Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

ЗАО “Овионт”

Программное обеспечение казначейского исполнение бюджета

Актуальность автоматизации бюджетного процесса повышается в связи с требованиями Бюджетного Кодекса перехода на казначейское исполнение бюджета всех уровней власти.

На рынке систем автоматизации казначейств в настоящее время действуют несколько небольших компаний-разработчиков.

Функциональные возможности программных средств, предлагаемых этими компаниями в большей или меньшей степени автоматизируют этапы бюджетного процесса.

При оценке ПС различных фирм-разработчиков эксперты используют различные критерии: функциональные возможности, затраты на приобретение и поддержку, устойчивость к изменению законодательства, перспективность примененных программно-аппаратных средств, открытость систем для пользователя в части самостоятельной модернизации.

Проблема комплексной автоматизации бюджетного процесса заключается в особенностях регионального законодательства в бюджетной сфере, которое только с принятием бюджетного Кодекса РФ и утверждением ряда приказов (15н и др.) Министерства Финансов РФ приводится к одному стандарту.

Это приводит к необходимости дорабатывать подобные системы и исключает возможность промышленного тиражирования ПС, особенно в случае автоматизации региона или крупного муниципального образования. Однако вариант доработок и настройки под заказчика остается, так как он позволяет учитывать особенности конкретного региона в получении аналитических материалов по бюджету.

Актуальность разработок в этом направлении только растет.

ЗАО “ОВИОНТ” является генеральным подрядчиком работ по Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления по направлению информатизации.

Разработанные им программные средства информационной системы управления муниципальными финансами (ПС ИСУМФ) предназначены для автоматизации процессов казначейского исполнения бюджетов разных уровней. Разработки выполнены на основе норм Бюджетного кодекса 2000 года и Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов.

ПС ИСУМФ рекомендовано Министерством по делам Федерации и национальностей к внедрению в сфере управления муниципальными финансами.

В октябре 2000 года на заседании рабочей группы Министерства Финансов Правительства Московской области, посвященном подведению итогов работы по изучению и анализу возможностей автоматизированных систем казначейского исполнения бюджета, были отданы предпочтения автоматизированному комплексу ИСУМФ (“ОВИОНТ”) и адаптированному разработчиком совместно с ОАО “К-М Бизнес” для работы в Московской области.

В настоящее время программный комплекс проходит опытную эксплуатацию в городах: ИРКУТСК, КОРОЛЕВ, ИСТРА (Моск. обл.), ПОКРОВ, ЗАТО “РАДУЖНЫЙ” (Влад.обл.), где отрабатываются различные варианты организации форм казначейского исполнения бюджета, как правило, на одном из направлений бюджетной сферы. Только г. Покров перешел сразу на исполнение муниципального бюджета в полном объеме по казначейской схеме.

Программный комплекс казначейского исполнения бюджета (ИСУМФ ЗАО “Овионт”)

Рис. 1

Предлагаемая система является уникальной разработкой, обеспечивающей формирование и исполнение местных и других бюджетов как в доходной, так и в расходной частях, пунктуально следуя существующей нормативной базе, реализуя все задачи бюджетного процесса и полного контроля за использованием бюджетных средств в соответствии с бюджетной классификацией.

Разработка системы с самого начала велась целевым образом как система казначейского исполнения бюджета опытным коллективом, владеющим предметной областью и современными информационными технологиями, и поэтому, не имеет недостатков, присущих системам, адаптированным под казначейское исполнение бюджета.

Архитектура ИСУМФ позволяет адаптировать ее к любому уровню организационных структур, финансируемых за счет средств Федерального бюджета. Особенностью системы является автоматизация процедур бюджетного процесса на основе ведения бухгалтерского учета, что позволяет получать информацию в любом разрезе аналитического учета.

ИСУМФ первоначально предназначалась для автоматизации процесса казначейского исполнения местных бюджетов, поэтому дальнейшее описание ИСУМФ приводится в привязке к муниципальным образованиям.

Основой для построения программных процедур информационной системы управления местными финансами является Бюджетный Кодекс РФ (БК), а также инструкции Минфина РФ, утвержденные приказами № 15н от 17.02.2000, № 46н от 19.04.2000, № 55н от 13.08.1999 и № 106н от 30.12.1999 по бухгалтерскому учету, учету обязательств и ведению лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета.

