Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

СТАНОВЛЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ФИНАНСОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В 1992-1997 Г.Г.

С начала 1992 года, то есть с момента появления в российском финансовом законодательстве первых элементов налогового учета и до наших дней, данная специализированная система прошла несколько этапов своего становления и развития. И хотя в настоящее время еще рано говорить о налогово-учетной системе как о сложившемся и устоявшемся экономико-правовом явлении, весь ход развития хозяйственно-финансового законодательства дает возможность проследить этапы развития налогового учета.

Исходя из анализа нормативной базы по налоговому и финансовому законодательству необходимо выделить несколько этапов развития налогового учета:

I этап - с 4 января 1992 г. по 3 декабря 1994 г.

Необходимо отметить, что до проведения российской налоговой реформы конца 1991 года существующая в тот период система бухгалтерского учета была полностью подчинена решению налоговых задач. Именно это обстоятельство повлияло на то, что налоговыми вопросами на предприятиях и в организациях стали заниматься именно бухгалтерские службы. В связи с этим представляется не случайным, что налоговая система, действующая на территории России до конца 1991 года, не содержала каких-либо специальных требований по ведению специального учета для целей налогообложения.

Однако с 1 января 1992 года, т.е. уже с момента введения в действие новой налоговой системы России, отдельные элементы налогового учета стали появляться.

Так, согласно п. 5 ст. 2 Закона Российской Федерации "О налог на прибыль предприятий и организаций" (в редакции от 27 декабря 1991 г.) было предусмотрено: "... для предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции (работ, услуг) по ценам ниже себестоимости, под выручкой для целей налогообложения понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен реализации (в том числе на биржах) аналогичной продукции (работ, услуг), применявшихся на момент исполнения сделки и публикуемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".

Кроме того, уже в этот период для целей бухгалтерской отчетности и для целей налогообложения стали использоваться специализированные показатели. Так, если показатель прибыли, полученной предприятием за отчетный период, отражаемый по строке 090 Отчета о финансовых результатах и их использовании (форма № 2) имел наименование "Балансовая прибыль или убыток", то по строке.1 "Расчета налога от фактической прибыли" показатель прибыли уже имел иное наименование - "Валовая прибыль". Согласно Приложению № 4 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 6 марта 1992 г. № 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" валовая прибыль, отражаемая по строке 1 расчета, определяется исходя из прибыли по бухгалтерскому отчету с учетом ее уменьшения (увеличения) при расчете результата от сделок по реализации продукции по цене не выше себестоимости.

Необходимо также отметить, что Законом "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции от 27 декабря 1991 г.) было установлено для целей налогообложения понятие постоянного представительства иностранного юридического лица, которое отличалось от понятия представительства в гражданско-правовом смысле.

В течение 1992-1994 годов и первой половины 1995 года наблюдалось усиление тенденций развития специального учета для целей налогообложения. Это было связано с тем, что чисто бухгалтерского инструментария стало не хватать для правильного исчисления налогов и иных обязательных платежей, а кроме того, многие применяемые способы уклонения от уплаты налогов стали основываться на положениях бухгалтерского учета.

В связи с вышеизложенным, в течение трех с половиной лет государственные органы постепенно вводили специальный учет для целей налогообложения. Причем это введение осуществлялось с использованием двух методов.

1. Внесением высшими органами государственной власти соответствующих изменений и дополнений в законы о налогах.

Так, согласно Закону Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 4178-1 "О внесены изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" в ст. 4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" было внесено дополнение, согласно которому с 1 января 1993 года при обмене товарами (работами, услугами), при их передаче безвозмездно или с частичной оплатой, а также при реализации товаров (работ, услуг) по ценам не выше себестоимости, облагаемый оборот стал определяться исходя из рыночных цен, сложившихся на момент обмена или передачи (в том числе и на биржах), но не ниже цен, определенных с учетом фактической себестоимости товаров (работ, услуг) и прибыли, исчисленной по предельному уровню рентабельности, установленному Правительством Российской Федерации по товарам (работам, услугам) для предприятий-монополистов.

