Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Компания ТИССА

Опыт разработки и эксплуатации ИС УГАИ МВД РТ на основе СУБД Informix


В 1991–1994 годах наша компания ТИССА в качестве программно-аппаратной платформы для разработки информационных систем (ИС) использовала рабочую станцию БЕСТА производства НПЦ САПСАН. В то время в России это была одна из немногих доступных по цене и приемлемых по качеству UNIX-платформ. В состав ПО этой станции входили две СУБД — Ingres, представленная сервером и интерпретатором SQL-запросов и Informix, содержащая достаточно полный набор средств программирования, включая 4GL и ESQL/C. Благодаря наличию этих средств мы и отдали предпочтение Informix, с использованием инструментария 4GL нами было выполнено несколько проектов, наиболее крупным из которых является разработка ИС Управления Госавтоинспекции (УГАИ) МВД РТ.

История этого проекта началась с прихода в УГАИ Татарстана нового заместителя начальника Р. Н. Минниханова, который курировал в частности направление информатизации. Вся информатизация в ГАИ РТ в то время сводилась к подготовке стандартных отчетов по дорожно-транспортным происшествиям и распечатке регистрационных документов на водительские удостоверения и техпаспорта. Информационный отдел насчитывал трех сотрудников, которые использовали два ПК с ЦП 286.

В результате переговоров, длившихся с середины до конца 1992 года, наша компания получила заказ на разработку комплексной системы информатизации функциональной деятельности центрального аппарата УГАИ МВД РТ, причем нам были поставлены чрезвычайно жесткие сроки — 6 месяцев. В первую очередь необходимо было разработать модули, автоматизирующие регистрацию автомототранспорта и выдачу водительских удостоверений, фиксацию ДТП и получение стандартных и нестандартных отчетов по ним, ведение базы данных по угонам АМТС и водителей, лишенных прав.

К июню 1993 года разработка основных модулей была завершена, причем работа велась модным ныне командным способом, о чем мы тогда, естественно, не подозревали. Разработчики нашей компании переселились в управление ГАИ, оперативно согласовывая рабочие вопросы непосредственно с конечными пользователями. Все организационные проблемы оперативно разрешали сотрудники информационного отдела УГАИ. Неоценимую поддержку оказывал Р.Н.Минниханов, без долгих проволочек принимая те или иные решения по структуре и функциям будущей ИС.

К сентябрю 1993 года внедрение этой ИС в центральном аппарате УГАИ было завершено, в результате чего сроки регистрации транспорта и выдачи водительских удостоверений сократились с 5–6 дней до 4-х часов. Параллельно все регистрируемые транспортные средства проверялись по базе данных угнанного и похищенного транспорта, что позволило уже в первый год эксплуатации системы предотвратить значительное количество попыток регистрации транспортных средств, числящихся в угоне.

К весне 1994 года, после устранения всех ошибок в ИС, она была тиражирована в 8 регистрационно-экзаменационных отделений, имеющихся в республике. В качестве аппаратно-программной платформы вновь были использованы рабочая станция БЕСТА и СУБД Informix. Одновременно стало ясно, что в центральном аппарате БЕСТА не справляются с параллельной работой более 20 пользователей, активно обращающихся к базе данных. Поэтому к маю 1994 года был осуществлен первый перенос ПО на другую программно-аппаратную платформу — многопроцессорный сервер GULIPin MP фирмы COROLLARY n iia?aoeiiiie nenoaiie SCO Open Server 3.0.0. Перенос приложений Informix n БЕСТЫ на новый сервер был осуществлен достаточно просто и быстро — за майские праздники 1994 года. Пользователи заметили только увеличение скорости работы.

Впоследствии основные компоненты разработанного прикладного ПО были тиражированы на все 42 районных отделения ГАИ РТ.

В процессе внедрения описываемой ИС большое внимание было уделено подготовке пользователей и обслуживающего персонала. Для работы с системой в учебном центре компании было подготовлено более 30 пользователей. Для центрального аппарата УГАИ МВД РТ из студентов физического факультета Казанского Университета была сформирована спецгруппа, прошедшая подготовку по основам сопровождения UNIX, Informix и прикладного ПО. К началу 1995 года в штате Информационного Центра УГАИ состояло 55 сотрудников.

Параллельно внедрению велась разработка других модулей ИС, автоматизирующих функции техосмотра, ведения договоров купли-продажи АМТС, проведения экзаменов и др. Часть этих модулей разработали сотрудники ИЦ УГАИ.

С учетом специфики ИС УГАИ МВД РТ в дополнение к имеющимся в СУБД Informix штатным средствам нами была проведена разработка ПО для выявление фактов несанкционированного доступа к базе данных. Система основана на быстром сигнатурном контроле файлов БД с учетом особенностей хранения информации средствами СУБД Informix.

В настоящее время ИС УГАИ МВД РТ насчитывает более 250 рабочих мест и 58 UNIX-серверов различного класса с СУБД Informix SE и On-Line различных версий. В центральном аппарате УГАИ МВД РТ установлен Informix On-Line Dynamic Server 7.2. Наиболее критичные серверы объединены в глобальную сеть Х.25. Продолжаются работы по созданию 2-й версии ИС с использованием инструментария CAYENNE. Разрабатывается проект по применению пластиковых карточек в качестве универсального средства взаимодействия водителей и ГАИ.

Длительная эксплуатация (с 1994 года по настоящее время) разработанной ИС показала, что выбор открытых платформ — ОС UNIX и СУБД Informix — дает неоспоримые преимущества в долговременном плане для тех организаций, которые твердо стоят на ногах и имеют видение своих перспектив. Неоднократные миграции на другие программно-аппаратные платформы не затронули самого главного в ИС — накопленную за несколько лет базу данных, что стало возможным исключительно благодаря интероперабельности СУБД Informix, стабильной политике компании Informix и высокому качеству ее продуктов.

С сожалением приходится констатировать, что описываемая ИС является скорее исключением, чем правилом, во всяком случае, в провинции. Исходя из нашей практики, мы считаем, что внедрению современных технологий, и прежде всего, технологии клиент-сервер мешает в первую очередь узость мышления руководителей большинства организаций. Как бы подешевле, попроще, с помощью пиратского ПО, купленного на ближайшем рынке, заткнуть сиюминутную дыру в бухгалтерии, на складах, в отделе кадров. Нонсенс, но сложные проекты информатизации оцениваются в первую очередь исходя из стоимостных, а не функциональных характеристик. Немалую стоимость технических средств, необходимых для работы серверов баз данных, руководители еще воспринимают, а стоимость ПО и, тем более, услуг, распределенную в пропорции 30–30–30 между этими тремя составляющими информационных технологий, к сожалению, нет. Способствует этому и неважная финансовая ситуация в стране и низкое отношение оплаты труда к стоимости основных фондов. Так что, коллеги, ищите умных руководителей с деньгами, тогда и технология клиент-сервер пойдет. Таких нет, вы говорите? Кто ищет, тот всегда найдет.

Например, в настоящее время на основе многомесячной проработки наша компания заключила договор с администрацией одного из районов Республики Татарстан на разработку ИС управления коммунальными платежами, включающей, помимо учетных, и аналитические функции, позволяющие выявить узкие места во взаиморасчетах многочисленных коммунальных служб, населения и организаций. В качестве базовой СУБД нами вновь рассматривается СУБД Informix, многолетний опыт работы с которой убедил нас, что достижение результата с ее применением гарантировано.

Директор по развитию бизнеса
Биряльцев Е.В.
Директор учебно-научного центра
Костылев К.К.



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"