Компьютер в бухгалтерском учете и аудите 2002'2 |
|||||||
|
Компания "АйТи"
Для большинства отечественных руководителей очевидно, что эффективность управления зависит от наличия полноценной и оперативной информации о жизнедеятельности фирмы. Поэтому несколько лет назад отечественные компании дружно взялись за автоматизацию финансовой и логистической деятельности, следующим этапом стало массовое внедрение систем управления производством или соответствующих модулей ERP-систем (интегрированных систем управления предприятием). Сегодня наибольший интерес проявляется к автоматизированным системам электронного документооборота и системам управления персоналом. Чувствуя все возрастающий спрос на подобные решения, отечественные производители сосредоточили усилия на качественном развитии своих продуктов. Сегодня бесспорно можно утверждать, что российские продукты, предназначенные для кадрового управления и автоматизации документооборота совершили серьезный скачок в расширении своих возможностей, достигнув уровня самых известных западных продуктов. При этом они сохранили свое место в существенно более низкой ценовой категории и, главное, как и прежде, максимально учитывают все наши национальные “особенности“ ведения этих бизнес-процессов.
В качестве наглядных примеров хочется рассказать об эволюции наиболее известных в настоящее время на нашем рынке систем автоматизации: управления персоналом БОСС-Кадровик и документооборота — БОСС-Референт, разработанных компанией АйТи.
Системы управления персоналом. Как правило, системы управления персоналом имеют модульное построение. Базовая версия системы управления персоналом и расчета заработной платы БОСС-Кадровик состоит из следующих основных модулей: “Штатное расписание”, “Учет кадров”, “Табельный учет”, “Расчет заработной платы”, ”Учет в Пенсионном Фонде России”, “АРМ руководителя”, “Администратор системы”. Эта функциональность системы закрывает потребности предприятий в учете кадровой информации. Но в последнее время отечественные компании начали активно интересоваться различными задачами Human Resource Management (HRM). У менеджеров компаний появилась явная потребность заниматься не только составлением и ведением штатного расписания, кадровым учетом, сдачей отчетности в государственные учреждения, но и обучением и развитием персонала, мотивацией и оценкой и даже корпоративной культурой. Причем мы говорим не о маленькой группе “продвинутых” HR-менеджеров, а о значительной части российских специалистов в этой области. Разработчики системы БОСС-Кадровик оперативно откликнулись на новые требования рынка и в апреле этого года представили первую версию нового HRM-контура системы БОСС-Кадровик.
На основании анализа задач управления персоналом, которые будут актуальны для российских специалистов в этой области в ближайшее время, была оценена возможность их реализации в автоматизированной системе управления персоналом БОСС-Кадровик.
Управление персоналом — область достаточно обширная и, естественно, там есть такие участки, как, например, устранение конфликтов или адаптация на рабочем месте, которые сложно автоматизировать. Поэтому на основании анализа будущих потребностей заказчиков и реальной возможности автоматизации, для дальнейшей реализации в системе БОСС-Кадровик были выбраны следующие области: отбор и расстановка кадров; оценка персонала; обучение, повышение квалификации; планирование карьеры; мотивация.
Основной принцип эффективности работы автоматизированной системы — взаимосвязь всех участков рабочего процесса управления персоналом. Связующим звеном в HRM-контуре системы БОСС-Кадровик является понятие профиля должности.
В профиль должности HRM-контура входят:
цели и задачи должности;
выполняемые функции;
совокупность требований к различным должностям, являющихся стандартизированным набором параметров, характеристик, которые формируются для данного предприятия без привязки к конкретной должности, но именно из набора разных требований формируется профиль конкретной должности. В системе БОСС-Кадровик эти требования разбиваются на:
профессионально-квалификационные (знания, навыки, опыт, умения);
требования общего характера (профессиональные, психофизиологические, социального характера);
компетенции, то есть те характеристики работников, которые сложно выразить в измеряемых величинах (пример такой формулировки — “Умение четко и ясно ставить задачи перед подчиненными“). Набор компетенций, разработанных для той или иной должности в дальнейшем может служить основой для проведения процесса аттестации наряду с оценками знаний и навыков работников;
должностной инструкции, включающей в себя права работника, обязанности, ответственность, подчиненность, документы и информационные связи и пр.
Те же критерии используются при отражении профиля работника. Таким образом, сравнивая профили сотрудников между собой и/или с профилем должности, можно своевременно решать вопросы управления персонала. HRM-контур позволяет автоматизировать следующие процессы управления персоналом:
Подбор персонала.
Привлечение внешних соискателей (сбор и анализ личных дел и анкет кандидатов; сопоставление собранных документов с базой требований, определение соответствия кандидатов требованиям к предполагаемым должностям; возможность как автоматизированного подбора кандидатов, так и поиска должностей, наиболее им соответствующих).
Аудит внутренних резервов организации: сопоставление профиля работника с требованиями к вакантным должностям, а так же между собой (для определения наиболее достойных).
Оценка работников и проведение мероприятий по аттестации.
Оценка с целью определения потребностей в развитии кадров, в том числе в планировании обучения, профессиональной переподготовке и т.п.
Аттестация персонала (оценка результатов деятельности работника), предполагающая определенные кадровые операции: повышение/понижение в должности, изменение уровня оплаты, перемещение на другую должность, включение в кадровый резерв и т.п.
Обучение и повышение квалификации, профессиональная переподготовка.
Периодическое/непрерывное обучение персонала в соответствии с производственными инструкциями и стандартами
Планируемое обучение, направленное на устранение выявленных несоответствий профиля работника требованиям к занимаемой должности.
Следует отметить, что во всех случаях проведения обучения HRM-контур позволяет не только составлять план мероприятий, но и планировать их стоимость, необходимые ресурсы и другие условия.
