![]() |
Технология Клиент-Сервер 2007'2 |
||||||
|
Данная статья является «обзорно-архитектурным» введением в комплекс технологий организации рабочего места сотрудника компании, работа которого подразумевает систематическое обращение к различным источникам информации и взаимодействие с руководством, коллегами и партнерами. Более подробное рассмотрение практических аспектов создания приложений и интеграции с распространенными информационными системами – тема последующих статей.
Часть рассматриваемых технологических решений и их реализаций создавались и развиваются силами сообществ разработчиков, часть – компанией IBM. Поскольку речь идет о решениях, независимых от аппаратных платформ и операционных систем, то основой является комплекс Java-технологий. Кроме того, использование Java – в настоящий момент один из «столпов» процесса разработки информационных систем в IBM.
Новые требования к организации рабочего места сотрудника компании связаны, прежде всего, с изменением информационной среды как следствия развития мобильных цифровых устройств и быстрого роста их возможностей. Это уже привело к лавинообразному росту «потребителей информации» – причем информации как «внутрикорпоративной», т.е. связанной со спецификой бизнес-процессов внутри компании, так и информации самого общего назначения, причем в большинстве случаев – с использованием «диалогового» режима, когда «пользователь» является не только потребителем, но и источником данных.
Традиционно массовые клиентские приложения относились к одному из двух типов – «тонкие клиенты», когда «входной точкой» пользователя для доступа к данным являлось универсальное приложение, такое, как web-браузер, или к «толстым клиентам», которые подразумевают установку на компьютер клиента специальной программы, ориентированной на работу с определенным классом информации. Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки.
«Тонкие» клиенты:
Тем не менее, такой подход связан и с серьезными недостатками и ограничениями, самыми важными из которых, пожалуй, являются следующие:
Такие особенности определяют область применения тонких клиентов – обычно они используются тогда, когда «интерактивная» часть работы не слишком существенна (главное – «чтение» данных), на стороне клиента не требуется реализации части бизнес-логики системы и хранения данных.
Некоторые недостатки такого подхода, например, слабая интеграция информации, полученной из различных источников, компенсируются за счет действий на стороне сервера. Одним из наиболее распространенных решений является создание порталов, которые предоставляют клиентам более или менее интегрированную (с точки зрения ее восприятия) информацию.
Тем не менее, недостатки, присущие «тонким» клиентам, делают их не слишком удобными для работы сотрудников компаний со специфическими и комплексными потоками передачи данных. Во многих случаях эффективная работа сотрудника возможна только если установленное на компьютере ПО организовано в виде специализированного рабочего места.
«Толстым» клиентам присущи следующие достоинства и недостатки:
Недостатки такого решения тоже серьезны:
Все это приводит к тому, что «толстые» клиенты обычно используются для организации рабочих мест в составе корпорации.
Оба подхода более или менее решали задачи до тех пор, пока не встала проблема обеспечения простого, удобного и интерактивного доступа к самой различной информации для качественно возросшего числа потребителей, использующих различные устройства, операционные среды и каналы передачи данных. Оказалось, что ни «толстые», ни «тонкие» клиенты не являются оптимальным решением для очень широкого круга реальных задач.
Возникла необходимость в создании комплекса технологий, который смог бы:
Другими словами, потребовалось совместить достоинства обоих традиционных подходов и ликвидировать – или, как минимум - уменьшить их недостатки.
Принципы, которые положены в основу предлагаемого IBM решения, естественным образом следуют из поставленной задачи:
Всем этим требованиям – по крайней мере, в странах с развитой информационной инфраструктурой – отвечает комплекс технологий, базирующийся на использовании Java. Конечно, было бы прекрасно, если бы удалось отказаться и от привязки к языку программирования, но история с CORBA показывает, что поговорка о том, что «лучшее – враг хорошего», остается в силе.
В настоящий момент, т.е. момент, когда описанная выше задача стала реально актуальной, уже «созрели» концепции и технологии, которые позволяют решить поставленную проблему. Речь, разумеется, идет о Сервис-Ориентированной Архитектуре (SOA) и способе структурирования произвольной информации – XML.
Здесь, разумеется, речь не пойдет о таких стандартах, как XML, SOAP или J2EE – в предлагаемом IBM комплексе технологий задействованы (де-юре или де-факто) стандарты «попроще». В первую очередь, имеются в виду следующие стандарты:
Использование Eclipse Rich Client Platform вместе с портальными решениями позволяет быстро создавать качественные визуальные интегрированные клиентские приложения, обладающие достоинствами как толстых, так и тонких клиентов, и при этом свободные от их недостатков. Эти решения могут быть развернуты на различных аппаратных платформах, под управлением различных операционных систем. Кроме того, они основаны на открытых стандартах. Создание приложений в большинстве случаев при наличии современных средств разработки не требует глубоких знаний программирования и доступно широким кругам разработчиков.
Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"