Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

ЗАО “ЛИМ”

Система автоматизированного управления предприятием “КОРПОРАЦИЯ”


Система “КОРПОРАЦИЯ” представляет собой сетевой интегрированный программный продукт, предназначенный для ведения складского, производственного и бухгалтерского учета и решения задач производственного и финансового планирования на крупных и средних промышленных предприятиях, многофилиальных организациях оптовой торговли, корпорациях.

Система имеет архитектуру клиент-сервер, в качестве СУБД используется MS SQLServer или Sybase, для клиентской части — Windows’95 или NT.

Система “КОРПОРАЦИЯ” представляет собой комплекс специализированных подсистем, реализующих определенные технологии обработки информации. Каждая подсистема отвечает за решение определенного круга задач и представляет собой набор автоматизированных рабочих мест (АРМ), предназначенных для ввода и обработки информации в единой базе данных.

Подсистема календарного производственного планирования — предназначена для разработки производственных графиков на основе заказов клиентов или в соответствии с прогнозируемым спросом.

Подсистема технико-экономического планирования — комплекс средств для разработки спецификации изделий, технологических маршрутов, нормирования материальных и трудовых ресурсов, производственных мощностей.

Подсистема управления запасами — предназначена для учета наличия и движения товарно-материальных ценностей на складах и в подразделениях предприятия, управления закупками и контроля за расходованием, расчета себестоимости материальных ресурсов.

Подсистема производственного учета — регистрирует выпуск готовой продукции, полуфабрикатов, объем незавершенного производства, рассчитывает текущие производственные затраты.

Подсистема бухгалтерского учета — комплекс программных средств регистрации и обработки первичной бухгалтерской информации. Подсистема рассчитывает фактические стоимостные и количественные показатели, готовит финансовую отчетность.

Подсистема управления сбытом — предназначена для учета наличия и движения готовой продукции и товаров на складах предприятия, контроля процесса реализации продукции, состояния взаиморасчетов с покупателями.

Подсистема календарного производственного планирования

Подсистема календарного производственного планирования системы “КОРПОРАЦИЯ” является средством разработки производственной программы изготовления продукции на сравнительно короткие промежутки времени, непрерывного контроля и регулирования ее выполнения для достижения заданных технико-экономических показателей деятельности предприятия.

Применение подсистемы поможет обеспечить выполнение плана по основным направлениям деятельности предприятия при равномерной работе каждого производственного или обслуживающего участка, обеспечить наиболее полное и эффективное использование оборудования и рабочих, максимально сократить длительность производственного цикла и объем незавершенного производства.

Исходными данными подсистемы является программа производства (продаж) на месяц в разрезе ассортимента или заказов. Подсистема позволяет конкретизировать плановые задания по времени в пределах оперативно-планового периода, в пространстве по цехам, участкам и с учетом специфических особенностей технологии и организации производства.

Используя данные подсистемы производственного учета, подсистема календарного производственного планирования ведет учет и анализ хода основного производственного процесса, а также обработку и сопоставление определенного круга данных о текущем состоянии производственного процесса с плановыми величинами.

Результаты календарного планирования используются также подсистемами производственного учета и управления запасами для расчета лимита расхода производственных ресурсов на отчетный период.

Подсистема технико-экономического планирования

Подсистема технико-экономического планирования системы “КОРПОРАЦИЯ” предназначена для использования в технологических и планово-экономических службах предприятия.

Подсистема решает следующие задачи:

  1. Техническая подготовка производства;
  2. Расчет плановых издержек и себестоимости.

Функциями средств автоматизации технической подготовки производства являются разработка и стандартизация технологических процессов, а также разработка системы организации производственного процесса — определение последовательности изготовления элементов изделия во времени и пространстве.

Рис. 1. Техническая подготовка производства

Пример процедуры технической подготовки изделия на полиграфическом предприятии представлен на рисунке 1. Перед запуском заказа в производство, следует подготовить нормативно-справочную базу данных, содержащую набор типовых заказов с описанием техпроцессов и нормативов издержек и потерь. При поступлении заказа технолог выбирает один из стандартных технологических процессов из справочника, корректирует при необходимости технологию и параметры заказа. Этих действий достаточно, чтобы рассчитать плановые потребности в трудовых и материальных ресурсах, а также плановую себестоимость на основании данных, полученных в информации подсистемы бухгалтерского учета.

Модули расчета плановых издержек и себестоимости используют в качестве исходных данных результаты календарного производственного планирования и справочно-нормативную базу подсистемы технической подготовки производства и информацию о нормативной стоимости ресурсов. Результатом решения данной задачи является таблица плановых затрат в разрезе центров затрат, статей затрат, ресурсов и изделий. Дальнейшая обработка позволяет получить широкий спектр плановых показателей от детального состава себестоимости изделия до итоговых отчетов о плановых издержках предприятий и корпораций.