2. Изданием органами государственного финансового и налогового управления (в основном Министерством финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службой Российской Федерации) соответствующих инструкций, писем, разъяснений и иных ведомственных нормативных документов.

Так, в соответствии с Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации № 4 от 6 марта 1902 г. "О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций", было дано для целей налогообложения определение посредническим операциям, облагаемым налогом на прибыль по повышенным ставкам. Согласно п.12 вышеуказанной Инструкции к посредническим операциям и сделкам относится деятельность предприятия, выступающего в роли комиссионера или поверенного в договоре комиссии или поручения. К посреднической деятельности для целей налогообложения прибыли не относятся: заготовительная, снабженческо-сбытовая и торговая деятельность (кроме комиссионной).

В этой связи необходимо отметить, что с экономической точки зрения к посреднической деятельности непосредственно относятся и деятельность по оптовой перепродаже товарно-материальных ценностей (снабженческо-сбытовая и заготовительная деятельность), и деятельность по розничным продажам (торговая деятельность). С юридической точки зрения договор простого посредничества на оказание услуг по организации встречи партнеров, по организации заключения сделки и др. тоже есть разновидность коммерческого посредничества. Однако для целей налогообложения посреднической была определена деятельность только в узких рамках сделок комиссии и поручения.

Иными словами, первый этап развития налогового учета в нашей стране можно охарактеризовать как этап возникновения первых его методик и элементов, а к середине 1995 года учет для целей налогообложения представлял собой неупорядоченную и неструктурированную систему, которую даже трудно было выделить в качестве самостоятельной категории.

II этап - с 3 декабря 1994 г. по 1 июля 1995 г.

Конфликт между бухгалтерским (финансовым) учетом и учетом для целей налогообложения особенно обострился в 1994 году, когда широкие предпринимательские круги, а также некоторые государственные и общественные деятели выступили против учета для целей налогообложения курсовых разниц, возникающих вследствие изменения курса рубля к иностранным валютам. В частности, до конца 1994 года при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, согласно п.14 Положения о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)... к налогооблагаемым доходам относились положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранных валютах. С 1992 года по 1994 год рубль в результате инфляции в основном "падал", и его котировки по сравнению с иностранными валютами постоянно уменьшались (с 1992 года в несколько сот раз), предприятия и организации фактически были вынуждены уплачивать налог на прибыль с курсовых разниц или с фиктивных показателей, которые образовывались расчетным путем. Данное обстоятельство вызывало оправданное негодование предпринимателей.

В связи с этим 3 декабря 1994 года был принят Федеральный Закон № 54-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", согласно которому "В целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы положительных курсовых разниц (увеличивается на суммы отрицательных курсовых разниц), образовавшихся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам, действовавшего на день поступления валютных средств на валютный счет предприятия (или на дату последнего отчета), и курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам на день определения предприятием суммы налогооблагаемой прибыли с целью расчетов с бюджетом".

Именно с 3 декабря спор между бухгалтерским и налоговым учетом был впервые разрешен в пользу последнего, поскольку для расчета балансовой прибыли курсовые разницы продолжали учитываться в общеустановленном порядке (согласно п. 64 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 г. № 10), а для целей формирования налогооблагаемой прибыли они уже не имели никакого значения (согласно п.8 ст.2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в ред. на 3 декабря 1994 г.).

Наглядным и показательным результатом начала второго этапа развития налогового учета необходимо отметить также и то, что именно с этого периода стали не совпадать показатели балансовой и налогооблагаемой прибыли в отчетности предприятия. Так, показатель балансовой прибыли предприятия, отражаемый по строке 090 Отчета о финансовых результатах и их использовании (форма № 2) - "Балансовая прибыль или убыток", мог не соответствовать показателю строки 5 Расчета налога от фактической прибыли - "Налогооблагаемая прибыль", хотя строка 1 Расчета налога от фактической прибыли - "Валовая прибыль" по-прежнему, как правило, продолжала соответствовать балансовой прибыли предприятия.

