Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Фирма “Синтез-5”

Обучающая программа БухУчет от А до Я —
особенности использования


В настоящей статье рассматриваются различные вопросы, связанные с использованием в учебном процессе обучающей программы по бухгалтерскому учету “БухУчет от А до Я”. Детальное описание возможностей программы можно найти в статье “Обучающая программа по бухучету “БухУчет от А до Я”, опубликованной в журнале “Компьютер в бухгалтерском учете и аудите” №2 за 1998 год.

Назначение и возможности

Основное назначение программы “БухУчет от А до Я”— помочь всем желающим овладеть основами теории и практики ведения бухгалтерского учета в условиях современной экономики, обеспечить реальную автоматизацию процесса изучения предмета бухгалтерского учета.

Программа ориентирована на решение следующих учебных задач:

Перечислим основные возможности обучающей программы:

Пользователи и рынок программы

Несмотря на огромную популярность программ автоматизации бухгалтерского учета и массовость профессии бухгалтера, в обучении самой этой профессии новые информационные технологии используются пока явно недостаточно. При этом существующие на рынке ПО обучающие программы в области бухгалтерского учета весьма малочисленны (например, разработки фирм 1С, Кобби, Инфосервис-Унисон) и решают в основном отдельные учебные задачи (мультимедийный справочник, деловая игра, тесты по бухучету).

В этом плане в настоящее время “БухУчет от А до Я” не имеет аналогов в РФ и обладает следующими основными отличительными преимуществами:

Рынок программы в настоящее время находится в зачаточном состоянии (предложение и спрос незначительны), но обладает значительным потенциалом роста и стабильностью. В частности, перспективность рынка программы, несмотря на кризис в экономике, определяется следующими основными факторами.

Программа может быть полезна для широкого круга пользователей, изучающих бухучет индивидуально и в образовательных учреждениях как по профессиональной необходимости, так и в порядке самообразования. В таблице № 1 в левой колонке перечислены основные сегменты рынка программы, а в правой — основные факторы, делающие программу привлекательной для каждой категории пользователей (решаемые при помощи программы задачи, удовлетворяемые потребности).

Таблица № 1

Сегменты рынка

Факторы

1. Бизнес. Предприятия малого и среднего бизнеса, приватизированные госпредприятия
Предприниматели и руководители Освоение бухгалтерского учета — “арифметики” рыночной экономики
Возможность контролировать своего бухгалтера, при необходимости заменяя его
Экономия времени и средств на посещении курсов
Начинающие бухгалтеры Развитие практических навыков ведения бухучета
Оперативный справочник в текущей работе
Бухгалтеры-практики Более глубокое изучение теории бухучета в предверии перехода к GAAP
Бухгалтеры приватизированных госпредприятий Освоение современного бухучета с целью сохранения профессиональной пригодности
Программисты, занимающиеся разработкой и внедрением ПО в области экономики Овладение смежной специальностью
Экономия времени и средств
2. Население. Владельцы домашних ПК, интересующиеся бухучетом
Студенты и учащиеся, изучающие бухучет в учебных заведениях Сокращение времени на усвоение материала
Повышение успеваемости
Проверка знаний
Занимательность обучения
Базовое средство в дистанционном и заочном обучении
Все интересующиеся бухучетом для деловых
целей и самообразования
Стремление играть более активную роль в условиях современной экономики
Экономия сил и средств на посещении курсов
Лица, занимающиеся поиском работы Получение новой специальности
Экономия сил и средств на посещении курсов
3. Образование. Все учебные заведения, где производственный бухучет преподается “с нуля”
Преподаватели бухучета Экономия сил и трудозатрат
Повышение качества обучения
Повышение успеваемости
Автоматизация учебного процесса
Руководители организаций и подразделений Экономия оплаты труда преподавателей бухучета
Автоматизация учебного процесса
4. Государство. Государственные организации
Госструктуры в области информатизации образования Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс
Госструктуры в области поддержки малого бизнеса Внедрение НИТ в учебный процесс
Содействие развитию малого бизнеса

