Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА БУХГАЛТЕРА: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ


Зачем бухгалтеру компьютер?

В условиях нестабильной экономической ситуации, при частом изменении права трудно переоценить ответственность, лежащую на бухгалтере. Сегодня работа бухгалтера — одна из самых напряженных. От бухгалтеров подчас требуется виртуозное владение предметом, чтобы, с одной стороны, руководитель был доволен, а с другой — налоговый инспектор не оштрафовал.

Рис. 1

Современных специалистов высокого уровня в области бухучета и налогообложения отличают от дилетантов, как минимум, по трем критериям: наличие практического опыта работы и, следовательно, умение разбираться в самых запутанных ситуациях, знание методологии бухгалтерского учета и искусное владение законодательством. Сложности настоящего времени вынуждают бухгалтеров постоянно совершенствовать квалификацию, отслеживать последние изменения и дополнения к действующим законам и учитывать их в практической деятельности. В этом и помогает использование персональных компьютеров.

Безусловно, компьютерная программа не может заменить грамотного бухгалтера, но она позволит сэкономить силы и время за счет автоматизации рутинной работы.

О чем раньше можно было только мечтать

Конечно, сегодня трудно найти бухгалтерию без компьютера, на котором не было бы какой-нибудь учетной программы. Как правило, бухгалтер использует и правовую систему, поскольку любое изменение в законодательстве вызывает большое количество вопросов, в особенности на таком ответственном участке предприятия, как бухгалтерия. Но также трудно найти бухгалтера, который не мечтал бы, работая с одной программой, моментально попадать в другую, сокращая время поиска и работы с документами.

По мнению Сергея Нуралиева, главного разработчика “1С:Бухгалтерии”, у бухгалтера существует мечта — иметь персонального опытного аудитора. В жизни это было бы слишком дорого. Но ведь существует компьютер и отдельные программы, помогающие в тех или иных вопросах. Почему бы не объединить их в единый комплекс, избавив тем самым бухгалтеров от необходимости глубоко изучать учет и разбираться в тонкостях инструкций.

Миф первый: для нас это слишком сложно

Суть проекта с точки зрения потребителя — это перенос некоторых функций опытного аудитора на компьютер и предоставление всем бухгалтерам. Когда речь идет о массовом рынке, продукт должен быть простым, понятным и доступным по цене. А с учетом того, что он воплощает знания аудитора, область знаний должна лежать на стыке бухгалтерского учета и правоведения. Поэтому авторами проекта стали фирмы, известные именно в этих двух областях: “1С” и “Гарант”.

Внешняя сторона идеи выглядит следующим образом. На рынке существуют две полностью автономные программы — “1С:Бухгалтерия” и “1C:ГАРАНТ ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА” (рис. 2). Первая предназначена для ведения бухгалтерского учета, вторая — для работы с нормативными документами. Их можно приобретать и использовать отдельно. Но при совместном использовании бухгалтер получает не просто два продукта, а новое дополнительное качество. Правовая система в этом случае, подобно аудитору, предлагает справки в зависимости от того, какую именно работу выполняет в данный момент бухгалтер. Эти так называемые контекстно-зависимые переходы могут осуществляться из плана счетов, форм отчетности или журнала хозяйственных операций.

С точки зрения эксплуатации систему отличает простота соединения двух систем. Для подключения “1С:ГАРАНТ ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА” необходимо задать всего лишь один параметр. После этого в журнале проводок, плане счетов и формах отчетности появятся кнопки правовой помощи и “оживет” кнопка на панели инструментов.

Рис. 2

Сама справочная система находится на CD-ROM. Поэтому, когда бухгалтер приобретает новую версию базы или получает ее с помощью доставки, он просто вставляет диск в компьютер и ему сразу же становятся доступны обновленные данные без каких-либо дополнительных настроек.

Миф второй: нам это незнакомо

Через кнопку “Правовая поддержка” на панели инструментов “1C:Бухгалтерии”, появляющуюся при совместном использовании двух программ, специалист может, не покидая бухгалтерской программы, обратиться к двухуровневому правовому справочнику. В справочнике содержатся тематические подборки основных документов, например, связанных с конкретной хозяйственной операцией. Таких разъясняющих ситуаций порядка 300. Отобранные для них документы являются основополагающими для решения вопросов по различным участкам бухгалтерского учета и налогообложения.

