популярных способов ведения 10 и 41 бухгалтерских счетов. Еще бы — не всякий возьмет на себя труд в условиях постоянно меняющихся прайс-листов поставщиков скрупулезно вести складские карточки на каждую вновь поступившую партию товара. Особенно это касается торговых и промышленных предприятий с большой номенклатурой материальных ценностей и частыми (порой ежедневными) поступлениями материалов или товаров одного и того же наименования. Допустим, в розничной торговле можно уйти от большого объема расчетов за счет применения реализованного наложения, ну а как быть оптовикам или производственникам? Конечно, повсеместное применение автоматизированных систем управления предприятиями изрядно подняло рейтинг партионного учета, зачастую сочетающегося с методами FIFO или LIFO. Но даже современные компьютеры порой неважно справляются со связанными с такой учетной политикой огромными объемами данных, когда в конце месяца или, тем более, квартала процедура списания себестоимости по LIFO и расчета торговой наценки может занимать десятки минут, а то и часы. Впрочем, и подавляющее большинство бухгалтеров, использующих средне-взвешенные цены, давно не мыслит своей жизни без компьютерных программ. Поэтому, рассказывая о возникающих в “среднем учете” проблемах, мы будем ориентироваться в первую очередь на автоматизированные системы управления. Однако достаточно большая часть вопросов носит принципиальный характер, а посему данная статья может принести пользу и тем “бойцам сферы материального учета”, чьим единственным оружием до сих пор остаются бумага, ручка и калькулятор. Дело в том, что многолетний опыт внедрения комплексных автоматизированных систем учета серии “Компас”, а также анализ использования конкурентных разработок убедили авторов, что порой даже самые заслуженные сотрудники материальной бухгалтерии не представляют себе всех тонкостей данной учетной политики и, как результат, зачастую делают ошибки, которые могут привести к самым неприятным последствиям.

Проблема номер один. Средняя цена, получающаяся на складской карточке в конце отчетного периода, очень сильно зависит от порядка обработки документов движения материалов и товаров. В этом нетрудно убедиться на примере двух-трех приходных и стольких же расходных документов с “некруглыми” цифрами, характеризующими натуральное количество материальных ценностей и стоимость поставки. Какие же существуют методы решения этой проблемы? Первый и самый очевидный — строго соблюдать естественный порядок обработки документов, фиксируя движение материалов или товаров буквально минута в минуту и пересчитывая текущую учетную цену после совершения каждой складской операции. Думается, что любой действующий бухгалтер уже осознал, едва прочитав предыдущую фразу, насколько эта рекомендация далека от реальной жизни. Постоянные задержки приходных накладных; нависшие над плечами складских работников экспедиторы заказчика, обеспокоенные простоем огромных контейнеровозов; наконец, ошибки в оформлении документов, обнаруженные и исправленные только через две недели после совершения — все это весьма мешает выполнению предыдущей рекомендации. Более того, в жизни порой приходится оформлять расход еще до того, как продукция оприходована на склад и только после этого “восполнять потери”. Таким образом, при компьютерном учете в базе данных временно образуются отрицательные остатки товара на складских карточках (и если Ваша программа не позволяет Вам этого сделать, то она скорее не помогает Вам, а мешает жить). А такие отрицательные остатки вообще влияют на расчет средней цены самым непредсказуемым образом! Второй метод решения проблемы — расчет средней цены по концу отчетного периода, когда входящие суммовые и натуральные остатки суммируются со стоимостью и количеством всего прихода за отчетный период, после чего делением этих двух чисел вычисляется средняя цена, по которой и производится списание всего расхода, в какой бы день месяца он реально ни производился. Такой способ расчета не только допустим, он даже был рекомендован для предприятий оптовой торговли еще в начале 1995 года. Понятно, что для реализации этого метода Ваша складская или торговая программа должна включать в себя соответствующую расчетную процедуру, но... К сожалению, это делают далеко не все пакеты, фигурирующие на рынке управленческого софта. Кроме того, имеются в нем и свои отрицательные стороны. Мы вспоминаем, что в период инфляции один из наших клиентов, воспользовавшихся этим методом, получил, как это и следовало из теории, отрицательную торговую наценку в расходных накладных за начало месяца и большую положительную наценку в самых последних документах. Общий процент наценки (где-то около 20 %) отражал реальную ситуацию. Тем не менее при проверке налоговый инспектор (естественно, в силу собственной неграмотности) залез в накладные и стал делать подокументную проверку, выразив большое недовольство “торговлей в убыток”. Естественно, бухгалтеры доказали свою правоту, но каких сил им это стоило! А ведь никому неохота заниматься улаживанием дополнительных неприятностей. По этой причине, а также в силу давних традиций, сложившихся, например, в промышленности, многие продолжают пользоваться методом скользящих средних цен, когда себестоимость изменяется от документа к документу. Однако, и для этой тактики учета необходима соответствующая процедура пересчета средних цен, обрабатывающая документы в порядке дат поступления. Это связано все с тем же исправлением ошибок оформления, несвоевременной сдачей накладных и отпуском неоприходованного товара. Честно признаемся, что пока четыре года назад мы не ввели во все складские программы “Компаса” этот “расчет постфактум”, наши пользователи со средне-учетной политикой порой имели сильную головную боль. А ведь многие рыночные программные продукты до сих пор не предоставляют такой возможности!

