Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?


Компания "Компас"

Розничная торговля по "Компасу"

С первых дней своего существования санкт-петербургская фирма-разработчик делового программного обеспечения (ПО) "Компас", появившаяся на свет еще в далеком 1991 году, взяла курс на создание универсальных систем, предназначенных для эксплуатации в самых различных областях народного хозяйства. Сегодня можно смело сказать, что поставленная цель достигнута. Доказательством является тот факт, что все программные продукты марки "Компас" (пакеты "Компас — Комфорт", "Компас — Гигант" и "Компас + SQL") успешно эксплуатируются в таких разных отраслях, как судпром и средства массовой информации, энергетика и общепит, оптовая торговля и игорный бизнес и т.д. и т.п.

Надо заметить, что создание универсальных модулей для автоматизации сводной бухгалтерии, учета основных средств или учета МБП прошло достаточно легко и безболезненно. Чуть больше пришлось повозиться с разработкой подсистемы расчета заработной платы. Наибольшие же трудности возникли в процессе проектирования программных модулей, предназначенных для автоматизации основной деятельности. В первую очередь это касается подсистем учета материальных ценностей и товародвижения, которые, независимо от конкретного наполнения, программисты называют коротко и емко: "Склады".

В этих подсистемах особенно сильно отражается специфика деятельности предприятия. Поэтому в процессе развития ПО во всех пакетах с торговой маркой "Компас" появились так называемые отраслевые решения, позволяющие учитывать тонкости организации бизнес-процессов в той или иной сфере деятельности.

Немаловажное место среди этих отраслевых решений занимают версии для предприятий розничной торговли. В результате в перечне клиентов "Компаса" можно в изобилии найти и небольшие магазины, специализирующиеся в торговле продуктами, одеждой, обувью, оружием, парфюмерией, строительными товарами, и огромные универсамы, и системы мини-ларьков.

Хотя большинство розничных клиентов использует "Компас" для комплексной автоматизации управления своей фирмой, есть и такие, которые довольствуются всего лишь компьютеризацией товародвижения. Поэтому в первую очередь я перечислю те доработки программ, которые были сделаны для автоматизации именно этой части оперативного учета.

Жизнь товара в любом торговом заведении начинается в момент его оприходования. Сразу после этого необходимо определить цену, по которой он будет уходить к покупателю, иначе говоря — расценить товар. В складских программах серии "Компас" были разработаны специальные программные процедуры расценки товара, результатом которых является печать соответствующих актов. Для того, чтобы обеспечить безубыточную торговлю, были созданы процедуры расчета розничных цен по ценам закупки. Пользователь задает желаемый процент наценки, а программа автоматически заполняет прайс-лист, набрасывая этот процент на среднюю, минимальную или максимальную закупочную цену (по выбору оператора).

Учет отпуска товаров до сих пор проводится в розничной торговле самыми различными методами. Наиболее прогрессивным способом, позволяющим эффективно бороться с хищениями, является натуральный учет проданного. В небольших магазинах, торгующих одеждой, обувью или, например, стройтоварами, до сих пор требуют от продавцов ручной фиксации каждой продажи (в "Компасе" даже предусмотрена подготовка бланков, облегчающих им жизнь). После этого операторы вводят сведения с рукописных отчетов в базу данных предприятия. Понятно, что реализация такой бизнес-тактики является стандартной для любой складской подсистемы. Точно так же понятно, что подобная манера работы, предполагающая массу совершенно ненужного труда, стремительно уходит в прошлое.

По-настоящему современные розничные фирмы минимизируют трудозатраты своих сотрудников за счет связи компьютера с электронными кассовыми аппаратами и сканерами штрих-кода. Возможность такой связи предусмотрена во всех складских подсистемах "Компаса". Изобилие моделей кассовых аппаратов и проблемы сертификации кассового ПО привели к тому, что разработчики фирмы выбрали тактику обобщенного межпрограммного интерфейса. Попросту говоря, во все базы данных "Компаса" включены два DBF-файла с описанной структурой. В первый из них по мановению руки товароведа загружается ассортиментный перечень с розничными ценами. Из второго программа забирает кассовый отчет за установленный сотрудниками магазина период. Драйвер кассового аппарата получает данные о ценах из первого файла и, по мере выдачи чеков, сбрасывает их копии во второй. Учет товаров может вестись как по их артикулам, набираемым кассиром на клавиатуре, так и по штрих-кодам, снимаемым сканером.