Особенности использования в учебном процессе

Использование гипертекстовых технологий, отсутствие жестких схем в последовательности изучения материала позволяют широко варьировать объем изучаемого материала (объем — от 30 до 60 часов) и делают программу пригодной для широкого спектра учебных заведений, что подтверждается существующей практикой продаж. Это экономические факультеты вузов, техникумы и колледжи экономического профиля, курсы бухгалтерского учета и учебные центры, а также, в меньшей мере, средние школы и лицеи с преподаванием экономики. Другими словами, это все учебные заведения, где производственный бухучет преподается “с нуля” и не является, как правило, профилирующей дисциплиной.

В учебном процессе программа может использоваться как под руководством преподавателя, так и без него и, в первую очередь, на семинарах, лабораторных и самостоятельных занятиях. Весьма перспективно также применение программы в системе заочного и дистанционного обучения как во время сессий, так и между ними. При этом использование программы не требует от преподавателей бухучета значительного изменения существующих учебных планов, что весьма важно для внедрения в реальный учебный процесс.

В настоящее время “БухУчет от А до Я” установлен в учебных классах нескольких десятков учебных заведений г.Москвы — вузах, техникумах, учебных центрах, ПТУ. В их числе, например, Московская Высшая школа экономики, Московская Академия приборостроения, Институт мировой экономики, Банковский учебный центр “Профит”.

Опыт внедрения программы выявил следующие основные направления использования программы в учебном процессе:

Учебный материал и учебные задачи

Изложение учебного курса базируется на авторской методике обучения, которая основана на концепции сквозного примера и апробирована в течение десятков лет преподавательской деятельности. Автор учебного курса О. Д. Березовская — преподаватель бухучета с многолетним стажем, опытный бухгалтер и аудитор, автор учебных пособий и методик преподавания бухучета.

Учебный материал по производственному бухгалтерскому учету разбит в учебном курсе на 14 тем, причем состав и последовательность тем соответствуют общепринятой практике бухгалтерского учета. Все темы можно подразделить на две большие части.

I. Краткий курс теории бухгалтерского учета (темы 1–5)

1. Предмет и объекты бухгалтерского учета.

2. Баланс как элемент метода бухгалтерского учета.

3. Счета и двойная запись.

4. Счета синтетического и аналитического учета.

5. Учетная политика предприятия и формы бухгалтерского учета.

Учебный материал этой части курса предназначен для решения следующих основных задач:

Для решения этих задач материал рассматривается по принципу “от общего к частному”. В качестве начального уровня приняты такие знания обучаемого, которыми он может располагать на основании своего жизненного опыта и здравого смысла. В ходе изложения учебного материала каждый новый элемент системы бухгалтерского учета рассматривается в контексте детализации и углубления знаний о рассмотренных ранее элементах, что соответствует принципам построения классической системы бухучета.

II. Практический курс организации бухгалтерского учета (темы 6–14)
на примере малого предприятия производственного профиля, отражающий все участки бухгалтерского учета

В рамках этого курса рассмотрены, в частности:

Сюда относятся следующие темы.

6. Учет операций по расчетному счету, кассе и с подотчетными лицами.

7. Учет расчетов по оплате труда и обязательному страхованию.

8. Учет материалов, МБП и расчетов с поставщиками.

9. Учет основных средств и нематериальных активов.

10. Учет процесса производства.

11. Учет процесса реализации.

12. Учет уставного капитала и финансовых результатов.

13. Учет расчетов с бюджетом по НДС и прочих расчетов.

14. Заключительный цикл учетных работ. Отчетность.

В практической части курса обучаемый, по мере прохождения тем, поочередно выполняет работу бухгалтеров, в чьи функциональные обязанности входит ведение отдельных участков бухгалтерского учета на предприятии. Хотя реально такое распределение обязанностей применяется лишь на крупных предприятиях, в настоящем учебном курсе переход пользователя от одного участка бухгалтерского учета к другому используется в методических целях.

