Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Научно технический центр "Интербит"

Логистика 1.2 — Система управления запасами

Компонент, дополнение к типовой конфигурации 1С:Торговля 7.5, 7.7

Основная цель компонента — оптимизация закупок и эффективное управление складскими запасами.

Компонент позволяет решать следующий круг задач:

Введение в проблематику

В последние годы в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Термин "логистика", известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Начало широкого использования логистики в экономике приходится на 60–70-е годы и связано с достижениями в области коммуникационных технологий. Появившаяся возможность сквозного мониторинга всех этапов движения товаров, сырья, деталей позволила отчетливо увидеть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками. Явный экономический выигрыш, получаемый от использования логистики в экономике, способствовал ориентации на сотрудничество в области продвижения товаров.

В основном логистику рассматривают как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения. Управление материальным потоком складывается из двух частей:

В предлагаемой настройке рассматриваются два аспекта логистики: закупочная логистика и управление запасами. Для понимания функционирования программной настройки рассмотрим их подробнее.

Закупочная логистика

Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления.

Для обеспечения предприятия всем вышеперечисленным необходимо решить ряд задач:

Что, сколько и у кого закупить — задачи сложные по своей природе. В России их решение осложнено еще и тем, что в недавнем прошлом предприятия эти задачи в полном объеме не решали вообще, так как ресурсы распределялись. Это также является одной из причин отсутствия высококвалифицированных специалистов в области закупок.

Тем не менее, руководство многих фирм давно осознало, что планирование связей с рынком поставок имеет такое же важное значение для успешного функционирования, как и планирование рынка сбыта. В условиях насыщенности рынка закупки, производимые фирмой, могут оказать значительное воздействие на рост ее прибыли, наряду с продажей продукции.

Практически новое отношение к функции снабжения реализуется через разработку плана или основных положений стратегии закупок. Политика снабжения вырабатывается на основании анализа двух аспектов: важности предполагаемой закупки и особенностей рынка поставок.

Тем не менее, эти задачи можно разделить на два типа:

Выбор поставщика, в основном, принято решать двумя методами.

Первый — анализ возможных вариантов и предложений — осуществляет торговый агент фирмы, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщика, исходя, прежде всего, из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие проблемы. Все вопросы обычно решаются с помощью современных средств связи, обмен официальной документацией сведен к минимуму.

Второй метод заключается в коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок компании, так и на уровне взаимодействия вышеназванного отдела с производственным, отделом контроля качества либо отделом сбыта.

Анализ, определение потребности и расчет количества заказываемых материалов также имеет определенные методы решения. Практически все они основаны на анализе информации о том, как использовались аналогичные материалы в прошлом.

Рис. 1

Первоначально решение этих проблем искалось в определенной программе производства конечного продукта. Необходимость планирования обусловлена тем, что основная масса задержек в процессе производства связана с запаздыванием поступления отдельных комплектующих, в результате чего, как правило, параллельно с уменьшением эффективности производства, на складах возникает избыток материалов, поступивших в срок или ранее намеченного срока. Кроме того, вследствие нарушения баланса поставок комплектующих, возникают дополнительные осложнения с учетом и отслеживанием их состояния в процессе производства, то есть фактически невозможно было определить, например, к какой партии принадлежит данный составляющий элемент в уже собранном готовом продукте. С целью предотвращения подобных проблем, была разработана методология планирования потребности в материалах MRP (Material Requirements Planning). В этом случае речь идет о зависимом спросе, который рассчитывается при помощи данной методики. Принцип ее прост: исходная точка — это предсказуемый или известный спрос на конечную продукцию. Главной задачей MRP является обеспечение гарантии наличия необходимого количества требуемых материалов (комплектующих) в любой момент времени в рамках срока планирования, наряду с возможным уменьшением постоянных запасов, а следовательно — разгрузкой склада. Преимущество применения методики планирования потребности в материалах заключается в том, что закупки (и производство) планируются, исходя из потребностей в конечном продукте.

Тем не менее, эта система может дать сбой, если параметры заказов (спрос потребителей, возможности поставщиков) колеблются. С целью увеличить эффективность планирования было предложено ввести в рассмотрение более широкий спектр факторов при проведении планирования, путем введения дополнительных функций. Дополнительные функции осуществляют обратную связь в системе, обеспечивающую гибкость планирования по отношению к внешним факторам, таким как уровень спроса, состояние дел у поставщиков и т.п. Это привело к созданию улучшенной системы MRP-2. Цель такой системы — так спланировать поставку всех комплектующих, чтобы исключить простои производства и минимизировать запасы на складе. Уменьшение запасов материалов, кроме очевидной разгрузки складов и уменьшения затрат на хранение дает ряд неоспоримых преимуществ, главное из которых — минимизация замороженных средств, вложенных в закупку материалов.