Проблема номер два. Почему-то многие бухгалтеры хотят отражать расходные документы в Журнале Хозяйственных Операций сразу же после их выписки. Причем порой они “волокут” в журналы бухгалтерского учета всю пономенклатурную аналитику, объясняя свои действия желанием оперативно контролировать текущую ситуацию. Но ведь для этого существуют специальные справки по складу! Мы вообще не считаем нужным засорять бухучет такими подробными сведениями. Там достаточно иметь интегральные суммы по всем корреспонденциям с аналитикой по поставщикам и потребителям. Порой полезно иметь подокументную аналитику для 60, 62 и тому подобных счетов. Если же необходимо разобраться поподробнее (по каждой номенклатуре отдельно) — на то есть складские оборотки и товарные отчеты. Но мало того! Все те же ситуации ввода документов задним числом приводят к тому, что правильные суммы списываемой себестоимости, а следовательно и торговой наценки, можно рассчитать только в конце отчетного периода, после окончательной выверки всех приходных и расходных накладных. В связи с вышеизложенным, авторы настоятельно рекомендуют пользоваться интегральными проводками по документам движения (хотя бы расхода), суммирующими данные по наценкам и списанию за весь отчетный период. Подтверждением же правильности проводки будут Вам служить протоколы расчета средних цен. А если уж кому-то ну просто очень хочется иметь бухгалтерское отражение каждой накладной, то все равно проводки следует делать только в конце отчетного периода, и это, конечно, большой единовременный объем работы, который приходится на и без того нелегкое время сдачи налоговой отчетности.

Проблемой номер три являются все те же отрицательные остатки. Многие бухгалтеры небрежно относятся к этому вопросу, вполне справедливо считая, что вероятность обнаружения проверкой того факта, что 15 мая была продана отсутствующая по документам на складе докторская колбаса, предельно мала! Так-то оно так, но при скользящем расчете средне-взвешенных цен наличие отрицательных остатков хотя бы на утро одного дня приводит к сумасшедшим ошибкам, которые могут проявиться через несколько кварталов. Поэтому Ваша программа должна уметь анализировать такие ситуации и своевременно информировать Вас о них. А уж получив строгое предупреждение, Вы обязаны четко выверить базу документов и только после этого сделать проводки и закрыть отчетный период. Если сиюминутное возникновение отрицательных остатков — это реальность, с которой часто приходится мириться, то их присутствие в окончательных расчетах просто недопустимо!

Четвертым пунктом в нашем списке идет проблема возврата товаров. Это касается и Вашего возврата поставщику, и возврата от клиента. Дело в том, что нам не удалось обнаружить ни одного нормативного документа, в котором регламентируется влияние возвратных накладных на формирование средне-взвешенных цен. В результате анализа различных вариантов, которые бы не противоречили законодательству и одновременно не приводили бы к образованию избыточной торговой наценки, “Компас” остановился на следующем решении. Накладная возврата поставщику соответствует документу прихода с отрицательным количеством товара. Стоимость товара проставляется та, которую Вам по договоренности должен вернуть партнер. Все зависит от конкретной ситуации: сумма может определяться ценой последней оприходованной партии, средней ценой поставок за месяц, наконец, точной ценой прихода, если четко известно, какая партия товара подлежит возврату. Главное, повторимся, чтобы сумма совпадала с той, которая поступит на Ваш счет. В свою очередь, возврат от потребителя должен соответствовать отрицательному расходу товара. В качестве цены реализации указывается та, по которой был совершен первоначальный отпуск, а себестоимость товара определяется при расчете средней цены точно так же, как и при нормальном расходе. И совершенно неважно, если продажа осуществлялась в давно закрытом отчетном периоде, когда учетная цена была совсем другой. Период уже закрыт, проехали, надо жить сегодняшним днем. Такой способ учета ни в чем не противоречит действующим нормативным актам и одновременно позволяет минимизировать торговую наценку. Даже если в прошлом квартале Вы посчитали этот товар проданным и заплатили все налоги, то теперь Вы сможете эту сумму скомпенсировать, и никто к Вам не имеет права придраться.

