Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Реинжиниринг корпорации: зачем нужна эта революция? (апрельские тезисы)

Одна из первых работ, впоследствии ставшая бестселлером, посвященная реинжинирингу бизнес-процессов (Business Process Reengineering — BPR) называлась "Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе" (авторы М.Хаммер и Дж.Чампи). Да, вполне возможно, что для западного читателя слово "революция" звучит заманчиво и многообещающе. Но, к сожалению, у нас с вами, уважаемые соотечественники, вызывает совершенно иные ассоциации. Поэтому возникает ряд закономерных вопросов: о какой именно революции вообще идет речь, так ли она нужна и т.д. Именно ответам на эти вопросы, а также разговору "о задачах IT-менеджеров в данной революции" посвящен предлагаемый материал.

Революция или эволюция?

Термин "реинжиниринг бизнес-процессов" возник чуть более десяти лет назад, но его авторы, по их собственному утверждению, лишь формализовали и дали название тем действиям, которые предпринимали компании для повышения своей эффективности. Толчком к этим действиям явились существенные изменения рыночной среды, а в их основе лежали два ключевых момента:

Именно эти два момента придали "революционную" окраску деятельности связанной с переходом от традиционной (в течение последних 200 лет) функционально-ориентированной организации к процессно-ориентированной, которая, по сути, является эволюционным развитием теории построения организаций.

Здесь следует вспомнить, что "ничто не ново под луной" и переход от ремесленного производства, когда все операции выполнял один человек, к промышленному — с дроблением процесса на элементарные операции — был не менее революционным и давал (в то время) колоссальный эффект в росте производительности. Не даром ведь появился термин — "промышленная революция", это же собственно касается и "информационной революции".

Реинжиниринг уже прошел все стадии развития "большой идеи" и на сегодня специалисты уже ведут речь не столько о переходе к процессному управлению, сколько о самом процессном управлении.

Pro et contra

С того момента, как организации впервые занялись перестройкой своих бизнес-процессов, было выполнено великое множество проектов (даже если отбросить те из них, которые только носили модное название "реинжиниринг"). Часть из них, дала блестящие результаты, другая часть — наоборот закончилась оглушительными провалами. Более того, некоторые компании, успешно закончившие проекты по реинжинирингу, в дальнейшем потеряли свою долю рынка.

Возникают закономерные вопросы: "Почему это происходило?" и "Стоит ли вообще начинать?".

Прочитать статью полностью вы можете в печатной версии журнала

Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"