Компьютер в бухгалтерском учете и аудите 2003'3 |
|||||||
|
Одна из первых работ, впоследствии ставшая бестселлером, посвященная реинжинирингу бизнес-процессов (Business Process Reengineering — BPR) называлась "Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе" (авторы М.Хаммер и Дж.Чампи). Да, вполне возможно, что для западного читателя слово "революция" звучит заманчиво и многообещающе. Но, к сожалению, у нас с вами, уважаемые соотечественники, вызывает совершенно иные ассоциации. Поэтому возникает ряд закономерных вопросов: о какой именно революции вообще идет речь, так ли она нужна и т.д. Именно ответам на эти вопросы, а также разговору "о задачах IT-менеджеров в данной революции" посвящен предлагаемый материал.
Термин "реинжиниринг бизнес-процессов" возник чуть более десяти лет назад, но его авторы, по их собственному утверждению, лишь формализовали и дали название тем действиям, которые предпринимали компании для повышения своей эффективности. Толчком к этим действиям явились существенные изменения рыночной среды, а в их основе лежали два ключевых момента:
Именно эти два момента придали "революционную" окраску деятельности связанной с переходом от традиционной (в течение последних 200 лет) функционально-ориентированной организации к процессно-ориентированной, которая, по сути, является эволюционным развитием теории построения организаций.
Здесь следует вспомнить, что "ничто не ново под луной" и переход от ремесленного производства, когда все операции выполнял один человек, к промышленному — с дроблением процесса на элементарные операции — был не менее революционным и давал (в то время) колоссальный эффект в росте производительности. Не даром ведь появился термин — "промышленная революция", это же собственно касается и "информационной революции".
Реинжиниринг уже прошел все стадии развития "большой идеи" и на сегодня специалисты уже ведут речь не столько о переходе к процессному управлению, сколько о самом процессном управлении.
С того момента, как организации впервые занялись перестройкой своих бизнес-процессов, было выполнено великое множество проектов (даже если отбросить те из них, которые только носили модное название "реинжиниринг"). Часть из них, дала блестящие результаты, другая часть — наоборот закончилась оглушительными провалами. Более того, некоторые компании, успешно закончившие проекты по реинжинирингу, в дальнейшем потеряли свою долю рынка.
Возникают закономерные вопросы: "Почему это происходило?" и "Стоит ли вообще начинать?".
Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"