Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Консалтинговая компания «ВИП Анатех»

Реорганизация деятельности предприятий: от структурной к процессной организации

В данной статье авторы делятся своими знаниями и практическим опытом, приобретенным при выполнении ряда консалтинговых проектов за последние пять лет.

Характерной особенностью современного этапа развития рыночных отношений в России является наличие наряду с традиционными крупными предприятиями большого количества средних и мелких предприятий разных форм собственности. Другой особенностью является высокая динамика изменений внешней среды. В этих условиях критический анализ практического опыта работы различных предприятий позволит, с одной стороны, выработать общие подходы к организации эффективной хозяйственной деятельности, а с другой, — учиться на ошибках других.

Современная, сложная и динамичная рыночная среда требует от российских предприятий постоянного совершенствования своих систем управления и информационных систем их поддержки. Одним из основных направлений создания эффективной системы управления предприятием является применение процессного подхода к организации и управлению финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

В настоящее время на российских предприятиях доминирует применение структурного подхода к организации и управлению финансово-хозяйственной деятельности.

Структурный подход основан на использовании различных типов организационной структуры предприятия, как правило, иерархической. В этом случае организация и управление деятельностью осуществляется по структурным элементам (бюро, отделам, департаментам, цехам и т.п.), а взаимодействие структурных элементов — через должностных лиц (начальников отделов, департаментов и цехов) и структурные подразделения более высокого уровня.

Недостатками структурного подхода к организации и управлению деятельностью предприятия являются следующие:

Несколько по-иному обстоит дело при процессном подходе. Этот подход ориентирован, в первую очередь, не на организационную структуру предприятия, а на бизнес-процессы, конечными целями выполнения которых, является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей.

На основе практики ведения консалтинговых проектов на российских предприятиях был разработан методологический подход оказания консалтинговых услуг по реорганизации деятельности предприятий компании «ВИП Анатех» (см. рис. 1). Определим основные понятия, которые использует данный подход.

Под процессным подходом к организации и управлению деятельностью предприятием понимается ориентация:

Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе взятые, создают результат (продукт, услугу), имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика. В качестве клиента может быть другой бизнес-процесс.

Бизнес-процесс — это цепочка работ (операций, функций), результатом которой является какой-либо продукт или услуга. В цепочку обычно входят операции, которые выполняются структурными элементами, расположенными на различных уровнях организационной структуры предприятия.

Процессный подход требует выделения и классификации бизнес-процессов. Как правило, основу для классификации бизнес-процессов составляют четыре базовых категории:

В процессе жизнедеятельности бизнес-системы за счет выполнения бизнес-процессов осуществляется достижение определенной совокупности целей. В общем случае совокупность целей имеет иерархический вид («дерево целей») и каждая цель имеет свой вес и критерий (количественный или качественный) достижимости.

В свою очередь бизнес-процессы реализуют бизнес-функции предприятия. Под бизнес-функцией понимают вид деятельности предприятия. Множество бизнес-функций представляют собой иерархическую декомпозицию функциональной деятельности предприятия. Таким образом, «дерево функций» представляет собой функциональное отражение реализации «дерева целей» предприятия.

Рис 1. Методологический подход к разработке системы управления

Бизнес-функции связаны с показателями деятельности предприятия, из которых также можно построить «дерево показателей».

Эти показатели затем образуют систему показателей оценки эффективности выполнения бизнес-процессов. Как правило, Владельцы бизнес-процессов контролируют свои бизнес-процессы с помощью данной системы показателей. Наиболее общими показателями оценки эффективности бизнес-процессов являются:

Процессная система управления и ее элементы тесно увязаны с концепцией контроллинга. Концепция контроллинга является стержнем, вокруг которого должны быть объединены основные элементы организации и управления деятельностью предприятия, а именно:

Под контроллингом понимают концепцию системного управления предприятием, обеспечивающую долгосрочное существование на основе:

Особое внимание должно быть уделено разработке комплексной модели предприятия, как основы для анализа, оценки и совершенствования бизнес-процессов.

Комплексная модель предприятия, как правило, состоит из (см. рис. 1):

Структура системы управления, включая и управление качеством, построенная на основе процессного подхода, состоит из двух уровней, а именно, управления в рамках каждого бизнес-процесса, а также управления группой бизнес-процессов на уровне всего предприятия.

Разработка функционально-информационных моделей каждого бизнес-процесса ведется на основе концепции контроллинга, поэтому второй уровень декомпозиции модели любого бизнес-процесса должен состоять из следующих функций:

Это позволяет отделить текущую деятельность Владельцев бизнес-процессов от их управленческой деятельности на уровне каждого бизнес-процесса. Кроме того, появляется возможность выделения ограниченного состава релевантных показателей по оценке эффективности выполнения каждого бизнес-процесса.

Модели бизнес-процессов, системы управления и системы качества предприятия могут быть разработаны с использованием различных CASE-средств в различных графических нотациях.

В настоящее время на российском рынке присутствуют достаточно много программных инструментальных средств, с помощью которых можно строить функциональные, информационные, стоимостные и имитационные модели бизнес-процессов, системы управления и системы качества предприятия. Например, BPwin, ERwin, Design/IDEF, EasyABC, Design/CPN, S-Designоr, CASE-Аналитик, Designer/2000, ReThink, ABC FlowCharter, Oracle*Case, Visible Analyst Workbench, EasyCASE, Silverrun, Westmount I-CASE, PRO-IV, Select Yourdon, программные продукты серии ARIS и т.д.

Интегрированная программная среда ARIS является инструментальным средством для поддержки системы управления предприятием.

Для создания и последующего применения комплексной процессной модели предприятия наиболее подходящим программным продуктом в настоящее время является ARIS Toolset. Инструментальное средство ARIS Toolset относится к категории интегрированных средств, предназначенных для:

Производителем программных продуктов серии ARIS является компания IDS Scheer AG — мировой лидер на рынке интегрированных систем.

Инструментальная среда ARIS Toolset (версия 5.0) поддерживает 130 моделей и методов для описания, анализа и оценки бизнес-деятельности предприятия, разработки и внедрения корпоративной информационной системы.

Дополнительные модули, расширяющие возможности базовой среды, можно использовать для:

Использование ARIS-технологий для создания и сопровождения системы управления предприятием, имеет ряд преимуществ, а именно:

С точки зрения стратегических целей, комплекс программных средств серии ARIS целесообразно использовать для организации среды, в которой функционирует процессная система управления предприятием.

Ивлев Владимир Анатольевич,
генеральный директор Российской консалтинговой компании «ВИП Анатех», к.т.н.
Попова Татьяна Владимировна,
директор по финансам и маркетингу, к.э.н.



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"