Компьютер в бухгалтерском учете и аудите 2001'4 |
|||||||
|
Фирма “Гримо-Сервис“
В рамках данной статьи рассмотрим автоматизацию мелкого производства с применением доработанной для учета нужд производства торговой части программного комплекса “ГРИМО“ фирмы “Гримо-Сервис“.
Если разложить по операциям схему автоматизации мелкого производства, то можно выделить следующие:
Прием материалов;
Перемещение материалов по подразделениям;
Преобразование материалов в полуфабрикаты;
Перемещение полуфабрикатов по подразделениям;
Преобразование полуфабрикатов в готовый продукт;
Перемещение продукта на склад;
Продажа готового продукта.
При этом, в случае производственной задачи, необходимо сопровождать каждую операцию информацией о:
Проценте выхода из материалов / полуфабрикатов готовой продукции;
Времени работы и составе рабочей смены, производящей готовую продукцию;
Норме выхода готовой продукции, произведенной одним рабочим (бригадой).
Такая схема может в реальном времени выявлять проблемы перерасхода материалов, недопроизводства продукции и д.р. негативные / позитивные тенденции, а так же персонализировать такие факты.
Теперь давайте рассмотрим описанные выше требования в контексте адаптации классической товарной (торговой) задачи, изначально предназначенной для автоматизации торговли.
Как правило, в торговых программах в полном объеме решены задачи:
Приема товаров (материалов);
Передачи их из подразделения в подразделение;
Отгрузки продукции на склад;
Продажи продукции.
Отсюда видно, что в классических товарных (торговых) задачах автоматизации остаются неохваченными следующие процессы:
Переработки материалов в полуфабрикаты (готовую продукцию);
Контроль расхода материалов;
Персонализация производственного процесса;
Контроль бригад, производящих продукцию.
Другими словами, для того, чтобы преобразовать торговую программу в производственную (в рамках вышеописанной схемы), необходимо нарастить уже существующие программы для обеспечения требований производства.
Давайте рассмотрим основные плюсы и минусы предлагаемого подхода к автоматизации производства. Среди плюсов можно отметить:
Наличие готовых и технологически отлаженных складских схем;
Наличие механизмов учета и продажи товара;
Наличие мощного дерева отчетности и аналитического аппарата;
Реализованная связь с бухгалтерским программным обеспечением;
И как следствие, низкую себестоимость комплекса и высокую надежность, уже отлаженных механизмов.
Очевидными минусами такого подхода могут быть:
Чрезмерная перегруженность производственной программы не присущей ей функциональностью;
В некоторых случаях, невозможность построения схемы, охватывающей все особенности производственного процесса.
Если из рассмотренных негативных пунктов, справедливым для Вашего производства является второй, то действительно Вам необходимо искать принципиально иной подход к решению проблем автоматизации.
В других случаях, перегруженность излишней функциональностью, с лихвой компенсируется относительно невысокой ценой такого программного комплекса и значительными вычислительными мощностями современных компьютеров.
В контексте данной статьи рассмотрим реализацию производственной части на примере программного комплекса фирмы “Гримо-Сервис“.
Рассматривая производственную часть программы, подробно остановимся на следующих элементах:
Контроль расхода материалов;
Контроль персонала, участвующего в производственном процессе;
Организация продаж готового товара со склада, в случае разнесенных территориально офисе продаж и склада продукции.
Надо отметить, что в этой статье остаются нерассмотренными блоки приема материалов, передачи их между подразделениями и превращения материалов в готовый продукт.
Эти блоки, естественно, входят в состав программного комплекса “ГРИМО“ и, на мой взгляд, принципы их работы прозрачны для любого пользователя, знакомого с аналогичными программами.
Для контроля расхода материалов (а также для блока производства) создан специальный справочник товаров / полуфабрикатов, где в состав каждого товара / полуфабриката могут входить другие товары, полуфабрикаты или материалы. Рис 1. Здесь же устанавливаются эталонные нормы расхода материалов.
Такая организация данных позволяет создавать справочник норм расхода любой сложности, как бы стирая различия между товарами, полуфабрикатами и материалами.
Теперь зная количество реально списанных материалов и количество произведенного товара, а так же нормы расхода, руководитель на любом участке производства и в любой момент времени, получает информацию о перерасходе / недорасходе исходных материалов.
Контроль работы персонала в программном комплексе “ГРИМО“ адаптирован к сменной (бригадной) организации работ в производстве.
Другими словами предполагается, что в каждом производственном подразделении (например, цехе или участке) в один момент времени работает одна группа лиц, возглавляемая своим руководителем (бригадиром). Работы производятся по заранее известному графику (время начала и окончания работ). Так же известны нормы выхода готовой продукции, изготавливаемой одним человеком или бригадой.
При такой организации работ, для контроля персонала, в программном комплексе “ГРИМО“ предусмотрен режим ввода и обработки следующей информации:
О приступающей к работе бригаде (бригадире);
Количестве человек в бригаде;
Дате и времени начала и окончания работ.
Эта информация логически неразрывна с данными о списанных в период производимых работ материалах и произведенной продукции.
Очевидно, что такая схема позволяет в любой момент времени и в разрезе любого подразделения или организации в целом, выявить негативные (позитивные) факты и тенденции, оперативно принять решение в изменившейся ситуации. Хочу лишь отметить, что в программном комплексе “ГРИМО“ аналитические отчеты руководителя персонализированы по бригадирам (бригадам).
Из множества схем организации продаж, предусмотренных в программном комплексе “ГРИМО“, в данной статье, рассмотрим одну, часто встречающуюся в фирмах, связанных с производством.
Особенности этой схемы в том, что офис продаж, где представлены образцы продукции или рекламная информация и находится кассовый аппарат, территориально или логически отделен от склада продукции.
То есть покупателю предлагается выбрать товары, получить консультацию и оплатить покупку в офисе продаж, а получить ее на складе по предъявленному чеку.
В целях повышения оперативности и улучшения качества обслуживания клиентов, фирма “Гримо-Сервис“ предлагает автоматизированное место кассира (в офисе продаж) и информационно связанный с ним блок локализации и выдачи товара (на складе).
Новизна подхода, предлагаемого фирмой “Гримо-Сервис“, состоит в том, что каждый чек, кроме привычных количества товара и суммы покупки, содержит уникальный код, выполненный на самом чеке в виде штрих-кода.
Так на складском компьютере по чеку, предоставленному покупателем, мгновенно при использовании сканера штрих кодов , становится доступным весь ассортимент оплаченных данным клиентом товаров. Вместе с информацией о месте хранения и оставшемся количестве.
Кроме того, работники склада, имеют возможность заранее (не дожидаясь покупателя) формировать партии товаров на отгрузку по уже оформленным в офисе продаж покупкам.
В этой статье невозможно описать все возможности и инновации, заложенные в программном комплексе “ГРИМО“. Среди них можно отметить следующие:
Гибкую, функционально полную систему работы со скидками, включая дисконтные карты;
Мощный администратор программных задач, позволяющий задать права доступа каждому пользователю на любой элемент программы;
Возможность использования нестандартных клавиатур (например, для встроенных систем, кассовых программ и др.), обеспеченную переопределением клавиш управления (как во многих компьютерных играх);
Мощное программное обеспечение кассира, позволяющее реализовать любую схему продаж, включая удаленные точки (с возможностью приема товара);
Полнофункциональный кассовый аппарат класса “POS-terminal“, реализованный на широко распространенных кассовых аппаратах “AMC-100Ф“ и “Samsung 250RF / 4615RF“.
Ефремов Ю.В.
Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"