В соответствии с указанными нормативными документами, а также на основе анализа реальных процессов исполнения местных бюджетов в ряде муниципальных образований (МО), строятся программные и организационные процедуры, обеспечивающие выполнение бюджетного процесса средствами ИСУМФ на всех его этапах. При этом в рамках ИСУМФ реализованы особенности бюджетного контроля в традиционном и казначейском вариантах исполнения местного бюджета.

И в том и другом вариантах система обеспечивает проведение бюджетного учета как при использовании расчетных счетов в кредитных организациях, так и с применением лицевых счетов, открываемых органом, исполняющим бюджет.

Возможность ведения учета двумя способами одновременно позволяет осуществить плавный переход от традиционного к казначейскому исполнению бюджета, применяя различные формы организации бюджетного процесса.

В составе средств бюджетного контроля при казначейском исполнении бюджета отрабатываются все процедуры санкционирования и контроля за целевым характером совершаемых расходов, а также обеспечивается контроль за внебюджетными средствами учреждений.

ИСУМФ реализует концепцию функционирования единого счета для консолидации доходов и осуществления расходов. В системе обеспечивается единство системы учета и отчетности на основе единой системы бухгалтерского учета, построенной на едином плане счетов (инструкция 15н) и единой бюджетной классификации, с отражением в учете всех стадий исполнения бюджетов, включая операции по доведению бюджетных ассигнований и лимитов, регистрации бюджетных обязательств и др. В системе ведется Главная книга, учет обязательств бюджетных учреждений с контролем по лимитам, учет кредиторской задолженности, обеспечивается возможность увязки доходов и расходов, ведется реестр получателей и распорядителей бюджетных средств.

В качестве средств разработки моделей применялись CASE-средства фирмы SYBASE и PLATINUM.

Первым этапом работы с ИСУМФ является настройка ПС на конкретное муниципальное образование, после чего ПС способно решать следующие задачи этапов бюджетного процесса:

Реализацию этих задач в рамках ПС ИСУМФ обеспечивают следующие функциональные блоки.

  1. “Настройка системы”.
  2. “Составление прогноза доходной части бюджета МО”.
  3. “Исполнение бюджета по доходам и расходам” (казначейское и/или традиционное).
  4. “Бухгалтерский учет”.
  5. “Справочники”.
  6. “Отчеты”.
  7. “Контекстно-зависимая система диалоговой помощи”.

Состав автоматизированных рабочих мест комплекса и набор выполняемых ими функций зависит от организационной структуры органа, исполняющего бюджет, и является предметом настройки функциональных блоков при внедрении (рис. 2)

Описание задач, решаемых системой

Программный комплекс ИСУМФ обеспечивает точное следование положениям Бюджетного Кодекса РФ на всех этапах решения задач исполнения бюджета, полный набор функций контроля при казначейском исполнении бюджета и учет движения средств на лицевых счетах бюджетополучателя.

Настройка системы

Работа начинается с заведения параметров муниципального образования, списка пользователей системы и конфигураций рабочих мест. Все операции в процессе работы регистрируются системой, так что Администратор системы в любой момент времени может определить, кто является автором тех или иных действий по вводу и корректировке данных.

Следующим этапом является заполнение местных справочников, в которых хранится информация:

Справочники общероссийского уровня (КД, ППП, КЦСР, ФКР, ЭКР, КВР) поставляются вместе с системой и могут дополняться и корректироваться в процессе работы, например в случае изменения законодательства (рис. 3).

Прогнозирование доходной части бюджета

Программное обеспечение (ПО) прогнозирования доходной части бюджета территории (муниципального образования, района, области и т.д.) представляет собой инструментальные средства, позволяющие формировать различные варианты доходной части бюджета территории в зависимости от значений варьируемых параметров. При этом, варьируя параметры расчетов и получая различные варианты прогноза доходов, фактически можно реализовать возможность прогнозирования последствий принимаемых управленческих решений по тем или иным показателям в доходной части бюджета. Кроме того, варьируя параметры регулирующих налогов, можно предусмотреть возможное влияние последствий их изменения на доходы регионального и местного бюджета.

Методически алгоритмы расчетов по каждому виду дохода базируются на положениях соответствующих законов и утвержденных нормативных документов:

ПО прогноза доходной части бюджета МО может применяться как в составе Информационной Системы Управления Местными Финансами, так и автономно. Имеется вариант сетевого и однопользовательского режима работы.

Программный комплекс позволяет произвести поквартальную и помесячную разбивку общего объема доходов. Разбивка может производиться как вручную, так и в определенных пропорциях в целом или по группам кодов классификатора доходов.