Через некоторое время была изменена и форма "Расчета налога от фактической прибыли" (письмо Госналогслужбы Российской Федерации от 11 января 1995 г. "Изменения и дополнения № 12 Инструкции от 6 марта 1992 г. № 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций").

Так, в расчете налога появился подп. "з" п. 2 - "положительные курсовые разницы", образовавшиеся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам, отнесенные на счет "Прибыли и убытки".

Данное письмо свидетельствует о том, что на этапе введения налогового учета в систему финансовых отношений государственные органы пытались каким-либо образом приспособить, "вживить бухгалтерский учет для целей налогообложения путем расчетного уточнения бухгалтерских показателей в налоговой документации.

Однако в дальнейшем государственные органы от этого пути отказались.

III этап - с 1 июля 1995 г. по 19 октября 1995 г.

Третий этап развития налогового учета в Российской Федерации начался принятием Правительством Российской Федерации постановления от 1 июля 1995 г. № 661 "О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли".

В соответствии с вышеуказанным постановлением был установлен принцип, который кардинально изменил экономические условия хозяйственной деятельности предприятия в части порядка формирования производственной себестоимости и налогообложения прибыли. Было установлено, что все затраты организации, связанные с производством продукции (работ, услуг) в полном объеме формируют фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг). Однако для целей налогообложения произведенные предприятиями и организациями затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.

Именно с 1 июля 1995 года (но практически с 1 января 1995 года, так как именно с этой даты применяется Положение о составе затрат в новой редакции) государство фактически отказалось от ненужной и несвойственной ему роли - контроля за тем, как на предприятии формируется фактическая себестоимость продукции, и сосредоточилось на своей главной роли в налоговых отношениях - максимально возможном взимании налога в рамках законодательно установленных условий.

Если Положение о составе затрат в прежней редакции (до 1 июля 1995 года) не делало различий между фактической себестоимостью и себестоимостью в целях налогообложения (а это собственно было одно и то же), то в новой редакции эти понятия стали самостоятельными и получили конкретное экономическое содержание.

Согласно данным изменениям предприятие обязано формировать два вида учета затрат на производство и реализацию продукции. Первый учет - это учет фактических затрат предприятия по производству и реализации продукции. Второй учет - это учет затрат по производству и реализации продукции для целей налогообложения. На основании данных первого учета формируется полная или, как еще ее называют, фактическая себестоимость. Полная себестоимость формируется на основании расходов, которые указаны в настоящем Положении о составе затрат. Причем состав расходов не подлежит корректировке. Вторая себестоимость определена как налоговая себестоимость. Отличие затрат для целей налогообложения состоит в том, что все фактические расходы предприятия корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.

К расходам, корректировка которых должна была осуществляться для целей налогообложения, стали относиться:

В фактическую себестоимость данные расходы включаются в полном объеме. При определении налоговой себестоимости все указанные расходы подлежат корректировке в соответствии с установленными нормативами. В налоговую себестоимость данные расходы будут включены в усеченном виде согласно определенным нормативам. В итоге получается, что фактические затраты и затраты для целей налогообложения нетождественны В результате формируются две себестоимости, одна из которых признается финансовой, а другая - налоговой.

На практике это привело к тому, что бухгалтерский учет себестоимости продукции на предприятии стал выполнять две самостоятельные функции: с одной стороны, необходимо обеспечить достоверные данные о фактической себестоимости с целью определения общего финансового результата деятельности предприятия (финансовый учет), а с другой стороны, стало необходимым обеспечить учет расходов в целях налогообложения для правильного исчисления налога на прибыль (налоговый учет).