Таким образом, пользователю интегрированной оболочки нет необходимости самому анализировать огромные массивы документов. Бухгалтер может воспользоваться результатами работы юристов поставщика информации, компании “Гарант”. Если запросы бухгалтера шире и он хочет получить более полную картину, можно тут же перейти к поиску документов по всей базе данных.

Это стало возможным благодаря разработанной в компании “Гарант” “Энциклопедии ситуаций”. Ее суть — облегчить работу пользователя с сотнями тысяч сложных правовых документов путем предложения готовых подборок документов и разъяснений, подобранных по ситуациям. Для пользователя это — своеобразный буфер между законами и реальной жизнью. По данным, предоставленным фирмой, 46 % пользователей ГАРАНТа работают только с этим видом поиска из-за его наглядности и удобства. Фактически, “Энциклопедия ситуаций”— результат глубокой проработки нормативных актов юридическим отделом компании.

В совместном проекте этот механизм используется еще глубже. Так, работая с “1С:Бухгалтерией”, раскрыв на экране план счетов и остановившись на Счете 12 (МБП), мы захотели уточнить, правильно ли собираемся осуществить следующую операцию. Чтобы увидеть регламентирующие документы, мы нажимаем только одну кнопку “Правовая справка”.

И получаем на экране те документы, которые нам пригодятся в работе с этим счетом (соответствующую Инструкцию Минфина СССР с изменениями и дополнениями, Приказ Минфина РФ и т.д.). Работая с отчетами, например, по НДС, нажав ту же кнопку, получим на экране перечень документов, связанных с темой отчетности и начисления НДС.

Миф третий: нам это неудобно

Наряду с интеграцией двух компьютерных программ, компания “Гарант” использовала новый технологический принцип и для объединения в одну программу федерального и регионального законодательства.

Как известно, деятельность любых коммерческих и государственных организаций опирается на законодательство. Но многие ли замечают, как постепенно меняется его структура? А между тем, это крайне важно для повседневной работы. В СССР законодательство было таким, что все решения принимались на уровне федерального руководства. Сейчас большинство вопросов решается на двух или даже трех уровнях. Поэтому современная правовая система России состоит из трех частей: федеральное законодательство; законодательство субъектов федерации (областной, краевой центр либо столица республики); нормативные акты и документы органов местного самоуправления.

Пропорции федеративного устройства таковы: 45 % — 45 % — 10 % (федерация — субъект — местное самоуправление). Следовательно, для эффективной работы бухгалтера необходимо знание всех трех составляющих. Умелое применение актов разных уровней дает возможность быстро решать хозяйственные проблемы и построить оптимальный план действий в своем регионе.

Поэтому впервые в истории развития правовых систем специалисты компании “Гарант” объединили в едином информационном массиве данных документы федерального и регионального уровня. Теперь, работая с одной программой, можно мгновенно проанализировать весь массив законодательства. Пользователь-бухгалтер может сразу посмотреть, как описана проблема на федеральном уровне и как она решается в его регионе. Например, как узнать, какие предприятия освобождаются от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств в г. Пензе? Система подберет полный ответ из Закона “О дорожных фондах РФ” и Закона Пензенской области № 65-ЗПО (Рис. 3а и 3б.)

Рис. 3а

Рис. 3б

Такая технология позволяет выявлять и быстро разрешать противоречия в документах, принятых на разных уровнях управления. Это реальная возможность, работая с документами, учитывать специфику своего региона, совершенствовать учетную деятельность. Разработанная год назад технология успешно реализована представительствами “Гаранта” в регионах России. Уже более 20 региональных баз интегрированы с федеральным банком.

Миф четвертый: это не для нас

Компания “Гарант” стремится предоставить правовую поддержку всем бухгалтерам, какой бы бухгалтерской программой они не пользовались.

На сегодняшний день созданы и поступили в коммерческое распространение: “1С:ГАРАНТ ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА”, “Турбо Бухгалтер с правовой поддержкой ГАРАНТ”, “ИнфоБухгалтер с правовой поддержкой ГАРАНТ”. Реализована программно-информационная интеграция продуктов “1С:ГАРАНТ ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА” с системой программ “1С:Предприятия”, в том числе “1С:Зарплата и Кадры”.