Программа автоматически производит контроль правильности поквартальной и помесячной разбивки бюджетной росписи и не позволяет ее перевести в статус утвержденной при наличии ошибок (рис. 4).

В случае, когда за отдельные статьи отвечают разные исполнители, можно сформировать “профиль” пользователя и предоставить ему автоматизированный вариант работы в пределах только тех статей, за которые он отвечает.

Имеется возможность ввода плановых показателей доходной части бюджета без применения ПО “Прогноз доходной части бюджета МО”.

Планирование расходной части бюджета

В процессе планирования формируются данные по заявкам бюджетополучателей в виде смет расходов в привязке к статьям функционального классификатора с разбивкой по экономическим статьям расходов.

Рис.2. Главное окно (варианты настройки)

Рис.3. Справочники

Рис.3. Роспись бюджета. Доходы

На основе этих данных формируется общий план расходов, получаемый в виде документа — проекта расходной части бюджета. После анализа доходной и расходной части бюджета осуществляется их увязка, как правило, путем уменьшения расходных статей бюджетополучателей.

Эта процедура итерационная, и ИСУМФ помогает получать новые варианты расходной части до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный вариант бюджета и по доходам, и по расходам. По завершении процесса увязки плановый вариант бюджета поступает в представительный орган на утверждение. В системе предусмотрена возможность перевода проекта бюджета в статус “утвержденный” с реквизитами представительного органа, после чего корректировка данных по бюджету недопустима до тех пор, пока не будет произведено утверждение корректировок бюджета. Новый вариант бюджета становится действующим после утверждения изменений к нему.

После утверждения бюджета осуществляется формирование бюджетной росписи. Бюджетная роспись — это представление утвержденного бюджета с поквартальной и помесячной разбивкой доходной части бюджета по каждой из статей доходов и расходов по бюджетополучателям. Бюджетная роспись утверждается исполнительным органом МО. Процесс формирования бюджетной росписи завершается формированием уведомлений о бюджетных ассигнованиях для получателей бюджетных средств.

Формирование аналитических форм бюджетной росписи в различных разрезах бюджетной классификации

В системе имеется набор форм, позволяющих анализировать бюджетную роспись в различных разрезах, а именно:

Перечисленные формы могут быть получены как в общем объеме показателей, так и с поквартальной разбивкой, а также с учетом корректировок бюджета на определенную дату.

При получении этих форм имеется возможность автоматического суммирования по уровням кодов бюджетной классификации.

Корректировка росписи бюджета по доходам и расходам

Система позволяет на основании решений исполнительного и представительного органов власти производить корректировку бюджетной росписи в пределах их компетенции, регламентированной бюджетным кодексом. Реализовано это в отдельных процедурах и позволяет сохранять первичную роспись бюджета и вести динамику ее изменений. В связи с этим, отчетные формы по росписи бюджета могут быть получены по состоянию на любую дату с учетом проведенных изменений.

Формирование лимитов бюджетных обязательств

В соответствии с бюджетным кодексом, “лимиты бюджетных обязательств для распорядителей и получателей бюджетных средств утверждаются органом, исполняющим бюджет, на основе проектов распределения, утвержденных главными распорядителями бюджетных средств”. В системе имеется специальная функция, при помощи которой из росписи расходов по лицевым счетам автоматически формируются лимиты бюджетных обязательств главного распорядителя бюджетных ассигнований на квартал и/или на месяц. В процессе распределения лимитов происходит их построчный контроль на соответствие общему объему бюджетных ассигнований в расчете на квартал. На основе лимитов бюджетных обязательств в системе формируются уведомления бюджетополучателям. Бюджетополучатели осуществляют свои расходы в соответствии с выделенными лимитами. По ним же (лимитам) происходит контроль расходования средств при казначейском исполнении бюджета.

Регистрация средств, поступающих в доход МО, в том числе взаимозачеты

В процессе исполнения доходной части бюджета ИСУМФ позволяет фиксировать поступающие средства и зачислять их в доход муниципального образования. При обработке банковской выписки по доходам автоматически происходит формирование бухгалтерских проводок, соответствующих зачислению классифицированных доходов или неклассифицированных доходов, либо ошибочно перечисленых, либо требующих классификации. На основе регистрации этих бухгалтерских операций формируются соответствующие отчеты о поступивших средствах, регистры бухгалтерского учета и аналитические сведения по плательщикам и статьям доходов. Если орган, исполняющий бюджет, имеет несколько расчетных счетов, система позволяет получать интегральные сведения по всем счетам. При наличии встречных обязательств бюджета и налогоплательщиков предусмотрена процедура взаимозачетов с соответствующим документальным оформлением.