При изучении практической части курса пользователи программы могут ставить перед собой разные цели.

  1. Освоить порядок организации бухгалтерского учета на предприятии, а именно: состав и содержание первичных документов по каждой из тем, правила обработки документов, состав и экономическое содержание используемых счетов, последовательность прохождения информации от первичного документа до строки в форме отчетного баланса и других форм бухгалтерской отчетности. В этом случае по каждой из тем целесообразно изучить текстовую часть и проанализировать соответствующую данной теме часть сквозного примера.
  2. Иметь некий образец при ведении бухгалтерского учета и при составлении бухгалтерской отчетности в дальнейшей практической деятельности. Здесь достаточно просматривать, по мере возникновения необходимости, порядок оформления и прохождения информации от первичных документов до строк в формах бухгалтерской отчетности (применительно к интересующим пользователя хозяйственным операциям).

Особенности работы с гипертекстовым учебником

Первая и основная учебная задача — изучение предмета бухгалтерского учета — решается в программе при помощи гипертекстового учебника (ГТУ). ГТУ содержит учебный материал по целостному курсу основ предмета, организованный в виде гипертекста. В общей сложности — это более 300 смысловых единиц (статей гипертекста) объемом около 500 Kb (ASCII), в числе которых — термины бухгалтерского учета, подтемы, примеры, описания и схемы счетов и так далее

В ГТУ не накладывается каких-либо ограничений на состав изучаемого учебного материала и порядок его изучения: состав изучаемых тем и порядок их изучения не фиксируются жестко, хотя рекомендуется прорабатывать все темы без пропусков в том порядке, в котором они перечислены. При этом для первых пяти тем (основы теории бухгалтерского учета) следует обращать внимание на предваряющий каждую тему текст, где подчеркиваются те вопросы, без освоения которых нецелесообразно переходить к следующим темам.

При изучении материала каждой темы рекомендуется просматривать его подряд, переходя при необходимости по ссылкам на выделенные в гипертексте термины для детального изучения соответствующих понятий. При этом следует сохранять разумный баланс между линейным изучением текста и переходами в гипертексте в зависимости от конкретного изучаемого материала и уровня имеющихся знаний. С другой стороны, использование гипертекстовых технологий позволяет изучать материал каждой темы в достаточно произвольном порядке в соответствии с индивидуальными требованиями каждого обучаемого, обеспечивая более глубокое изучение именно тех вопросов, которые требуются данному обучаемому.

Следует отметить, что наибольшие трудности при проработке может вызвать первая тема, поскольку именно в ней вводятся основные базовые понятия бухгалтерского учета.

При изучении материала следует максимально широко использовать все возможности, предоставляемые гипертекстом, например:

При изучении каждой темы следует также широко использовать локальный индекс темы — список всех терминов, имеющих непосредственное отношение к данной теме и раскрывающих ее содержание; ссылка на индекс, помеченная пиктограммой, находится в начале каждой темы.

Работа со сквозным примером

Гипертекстовый сквозной пример (СП) является неотъемлемой частью ГТУ. С одной стороны, он представляет собой некий “скелет”, вокруг которого идет объяснение материала практического курса бухучета (темы с 6 по 14). С другой стороны, детальное изучение СП позволяет решать вторую учебную задачу — развитие практических навыков и умений ведения бухучета. Сквозной пример имитирует полный цикл ведения бухгалтерского учета на некотором предприятии малого бизнеса (по всем участкам), начиная от первичных документов и кончая формами отчетности. При этом СП включает в себя достаточно полный набор штатных хозяйственных операций, характерных для деятельности практически любого небольшого предприятия производственного профиля с простой организационной структурой.

