Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Компания АйТи

Управление персоналом российского предприятия


Централизованное управление человеческими ресурсами предприятий и организаций — неотъемлемая часть общего процесса управления. В последнее время, а в особенности после кризиса 1998 г., у руководителей российских предприятий наблюдается повышение интереса к автоматизации именно этой сферы, как наиболее сильно влияющей на общую эффективность деятельности предприятий. При этом, внедряя информационные технологии на этом участке управления, необходимо учитывать специфику компаний, работающих в нефтегазовой отрасли. Из чего она складывается?

Во-первых, российские НК — это, как правило, крупные корпорации со сложной организационной структурой, состоящие из подразделений, занимающихся добычей (нефтегазодобывающие управления (НГДУ)), переработкой (нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ)) и сбытом нефти, а также центрального аппарата, выполняющего функции управления, в который стекается информация со всех подразделений корпорации, в частности данные о состоянии трудовых ресурсов.

Вторая особенность отрасли также определяется структурой НК: НГДУ и НПЗ, как правило, организационно создавались на базе государственных предприятий, и, следовательно, функции управления персоналом традиционно возложены на различные подразделения: Отдел труда и заработной платы (ОТиЗ), Отдел кадров (ОК), Планово-экономический отдел (ПЭО). Центральное управление кадровой политикой, напротив, чаще всего построено по принципу коммерческой организации.

Рис. 1. Функциональная модель применения ПО MS SQL БОСС-Кадровик в составе комплексной информационной системы предприятия

И, наконец, третья особенность заключается в специфике учета труда на предприятиях нефтегазовой отрасли: вахтовый метод организации работ; предприятия, входящие в состав нефтяной компании, расположены, как правило, в северных и приравненных к ним регионах, в которых действуют специальные коэффициенты оплаты труда и начисления стажа.

Системы управления персоналом (Human Resource Systems) занимают самостоятельное место в структуре предложения программного обеспечения и рынке его сбыта во всем мире. При этом рынок РФ и многих стран СНГ (следующих в русле законотворчества РФ) определяет дополнительные требования к системам подобного класса, значительно специфицируя общемировые требования, в первую очередь за счет исторически усложненной системы учета труда и алгоритмически предельно сложного механизма расчета заработной платы персонала. При этом по-прежнему существуют жесткие регулятивные требования государства, регламентирующие порядок учета трудовых ресурсов на территории государства и статотчетности. С развитием рыночных отношений новая роль фискальных органов государства (таких, как МНС и ПФР) потребовала, вдобавок, персонифицированного учета работников и развернутой динамики их доходов на протяжении всей трудовой деятельности.

Наиболее неприсобленными к внедрению на нашем рынке среди импортной программной продукции масштаба предприятия оказались HR-системы зарубежного производства в силу описанной выше специфики. Причем этот факт открыто признается самими производителями, которые официально говорят о трудности локализации данного программного обеспечения и, в первую очередь, о полной невозможности локализации функции расчета зарплаты.

Среди российских производителей систем автоматизации предприятий в классе систем управления персоналом лидирует и является законодателем мод с точки зрения функциональной архитектуры программный комплекс БОСС-Кадровик, производимый фирмой АйТи уже много лет. Все другие отечественные разработки этого рода уступают данному продукту, в первую очередь, широтой охвата и интегрированностью реализованных функций и, во вторую,— масштабом применимости, не дающим возможности управления персоналом холдинговых структур.

Система БОСС-Кадровик позволяет решать весь спектр задач управления трудовыми ресурсами на предприятии. Это планирование структурной организации и кадровой политики, оперативный учет движения кадров, планирование фондов рабочего времени и учет его использования, учет труда и расчет заработной платы, предоставление статистической отчетности по труду и налоговой отчетности в государственные органы РФ, подбор персонала на руководящие должности, ведение кадрового резерва и мобильного персонала.

Система БОСС-Кадровик реализована на двух программных платформах Oracle и Microsoft, позволяющих комплексно автоматизировать управление персоналом на предприятии любого масштаба, любой формы организации бизнеса — от небольшой торговой фирмы до крупнейшего нефтегазового холдинга. При этом создаваемая система обеспечивает максимальную надежность своего функционирования при минимизации затрат на ее создание и внедрение.

Применение системы БОСС-Кадровик в нефтяной компании "ЮКОС"

В конце 1997 года нефтяной компанией "ЮКОС" была взята на вооружение стратегия всемерного повышения эффективности. Важным направлением реализации этой стратегии стало изменение методов управления персоналом.

В нефтяной компании "ЮКОС" занято почти 100 тысяч человек. В "ЮКОС" входят предприятия и организации трех отраслей: добывающие, нефтеперерабатывающие и сбытовые, располагающиеся на огромных расстояниях друг от друга на территории от Красноярского края до западной границы России. Руководство компании поставило задачу — до 2001 года внедрить на всех предприятиях единую автоматизированную иерархическую систему учета кадров.

С самого начала автоматизированная система управления персоналом строилась как корпоративная. На каждом иерархическом уровне система должна была удовлетворять следующим требованиям:

Решение

Для выбора и организации процесса внедрения системы в Управлении кадровой политики компании "ЮКОС" была создана группа специалистов. В качестве возможных вариантов решения рассматривались системы SAP R/3 и БОСС-Кадровик.

В результате тщательного анализа выбор был сделан в пользу системы БОСС-Кадровик, разработанной компанией АйТи. Будучи значительно дешевле SAP R/3, она изначально создавалась под российские условия, и все изменения в российской законодательной базе находят оперативное отражение в комплексе БОСС-Кадровик. Не последнюю роль здесь сыграло и то обстоятельство, что компания АйТи осуществляет перспективное развитие своего продукта.

В сжатые сроки БОСС-Кадровик был реально внедрен в московском офисе компании. Компания АйТи получила возможность изучить и реализовать в своем продукте опыт специалистов, блестяще знающих традиционные и новейшие кадровые технологии. В свою очередь, "ЮКОС" убедился в профессионализме разработчиков и получил систему управления персоналом, доступную и понятную пользователям — работникам кадровых служб и бухгалтерий своих многочисленных предприятий.

В течение 1999 года комплекс БОСС-Кадровик пополнился двумя новыми модулями. "ЮКОС" готовился к внедрению системы управления персоналом в регионах. Первоочередная задача состояла в том, чтобы наладить обмен кадровой информацией между предприятиями, то есть выстроить вертикаль управления персоналом, приспособив программный комплекс к работе в условиях холдинга.

Другая задача, реализованная для НК "ЮКОС",— создание так называемого АРМ руководителя. Эффективность работы предприятий в большой мере зависит от правильной расстановки кадров. Отсюда главная задача модуля — дать каждому линейному руководителю возможность сформировать свою "номенклатуру" и строить индивидуальные карьерные лестницы.

Перспективы развития системы

В конце 1999 года началось внедрение системы БОСС-Кадровик на предприятиях нефтяной компании "ЮКОС".

В январе-феврале 2000 года в Академии АйТи прошли обучение специалисты нефтедобывающих и перерабатывающих предприятий "ЮКОСа". Основное внимание уделялось подготовке мобильных групп, которые наравне с АйТи принимают активное участие в процессе внедрения БОСС-Кадровика.

Ожидается, что автоматизация кадровых служб предприятий нефтегазодобывающего и нефтеперерабатывающего комплексов нефтяной компании "ЮКОС" завершится к концу 2000 года.

Рис. 2. Программный комплекс БОСС-Кадровик



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"