Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Московский государственный
институт электроники и математики

Маркетинговое исследование рынка делового программного обеспечения

В настоящее время сложилось представление о том, что все крупные компании уже являются пользователями делового программного обеспечения, в том числе компьютерных программ для решения задач финансового анализа. В связи с этим возникла идея исследовать спрос на деловое программное обеспечение компаний малого и среднего бизнеса, состояние которых недостаточно изучено. Заказчиком исследования и автором технического задания на его проведение являлась исследовательско-консультационная фирма "Альт", исполнителем — кафедра математической экономики московского государственного института электроники и математики.

Цель исследования — анализ спроса на программное обеспечение, консультационные и образовательные услуги в области финансового анализа, бизнес-планирования и инвестиционного проектирования, создания финансовых планов и прогнозов среди компаний малого и среднего бизнеса Москвы и московской области. Предметом исследования не являлось программное обеспечение для ведения бухгалтерского или управленческого учета, а также корпоративные информационные системы.

В исследование приняло участие 145 компаний. Результаты обработки анкет размещены в электронной базе данных, включающей контактную информацию компаний. На первом этапе работы были проведены глубинные интервью с руководителями 15 компаний. Компании были выбраны по принципу примерно равного представительства по размеру оборота (6 малых — до 1 млн. долларов годового оборота, 4 небольших — (от 1 до 10 млн. долл.) и 5 средних ( от 10 до 100 млн. долл.). Большая часть выводов, сделанных по итогам этапа глубинных интервью, подтвердилась в ходе второго этапа — анкетного телефонного опроса 130 компаний. Выборка имеет следующие характеристики: малые фирмы — 80, небольшие компании — 54, средние — 11. Распределение по видам бизнеса можно провести следующим образом: производственные компании — 54; торговые — 39; компании сферы услуг — 44; банки, финансовые, консультационные компании- 8.

Одной из целей исследования было получение информации от лиц, наиболее компетентные в вопросах финансового анализа и планирования в рамках данной организации. В результате респондентами стали в 38% случаев — главные бухгалтеры, 22% — директора, в 17% — финансовые директора, 9% — руководители коммерческих отделов и отделов развития, 14% — программисты и сотрудники финансовых отделов.

В ходе исследования проводилась проверка 6 исходных гипотез о состоянии рынка делового программного обеспечения в сегменте среднего и малого бизнеса.

Гипотеза 1: по данному сегменту спрос на аналитическое ПО не сформирован. Утверждение абсолютно справедливо, если понимать под сформированным спросом — использование подобного ПО или осознанное до начала интервью твердое намерение его купить. Из 145 компаний только 27 используют аналитическое ПО, при этом более половины из них — собственные разработки компаний. При этом наблюдается положительная зависимость между размером компаний и долей использования аналитического ПО. Среди малых фирм ПО использует только каждая седьмая фирма, среди небольших и средних — каждая четвертая. Среди видов бизнеса выделяются предприятия сферы торговли. Среди торговых предприятий деловое ПО использует только каждая седьмая фирма. Аналогичный показатель по всем остальным видам бизнеса — одна компания из пяти.

Прочитать статью полностью вы можете в печатной версии журнала

Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"