Рис.1. Фрагмент ЖХО для сквозного примера

Сквозной пример содержит следующие компоненты:

Все перечисленные компоненты СП связаны многочисленными гипертекстовыми ссылками в прямом и обратном направлениях:

Данные второго варианта учетной политики видны как более светлый текст, гипертекстовые ссылки — как подчеркнутый светлый текст.

Рассмотренная организация СП позволяет учащемуся на конкретных числовых данных быстро и наглядно анализировать всю последовательность действий по ведению бухгалтерского учета для различных участков. При желании учащийся может изучать только СП, причем возможности гипертекста позволяют ему выбрать любую последовательность анализа прохождения бухгалтерской информации:

прослеживать обратный путь информации от строки в форме отчетности к первичным документам. Полный цикл бухгалтерского учета согласно сквозному примеру разбит на следующие стадии.

  1. Получить исходную информацию в виде первичных документов и проставить на каждом из них номера корреспондирующих счетов. Выполнение этой стадии бухгалтерского учета зафиксировано в приведенном в СП журнале хозяйственных операций.
  2. Перенести сумму из каждого первичного документа (приведенного в журнале хозяйственных операций) в каждый из корреспондирующих счетов. По окончании отчетного периода подсчитать суммы оборотов по дебету и кредиту каждого из счетов и определить остатки на конец месяца. Выполнение этих работ проиллюстрировано на схемах счетов СП.
  3. Итоговые суммы оборотов и остатков на счетах перенести в оборотную ведомость, просуммировать данные по графам и получить контрольные итоги в оборотной ведомости.
  4. Заполнить формы бухгалтерской отчетности по данным оборотной ведомости.

На цифровых данных сквозного примера, кроме того, демонстрируется влияние учетной политики предприятия на финансовый результат и расчет налогов. Рассмотрено два варианта учетной политики, отражающих существенные различия в учете затрат на производство. Проводки в ЖХО, схемы счетов, строки оборотной ведомости и форм отчетности для каждого из вариантов приведены раздельно и выделены цветом.

Начиная с версии 2.2 в учебный материал добавлен дополнительный сквозной пример, иллюстрирующий деятельность предприятия торгового профиля, а также содержащий операции с инвалютой. Структура данного примера аналогична основному, однако разделение журнала хозяйственных операций на фрагменты по темам не производится.

Для большей наглядности вся относящаяся к сквозному примеру информация выделена в гипертексте следующим образом: ссылки на статьи гипертекста для СП сгруппированы в отдельные списки, отраженные в оглавлении ГТУ, ссылки на тексты СП и фрагменты ЖХО помечены пиктограммами, а заголовки всех статей ГТУ для СП выделены цветом.

Контроль знаний

Блок контроля знаний поддерживает решение следующих учебных задач:

Состав и порядок тем блока контроля полностью совпадает с ГТУ, но, вообще говоря, не фиксируется. Обучаемый может получить общую картину состояния тестирования по темам. Если опрос по некоторой теме уже производился, она помечается символьным маркером в зависимости от режима тестирования; если же обучаемый ответил на все вопросы темы, то к маркеру дополнительно добавляется символ “+”.

Содержательно многие вопросы ГТУ и блока контроля пересекаются, что обеспечивает более качественное усвоение наиболее важного материала. С другой стороны, для ряда вопросов гипертекст и обучающий опрос взаимно дополняют друг друга.

Обучаемый имеет возможность переходить из блока обучения (ГТУ) в блок контроля и обратно, не проработав всех тем, используя переключение в многооконном режиме Windows между соответствующими окнами.

Для самоконтроля в процессе усвоения материала рекомендуется использовать тестирование в режиме тренажера. В этом режиме обучаемый получает максимум информации о своих ответах и ходе тестирования: выдается оценка ответа (правильно / неправильно), набранные баллы, можно посмотреть развернутый ответ на вопрос; при этом вопросы предъявляются в фиксированном порядке, а время на ответ не ограничивается (рис.3).