Сам драйвер разрабатывается сотрудниками ЦТО, обслуживающих кассовые модули, а точнее адаптируется из уже имеющегося стандартного обеспечения (вот вам и решение проблемы сертификации ПО). На основании имеющихся в "Компасе" данных затраты на такую адаптацию не превышают нескольких человеко-дней. В настоящий момент силами разных ЦТО разработана связь "Компаса" с такими ККМ, как "Электроника-92" ("Аквариус"), различные модели Samsung, IPC POS и др. Я не могу даже предоставить полный перечень, так как по условиям продажи ПО "Компас" клиенты имеют полное право решать подобные проблемы без уведомления разработчиков и по некоторым сведениям этим правом усиленно пользуются.

Однако натуральный учет отпуска товаров на основе связи с ККМ является не единственным возможным вариантом. Примером может послужить фешенебельный питерский магазин стройтоваров "Невский ветер". В этом магазине на каждом прилавке установлен персональный компьютер, на котором день напролет крутится единственная программа марки "Компас", названная "АРМ продавца". В процессе общения с покупателем продавец фиксирует наименования отобранных товаров и их количество (предусмотрен жесткий контроль его действий), после чего выпускает товарный чек. Данные о продаже тут же фиксируются в основной базе данных предприятия, а покупатель с распечатанным товарным чеком отправляется в кассу. В конце дня продавец выпускает товарный отчет, сличение которого с кассовой лентой обеспечивает дополнительный "контроль и учет".

Как я уже говорил выше, натуральный учет отпуска товаров до сих пор не является на российских просторах единственным и неповторимым. Еще один вариант бизнес-тактики носит название "снятие остатков". Как правило, применение такой тактики связано с нежеланием тратить деньги на закупку специализированного оборудования. Заключается она в следующем. В базе данных фиксируются только приходные накладные. Расход не заводится вообще. В момент "Х" (как правило, это момент смены бригады продавцов) производится инвентаризация всего, что осталось на полках. Разница между тем, что осталось, и тем, что должно было бы остаться, если бы магазин ничего не продал, считается проданной. Все пакеты серии "Компас" позволяют автоматизировать эту процедуру. Пользователь должен только внести "снятые" остатки по каждому виду товара, а программа автоматически создаст документ отпуска на нужное количество и подсчитает сумму выручки по действующему прайс-листу. Сличение этой суммы с оборотом по кассе позволяет проконтролировать хищение товара.

Еще более общим способом учета отпущенных товаров является расчет наценки реализованным наложением, который, на мой взгляд, постепенно уходит в прошлое. При этом натуральный учет продаж не ведется вообще, а расчет оборота и подготовка налоговой отчетности производятся в бухгалтерской подсистеме комплекса. В состав "Компаса" включена специальная процедура, реализующая и этот метод.

Немаловажным моментом в эксплуатации любой системы автоматизации розничной торговли является возможность выпуска необходимых "бумажек" (закупочных документов, документов передачи, ценников, прайс-листов, отчетов, ведомостей). Помимо стандартного набора, "Компас" снабжен системой редактирования шаблонов первичных документов, позволяющей пользователю самостоятельно создать бланк накладной или счета нужного образца. Не лишней оказывается и возможность печати разнообразных товарных отчетов, в том числе и пресловутого отчета ТОРГ-29 как в полной, так и в сальдовой форме.

Помимо общих проблем розничной торговли, следует упомянуть и некоторые частные случаи, позволяющие изрядно облегчить жизнь клиентов "Компаса". Так, в состав ПО включена процедура, предназначенная для управления системой розничных ларьков, а именно для поддержки в каждом ларьке нужного ассортимента товаров. Для каждой торговой точки устанавливается свой лимит запаса товаров (определить этот лимит помогает входящая в состав комплекса подсистема "Анализ товарооборотов"). Перед началом развозки менеджер входит в специальный пункт меню, после чего программа сверяет остатки товара в каждом магазине с установленным для него лимитом, анализирует запасы на центральном складе предприятия и автоматически создает документ передачи нужного количества товаров со склада в магазин. Кладовщику остается только загрузить машину в точном соответствии с распечатанной накладной.

Еще одна группа проблем связана с консигнационными предприятиями. Им нужно точно знать, какие товары следует оплачивать поставщикам, ибо за них уже получены деньги от покупателей. Специально для таких магазинов в "Компас" включена подсистема позиционного учета взаиморасчетов, позволяющая соотнести приходы, продажи и оплаты поставщику по конкретной партии товара. Отмечается, сколько именно штук, килограммов и т.д. было оплачено каждой платежкой или кассовым ордером. С помощью данной программы можно автоматизировать подготовку платежных документов каждому поставщику так, чтобы туда включались деньги только за уже реализованные изделия.

