Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Фирма “Овионт Информ”

Планирование контрольной работы с налогоплательщиками


Введение

В настоящей статье описан подход, реализуемый специалистами фирмы “ОВИОНТ ИНФОРМ” в системе “Планирования контрольной работы с налогоплательщиками”. Автоматизация процесса планирования контрольной работы с налогоплательщиками вызвана необходимостью стандартизировать и сделать более эффективной деятельность налоговых инспекторов при проведении мероприятий, контролирующих исполнение налоговой дисциплины. Планирование контрольной работы включает составление плана контролирующих мероприятий, имеющихся в арсенале налоговых органов. Данные мероприятия включают выборочные проверки налогоплательщиков по определенному набору вопросов, в установленные законодательством и руководителем инспекции сроки, силами уполномоченных на проведение проверок инспекторов. Автоматизация задачи планирования основана на использовании формализованных знаний экспертов и методологов, принимающих решения о проведении контролирующих мероприятий на основании имеющихся в налоговой инспекции данных.

Задача планирования контрольной работы

Общая постановка задачи

Задача планирования контрольной работы, проводимой органами государственных налоговых инспекций территориального уровня, состоит в определении на предстоящий период (обычно квартал):

План проведения контрольных мероприятий должен составляться исходя из следующих требований

Математическая модель планирования контрольной работы

При разработке прототипа подсистемы “Планирование контрольной работы” использована следующая математическая модель.

Задача планирования контрольной работы дробится на две подзадачи, решаемые последовательно.

Первая подзадача заключается в применении некоторого набора M методик m целенаправленного отбора (определяемого пользователем системы) к налогоплательщикам, относящимся к территории данной инспекции. Результатом решения первой подзадачи (первого этапа) является множество X, состоящее из элементов x следующего вида:

x= < p, v, s, o>,

где

p — идентификатор налогоплательщика;

v — вопрос, по которому должна проводиться проверка;

s — срок, за который налогоплательщик должен быть подвергнут проверке;

о — оценка вероятной суммы, которая может быть взыскана с налогоплательщика в результате проверки, или другая оценка целесообразности проверки.

Под методикой отбора налогоплательщиков здесь понимается математический объект m, определяемый следующим набором:

m=<Q,D,R>,

где

Q — набор условий применимости данной методики;

D — набор данных из внутренних и внешних источников, используемый данной методикой;

R — решающее правило (алгоритм), позволяющее для каждого предприятия p, удовлетворяющего условиям Q, на основании данных D вычислять характеристики x.

Вторая подзадача может быть разделена на следующие этапы.

Следует заметить, что этап 4 второй подзадачи применяется в случае, если количество организаций № 1, определенное на этапе 1, превосходит количество организаций, отобранных на этапах 2 и 3: № 1>№ 2+№ 3. Реализация этапа 3 производится на основе методов, описанных позже. Эти методы, в общем случае, также могут применяться при реализации решающих правил R в подзадаче предварительного отбора предприятий.

Описание прототипа подсистемы

Характеристика подсистемы

Прототип подсистемы состоит из двух крупных блоков, реализующих следующие задачи: “Формирование методики отбора налогоплательщиков” и “Отбор налогоплательщиков для проведения контрольной работы”.

Первая задача позволяет сформировать методику, на основе которой может решаться вторая задача. Одна и та же методика может использоваться многократно для решения однотипных задач и сохраняется в базе знаний подсистемы.

Результатом решения второй задачи является список налогоплательщиков для проведения заданного типа контрольной работы по заданной тематике, упорядоченный в порядке рекомендуемой очередности проведения. Очередность определяется исходя из критериев, заложенных в примененной методике отбора налогоплательщиков.

Благодаря наличию электронной базы знаний, возможно проводить планирование контрольных мероприятий с налогоплательщиками на основе утвержденных и переданных в налоговые инспекции методик, а также разрабатывать на их основе собственные методики, учитывающие опыт работы инспекции и характер деятельности налогоплательщиков.

Входная информация

Входную информацию подсистемы “Планирование контрольной работы с налогоплательщиками” можно разделить на два класса.

К внутренним источникам относятся следующие информационные объекты:

К внешним источникам относятся следующие организации:

Ко второму классу информации относятся:

Выходная информация

Выходной информацией данной подсистемы являются:

Выходная информация о группах налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий представляется в виде аналитических таблиц, получаемых из баз данных налоговой инспекции или выборки из этих баз, сделанной в результате работы алгоритмов системы, на основе информации, содержащейся в базе знаний системы. Выходная информация о содержании методик отбора налогоплательщиков и о причинах выбора налогоплательщиков для проведения контрольной работы представляется в виде диаграмм или аналитических таблиц, на основе информации, содержащейся в базе знаний системы. Все документы формируются программным способом с последующим их выводом на экран компьютера, принтер или в файл для возможности дальнейшей обработки.

