Компьютер в бухгалтерском учете и аудите 2001'4 |
|||||||
|
Консалтинговая компания «ВИП Анатех»
В данной статье авторы делятся своими знаниями и практическим опытом, приобретенным при выполнении ряда консалтинговых проектов за последние пять лет.
Характерной особенностью современного этапа развития рыночных отношений в России является наличие наряду с традиционными крупными предприятиями большого количества средних и мелких предприятий разных форм собственности. Другой особенностью является высокая динамика изменений внешней среды. В этих условиях критический анализ практического опыта работы различных предприятий позволит, с одной стороны, выработать общие подходы к организации эффективной хозяйственной деятельности, а с другой, — учиться на ошибках других.
Современная, сложная и динамичная рыночная среда требует от российских предприятий постоянного совершенствования своих систем управления и информационных систем их поддержки. Одним из основных направлений создания эффективной системы управления предприятием является применение процессного подхода к организации и управлению финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
В настоящее время на российских предприятиях доминирует применение структурного подхода к организации и управлению финансово-хозяйственной деятельности.
Структурный подход основан на использовании различных типов организационной структуры предприятия, как правило, иерархической. В этом случае организация и управление деятельностью осуществляется по структурным элементам (бюро, отделам, департаментам, цехам и т.п.), а взаимодействие структурных элементов — через должностных лиц (начальников отделов, департаментов и цехов) и структурные подразделения более высокого уровня.
Недостатками структурного подхода к организации и управлению деятельностью предприятия являются следующие:
разбиение технологий выполнения работы на отдельные, как правило, несвязанные между собой фрагменты, которые выполняются различными структурными элементами организационной структуры;
отсутствие цельного описания технологий выполнения работы, в лучшем случае существует только фрагментарная (на уровне структурных элементов), и то не совсем актуальная документируемость технологий;
отсутствие ответственного за конечный результат и контроль над технологией в целом, а также ориентации на клиента (внешнего или внутреннего);
отсутствие ориентации на внешнего клиента, а также внутренних потребителей промежуточных результатов деятельности;
высокие накладные расходы, как правило, непонятно откуда появляющиеся;
неэффективность информационной поддержки, обусловленная наличием «лоскутной» автоматизацией деятельности отдельных структурных элементов и неудачными попытками внедрения корпоративных информационных систем.
Несколько по-иному обстоит дело при процессном подходе. Этот подход ориентирован, в первую очередь, не на организационную структуру предприятия, а на бизнес-процессы, конечными целями выполнения которых, является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей.
На основе практики ведения консалтинговых проектов на российских предприятиях был разработан методологический подход оказания консалтинговых услуг по реорганизации деятельности предприятий компании «ВИП Анатех» (см. рис. 1). Определим основные понятия, которые использует данный подход.
Под процессным подходом к организации и управлению деятельностью предприятием понимается ориентация:
деятельности предприятия на бизнес-процессы,
системы управления предприятия на управление как каждым бизнес-процессом в отдельности, так и всеми бизнес-процессами предприятия,
системы качества предприятия на обеспечение качества технологий выполнения бизнес-процессов, в рамках существующей или перспективной организационно-штатной структуры и организационной культуры предприятия.
Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе взятые, создают результат (продукт, услугу), имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика. В качестве клиента может быть другой бизнес-процесс.
Бизнес-процесс — это цепочка работ (операций, функций), результатом которой является какой-либо продукт или услуга. В цепочку обычно входят операции, которые выполняются структурными элементами, расположенными на различных уровнях организационной структуры предприятия.
Процессный подход требует выделения и классификации бизнес-процессов. Как правило, основу для классификации бизнес-процессов составляют четыре базовых категории:
основные бизнес-процессы;
обеспечивающие бизнес-процессы;
бизнес-процессы развития;
бизнес-процессы управления.
В процессе жизнедеятельности бизнес-системы за счет выполнения бизнес-процессов осуществляется достижение определенной совокупности целей. В общем случае совокупность целей имеет иерархический вид («дерево целей») и каждая цель имеет свой вес и критерий (количественный или качественный) достижимости.
В свою очередь бизнес-процессы реализуют бизнес-функции предприятия. Под бизнес-функцией понимают вид деятельности предприятия. Множество бизнес-функций представляют собой иерархическую декомпозицию функциональной деятельности предприятия. Таким образом, «дерево функций» представляет собой функциональное отражение реализации «дерева целей» предприятия.
Бизнес-функции связаны с показателями деятельности предприятия, из которых также можно построить «дерево показателей».
Эти показатели затем образуют систему показателей оценки эффективности выполнения бизнес-процессов. Как правило, Владельцы бизнес-процессов контролируют свои бизнес-процессы с помощью данной системы показателей. Наиболее общими показателями оценки эффективности бизнес-процессов являются:
количество производимой продукции заданного качества, оплаченное за определенный интервал времени;
количество потребителей продукции;
количество типовых операций, которые необходимо выполнить при производстве продукции за определенный интервал времени;
стоимость издержек производства продукции;
длительность выполнения типовых операций;
капиталовложения в производство продукции.
Процессная система управления и ее элементы тесно увязаны с концепцией контроллинга. Концепция контроллинга является стержнем, вокруг которого должны быть объединены основные элементы организации и управления деятельностью предприятия, а именно:
все категории бизнес-процессов и их затраты;
центры ответственности предприятия;
системы планирования и бюджетирования, формируемые на основе центров ответственности предприятия;
система управленческого учета, построенная на основе центров ответственности и их бюджетов;
система стратегического управления, основанная на анализе цепочки ценностей, анализе стратегического позиционирования и анализе затратообразующих факторов;
информационные потоки (документооборот), позволяющие оперативно фиксировать текущее состояние выполнения бюджетов центров ответственности;
мониторинг и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
выявление причин отклонений и формирование управляющих воздействий в рамках центров ответственности.