В режиме тренажера обучаемый может осваивать материал по частям, прерывая тестирование в любой момент. При повторном вызове программы тестирование по каждой теме будет продолжено, начиная с последнего вопроса, на который был получен ответ.

В режиме тренажера обучаемый может также просматривать “историю” своей работы по каждой теме. Увидев еще раз тексты пройденных вопросов, осмыслив сделанные ответы, он, возможно, попытается найти правильный ответ, не имея частичной подсказки в виде ответов-альтернатив.

Режим итогового контроля и возможность опроса сразу по всем темам обеспечивают проверку знаний обучаемого на заключительном этапе. В этом случае предъявляется случайная последовательность вопросов и учебных тем, ответы не оцениваются, набранные баллы не показываются, причем тестирование производится “на время” (в зависимости от количества вопросов). Все это усложняет ответы на вопросы и затрудняет использование сформировавшихся стереотипов вида “тема --> последовательность вопросов --> последовательность ответов”.

Целесообразно придерживаться следующего порядка работы в блоке контроля.

  1. После изучения очередной темы ГТУ начать тестирование по данной теме в режиме тренажера.
  2. При неверном ответе внимательно изучить развернутый ответ на вопрос.
  3. При необходимости в добавочной информации ознакомиться с соответствующим разделом ГТУ.
  4. Закончив ответы на вопросы по теме, изучить статистику ответов и, при необходимости, вызвать гипертекстовый учебник для дополнительного изучения материала, вопросы по которому вызывают затруднения.
  5. Перейти к изучению очередной темы после того, как на вопросы по данной теме будут без затруднений даны правильные ответы.
  6. Произвести тестирование в режиме итогового контроля как по каждой отдельной теме, так и по всем темам.

Работа в учебных группах

Программа может быть использована для изучения бухучета как самостоятельно, так и в учебных группах, причем во втором случае пользователями программы могут быть обучаемые и преподаватели. Работа в сети не поддерживается, однако на каждом ПК, где установлена программа, могут работать обучаемые различных учебных групп. Информация о работе каждого из них сохраняется в зашифрованном виде (для обеспечения конфиденциальности) на диске и доступна преподавателю.

Рис. 2. Диалоговая панель блока контроля в режиме тренажера после ответа на вопрос

При входе в программу обучаемый должен зарегистрироваться, введя свое имя-пароль и номер учебной группы; после этого для него становятся доступны гипертекстовый учебник со сквозным примером и блок тестирования. Если обучаемый ранее уже работал с программой, то восстанавливаются результаты тестирования в предыдущем сеансе и текущий вопрос для каждой темы; обучаемый может очистить результаты тестирования как по всем темам, так и по любой из них.

При входе в программу преподаватель должен ввести свой уникальный пароль. Пароль можно изменить при смене преподавателя, поскольку программа рассчитана на работу одновременно только с одним преподавателем. Введя пароль, преподаватель может просмотреть списки всех групп и всех обучаемых, работающих на данном рабочем месте. В зависимости от выбранного режима, имена обучаемых в группе могут быть выданы вместе с набранными при опросе баллами, причем либо в алфавитном порядке, либо по убыванию баллов (рейтинговая оценка обучаемых).

После выбора конкретного обучаемого из списка преподаватель может проанализировать результаты его тестирования либо удалить данного обучаемого из списка (одновременно с результатами тестирования). Работа в блоке контроля от имени выбранного обучаемого, а также очистка результатов его работы преподавателю недоступны.

Стандартный сценарий работы с программой

При работе с программой рекомендуется следующая стандартная последовательность действий.