Как ни странно, но эта же подсистема оказалась необходимой и для тех торговых фирм, которые ведут упрощенный бухгалтерский учет. В первональной редакции правил "упрощенки" сказано, что в качестве налогооблагаемой суммы выступает разница между деньгами, полученными за реализованный товар, и его закупочной стоимостью. Но в последнее время налоговые инспекции все чаще требуют, чтобы из-под налогообложения выводились только те суммы, которые к концу отчетного периода реально были заплачены поставщику. Печать данных для книги доходов и расходов с учетом этих жестких требований также включена в подсистему позиционных взаиморасчетов.

Особой разновидностью предприятий розничной торговли являются классические комиссионные магазины (или в просторечии "комки"). Их характерной особенностью является так называемый "поквитанционный учет". На каждый сданный товар комитенту выдается квитанция. Корешок этой квитанции или ярлык, в котором зафиксирован ее номер, прикрепляется к изделию, выставленному на продажу. Для реализации этой системы учета в состав "Компаса" пришлось включить специальный модуль, который так и называется "Комиссионный магазин". Каждая квитанция учитывается отдельно. При фиксации продаж (ее можно осуществлять автоматически на основе связи с кассовым аппаратом) делается ссылка на конкретную строчку конкретного приходного документа, после чего раз в день формируются списки на выплату комитентам. Включение в список можно осуществлять с задержкой, которая определяется пользователем на основании принятой учетной политики. Как правило, эта задержка соответствует нормативному сроку возврата товара.

Модуль позволяет автоматически удерживать с комитентов подоходный налог в соответствии с действующим законодательством и составлять отчеты в районные налоговые инспекции. Для этого в программе ведется база паспортных данных комитентов.

Программа снабжена процедурой автоматической уценки товаров на основе анализа времени, которое товар пролежал на полке, и справочника норм уценки. Ведется архив истории уценок.

Буквально несколько слов об остальных подсистемах "Компаса", которые также необходимы для полной автоматизации розничной фирмы. Они позволяют выпускать всю необходимую налоговую отчетность, основанную на сведениях о товарообороте, взятых из торговой подсистемы, вести книгу покупок, интегральный учет взаиморасчетов с поставщиками, учет основных средств и расчет амортизации и т.д. Стандартная "розничная" поставка снабжена набором типовых бухгалтерских операций, использующихся в этом виде торговли. Впрочем, этот набор — не догма. Каждый бухгалтер может пополнить его собственными "ноу-хау".

Некоторую специфику в розничных магазинах имеет учет труда и заработной платы. В основном это связано с нестандартными графиками работы продавцов — попробуйте обойтись без них там, где торговля ведется в выходные, а то и круглосуточно! Далеко не все программы расчета зарплаты способны учесть все разнообразные варианты "сменки" и правильно произвести необходимые начисления. В соответствующих модулях "Компаса" имеется возможность разбить весь персонал на категории, установить для каждой категории свою систему оплаты (посменную, подневную, почасовую, сдельную — от выручки, с учетом ночных, вечерних, сверхурочных, если вы этого пожелаете), вести табель рабочего времени в соответствии с выбранной системой и рассчитывать зарплату автоматически по заполненному табелю (или его итоговым графам) и нормативным фондам рабочего времени в оплачиваемом месяце. Эти нормативные фонды тоже определяются автоматически, но могут быть и откорректированы в соответствии с принятыми на фирме требованиями.

Для клиентов "Компаса" не представляют ни малейшей трудности такие виды начислений, как материальная помощь, дотации на служебное питание и многое другое... Практически систему можно настроить на любые коды начислений и удержаний, в том числе и чисто регионального свойства (например, "северные"). Разработчики гарантируют полное соответствие всех правил начислений и удержаний действующему законодательству. Естественно, что поддерживаются все необходимые виды отчетности как в печатном, так и в электронном виде.

В заключение еще об одной специфической особенности программных пакетов серии "Компас". Не секрет, что многие крупные магазины предпочитают автоматизировать работу торгового зала с помощью специализированных программных систем, жестко завязанных с фирменным торговым оборудованием. В то же время такое ПО не позволяет осуществить сквозную автоматизацию управления предприятием, решая только непосредственные оперативные задачи.

Будучи открытой системой, "Компас" может использоваться совместно с такими пакетами. Одним из наиболее наглядных примеров является проект по автоматизации крупного петербургского универсама "Литовский дом", где для работы в торговом зале используется ПО "Инфоарт" на базе SQL-сервера Informix, а все остальные финансовые и управленческие подсистемы реализованы на программах серии "Компас", которые автоматически получают из "Инфоарта" необходимые сведения о товарообороте.

Гл.эксперт ООО "Компас",
к.т.н. Игорь Якобсон



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"