Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Автоматизация глазами турфирмы

Нужно усложнять, чтоб в результате
всё стало проще,
а не упрощать, чтоб в результате
всё стало сложнее.
Веслав Брудзиньский

Эта статья написана под впечатлением статей авторов и распространителей программ автоматизации турфирм. В которых они рассуждали об автоматизации турфирм: о целях автоматизации, её преимуществах и основных принципов её осуществления.

Прочитав их, я понял, что нужна ещё одна статья :). Но главное её отличие — она будет взглядом с "другой стороны баррикады": со стороны жертв разработчиков программ для туризма.

Мне довелось полгода поработать начальником отдела АСУ туристической фирмы, и именно на этот период пришлась задача автоматизации офисной деятельности. Поэтому я очень хорошо знаю, что такое автоматизация офиса туристической фирмы. Поэтому позволю себе рассмотреть те же вопросы, что и уважаемые авторы, но с позиций туристической фирмы.

Нужна ли нам автоматизация?

До автоматизации на основе специализированной программы надо "дорасти" как финансово, так и организационно. Необходимо помнить, что автоматизация на основе специализированной программы — дорогое удовольствие. Прайсы фирм-производителей софта для туризма убедят Вас в этом. Но помните: это далеко не все расходы. Давайте отметим все расходы, которые турфирма вынуждена будет понести, если начнёт автоматизацию на основе специализированной программы. Мы исходим из предположения, что программа в том виде, в котором её поставляет разработчик, полностью адекватна своей задаче (в ходе дальнейших рассуждений мы откажемся от этого романтического предположения). Итак, на что же уйдут деньги, с таким трудом полученные у капризных, несговорчивых и жадных клиентов?

В сумме — в лучшем случае несколько тысяч USD. И идти на эти расходы надо тогда, когда иначе уже нельзя. Когда Вы уже почти физически чувствуете, как в Вашей организации растёт хаос. И в автоматизации Вы видите единственное спасение. Тогда и вступайте на тернистый путь автоматизации.

Но если у Вас два клиента в месяц, один менеджер и половина системного администратора, по недоразумению называемого "программист" (вторая его половина учится в ВУЗе) — то я бы на Вашем месте поостерёгся.

Существует ли полностью подходящая программа для Вашей фирмы?

Нет.

Туризм — настолько богатая нюансами область деятельности, и настолько часто меняющаяся, поскольку как никакая другая зависит от политики, решений властей, моды, времён года и прочих факторов, что я не верю в написание некой универсальной программы, способной охватить всё это многообразие. Я верю только в возможность написания некой основы, которую можно настроить под конкретую фирму. Заметьте: настройка будет осуществляться силами профессиональных программистов (а это опять деньги!).

Кстати, об адаптации программы.

Программа для турфирмы или...?

Начальник одного из офисов турфирмы, в которой я работал, первый раз встретил меня (представленного как новый специалист по автоматизации) без энтузиазма. С трудом сохраняя доброжелательность, он пояснил,что на этой программе (он использовал другой термин) он работать не будет, о чём написал записку руководству, и что он скорее уволится, чем позволит издеваться над собой.

Я ответил, что программа (я старался говорить в терминах профессионала туризма) моими усилиями снята с эксплуатации, и теперь будет другая. Но даже это не поколебало его доброжелательности: он заявил, что это всё равно. На мой робкий тезис, что эти две программы имеют больше различий, чем сходств, он рассказал:

— Ваш предшественник заявил мне следующее: мол, не программа должна подстраиваться под меня, а Я под программу!

Далее он привёл ряд метких и образных характеристик такого подхода, которые (увы!) я в силу культурологических условностей воспроизвести в этой статье не могу. Но остановиться на этом подходе необходимо.

Из всех монстров, которыми наполнены кошмары нашего фольклора, самыми страшными являются оборотни, поскольку нас пугает неожиданное превращение того, что нам хорошо известно, в нечто ужасное. Мы ищем серебряные пули, которые могли бы волшебным образом уложить их наповал.

Хорошо знакомый программный проект весьма напоминает таких оборотней тем, что, будучи простым и невинным на вид, он может стать чудищем проваленных графиков работы, раздувшихся бюджетов и неработающих продуктов.

Фредерик Брукс "Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы". (Frederick P.Brooks, Jr. "The Mythical Man-Month. Essays on Software Engineering").

Это образное сравнение полезно вспомнить, когда Вы слышите из уст разработчика что-то вроде "не программа должна подстраиваться под менеджеров, а менеджеры под программу". Это значит — начинается превращение... Более мягкий вариант этого высказывания звучит так: "эта проблема решается административными методами".

Что же тут плохого? А то, что эти фразы означают, что разработчики возомнили себя специалистами по туризму и менеджменту. И пытаются навязать своим жертвам своё видение их работы: "Не старайтесь подогнать [выделено автором — Ю.М.] купленный программный продукт под вашу старую технологию работы... Смелее идите на изменение технологии работы, и вы сможете более полноценно использовать все возможности купленного софта.". (из статьи про автоматизацию турфирмы).

Прочитать статью полностью вы можете в печатной версии журнала

Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"