Регистрация договоров на поставку товаров и услуг

Для проведения контроля целевого использования бюджетных средств, в ИСУМФ реализованы функции учета денежных обязательств бюджетополучателей в форме расшифровок договоров с подрядными организациями на поставку товаров и услуг. Эти расшифровки содержат сведения о поставщике, общем объеме договора, помесячном графике платежей и бюджетной классификации расходов. Учет этой информации дает возможность более точно планировать распределение лимитов бюджетных обязательств и обоснованно осуществлять расходование бюджетных средств путем формирования плана финансирования, а также осуществлять прямые платежи с единого счета финансового органа на расчетные счета подрядных организаций бюджетополучателей с одновременным учетом кассовых расходов на лицевых счетах бюджетополучателей.

Учет ценных бумаг, ссуд и кредитов

В ИСУМФ реализован учет операций по источникам финансирования дефицита бюджета муниципального образования в виде ряда процедур, выполняющих функции учета ссуд, кредитных договоров, муниципальных гарантий, ценных бумаг, всех муниципальных обязательств по ним и оперативного обеспечения их выполнения. Формируются графики погашения ссуд, начисления процентов, реестры ценных бумаг, кредитных договоров и другие документы, отображающие динамику движения средств по различным источникам финансирования дефицита бюджета. Ведется учет кредиторской задолженности.

Финансирование и контроль расходования бюджетных средств

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств с выполнением всех предписанных бюджетным кодексом процедур контроля расходования средств. В процессе подтверждения денежных обязательств осуществляется проверка на возможность их исполнения в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, наличных денежных средств на едином счете бюджета, на соответствие поставленным на учет расшифровок договоров, сметам расходов и бюджетной классификации.

Выполнению этих процедур предшествуют процедуры: формирование проекта распределения финансирования расходов и формирование распоряжений на финансирование расходов бюджетополучателей. Выполняются операции по расчетам с юридическими лицами и ведение картотек № 1 и № 2 (“платежные очереди”) в соответствии с инструкцией № 15н (форма 0512027). Осуществляется ведение лицевых счетов бюджетополучателей путем учета движения денежных и других средств и операций с ними, производимых в процессе исполнения бюджета. Обеспечиваются операции с наличными деньгами, выверка отчетов бюджетополучетелей, информационное обслуживание бюджетополучателей.

Бухгалтерский учет исполнения бюджета

Бухгалтерский учет исполнения местного бюджета полностью построен на положениях, плане счетов и документах инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной приказом Минфина № 15н от 17.02.2000 года.

Проведение всех операций бухгалтерского учета в соответствии с корреспонденцией счетов осуществляется в процессе обработки данных при выполнении тех или иных программных процедур и отражается в Главной книге. Одновременно в системе: ведется расчет сальдо по лицевым счетам и другим аналитическим признакам; формируется журнал операций; все операции бухгалтерского учета отражаются на лицевых счетах бюджетополучателей; обеспечивается полная аналитика по лицевым счетам.

Формирование внешней отчетности и обеспечение внутреннего документооборота

ИСУМФ формирует полный перечень выходных форм, регламентированных инструкцией 15н, и ряд дополнительных форм, применяемых на практике в органах, исполняющих бюджет. Для удобства использования большинства выходных форм реализован их экспорт в среду EXCEL. Ведется разработка генератора отчетов для расширения состава отчетных документов.

Используемые средства и технологии реализации ИСУМФ

При разработке ПС ИСУМФ применены:

ПС могут быть адаптированы к работе с различными SQL — серверами.

Условия поставки ПС

ЗАО “ОВИОНТ” передает ПС вместе с исходными текстами программ и разработанной технологией создания приложений. Это позволяет пользователю в меньшей степени зависеть от разработчика, вести самостоятельно сопровождение ПС и его развитие и, кроме того, использовать среду разработки для других приложений. Мы проводим обучение пользователей применению средств разработки, которые выходят за рамки стандартного POWER BUILDER.

Поставка ПС включает:

Годовая поддержка включает:

Доработка программного средства осуществляется на основе дополнительных соглашений по частным техническим заданиям Заказчика.

Разработчик ведет постоянную модификацию системы в соответствии с изменяющимся законодательством.



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"