Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

ИПО “Лев Толстой”
ЗАО “Тульская лаборатория информационных и
математических технологий”

СИСТЕМА “КОРПОРАЦИЯ”— ОПЫТ КОМПЛЕКСНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ “ЛЕВ ТОЛСТОЙ”


Изменения, произошедшие в экономике России за последние годы, все больше требуют от хозяйственных руководителей умения видеть перспективы, принимать обоснованные решения по достижению поставленных целей. Эту задачу позволяет решить организация процесса стратегического планирования, которая требует от руководителей предприятий тщательной проработки всех ключевых факторов, определяющих и направление деятельности, и само существование хозяйствующего субъекта.

Основой разработки стратегического плана является оценка потенциала предприятия, характеризующая совокупность средств, которые могут способствовать долгосрочному успеху фирмы.

Оценивая потенциал полиграфических предприятий, прежде всего сталкиваются с проблемой недостатка информации. Сложность ее получения прежде всего связана со спецификой данной отрасли, основным объектом учета в которой является заказ на производство полиграфической продукции, обладающий уникальными, свойственными только ему одному параметрами и характеристиками, а соответственно и индивидуальным технологическим циклом производства.

Тульское издательско-полиграфическое объединение “Лев Толстой”, производящее высокохудожественную полиграфическую продукцию, выполняет все виды полиграфических услуг, в том числе:

  1. Художественное оформление заказа — от разработки идеи до формирования электронного макета.
  2. Весь цикл предпечатной подготовки — от сканирования до вывода диапозитивов в системе “SCITEX”.
  3. Высокохудожественную листовую офсетную печать на новейшем оборудовании фирмы “Heidelberg”.
  4. Более 20 видов отделочных процессов — от лакировки, тиснения фольгой и ламинирования до всех видов брошюровочных процессов.

Такое многообразие технологических циклов и переходов вызывало множество проблем при формировании учетной политики, отвечающей всем требованиям сложившихся рыночных отношений. ИПО “Лев Толстой” для достижения высокого уровня конкурентоспособности на рынке полиграфической продукции при планировании своей деятельности следует трем факторам успеха.

  1. Формирование правильной ценовой политики.
  2. Достижение высокого уровня качества производства.
  3. Увеличение скорости выполнения заказов.

Реализация данных факторов успеха в условиях существовавшей до настоящего времени котловой системы учета на производстве весьма затруднительна из-за практически полного отсутствия необходимой информации.

Оперативное решение стратегических задач стало возможным в ИПО “Лев Толстой” после внедрения интегрированной системы обработки экономической информации “КОРПОРАЦИЯ”, разработанной ЗАО “Тульская лаборатория информационных и математических технологий (ЛИМ)”. В основе ее лежит внедрение позаказной системы учета, при которой основным объектом учета является заказ на производство полиграфической продукции, в соответствии с которым определяется и необходимый объем ресурсов, и экономический эффект от его выполнения. Основным достоинством позаказного учета является возможность придать структурным подразделениям предприятия статус центров прибыли и центров ответственности, позволяющих организовать систему информационных потоков оперативной информации с дальнейшим преобразованием ее в единую взаимосвязанную структуру, анализ которой позволяет оптимизировать процесс принятия управленческих решений.

Система “КОРПОРАЦИЯ” ориентирована на технологию обработки данных “клиент-сервер” и представляет собой сетевой интегрированный программный
продукт, предназначенный для ведения складского, производственного и бухгалтерского учета на предприятии, решения задач производственного и финансового планирования. Подробное описание основных подсистем, входящих в их состав АРМов, реализуемых в них функциональных возможностей дано в статье “Система автоматизированного управления предприятием “Корпорация” (Компьютер в бухгалтерском учете и аудите, 3 квартал 1998 г., с. 155–160).

Одной из особенностей производственного процесса полиграфического предприятия является учет прохождения заказов. Технологическая схема прохождения заказа в системе “КОРПОРАЦИЯ” представлена на рис. 1.

Технологический процесс учета начинается с регистрации заказчика. После того как заказчик зарегистрирован в специальном справочнике системы, заполняется технологическая карта заказа. На основании данных технологической карты и нормативов расхода рассчитывается плановый расход бумаги.

Расчет стоимости заказа выполняется на основании набора базирующихся на рыночной стоимости полиграфических услуг прайс-листов, позволяющих в зависимости от тиража, формата, красочности и других параметров определить стоимость. При расчете также учитывается, на какой бумаге (издательства или заказчика) будет выполняться заказ.

При необходимости параллельно с расчетом стоимости определяют плановую себестоимость заказа. Результатом этого расчета является плановый расход материалов и трудовых ресурсов.

После того как бухгалтерией будет выписан счет на оплату, система “КОРПОРАЦИЯ” начинает контролировать состояние взаиморасчетов с заказчиком, в том числе в разрезе отдельных договоров и заказов. При регистрации поступления денег на расчетный счет или в кассу состояние взаиморасчетов автоматически изменяется. Эта информация используется для принятия решения о заказа в производство.