Интегрированный продукт “Турбо Бухгалтер с правовой поддержкой ГАРАНТ”, созданный совместно с фирмой ДИЦ, обойдется почти на 20 % дешевле, чем покупка программы “Турбо Бухгалтер 6 Проф” и системы ГАРАНТ по отдельности. Комплексы объединяет механизм многочисленных переходов из форм бухгалтерских документов в правовую среду ГАРАНТ. И здесь бухгалтер не будет оставлен один на один с десятками тысяч документов. Ему поможет связанная с двумя программами Энциклопедия правовых ситуаций. “Турбо Бухгалтер с правовой поддержкой ГАРАНТ”— интегрированная программа, позволяющая не только вести бухгалтерский учет предприятия, но и, при необходимости, прямо с компьютера получать разнообразные юридические консультации, справки и т.д. Обновлять правовую систему можно даже еженедельно. Продукт составлен с учетом интересов бухгалтеров, работающих с системой “Турбо бухгалтер”.

Интегрированная система “Инфо Бухгалтер с правовой поддержкой ГАРАНТ”, созданная совместно с фирмой “Информатик”, была впервые представлена потребителям осенью 1998 года и сразу вызвала интерес. Интерфейс системы ГАРАНТ настраивается на профессиональные потребности и не требует специальных компьютерных знаний. Программа легко осуществляет переход по ссылкам из одного документа в другой.

Миф пятый: для нас это недешево

За эффективную помощь в работе можно и нужно платить. Стоимость “1С:ГАРАНТ ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА” практически равна стоимости двух единых билетов на проезд в городском транспорте.

Систематическое обновление документов в системе позволяет работать всегда с действующим законодательством, а это гораздо дешевле, чем вести подписку и хранить огромное количество нормативных документов. Да и искать их быстрее, а использовать — проще.

Благодаря официальным договорам с органами власти и управления в компанию “Гарант” регулярно поступают новые документы, и соответственно обновляются информационные блоки нормативных документов. Остается указать наиболее удобный режим получения обновления: носители, доставку, в том числе по телекоммуникационным сетям, регулярность. При этом можно не только выбрать нужную частоту обновления, но и повлиять на его стоимость.

В продукт “1С:ГАРАНТ ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА” включена база данных “Составление бухгалтерской отчетности” с использованием программы. Ее обновление приурочено к моменту составления квартальной и годовой отчетности. База состоит из двух разделов. В первом — на основе нормативных актов изложены рекомендации по организации ведения бухгалтерского учета и составлению отчетности применительно к данной программе. Приведены типовые формы бухгалтерской отчетности с подробным описанием правил заполнения и со ссылками на нормативные акты.

На сегодня описанный продукт входит в систему программ “1С:Предприятие”. Компакт-диск с правовой поддержкой обновляется ежемесячно. Каждый раз вместе с новыми законами туда входит какая-то новая, полезная для бухгалтера информация, например, документы Московского региона, проекты законов, новые распоряжения.

Как известно, для повседневной работы бухгалтеру недостаточно только нормативных документов: кроме них необходимо большое количество справочных и разъясняющих материалов, поэтому продукт дополняется специализированной системой помощи.

В состав помощи входит налоговый календарь, по которому можно быстро определить перечень всех бухгалтерских операций на любую дату для конкретного предприятия. В продукте отдельно выделена информация об основных нормативах, ставках и других показателях, использующихся в деятельности бухгалтерии, данные о курсах валют, образцы правовых и деловых документов. В оценке правильности ведения бухгалтерского хозяйства может помочь раздел, созданный на основе практики арбитражного суда.

Без страха в новое тысячелетие

В последнее время в средствах массовой информации неоднократно поднимается проблема возможных сбоев в информационно-вычислительных системах, связанных с наступлением 2000-го года и вызванных представлением календарного года двумя последними цифрами.

В связи с этим в систему ГАРАНТ были помещены тестовые документы с различными датами - от 09.09.1999 до 01.01.3001. Программная оболочка успешно прошла тестирование. Система ГАРАНТ версии 4.х поддерживает даты позже 31 декабря 1999 года. Поиск по дате легко отыщет эти документы.

На примере этих документов можно убедиться в работоспособности системы ГАРАНТ. Система ГАРАНТ полностью готова к наступлению нового тысячелетия!

Русанович Оксана



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"