Подсистема управления запасами

Подсистема управления запасами предназначена для автоматизации процесса своевременного и полного удовлетворения потребностей производства в материалах при минимальных затратах на их доставку, хранение и распределение.

Подсистема управления запасами системы “КОРПОРАЦИЯ” функционально состоит из двух частей. Одна часть — это распределенная структура автоматизированных рабочих мест, где регистрируется процесс движения материальных ресурсов непосредственно в процессе документирования соответствующих хозяйственных операций. Другая — комплекс программных средств, используемых отделом снабжения предприятия для решения следующих задач:

Подсистема управления запасами работает следующим образом. Сначала рассчитывается необходимое для реализации производственной программы количество сырья и материалов. Исходные данные для расчетов — программа производства и нормативы расхода сырья и материалов, которые поступают из подсистем технико-экономического и календарного планирования.

Далее собираются данные о наличии запасов на складах и цеховых кладовых. Информация в подсистему поступает напрямую из складских и цеховых АРМ, не дожидаясь бухгалтерской обработки.

Количество закупаемого сырья и материалов, необходимое для выполнения очередного плана, определяется исходя из нормативного расхода, остатков на складах и в цехах и планируемого расхода для выполнения текущей программы производства.

Объем финансирования закупок сырья и материалов определяются исходя из нормативных или текущих закупочных цен.

Еще одна функция подсистемы управления запасами — расчет лимита отпуска сырья и материалов для нужд основного производства. Исходными данными для расчета служат производственная программа и нормативно-справочная информация, подготовленная подсистемой технико-экономического планирования.

Подсистема производственного учета

Подсистема производственного учета регистрирует оперативную информацию об издержках производства и выпуске готовой продукции. Программное обеспечение, устанавливаемое в производственных подразделениях предприятия, регистрирует:

Подсистема производственного учета работает следующим образом.

Поступление сырья и материалов в цеха регистрируется на основании документов на внутреннее перемещение, сформированных на складах предприятия.

Выработка готовой продукции регистрируется документом “Накладная на передачу готовой продукции”.

В зависимости от выработки готовой продукции рассчитывается плановый расход сырья, материалов, полуфабрикатов. Модуль учета прямых затрат на оплату труда регистрирует участие в производственном процессе производственного персонала.

Фактический расход сырья и материалов определяется либо по данным инвентаризации остатков на конец отчетного периода, либо фактическим отнесением расхода на конкретный объект калькуляции (если объект затрат определен в расходных документах).

При производстве продукции на экспорт система позволяет определить долю материальных затрат, приходящихся на экспортную продукцию.

Контроль выработки продукции выполняется подсистемой календарного производственного планирования путем анализа отклонений фактической выработки относительно плановой.

Подсистема бухгалтерского учета

Программное обеспечение подсистемы бухгалтерского учета включает в себя следующие модули.

Рис. 2. Структура подсистемы бухгалтерского учета

Базовой учетной единицей системы “КОРПОРАЦИЯ” является первичный документ. Все автоматизированные рабочие места регистрируют хозяйственные операции посредством ввода в систему первичных документов.

Каждый документ проходит несколько стадий обработки. Введенный документ первоначально находится в стадии черновика. Этот документ не участвует в обработке до тех пор, пока не будет переведен в стадию “Подготовлен”. Подготовленный документ участвует в учете взаиморасчетов и при контроле исполнения договоров является источником оперативной информации. Документы, связанные с оборотом товарно-материальных ценностей, должны пройти стадию “проводки по картотеке”. Эта операция соответствует корректировке картотеки складского учета (записи в инвентарной карточке и т.д.) и формирует данные для ведения количественного учета материалов, товаров, продукции и других объектов учета. Следует отметить, что картотечные операции не формируют проводки и не корректируют сальдо на счетах бухгалтерского учета (если документ не настроен на формирование автоматических проводок). Дальнейшая обработка происходит в бухгалтерии. После проверки отчетности, полученной от снабжения, сбыта и производства, бухгалтерия рассчитывает необходимые показатели (себестоимость сырья и материалов, себестоимость продукции, отклонения и т.д.) и выполняет проводки, необходимые для закрытия отчетного периода.

Процесс обработки документа может быть разнесен по различным АРМам. Например, подготовка накладной на отпуск товара выполняется в отделе сбыта, корректировка картотеки остатков (и соответственно обороты по картотеке товаров)— на складе, а бухгалтерские проводки — соответственно в бухгалтерии.

