![]() |
Компьютер в бухгалтерском учете и аудите 1999'4 |
||||||
|
Фирма “GRIMO-SERVICE”
НТФ “GRIMO-SERVICE” продолжает знакомить читателей с программным комплексом “GRIMO”, предназначенным в основном для предприятий розничной торговли. Комплекс решает задачи бухгалтерского учета как в мелких торговых предприятиях, имеющих в наличии только один компьютер с 386-ым процессором и Epson-совместимый принтер, так и на крупных предприятиях, у которых в сети задействовано 50 и более рабочих мест, с использованием сетевого программного и аппаратного обеспечения NOVELL с выделенным файл-сервером.
Некоторые задачи комплекса разработчики изначально старались спроектировать так, чтобы они были как можно более универсальными и гибко настраиваемыми, могли работать автономно и использоваться организациями любого профиля. К таким задачам относятся “Расчетные документы”, “Счета-фактуры”, “Зарплата”, “Ценники”, “Фонды”.
В данной статье мы предлагаем вам более подробно ознакомиться с программой “Зарплата” программного комплекса “GRIMO”.
Расчет заработной платы — непременная часть работы каждого бухгалтера.
Обилие документов и инструкций зачастую делает работу бухгалтера утомительной и запутанной.
Расчет заработной платы — это то, без чего не может существовать бухгалтерский учет. Труд и его оплата, составляющие большую часть себестоимости продукции, имеют не только экономическое, но и общественно-воспитательное значение: если человек считает, что его труд оценивают и оплачивают неверно, желание работать уменьшается. А это значит, что общество не досчитается той части продукции, которую он мог бы сделать при хорошем трудовом настрое.
Трудовое законодательство и правила расчета и учета заработной платы на различных предприятиях имеют огромное количество особенностей и описываются во многих документах, что делает работу бухгалтера очень трудоемкой.
Наша программа предназначена для автоматизации работы бухгалтера — расчета заработной платы сотрудников, совместителей, декретников и проч. Модуль позволяет производить различные начисления, удержания, расчет налогов и получать всевозможные отчеты.
Интерфейс программы реализован таким образом, что при работе с ней, даже если не читать инструкцию, становится интуитивно понятно, что и как следует делать. Использование функциональных клавиш и системы подсказок значительно облегчает работу с программой.
Для удобства работы пользователя предусмотрен встроенный текстовый редактор, а также возможность подключения любого другого, знакомого вам с “детства”. Поэтому нужные формы можно нарисовать самим, используя редактор и генератор отчетов.
Чтобы уменьшить опасность злоупотреблений и неумышленной порчи данных неумелыми действиями сотрудника при работе в одной компьютерной сети с одной базой данных одновременно нескольких пользователей предусмотрена возможность разграничения доступа.
В программе “Зарплата” предусмотрена система защиты от несанкционированного доступа к информации. Для каждого модуля администратором базы данных вводится свой список пользователей с уникальными паролями и определением для него уровня доступа. В соответствии с этим уровнем доступа пользователь имеет свои более или менее ограниченные права: ввод, корректировка, удаление информации, вывод отчетов и т.д.
Принцип работы программы соответствует требованиям налогового законодательства, в частности, инструкции № 35 Госналогслужбы РФ последней редакции 1999 г. “По применению закона Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц”.
Ведение штатной структуры предприятия с возможностью распечатки штатного расписания и штат-списка сотрудников (см. рис. 1);
ведение лицевого счета, начисления как с непосредственным удержанием подоходного налога, так и с удержанием его при расчете заработной платы;
начисление различных промежуточных выплат в межрасчетный период;
накопление совокупных данных по зарплате (как начислений, так и удержаний);
начисление заработной платы с расчетом отпусков, больничных листов, пособий на детей, подарков, материальной помощи и т.д.;
получение всех видов ведомостей (зарплатной, детской, ведомости на ссуду, а также ведомости на любое начисление), лицевого счета, табельных листов, подробной расшифровки расчета больничных листов, отпусков, сводной ведомости по зарплате, расчетно-платежной ведомости и других сводных, контрольных форм (см. рис. 3);
ведение налоговых карточек по мере расчета заработной платы;
суммирование данных по счетам;
расчет процентных отчислений от ФЗП (соцстрах, транспортный фонд, пенсионный фонд, фонд образования, медицинское страхование, фонд занятости).
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Работа с программой не требует глубоких знаний компьютерной техники, имеет дружественный интерфейс, ориентированный на пользователя-непрограммиста. Все таблицы налогов, словари по должностям, видам операций, минимальным окладам и другие настройки могут корректироваться самим пользователем.