  1. При необходимости предварительно изучить Руководство пользователя, выбрав в главном меню опцию “Помощь”.
  2. Задать основные настройки программы (опция “Настройка”), в первую очередь — режимы работы (индивидуальный, в группе) и контроля знаний (тренажер, итоговый контроль).
  3. При работе в учебной группе выбрать опцию “Пользователи” в главном меню. Далее обучаемым следует зарегистрироваться, введя свое имя и номер учебной группы, а преподавателю — ввести свой пароль.
  4. Если пользователь является обучаемым, то выбрать опцию “Учебник” и начать (продолжить) изучение гипертекстового учебника и сквозного примера.
  5. Преподавателю следует выбрать в соответствующих списках нужного обучаемого и проанализировать результаты его тестирования (опция “Контроль\Результаты”).
  6. По мере изучения материала приступить к тестированию, выбрав в главном меню опцию “Контроль\Вопросы”.
  7. По мере прохождения тем в блоке контроля выбирать опцию “Результаты” для ознакомления с результатами опроса по темам.

Самостоятельная разработка тестов

Начиная с версии 2.2 поставляется дополнительный комплект для самостоятельной подготовки тестового материала. Использование комплекта позволяет преподавателям бухучета независимо от разработчиков изменять и добавлять материал для тестирования, модифицируя его в соответствии со спецификой конкретных учебных программ.

Комплект включает исходные (открытые) тексты материала для тестирования и компилятор тестов. Каждой учебной теме соответствует отдельный текстовый файл в кодировке Windows, для каждого вопроса по определенным правилам задается текст вопроса, альтернативы ответов и развернутый ответ-комментарий.

В методических целях рекомендуется, чтобы количество и названия тем для тестирования соответствовали темам гипертекстового учебника. Поэтому целесообразно для каждой темы добавлять новые вопросы либо изменять существующие, не вводя новых тем.

Полученный в результате компиляции файл следует переписать в рабочую директорию программы “БухУчет от А до Я”.

Развитие программы

Как это обычно бывает с программными продуктами, развитие программы “БухУчет от А до Я” определялось, в первую очередь, пожеланиями пользователей, возникавшими в процессе использования.

Базовая версия программы была разработана в 1995 году по заказу Госкомвуза и вошла в число победителей конкурса обучающих программ РосНИИИСа. Начиная с 1996 года фирмой “Синтез-5” было выпущено 5 версий программы. В версии 1.0 — базовая версия была оформлена как законченный программный продукт (защита, комплект поставки, демо-версия и так далее). В последующих версиях были добавлены следующие основные возможности:

Наконец, в январе 1999 года была выпущена версия 2.2 со следующими основными особенностями:

Помимо выпуска новых версий, в учебный материал программы постоянно вносились (и вносятся) дополнения и изменения, в первую очередь, связанные с изменениями в текущем бухгалтерском и налоговом законодательстве РФ.

В планах развития “БухУчет от А до Я”— выпуск сетевой версии программы, расширение материала для тестирования, улучшение изобразительных возможностей учебного курса. Кроме того, ведется работа над обучающей программой по международному бухгалтерскому учету (GAAP).

Эксплуатация программы

Дистрибутив программы поставляется на дискете 3,5” в компактной пластиковой упаковке вместе с регистрационными документами. Дистрибутив защищен от нелегального копирования и рассчитан на две инсталляции; для учебных организаций поставляются многопользовательские дистрибутивы на 6 и 12 инсталляций. Комплект для разработки тестов поставляется отдельно за дополнительную плату.

Программа очень проста в освоении и использовании; для нее подходит любой компьютер, на котором работает Windows 3.x либо Windows 9х и имеется около 2 Mb свободной памяти на жестком диске.

Зарегистрированным пользователям предоставляется гарантийное обслуживание, консультации по установке и использованию программы, поставка новых версий программы и новых продуктов “Синтез-5” со скидками. Имеются также скидки для бюджетных учебных организаций и прогрессивные дилерские скидки, которые начинают действовать при покупке 5-ти комплектов программы (40 %). Цена программы (на март 1999 года) — 35 долларов.

Ген.директор ЗАО “Синтез-5”,
к.ф.-м.н А.Н.Соломатин.


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"