В систему “КОРПОРАЦИЯ” введено также понятие “планового документа”. Плановый документ прогнозирует хозяйственные операции, которые еще реально не произошли. Например, выплаты по кредитам, предполагаемые платежи в бюджет, предполагаемые поступления денежных средств и товарно-материальных ценностей, различная оперативная информация, не подтвержденная первичными бухгалтерскими документами. Плановые документы недоступны бухгалтерии, но дают ценную информацию для финансового планирования и оперативного учета.

Подсистема управления сбытом

Эта подсистема используется сбытовыми службами и торговыми подразделениями предприятия.

Подсистема позволяет:

Технология работы следующая. Покупатель, впервые приобретающий продукцию предприятия, должен быть зарегистрирован в системе. Процесс регистрации заключается в вводе реквизитов покупателя в справочник контрагентов системы “КОРПОРАЦИЯ” и присвоения ему идентификатора на этапе получения заказа.

Следующий этап — определение принципов взаимоотношений с покупателем, а именно, заключение и регистрация в справочнике соглашений системы договора.

После выполнения этих действий можно начинать операции по реализации продукции.

Реализация заключается в отгрузке продукции заказчику и подготовке сопроводительных документов — накладной и счета-фактуры. Регистрация отгрузки выполняется складом готовой продукции, а подготовка документов может быть распределена между бухгалтерией, отделом сбыта и складом произвольным образом. В любой момент можно проверить состояние взаиморасчетов с покупателем.

Информация о текущей дебетовой или кредитовой задолженности формируется с учетом всех операций с данным покупателем (в рамках договора). Поступление денежных средств регистрируется подсистемой бухгалтерского учета (наличные через кассу или банковская выписка). Стоимость уже отпущенной продукции определяется по всем предыдущим товарным документам.

При подтверждении факта отпуска продукции система автоматически корректирует информацию об остатках готовой продукции и изменении состояния взаиморасчетов с клиентом.

Специальные отраслевые решения

Полиграфическая промышленность

Особенности производственного процесса полиграфического предприятия нашли отражение в комплектации и настройке системы “КОРПОРАЦИЯ”. Система дополнена рядом специализированных АРМ, предназначенных для:

Технологический процесс учета начинается с регистрации заказчика. После того как заказчик зарегистрирован в специальном справочнике системы, заполняется технологическая карта заказа. Следующий этап — расчет потребного количества бумаги. На основании данных технологической карты и нормативов расхода рассчитывается плановый расход бумаги.

После того, как заказчик решит, использовать свою бумагу или воспользоваться имеющейся на предприятии, можно рассчитать стоимость заказа. Для расчета стоимости заказа используется набор прайс-листов, позволяющих в зависимости от тиража, формата, красочности и других параметров определить стоимость. Прайс-листы, как правило, базируются на рыночной стоимости полиграфических услуг.

Наряду с расчетом стоимости по прайс-листу, можно определить плановую себестоимость заказа. В процессе расчета плановой себестоимости определяется плановый расход материалов и трудовых ресурсов.

После того как бухгалтерия выпишет счет на оплату, система “КОРПОРАЦИЯ” начинает контролировать состояние взаиморасчетов с заказчиком, в том числе в разрезе отдельных договоров и заказов. При регистрации системой поступления денег на расчетный счет или в кассу состояние взаиморасчетов автоматически изменяется. Эта информация используется для принятия решения о принятии заказа в производство.

После того, как сформирован план производства на очередной отчетный период, появляется возможность расчета лимита расхода материалов и плана по оплате труда.

В процессе регистрации прохождения заказа через производственные участки формируются данные о фактических издержках. Эта информация используется при расчете производственных затрат и калькуляции фактической себестоимости продукции.

Полностью или частично выполненные заказы поступают на склад готовой продукции, где они приходуются. Информация о выпуске продукции доступна всем заинтересованным службам. Отгрузка продукции регистрируется при выписке стандартного комплекта документов — накладной и счета-фактуры. При этом автоматически изменяется состояние взаиморасчетов с заказчиком.

Ликеро-водочная и спиртовая промышленность

Комплектация системы “КОРПОРАЦИЯ” при установке на ликеро-водочных и спиртовых предприятиях расширяется следующим набором программных средств:

Оптовая торговля

На базе системы “КОРПОРАЦИЯ” реализуется система оперативного, бухгалтерского и финансового учета для крупных торговых корпораций. В дополнение к стандартным решениям предлагаются:

Носов Вадим Александрович


С вопросами и предложениями обращайтесь digraph@rinet.ru



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"