Работа программы строится на основе использования оперативной и нормативно-справочной информации. На начальном этапе необходимо организовать нормативно-справочную информацию в справочниках и словарях (см. рис. 4). В словарях содержится информация по имеющимся в организации должностям, категориям работника, видам производимых операций и др. Для правильной работы также необходимо сформировать структуру организации (по отделам и секциям) и занести в справочники информацию по минимальным окладам, наименованиям выплат, режиме работы и т.д. После того как формирование структуры организации произведено, на нижнем уровне каждого подразделения вводятся должности этого подразделения из словаря и соответствующие оклады. Далее автоматически формируется ШДК — штатно-должностной код. Таким образом заполняется весь штат предприятия. После заполнения информации нужно произвести распечатку штата и штат-списка. Эти отчеты позволяют иметь информацию о штатно-должностной структуре предприятия.
Рис. 4
На начальном этапе в лицевую карточку сотрудника заносится вся необходимая информация: ФИО, паспортные данные, домашний адрес, дата приема на работу, режим работы, стаж для больничных, алименты, процент дивидендов, признак совместительства, если выдавалась ссуда — дата выдачи ссуды, для декретных отпусков — дата начала декрета и рождения ребенка, сумма материальной помощи и др. Эта информация используется программой при расчете начислений и удержаний.
При работе с лицевым счетом сотрудника предоставляется возможность:
оперативно получить информацию по всем произведенным начислениям и удержаниям на текущий момент;
произвести начисления с классификацией (начислить, выплатить через кассу, выплатить со взятием ПН);
ввести информацию в табель сотрудника при отклонениях от обычного режима работы;
рассчитать дивиденды как по акциям, так и по суммам взноса в уставный фонд;
рассчитать отпуска и больничные с возможностью формирования на просмотр и печать подробной расшифровки о расчете(см. рис. 5).
Рис. 5
Для ввода однотипной информации в лицевые счета группе сотрудников можно воспользоваться вводом операций по шаблону.
Данные по заработной плате с итогами по начислениям и удержаниям отражаются во всевозможных сводных формах, которые реализованы в программе. Итоговым документом модуля “Зарплата” является журнал-ордер.
В налоговые органы необходимо предоставлять информацию о доходах и удержаниях граждан — своих сотрудников. Для этих целей в комплексе “GRIMO” служит отдельный модуль “Налоги”. Этот модуль работает с базой данных “Зарплаты”. Может работать и независимо. В нем реализованы всевозможные отчеты, такие как: Налоговый отчет, Справка о доходах, Налоговая карточка, а также возможность сдавать лицевые счета в архив (см. рис. 6).
Рис. 6
При среднесписочной численности работающих до 10 человек организации предоставляют сведения на бумажных носителях-бланках по форме, приведенной в приложении № 3 “Справка о доходах физических лиц” к инструкции № 35. В нашей программе реализована возможность, позволяющая заполнять данные бланки. При среднесписочной численности работающих свыше 10 человек организации предоставляют в налоговый орган сведения о доходах физических лиц на магнитных носителях, в соответствии с “Требованиями к составу и структуре информации о доходах физических лиц, представляемой организациями (предприятиями, учреждениями) и иными работодателями на магнитных носителях”, приведенными в приложении № 14 к инструкции № 35. Данная возможность также предусмотрена в нашей программе.
Бухгалтерский учет на предприятии должен обеспечивать: точный расчет заработной платы каждого работника в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, действующими формами и системами его оплаты, правильный подсчет удержаний из заработной платы; конроль за дисциплиной труда, использованием времени и выполнением норм выработки рабочими, своевременным выявлением резервов дальнейшего роста производительности труда, расходованием фонда заработной платы (фонда потребления) и т.п.; правильное начисление и распределение по направлениям затрат отчислений на социальное страхование и отчислений в Пенсионный фонд.
Переход к рыночным отношениям экономики России, в которой ранее господствовала централизованная система планирования и управления, требует переработки системы бухгалтерского учета, отчетности, контроля, анализа, а также приобретения профессиональных навыков и умения работников принимать правильные и эффективные управленческие решения.
Основой эффективной деятельности любого субъекта хозяйствования выступает четко налаженная система учета и контроля. Независимо от формы собственности фирме необходим бухгалтерский учет как основа, подтверждающая юридическую и финансовую обоснованность действий фирмы, ее взаимодействия с органами государственного управления и правопорядка и соблюдение установленных норм и правил.
В связи с вышесказанным, любой фирме необходимо иметь хорошую программу учета заработной платы.
В.Д. Грицков
Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"