Сформированный план производства на очередной отчетный период является основанием для расчета лимита расхода материалов и плана по оплате труда.

В процессе регистрации прохождения заказа через производственные участки фиксируются данные о фактических издержках. Эта информация используется при расчете производственных затрат и фактической себестоимости продукции.

Полностью или частично выполненные заказы поступают на склад готовой продукции, где они приходуются. Информация о выпуске продукции доступна всем заинтересованным службам. Отгрузка продукции регистрируется при выписке стандартного комплекта документов — накладной и счета-фактуры. При этом автоматически изменяется состояние взаиморасчетов с заказчиком.

Вышеописанные особенности производственного процесса полиграфического предприятия нашли отражение в подсистемах “Бухгалтерский учет”, “Технико-экономическое планирование”, “Управление запасами”, “Управление сбытом”, “Производственный учет”.

Отраслевые особенности подсистемы бухгалтерского учета

Подсистема бухгалтерского учета для полиграфических предприятий дополнена следующими армами.

Рис. 1. Технологическая схема автоматизированного учета прохождения заказа

Подсистема технико-экономического планирования

Подсистема технико-экономического планирования предназначена для использования в технологических и планово-экономических службах предприятия.

Подсистема решает следующие задачи.

  1. Техническая подготовка производства.
  2. Планирование производства.
  3. Расчет плановых издержек и себестоимости.

Техническая подготовка производства заключается в выполнении ряда операций. Перед вводом системы в эксплуатацию подготавливают нормативно-справочную базу данных, содержащую набор типовых заказов с описанием техпроцессов и нормативов издержек (рис. 2).

При поступлении заказа технолог выбирает типовой заказ из справочника, при необходимости вносит коррективы в технологию и параметры заказа. Этого достаточно, чтобы рассчитать плановые потребности в трудовых и материальных ресурсах, а также получить плановую себестоимость на основании информации подсистемы бухгалтерского учета.

 

Рис. 2. Техническая подготовка производства

Планирование производства заключается в создании производственных программ для отдельных производственных участков на основании плана выпуска продукции. Результаты используются для того чтобы определить лимит расхода производственных ресурсов на отчетный период, рассчитать плановую себестоимость и проконтролировать выполнение производственного плана.

Задача “Расчет плановых издержек и себестоимости” предназначена для расчета соответствующих плановых показателей на основании данных, получаемых их двух предыдущих задач. Анализ плановых издержек возможен в разрезе заказов, центров затрат, статей затрат и отдельных производственных ресурсов.

Особенности внедрения

Наиболее сложной и трудоемкой при внедрении системы “КОРПОРАЦИЯ” оказалась задача учета заказов. Основная проблема заключалась в сложной многоуровневой структуре вносимых показателей, их взаимосвязи и необходимом преобразовании для дальнейшего использования в расчетах. С одной стороны, заказ как основной объект учета обладает общими характеристиками: тираж заказа, доля, объем в печатных листах, красочность, формат издания. С другой стороны, каждый заказ делится на несколько видов, обладающих собственными, отличными от основных характеристиками: тираж вида, его формат, набор процессов отделки и т.д. Наряду с данными трудностями, существовала проблема внесения в едином алгоритме параметров листовой и книжно-журнальной продукции, технология производства которых сильно отличается друг от друга. Решение данной проблемы было найдено во взаимодействии набора матричных структур (рис. 3) и сложной иерархии вводимых показателей (рис. 4).

Рис. 3. Заполнение бланка заказа

Рис. 4. Ввод параметров заказа

 Процесс внедрения системы “КОРПОРАЦИЯ” сопровождался многочисленными организационными изменениями. Единая структура базы данных потребовала разработки единых правил для всех ее пользователей. По сути дела, на предприятии сложилась новая культура работы с информацией. Разработка правил ведения общей базы данных началась с формирования справочника контрагентов, где основным элементом учета является идентификатор заказчика. Правило формирования идентификатора — использование наименования предприятия без указания организационно-правовой формы, без кавычек, с сокращениями не менее трех букв и обязательным наличием гласной,— позволило избежать повторного внесения в базу данных одного и того же заказчика.

Для внедрения системы “КОРПОРАЦИЯ” был принят ряд организационных мер, в соответствии с которыми изменилась структура учета в некоторых хозяйственных подразделениях. Так, на складе готовой продукции на основании приказа был введен раздельный учет основного тиража и сверхтиражной продукции, а также порядок отгрузки и ликвидации сверхтиражной продукции.

Внедрение корпоративной информационной системы — сложный процесс для любого предприятия, особенно для полиграфического, имеющего свои специфические особенности. Однако руководство и производственные службы ИПО “Лев Толстой” уже через год после начала внедрения стали ощущать все достоинства комплексной автоматизации производства. Работа всех служб становится более согласованной, они стали более зависимы друг от друга, в результате чего повысилась эффективность деятельности предприятия в целом.

Старший научный сотрудник,
к. т. н Пышный Александр Иванович.
Магистр экономики, ведущий экономист
Павлов Михаил Вячеславович



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"