Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Консорциум “Кодекс“

“ПОМОЩНИК БУХГАЛТЕРА“ — новый уровень консультационного сервиса

Совершенно новый уровень консультационного сервиса предложили в свое время разработчики информационно-консультационной системы “Помощник бухгалтера“. Основная задача, которая была заложена разработчиками в концепцию системы — помочь бухгалтеру решить проблему и таким образом “вывести“ его на нормативную базу. Система избавляла пользователя от необходимости искать сначала нужный документ (иногда по весьма “расплывчатым“ признакам), и затем в нем — решение своего вопроса, а позволяла сразу получить ответ на конкретный вопрос и (обязательно!) ссылку на нормативный акт, регламентирующий проблему.

Оригинальность и практичность такого подхода были сразу замечены на рынке программных продуктов. Структурно продукт состоит из следующих блоков, дающих пользователю возможность сориентироваться в предлагаемом массиве информации:

Теперь остановимся более подробно на наиболее интересных разделах системы – “Налоговый календарь“ и “Формы отчетности“.

Специалисту, работающему в сфере налогообложения и финансов, необходимо ориентироваться среди множества налогов и прочих обязательных платежей. Своевременным решением проблемы, связанной с получением достоверной информации по налогам и другим платежам стало создание консорциумом “Кодекс“ электронного “Налогового календаря“.

Принцип формирования раздела

Информационный раздел “Налоговый календарь“ – это, прежде всего, справочная система, основу которой составляют документы, регулирующие порядок налогообложения в России.

При формировании раздела “Налоговый календарь“ разработчики использовали совершенно новый подход по предоставлению информации. Дело в том, что хотя средства поиска постоянно совершенствуются, все сложнее получать требуемую информацию без элементов избыточности. Избежать этого позволяет уникальная разработка специалистов консорциума “Кодекс“ — режим “Настройки“ налогового календаря.

С помощью режима “Настройки“ пользователь может легко исключить “лишнюю“ информацию и в дальнейшем работать только с тем перечнем налогов и платежей, плательщиком которых он является. В этом случае он сразу получает и ссылки, и соответствующие нормативные акты. Поэтому главным преимуществом данного раздела является то, что он помогает бухгалтеру решить конкретную проблему и таким образом “выводит“ его на нормативную базу. У бухгалтера больше нет необходимости искать сначала нужный документ и затем в нем – решение своего вопроса.

Сделанное в 2000 году разделение на налоговый календарь федерального и регионального уровня позволяет пользователю получать информацию о налогах только в интересующем его регионе. В настоящее время ведутся 10 региональных разделов налогового календаря, включая налоговые календари по Санкт-Петербургу и Москве. Все эти разделы имеют одинаковую структуру и полностью совместимы друг с другом. Подключив последовательно сначала федеральный календарь, затем региональный, пользователь получит единый список налогов и единый календарь с отмеченными датами уплаты и предоставления расчетов по налогам. С помощью режима “Настройки“ этот список может быть легко изменен: пользователь выбирает только интересующие его платежи и налоги, создавая тем самым свой налоговый календарь.

Таким образом, для бухгалтера любого предприятия и организации данный раздел является полноценным инструментом, используя который он сможет оперативно получать информацию, необходимую на различных этапах работы: от принятия решения до составления налоговой отчетности.

Структура налогового календаря

Календарь состоит из двух частей, дополняющих друг друга – из справочника по налогам и календаря по операциям.

“Справочник по налогам“ включает в себя полный перечень налогов, сборов и других обязательных платежей, знание которых необходимо юридическим лицам. Воспользовавшись справочником, пользователь получит подробные сведения об элементах налога (плательщики, объект налогообложения, бюджет платежа, направление платежа, ставки, льготы, источник покрытия расходов, а также ответственность за неуплату). С помощью системы динамических ярлыков у него будут под рукой и необходимые документы, и формы, и справки.

“Календарь по операциям“ предлагает пользователю график предстоящих налоговых платежей, ознакомиться с которым он может как за соответствующий квартал, так и за текущий месяц. Причем текущая дата в календаре заключена в квадратные скобки, а даты, на которые приходится тот или иной платеж выделены цветом. Воспользовавшись гипертекстовой ссылкой на любую выделенную дату, можно получить краткое описание платежа. Данные сведения помогут бухгалтеру узнать, на каком основании взимается налог и когда необходимо произвести его оплату.

Дополнительно он может также узнать о количестве рабочих дней и норме рабочего времени.

Настройка налогового календаря

По умолчанию налоговый календарь находится в режиме, в котором отображены все операции по существующим налогам и платежам. Для того чтобы в календаре была информация только по интересующим пользователя налогам, необходимо произвести его настройку. Настройка интерфейса налогового календаря состоит из двух этапов – настройки налогов и настройки плательщиков.