Положительным фактором при таком разделении методов формирования себестоимости продукции является приведение в соответствие в финансовом плане определения полной себестоимости. Пользователям финансовой отчетности важно и интересно знать не налоговую, а полную себестоимость, так как именно она дает характеристику всей расходной части, связанной с производством и реализацией продукции. Из нее можно узнать полную сумму и структуру всех расходов, которые непосредственно связаны с выпуском данной продукции. Появление полной себестоимости приводит результативные показатели деятельности предприятия к более реальным значениям.

В то же время формирование двух видов себестоимости вносит дополнительные сложности в учетный процесс. Необходимо вести учет полной и налоговой себестоимости. Это связано с дополнительным трудозатратами, увеличением документооборота на предприятии. Все эти факторы увеличивают вероятность возникновения ошибок.

Возникает еще одна проблема, которая связана с возможностью регулирования себестоимости, а посредством ее и конечного финансового результата. Если вспомнить период с 1992 по 1995 год, то можно сделать вывод о том, что финансовый и налоговый учет совпадали. Регулируя с помощью учетной политики финансовые показатели, предприятие одновременно регулировало и финансовые, и налоговые показатели деятельности предприятия. В настоящий период такое положение уже невозможно вследствие того, что изначально показатели как себестоимости, так и выручки (о чем будет говориться дальше), а следовательно, и показатели конечных результатов в финансовом плане и в налоговом не совпадают. Возникает вопрос: а какие именно показатели деятельности предприятия регулируются с помощью учетной политики? На основании действующих нормативных документов можно сделать вывод о том, что в рамках учетной политики существует возможность регулировать финансовые показатели. Если говорить о способах регулирования налоговых показателей деятельности предприятия, то это в настоящее время совершенно новое направление. В данном случае необходимо говорить об учетной политике в целях налогообложения или иначе - о налоговой политике.

Проблема формирования самостоятельных налоговой и фактической себестоимостей непосредственно отразилась и на налоговом учете при исчислении налога на добавленную стоимость, так как согласно действующему налоговому законодательству в уменьшение налога на добавленную стоимость, полученного от покупателей продукции, идет налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам товаров (работ, услуг), затраты по которым относятся на себестоимость продукции.

Кроме того, принципиально поменялось и содержание раздела II Положения по составу затрат. Если до 1 июля 1995 года раздел II имел наименование "Формирование финансовых результатов", то после 1 июля 1995 года этот раздел стал называться "Порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли". Таким образом было также впервые официально установлено, что порядок формирования финансовых результатов по бухгалтерскому учету есть самостоятельный учетный процесс, который может и не совпадать с налогово-учетным формированием финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, поскольку он подчиняется специальным правилам.

После 1 июля 1995 года практически все ведущие экономисты и финансисты страны единодушно высказались о том, что наступило время налогового учета, учета для целей налогообложения

Причем тенденции, заложенные Постановлением Правительства России № 661 нашли свое активное продолжение. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 г. № 817 "О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг) было установлено, что не истребованная организацией - кредитором дебиторская задолженность, по которой истек установленный предельный срок исполнения обязательств по расчетам, по истечении 4 месяцев со дня фактического получения организацией - должником товаров (выполнения работ или оказания услуг) в обязательном порядке списывается на убытки и относится на финансовые результаты организации - кредитора. При этом сумма списанной задолженности не уменьшает финансовый результат, учитываемый при налогообложении прибыли организации - кредитора.

С этого момента строка 1 Расчета налога от фактической прибыли - "Валовая прибыль" абсолютно перестала соответствовать показателю балансовой прибыли предприятия и налоговый учет стал развиваться уже самостоятельно.