Разработка и реализация комплекса мотивационных и компенсационных мер.
Наличие базы требований позволяет проанализировать целый ряд аспектов деятельности работников и принять соответствующие управленческие решения: ранжирование описаний должностей и профилей работников и обоснование уровней оплаты труда (методики, с помощью которых на основании требований к должности, уровней ответственности и напряженности труда, ряда других характеристик могут быть рассчитана величина оплаты труда, присвоены соответствующие тарифно-квалификационные разряды).
Данные для принятия решения об изменении уровня оплаты или присвоении другого разряда по результатам оценки персонала (за соответствие или несоответствие работников определенным требованиям). Причем база знаний по определенным требованиям может содержать рекомендации о том, какие решения должны быть приняты именно по ним — как в случае обнаружения несоответствия (для стимулирования работника к улучшению своей работы), так и при превышении работником этих требований (для стимулирования за успешное выполнение своих обязанностей).
Планирование кадрового роста работников, процессы ротации, работа с кадровым резервом.
Сравнение профилей работников с профилями должностей и определение группы работников, имеющих потенциал для дальнейшего кадрового роста (внесение сотрудника в кадровый резерв или фиксирование максимального срока нахождения в должности и т.п.).
Описанный выше подход позволяет существенно расширить круг пользователей автоматизированной системы управления персоналом. Каждый работник сможет посмотреть свой профиль и сравнить его с профилем должности, которую он занимает, чтобы самостоятельно оценить степень соответствия. Сравнение с другими должностями в компании позволит работнику подготовиться к беседе с руководством о планировании кадрового роста. Линейный руководитель сможет отслеживать уровень развития своих подчиненных, планировать их карьеру, а также мероприятия по развитию. Кроме того, непосредственный начальник сможет обосновывать уровень оплаты, потому что мотивационные схемы будут построены на определенных критериях, причем эти критерии будут понятны и самому работнику. А высшее руководство предприятия получит достоверную информацию, на основании которой можно принимать стратегические решения в области HR.
Важным шагом на пути повышения эффективности деятельности любого предприятия или организации является оптимизация основных управленческих процедур, в частности, создание современных систем делопроизводства и документооборота на предприятии. Рациональное управление документами приводит к росту продуктивности работы сотрудников, облегчению доступа к информации для принятия управленческих решений, улучшению исполнительской дисциплины и, следовательно, общему повышению качества управления.
Компания АйТи является одним из ведущих разработчиков систем электронного документооборота, имея свой собственный программный продукт — БОСС-Референт.
Возможности системы БОСС-Референт: регистрация, хранение, поиск и согласование документов в электронном виде; формирование поручений и контроль исполнения; управление договорами и внешними контактами; организация новостных каналов и конференций; учет объектов инженерного хозяйства; составление отчетов и многое другое. Систему БОСС-Референт в настоящее время используют: государственные организации — МНС России, МВД РФ, Минатом РФ; крупные компании — Тюменская нефтяная компания, АЛРОСА, Магнитогорский металлургический комбинат, Балтика, Роснефть-Сахалинморнефтегаз; предприятия среднего бизнеса — Экстра-М, Металлинвестбанк, Совинцентр, а также десятки других.
В решение компании АйТи для построения СЭД входят следующие компоненты:
системное программное обеспечение для групповой работы — Lotus Domino/Notes (производитель — Lotus/IBM);
прикладное программное обеспечение, решающее конкретные задачи документооборота, — БОСС-Референт (производитель — компания АйТи);
сопутствующие продукты, расширяющие функционал СЭД;
виды работ и услуги, предлагаемые компанией АйТи для внедрения системы;
обучение персонала заказчика.
За последний год разработчики системы электронного документооборота БОСС-Референт значительно продвинулись в стремлении улучшить программный продукт:
новая версия системы БОСС-Референт разработана с учетом современных требований нормативно-правовых актов. К созданию последней версии был привлечен Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела. Основными достоинствами новой версии системы являются современный стильный интерфейс и эргономичность, а также полное соответствие современным нормативно-правовым актам в области документационного обеспечения управления;
совместно с украинским партнером — компанией Интерсофт — разработана украинская версия продукта БОСС-Референт;
разработана методика оценки экономической эффективности системы электронного документооборота, применяемая специалистами компании АйТи на предприятиях заказчиков наряду с оценками TCO (total cost of ownership — совокупная стоимость владения информационных систем);
новые возможности дополнительных функций и сервисов программного комплекса БОСС-Референт, в числе которых: интеграция с факс-сервером, защита информации, интеграция СЭД с другими системами, а также новый генератор отчетов “Report“sMan“ для Lotus Notes;
OEM версия системы БОСС-Референт, предустановленной на аппаратном обеспечении Эксимер, которая была разработана совместными усилиями компаний АйТи и Инел-Дата;
издана книга “Правда об электронном документообороте“, написанная профессионалами и рассказывающая о том, как развивалось отечественное делопроизводство, от чего зависят его специфические черты и особенности, какие законодательные акты и положения определяют современные деловые отношения;
подготовлен проект стандарта, позволяющего осуществлять обмен входящей и исходящей корреспонденцией между разноплатформанными системами документооборота, основанный на использовании XML-шлюзе;
новые проекты автоматизации предприятий и организаций, выполненных АйТи в 2001 году, в том числе о введении в действие 5400 рабочих мест, оснащенных системой БОСС-Референт в АК “АЛРОСА“, более 1200 рабочих мест в Тюменской нефтяной компании, а также о проектах, выполненных для Министерства природных ресурсов РФ, Укрпочты, СибУРа, пивоваренной компании “Балтика“ и других компаний.
Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"