Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

ЗАО «ОВИОНТ»

Основные аспекты внедрения программного обеспечения казначейского исполнения бюджетов

Нормативно-правовая база казначейского исполнения бюджетов

В соответствии со ст.215 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту Бюджетный кодекс) в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. При этом на органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Нормативной основой организации и обеспечения казначейского исполнения бюджетов являются инструкции Минфина России, утвержденные приказами № 15н и 55н 1999 года, № 46н и 106н 2000 года по бухгалтерскому учету, учету обязательств и ведению лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета.

Участники бюджетного процесса и информационная технология их взаимодействия при казначейском исполнении бюджетов

Казначейское исполнение бюджетов призвано обеспечить управляемость и подконтрольность финансовых ресурсов в условиях их централизации в органах исполнительной власти для бюджетов всех уровней:

Органы исполнительной власти в бюджетных системах всех уровней являются участниками бюджетного процесса и представляются в нем как ведомственные организационные структуры. При этом федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

Информационная технология взаимодействия участников бюджетного процесса предусматривает выполнение ими обязательных процедур в пределах полномочий, которые определены Бюджетным кодексом и инструкциями, введенными приказами Минфина России.

Топология взаимодействия участников бюджетного процесса в административной и ведомственной структурах, представленных для всех уровней главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств приведена на рис.1.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно — кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.

Основные этапы бюджетного процесса, предусмотренные Бюджетным кодексом и реализуемые информационной технологией, представлены на рис. 2. Система финансово-экономического обеспечения указанных выше участников бюджетного процесса может быть представлена в виде иерархической организационно-административной структуры управления, выполняющей следующие функции:

Структура информационной технологии исполнения этапов бюджетного процесса приведена на рис.3.

Обязанности всех участников бюджетного процесса и взаимодействие между ними согласно информационной технологии казначейского исполнения бюджета представлены на рис. 4.

Технология казначейского исполнения бюджетов всех уровней реализуется программным обеспечением Информационной системы управления финансами (ПО ИСУФ). Приведенная технология показывает возможность применения ПО ИСУФ в качестве ядра информационной базы не только о состоянии бюджетной системы, но и собственно исполнения бюджетов всех уровней. Подробное описание ПО ИСУФ было опубликовано в журнале «Компьютеры в бухгалтерском учете и аудите» № 4 за 2000 год.

Опыт внедрения ПО ИСУФ в область финансово-экономической деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований

Программное обеспечение ИСУФ, разработанное ЗАО «ОВИОНТ» в 1999 году, введено в эксплуатацию на уровне бюджетов муниципальных образований в г.г. Королеве, Химках, Жуковском, Раменском и Чехове Московской области, Кирове Калужской области, в Покрове и ЗАТО Радужный Владимирской области, Иванове и Истре Московской области (прогноз доходной части бюджета); на уровне городского бюджета – в финансовом управлении администрации г. Иркутска, а в 2000 – 2001 г.г. по результатам выигранного конкурса по Московской области – в Минфине, Управлении областного казначейства и органах исполнительной власти – Минобразования, Минздраве, Комитете по культуре, Гостехнадзоре – распорядителях бюджетных средств. ПО ИСУФ обеспечивает многопользовательский режим работы по локальной вычислительной сети, в том числе с территориально удаленными пользователями различных подразделений (от 2-3 пользователей до несколько десятков). Программное обеспечение внедрено также в территориальных отделах областного казначейства в 48 городах Московской области.

Рис.1. Топология взаимодействия участников бюджетного процесса в административной и ведомственной структурах

ПО ИСУФ постоянно сопровождается и адаптируется ко всем изменениям нормативно-правовой базы. К настоящему времени выпущено с соблюдением преемственности 5 версий и модификаций ПО ИСУФ, учитывающие особенности применения в условиях Заказчиков. ПО ИСУФ адаптируется к конкретной административной и ведомственной структурам по технологической цепочке «главный распорядитель – распорядители – получатели бюджетных средств», что позволяет решать предусмотренные нормативно-правовыми документами следующие задачи всех этапов бюджетного процесса:

Автоматизированная система поддержки пользователя в составе системы предоставляет возможность направления по электронной почте запросов, касающихся процесса использования ПО ИСУФ, а также прием ответов на запросы и автоматическое получение сведений об обновлении программных продуктов.

Система обеспечивает проведение бюджетного учета как при использовании расчетных счетов в кредитных организациях, так и с применением лицевых счетов, открываемых органом, исполняющим бюджет.

Программа реализует разграничение прав доступа пользователей к различным сегментам информации базы данных исходя из выполняемых пользователями функций.

Рис. 2. Основные этапы бюджетного процесса, предусмотренные Бюджетным кодексом и реализуемые информационной технологией

Рис. 3. Структура информационной технологии исполнения этапов бюджетного процесса

В процессе работы с системой осуществляется учет проводимых операций, на основе которого средства анализа позволяют определить распределение технологической нагрузки среди рабочих мест пользователей. Средства обеспечения бюджетного планирования оснащены программной процедурой «выравнивания» планируемых показателей, которая может применяться при формировании бюджетной росписи, автораспределении лимитов, распределении финансирования по лицевым счетам. Реализованы также и средства, позволяющие фрагментарно оценивать качество планирования путем сопоставления плановых и фактических показателей бюджетного процесса.

Рис.4. Обязанности и взаимодействие участников бюджетного процесса при казначейском исполнении бюджета

В составе средств бюджетного контроля при казначейском исполнении бюджета отрабатываются все процедуры санкционирования и контроля целевого расходования выделенных бюджетных средств, а также обеспечивается контроль за расходованием внебюджетных средств учреждений.

ПО ИСУФ включает в себя развитый механизм доступа к аналитической информации по всем операциям с денежными средствами, проведенным в процессе исполнения бюджета.

Разработано программное средство формирования произвольных аналитических отчетов. Предметная область в данном средстве представлена в виде объектов (аналитик и фактов), понятных пользователю. Поэтому пользователь имеет возможность получать любую аналитическую информацию, не зная архитектуры базы данных. Процесс создания отчета сводится к заданию набора аналитик и фактов, сортировки, и настройке шаблона, который реализован в виде электронной таблицы. Отчет, построенный по шаблону, является электронной таблицей и доступен для последующего редактирования и настройки.

По заключениям, полученным от администраций муниципальных образований, руководств ведомств – главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, ПО ИСУФ обеспечивает организацию и ведение казначейского исполнения бюджетов.

В.В.Сурков, Генеральный директор
ЗАО «ОВИОНТ», кандидат технических наук
С.С. Грищенко, Начальник управления ввода и адаптации программных комплексов,
кандидат технических наук



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"