Под контроллингом понимают концепцию системного управления предприятием, обеспечивающую долгосрочное существование на основе:
координации управленческой деятельности по достижению целей;
эффективной информационной и консультационной поддержки управленческих решений;
создания и обеспечения функционирования КИнС управления;
обеспечения рациональности управленческого процесса.
Особое внимание должно быть уделено разработке комплексной модели предприятия, как основы для анализа, оценки и совершенствования бизнес-процессов.
Комплексная модель предприятия, как правило, состоит из (см. рис. 1):
моделей бизнес-процессов, входящих в выделенные классы;
моделей системы управления на уровне каждого бизнес-процесса и выделенных групп бизнес-процессов;
модели системы качества.
Структура системы управления, включая и управление качеством, построенная на основе процессного подхода, состоит из двух уровней, а именно, управления в рамках каждого бизнес-процесса, а также управления группой бизнес-процессов на уровне всего предприятия.
Разработка функционально-информационных моделей каждого бизнес-процесса ведется на основе концепции контроллинга, поэтому второй уровень декомпозиции модели любого бизнес-процесса должен состоять из следующих функций:
выполнить текущую деятельность;
анализировать результаты выполнения текущей деятельности;
формировать управляющее воздействие по изменению текущей деятельности.
Это позволяет отделить текущую деятельность Владельцев бизнес-процессов от их управленческой деятельности на уровне каждого бизнес-процесса. Кроме того, появляется возможность выделения ограниченного состава релевантных показателей по оценке эффективности выполнения каждого бизнес-процесса.
Модели бизнес-процессов, системы управления и системы качества предприятия могут быть разработаны с использованием различных CASE-средств в различных графических нотациях.
В настоящее время на российском рынке присутствуют достаточно много программных инструментальных средств, с помощью которых можно строить функциональные, информационные, стоимостные и имитационные модели бизнес-процессов, системы управления и системы качества предприятия. Например, BPwin, ERwin, Design/IDEF, EasyABC, Design/CPN, S-Designоr, CASE-Аналитик, Designer/2000, ReThink, ABC FlowCharter, Oracle*Case, Visible Analyst Workbench, EasyCASE, Silverrun, Westmount I-CASE, PRO-IV, Select Yourdon, программные продукты серии ARIS и т.д.
Интегрированная программная среда ARIS является инструментальным средством для поддержки системы управления предприятием.
Для создания и последующего применения комплексной процессной модели предприятия наиболее подходящим программным продуктом в настоящее время является ARIS Toolset. Инструментальное средство ARIS Toolset относится к категории интегрированных средств, предназначенных для:
моделирования, анализа и оценки бизнес-процессов предприятия;
построения и совершенствования процессной системы управления предприятием;
документирования бизнес-процессов в соответствии с требованиями международных стандартов;
разработки, внедрения и сопровождения корпоративной информационной системы.
Производителем программных продуктов серии ARIS является компания IDS Scheer AG — мировой лидер на рынке интегрированных систем.
Инструментальная среда ARIS Toolset (версия 5.0) поддерживает 130 моделей и методов для описания, анализа и оценки бизнес-деятельности предприятия, разработки и внедрения корпоративной информационной системы.
Дополнительные модули, расширяющие возможности базовой среды, можно использовать для:
калькуляции себестоимости и проведения функционально-стоимостного анализа бизнес-процессов (ARIS ABC);
проведения имитационного моделирования различных бизнес-случаев (ARIS Simulation);
организации удаленной работы (ARIS WebPublisher);
организации работы с документами на базе Lotus Notes (ARIS Connectivity for Lotus Notes);
создания и развития индивидуального программного обеспечения на основе применения различных интерфейсов со средствами разработки (Designer/2000, ERWin, PowerDesigner, Rational Rose и др.)
создания и реализации проектов информационных систем;
внедрения системы управления предприятием SAP R/3 (ARIS Easy Design и ARIS Toolset for mySAP.com);
организации взаимодействия с соответствующими модулями системы SAP R/3 (ARIS Connectivity for SAP R/3 HR, DataModels).
Использование ARIS-технологий для создания и сопровождения системы управления предприятием, имеет ряд преимуществ, а именно:
проведение классификации бизнес-процессов;
создание полных и согласованных моделей бизнес-процессов и их автоматизированная поддержка в актуальном состоянии;
автоматическое документирование бизнес-процессов;
мониторинг выполнения бизнес-процессов и анализ отклонений (Process Performance Management);
автоматизированная поддержка создания и сопровождения документации по системе управления качеством;
автоматизированное предоставление информации для проведения аудита;
возможность использования единого информационного пространства для выполнения таких проектов, как реинжиниринг бизнес-процессов, проектирование корпоративных информационных систем, функционально-стоимостной анализ, имитационное моделирование и др.;
возможность автоматизированной поддержки процесса перехода от менеджмента качества к глобальному управлению качеством (TQM);
создание и управление корпоративными знаниями и опытом.
С точки зрения стратегических целей, комплекс программных средств серии ARIS целесообразно использовать для организации среды, в которой функционирует процессная система управления предприятием.
Ивлев Владимир Анатольевич,
генеральный директор Российской консалтинговой компании «ВИП Анатех», к.т.н.
Попова Татьяна Владимировна,
директор по финансам и маркетингу, к.э.н.
Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"