Описание алгоритма

Описание алгоритмов представлено в виде:

  1. Описания математических методов, используемых в подсистеме;

  2. Описания основных задач, решаемых в составе подсистемы “Планирование контрольной работы с налогоплательщиками”:

Функциональная структура подсистемы представлена на рис.1.

Краткое описание методов математической теории принятия решений, применяющихся в подсистеме

Выбор используемых в подсистеме математических методов поддержки принятия решений производился с учетом степени их математической и психологической корректности. Математическая корректность здесь понимается как возможность строго обосновать полученные результаты. Психологическая корректность метода состоит в том, что информация, которая должна быть получена от эксперта, должна соответствовать возможностям человеческой системы обработки информации. Кроме того, разработчиками учитывалось, что метод должен быть ориентирован на решение задач с большим количеством вариантов решения.

Рисунок 1

Исходя из указанных требований, основным математическим методом, используемым в подсистеме, выбрали метод ОРКЛАСС [1]. Этот метод позволяет построить полную порядковую классификацию множества Y всех возможных при заданном множестве критериев с заданными шкалами вариантов решений. Иными словами, метод позволяет разделить множество всех возможных вариантов на непересекающиеся подмножества (классы) Yg, такие, что любой вариант из подмножества с меньшим номером предпочтительнее любого варианта из подмножества с большим номером. Основная идея метода состоит в том, что каждой альтернативе yi ставится в соответствие и рассчитывается показатель информативности Фi. На каждом шаге метода лицу, принимающему решения (ЛПР), или эксперту предъявляется для отнесения к какому-либо порядковому классу альтернатива, у которой значение соответствующего показателя информативности будет максимальным. То есть на очередной итерации эксперту предъявляется векторная оценка альтернативы yi, для которой:

, ,

 где Gi— множество классов, к которым может быть отнесена альтернатива yi, учитывая отношение Парето.

Кроме метода ОРКЛАСС в подсистеме используется метод выбора парето-оптимальных вариантов решения и, при выполнении определенных условий, метод главного критерия и метод свертки критериев.

Метод выбора парето-оптимальных вариантов решения — простейший метод решения многокритериальных задач выбора, не использующий процедуру формирования единственного критерия. Он состоит в выборе таких вариантов решения, которые являются недоминируемыми по отношению строгого предпочтения Парето P0 на множестве вариантов решения Y:

и , где K — множество критериев, q— критерий из этого множества,  — оценка варианта bi  по критерию q.

Для применения этого метода достаточно, чтобы критерии имели хотя бы порядковые шкалы. Метод не требует дополнительной экспертной информации.

Метод главного критерия — это эвристический метод решения многокритериальных задач выбора. Он состоит в том, что исходная многокритериальная задача сводится к задаче оптимизации по одному критерию Kl, который объявляется главным, при условии, что значения остальных критериев Ki должны быть не меньше некоторого требуемого уровня.

Таким образом вместо исходной задачи max K1, max K2,… max KQ рассматривается задача max Kl; Kibi il,i=1,..., Q. Этот метод пригоден для использования, если критерии имеют хотя бы порядковые шкалы. Главный критерий и ограничения на остальные критерии назначаются экспертом.

Метод главного критерия — это эвристический метод решения многокритериальных задач выбора. Он состоит в том, что вместо исходной многокритериальной задачи рассматривается задача оптимизации по единственному критерию, называемому обобщенным критерием. Обобщенный критерий получается путем “свертывания” критериев исходной задачи. Наиболее часто встречаются следующие формы обобщенного критерия.

,,,.

Данный метод требует, чтобы шкалы критериев были более совершенными, чем порядковые. Коэффициенты “сверток” задаются экспертом.

Задача “Формирование методики отбора налогоплательщиков”

Решение задачи “Формирование методики отбора налогоплательщиков” реализуется в процессе экспертного опроса, в результате которого формируется методика решения задачи составления списков налогоплательщиков для проведения контрольной работы данного типа по данной тематике.

Данная функция выполняется, когда необходимо сформировать методику решения задачи составления списков для проведения контрольных мероприятий определенного типа по определенной тематике. Условием успешного выполнения данной функции является готовность соответствующих специалистов (лицо, принимающее решение, эксперты) к проведению процедуры экспертного опроса.

Данная функция инициируется оператором, когда он сообщает системе о необходимости сформировать новую методику отбора налогоплательщиков для проведения контрольной работы. При запуске режима система запрашивает тип и тематику контрольной работы и предлагает составить краткую характеристику данной методики.