Совсем маленькая пятая проблема связана с поступлением крупных партий дешевых материалов. Зачастую в таких случаях поставщик указывает не цену за единицу, а общую стоимость партии. Следовательно, используемое Вами матобеспечение должно позволять вводить именно стоимость (а не только цену) прихода. Во-первых, это избавит Вас от лишних расчетов на калькуляторе, а во-вторых, нетрудно убедиться, что в общем случае из-за погрешностей округления, введя рассчитанную делением цену и умножив ее на величину приходуемой партии, Вы получите не совсем ту стоимость, что была указана в накладной.

Наконец, самые значительные проблемы возникают при сочетании многоскладского учета и средне-взвешенных цен. Известно, что в этом случае можно использовать два равноправных метода: интегрального расчета средней цены по предприятию и пообъектного формирования этой величины, когда расчет производится для каждого склада отдельно. В первом случае на цену влияют только документы прихода и расхода по предприятию в целом, вне зависимости от того, куда конкретно осуществлялось поступление материалов или товаров. Полученная величина также влияет на все документы расхода, откуда бы ни производился отпуск. Все документы межскладских передач учитываются по сформированным средним ценам и не влияют на процесс расчета. Однако многие бухгалтеры предпочитают пообъектный учет, когда цена списания на том складе, откуда осуществляется передача, является приходной ценой на объекте “куда” и влияет на расчет средней цены, как если бы это была накладная поставщика. Беда в том, что из-за описанных выше проблем с нарушением естественного порядка фиксации документов после окончательного расчета средней цены на центральном складе она в общем случае будет отличаться от цены прихода на целевом. Следовательно, надо изменить цену и там, куда осуществлялась передача. Это, в свою очередь, повлияет на себестоимость продукции, отпущенной с периферийного склада. Если же это был не отпуск, а передача на третий объект, то всю цепочку пересчетов надо провести и для него. В противном случае Вы никогда не сможете свести 10 или 41 счет. Очевидно, что такой алгоритм требует в крупных фирмах значительного машинного времени. Хуже того! Если с третьего склада продукция возвращалась на центральный, то его снова придется пересчитывать, а это в свою очередь приведет к пересчету второго и т.д. и т.п. То есть алгоритм становится итеративным, возможна ситуация зацикливания, которая обязательно должна быть учтена программистом. Короче, все непросто. Подобных сложностей не возникает, когда документы фиксируются “день в день”, но, как уже говорилось, это возможно далеко не всегда. Альтернативным способом решения является “ручной” ввод сторнирующих проводок в бухгалтерскую базу данных. Для этого, например, процедуры расчета средних цен в “Компасе” пришлось снабдить протоколом отклонений, возникающих при передаче со склада на склад. Итоговые цифры отклонений по всем объектам учета как раз и являются исходными данными для сторнирования. Впрочем, далеко не все бухгалтеры любят “проводки красным”, ибо при налоговой проверке они вызывают массу лишних вопросов. Отсутствие стопроцентного решения проблемы привело к тому, что при создании нового перспективного проекта “Компас + SQL” разработчики в качестве основного метода для средне-учетной политики выбрали интегральный расчет цен по предприятию.

Конечно, ориентируясь на ограниченный объем публикации, мы рассмотрели не все вопросы, возникающие при применении средне-взвешенного формирования учетной цены материалов и товаров (кстати, сходные проблемы возникают и при вполне законном учете МБП по тем же принципам). Тем не менее, надеемся, что неуклонное следование нашим рекомендациям позволит читателям избежать подавляющего числа ошибок, которые, в свою очередь, могут привести к неприятностям в процессе налоговой проверки по материальным счетам.

Владимир Фиников,
к.т.н., зам. ген. директора

Игорь Якобсон,
к.т.н., главный эксперт

 


С вопросами и предложениями обращайтесь digraph@rinet.ru



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"