Для настройки налогов нужно воспользоваться кнопкой “Налоги (отчеты)“. В результате на экране появится окно-диалог настройки налогов и видов отчетности. В этом окне представлены два списка: верхний – “Все платежи“, т.е. все платежи, которые включает налоговый календарь, нижний – “Платежи, которые следует показывать“. Если настройка производится впервые, то списки одинаковы, – в налоговом календаре демонстрируются все описания налогов и все платежные операции по ним. Теперь можно выбрать только те налоги и виды отчетности, которые следует показывать в календаре. Например, пользователю для работы необходима информация только о налоге на добавленную стоимость, налоге на прибыль (доходе) и бухгалтерской отчетности. Поэтому с помощью кнопки “Убрать все“ из нижнего, демонстрируемого, списка будут убраны все платежи. Затем из верхнего списка пользователем выбираются нужные платежи, которые с помощью кнопки “Добавить“ заносятся в нижний список.

После сохранения выполненной настройки налогов на экране снова появится окно-диалог выбора настройки, в котором теперь нужно воспользоваться кнопкой “Плательщики“. В результате откроется окно-диалог настройки плательщиков. Теперь в этом окне выбираются налоги, для которых нужно настроить плательщиков и с помощью командных кнопок произвести настройку.

Для сохранения выполненных настроек нужно нажать кнопку “Сохранить настройки“.

В результате выполненных операций бухгалтер получил календарь с интересующим его перечнем налогов: бухгалтерской отчетности, налога на прибыль (доход) и налога на добавленную стоимость.

С помощью гипертекстовых ссылок он может получить полную информацию о порядке исчисления суммы платежей по этим налогам, а также узнать порядок и сроки их уплаты.

Кнопка “Сброс настроек“ предусмотрена на тот случай, если пользователь захочет изменить настройки.

Таким образом, в ваших руках – точная, удобная, многоуровневая информация обо всех налогах и сборах.

Формы отчетности

Известно, что контролирующие органы часто начинают свои рейды с проверки учетной документации и отчетности. И от того, насколько правильно ведется документация, зависит спокойствие фирмы, и уж тем более тех, кто занимается составлением и проверкой документации.

Иметь дело с унифицированными формами первичной учетной документации приходится всем организациям и предприятиям, независимо от формы собственности. Конечно, удобнее всего иметь все типовые формы отчетности, которые вы используете или предполагаете использовать в своей работе, в электронном виде. Тем более что такая возможность у вас есть.

Раздел “Формы отчетности“ включает унифицированные формы документации, применяемые для всех юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. В настоящее время это более 1400 типовых форм документов, которые для удобства пользователей разбиты на четыре специализированных раздела:

В отдельный раздел выделены типовые формы бухгалтерского учета на малом предприятии, поскольку здесь есть свои особенности. Малое предприятие вправе самостоятельно выбрать форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально-ордерной формы счетоводства и т.д. В данный раздел включены типовые формы регистрации субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также формы учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.

Отдельный раздел также составляют формы, связанные с контролем за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции – отчеты об оптовом обороте алкогольной продукции, о производственных показателях, заявки на специальные марки для маркировки алкогольной продукции (для организаций) и т.д.

Для многих специалистов может представлять дополнительный интерес аналитическая разработка — таблица “Сроки хранения бухгалтерских учетных документов“. Эта таблица составлена разработчиками системы на основании тщательного изучения нормативных актов, и в таком виде она уникальна.

Пользоваться разделом легко и удобно, так как разработчики позаботились о предоставлении пользователям разнообразных сервисных возможностей. Так, система обеспечивает поиск форм по любому атрибуту, их комбинации, контексту:

В примечании к каждой форме содержится информация о том, для чего она предназначена, в какие органы и в какие сроки предоставляется, как ее правильно заполнить и на что обратить внимание. Располагая этой информацией в полном объеме, можно приступать непосредственно к заполнению формы.

Нажатием одной кнопки можно перенести бланк документа в текстовый редактор MS Word и заполнить его, пользуясь всеми возможностями этого текстового редактора по созданию, грамматической проверке и форматированию текстов. Если же MS Word недоступен, можно распечатать документ прямо с экрана. Поскольку бланки имеют разные форматы, необходимо учитывать это при печати. Рекомендации для печати и просмотра, а также раскладка страниц для каждой формы содержатся в ярлыке “Параметры печати“. Если он отсутствует, то при печати следует использовать параметры по умолчанию, либо устанавливать параметры, наиболее удобные для вас.

Система “Помощник бухгалтера“ будет незаменима в работе бухгалтеров, налоговых инспекторов, аудиторов, финансистов и экономистов, работников отделов кадров, чьи ежедневные обязанности связаны с составлением и проверкой большого количества актов, расчетов, ведомостей и т.д. Вам больше не придется жалеть о своей неосведомленности или небрежности, если вы пользуетесь этой системой.

Елена ДОЦЕНКО,
консорциум “Кодекс“



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"