Далее начинает работу функция “Задание условий применимости методики” (см. рис. 1). Эта функция требует от эксперта перечислить данные (данные финансовой отчетности, Госреестра налогоплательщиков, информация о налоговой дисциплине налогоплательщика, данные из внешних источников), на основе которых будет осуществляться анализ деятельности налогоплательщиков. Для каждой характеристики требуется указать отчетный период, базу данных, таблицу и графу, из которой ее можно извлекать. Кроме этого, требуется указать ограничения на значения характеристик налогоплательщиков, для которых эта методика пригодна.

Функция “Задание параметров алгоритмов” позволяет в ходе экспертного опроса определить набор алгоритмов, включаемых в данную методику, и их параметров. Экспертный опрос включает следующие этапы.

Сформированная методика отбора налогоплательщиков помещается в базу знаний системы.

При проведении экспертного опроса системой контролируется непротиворечивость предоставляемой экспертом информации. Например, при построении полной классификации по методу ОРКЛАСС предусмотрено, что каждый ответ эксперта должен быть проверен еще по крайней мере один раз прямо или косвенно (исходя из соображений транзитивности). В случае, если обнаружены противоречия в информации, предоставленной экспертом, выдается соответствующее сообщение и запускается процедура дополнительного опроса с целью устранения противоречия.

Предусматривается возможность загрузки результатов проведения экспертного опроса функции “Формирование методики отбора налогоплательщиков” из файла определенной структуры. Таким образом, обеспечивается обмен методиками между от отделами документальных проверок территориальных инспекций и методическими отделами.

Задача “Отбор налогоплательщиков для проведения контрольной работы”

Решение задачи “Отбор налогоплательщиков для проведения контрольной работы” реализуется в процессе автоматического составления списков налогоплательщиков для проведения контрольной работы на основе выбранной из базы знаний методики.

Данная функция выполняется, когда необходимо сформировать списки для проведения контрольной работы определенного типа по определенной тематике при условии наличия в базе знаний соответствующей методики.

Данная функция запускается инспектором, когда он сообщает системе о необходимости сформировать новые списки для проведения контрольной работы. После запуска режима запрашивается тип и тематика контрольных мероприятий. Подсистема обращается к базе знаний и выводит список подходящих методик, из которого надо выбрать одну.

Далее начинает работу функция “Импорт данных” (см. рис. 1). Эта функция обеспечивает доступ к данным из внешних и внутренних источников, используемым в данной методике. Эта функция учитывает условия применимости данной методики. Таким образом, формируется множество рассматриваемых вариантов (альтернатив) налогоплательщиков и проводимых с ними контрольных мероприятий, каждый из которых описывается набором данных из соответствующих баз данных. В действующем прототипе системы роль функции “Импорт данных” осуществляет подсистема “Запросы по данным камеральных проверок”, входящая в состав программного комплекса “КОЛЬЦО”, эксплуатирующегося в ряде налоговых инспекций г. Москвы.

Если удалось осуществить доступ ко всем необходимым данным, то начинают работать функции отбора налогоплательщиков для проведения контрольной работы. Отбор осуществляется в два этапа.

На первом этапе работает функция “предварительный отбор налогоплательщиков”, которая обеспечивает:

На втором этапе работает функция “окончательный отбор налогоплательщиков”, которая обеспечивает:

Итоговые списки выдаются на экран с указанием основных атрибутов налогоплательщиков и могут быть выданы на печать.

Системой проверяется возможность применения алгоритмов выбранной методики с точки зрения принадлежности данных и показателей, характеризующих налогоплательщиков, множествам возможных значений, указанным в методике.

В случае, если не удается осуществить доступ к необходимым для работы методики данным или не выполнены другие условия применимости данной методики, процесс формирования списков прекращается и выдается соответствующее сообщение.

В подсистеме предусмотрена возможность просмотра промежуточных результатов: значения исходных данных; рассчитанных показателей финансово-экономической деятельности налогоплательщиков и качественных оценок; оценок целесообразности проведения контрольной работы с точки зрения каждой из смысловых групп показателей, итоговых оценок целесообразности проведения контрольной работы. В подсистеме также предусмотрена возможность вывода на экран и на печать содержания примененной для составления списков методики отбора налогоплательщиков.

Заключение

Действующий прототип подсистемы “Планирование контрольной работы с налогоплательщиками” развивается в следующих направлениях:

Список использованной литературы

О.И. Ларичев, Е.М. Мошкович. Качественные методы принятия решений. М.: Наука–физматлит, 1996.

Основы налоговой системы. Под ред. Д.Г. Черника. М.: Финансы, 1998.

Н.С. Алексеев,
В.И. Виноградов,
Д.А. Трифилов

Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 35 (м. Чистые Пруды)

Телефон: (095) 204–1525, 204–1540, 156–1650

Факс: (095) 975–6979,
450–8657

Интернет: www.oviont.ru

E-mail: nalog_2@dialup.ptt.ru



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"