В закупочной логистике выделены три основных метода закупок:

а также различные комбинации перечисленных методов.

Каждый из методов имеет свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать.

Запасы в логистике

Материальные запасы — это находящиеся на разных стадиях производства и обращения товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.

Если бы вся цепь участников, обеспечивающих превращение первичного сырья в товары народного потребления и продвижение этих товаров, работала как единый механический конвейер, время ожидания можно было бы свести к нулю. Однако в реальной жизни обойтись без такого ожидания нельзя, и оно приводит к созданию материальных запасов.

Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Основные виды затрат, связанные с созданием и содержанием запасов, таковы:

Однако отсутствие запасов — это тоже расходы, или, вернее, потери. К основным потерям из-за отсутствия запасов относят:

Основные мотивы создания запасов можно описать следующим образом:

Все запасы предприятия принято делить на три части:

Отчеты в Логистике 1.2

На первом шаге работы с настройкой пользователь может задать нормы товарных запасов вручную, используя опыт компании. Однако, при отсутствии жестко заданного минимального и максимального запасов, их расчет можно проводить на промежуточных этапах из текущего объема продаж.

Анализ товарных запасов

Отчет (см. рис. 1) позволяет определить группу Сверхлимитов — товаров, запас которых превышает максимальный товарный запас, необходимый для торговли с существующим объемом продаж. Анализ отчета позволяет сделать выводы либо о снижении цен, либо об увеличении активности в продвижении данного товара. Как и последующие, данный отчет позволяет работать с различными складами (торговыми точками фирмы, имеющей территориальную распределенность.

Отчет также позволяет определить группу Дефицитов — товаров, запас которых ниже минимально допустимого. Это означает, что количество попавшего в отчет товара недостаточно для торговли в течение заданного числа дней (или меньше жестко заданного минимума). На основании отчета возможны выводы о заказе новой партии товара, или об изменении ценовой политики по отношению к нему.

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Контроль товарных запасов

Отчет позволяет оценить товарные запасы в количественно-временном разрезе. Становится видно, каковы текущие продажи, на сколько дней торговли хватит запаса, если не предпринять адекватных ситуации мер.

Расход товара за период

Отчет позволяет проанализировать продажи за выбранный период с разбивкой на дни, недели, месяцы (в зависимости от интервала анализа). Отчет позволяет наглядно сравнить продажи, текущий остаток и минимальный (максимальный) запас.

Отчет позволяет наглядно отследить динамику продаж, своевременно среагировать на изменение спроса.

Заказ товара

Если товаров на складе становится недостаточно для продолжения торговли (меньше минимального запаса), встает задача заказа товара поставщику. В настройке заложено два основных способа заказа товара: с фиксированным объемом заказа и с фиксированным временем заказа. Фиксированный объем заказа используется в случае, когда существует минимальная партия поставки — например, один вагон. Есть потребность или нет, но заказать треть вагона бывает возможно не всегда, в таких случаях приходится выбирать срок поставки. В случае определенной периодичности поставок необходимо определять объем заказа и здесь предлагается использовать систему заказов с фиксированным временем. Выбрав принятую с поставщиком схему заказа, можно получить отчет, рекомендующий срок (объем) заказа.

Заказ с другого склада

Кроме заказа у поставщика существует возможность для организаций с распределенными складами и торговыми точками проводить внутреннее перемещение товара для его более эффективного использования. Стандартной является ситуация с перемещением товара с основного склада фирмы на удаленную торговую точку или с одной точки на другую. Настройка позволяет реализовать такой внутрифирменный заказ и более эффективно распорядиться общим товарным запасом компании.

Заключение

Данная настройка позволяет существенно облегчить работу по управлению товарными запасами компании.

Конечно, настройка дает только рекомендательные значения, а не полностью заменяет товароведа, менеджера по заказам. Однако возможность обратить внимание на определенный товар и проанализировать его продажи, сравнить текущие складские запасы с оптимальными позволят избавиться от дополнительных затрат на содержание товарных излишков, разморозить капитал и вложить его в развитие бизнеса.

Федосеев Борис Валерьевич



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"