Уже через три недели, 21 июля 1995 года согласно Указу Президента РФ № 746 "О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации" в целях совершенствования российской налоговой системы, снижения налогового бремени, защиты прав налогоплательщиков, повышения ответственности органов, контролирующих поступление налогов и сборов, а также обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов, установленных налоговым законодательством Российской Федерации Правительству России было поручено разработать порядок, по которому был бы осуществлен переход к определению налогооблагаемого оборота в целях уплаты налога на добавленную стоимость на основе использования метода счетов - фактур (метод начислений).

Кроме того, предусматривалось, что для целей выполнения налоговых обязательств при совершении внешнеторговых сделок, будет установлен порядок, предусматривающий определение размера выручки от реализации экспортной продукции и товарообменных (бартерных) сделок, как правило, не позднее 90 дней после поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) на экспорт (метод налогового дисконта).

Также предусматривался для целей налогообложения новый порядок оценки стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, в том числе товаров, поставляемых по товарообменным (бартерным) сделкам, в случае если их контрактные цены значительно отличаются от цен на аналогичные товары на международных рынках (метод налогового дисконта).

Однако вышеназванные способы осуществления налогового учета отражения в налоговом законодательстве не нашли.

IV этап - с 19 октября 1995 г. по настоящее время.

Окончательное размежевание бухгалтерского и налогового учета, а также выделение последнего в самостоятельную систему финансовых отношений, произошло 19 октября 1995 года, когда Министерство финансов Российской Федерации приняло приказ № 115 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год".

Без преувеличения можно утверждать, что данный приказ произвел настоящий "переворот" в системе представлений о соотношении бухгалтерского учета и налогообложения/ В тексте нового Положения ничего не говорится о вариантах определения выручки от реализации продукции. В то же время в п13 Положения о составе затрат появляется фраза "для целей налогообложения предприятия могут определять выручку от реализации продукции по мере поступления денежных средств либо по мере ее отгрузки и предъявления расчетных документов покупателю". Получается, что для целей налогового учета остается два метода определения выручки от реализации продукции, и предприятие вправе воспользоваться одним из них для того, чтобы определить налоговую выручку и рассчитать на основании полученных данных необходимые налоги. В плане финансового (бухгалтерского) учета на 1995 и последующие годы не предусмотрено два способа определения выручки от реализации. Для целей ведения финансового учета все предприятия обязаны исчислять выручку по моменту отгрузки, а точнее по моменту перехода права собственности на отгруженную продукцию к покупателю. Данный вывод был подтвержден положениями Инструкции по составлению форм годовой бухгалтерской отчетности за 1995 год, утвержденной приказом Министерства финансов РФ № 115 от 19 октября 1995 г. В частности, в п. 3.1 указывается, что выручка от реализации продукции определяется в целях составления финансовой отчетности в момент перехода права собственности, права владения и распоряжения на отгруженную продукцию к покупателю. Это означает, что момент отгрузки продукции покупателю для целей финансового учета является моментом определения выручки от реализации продукции. По данному поводу существует оговорка по моменту перехода права владения на отгруженную продукцию к покупателю.

Согласно Гражданскому законодательству существует два момента перехода права собственности на отгруженную продукцию: общий и специальный. Общим порядком перехода права собственности считается момент сдачи груза первому грузоперевозчику. Специальный порядок перехода права собственности на отгруженную продукцию оговаривается договором поставки. Право собственности может перейти к покупателю в любом пункте следования товара к месту доставки. В целях определения финансовой (бухгалтерской) выручки от реализации продукции необходимо отслеживать все договоры поставки на предмет оговорки в них момента перехода права собственности на отгруженную продукцию. По общему порядку перехода права владения на продукцию момент сдачи ее первому грузоперевозчику будет являться моментом определения выручки от реализации для целей финансового учета. По специальному порядку моментом определения выручки будет не момент отгрузки продукции, а оговоренный момент перехода права собственности на данную продукцию покупателю (это может быть определенный пункт доставки товарной продукции, зависимость перехода права владения от порядка расчетов за продукцию и т.д.).

Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина РФ № 97 от 12 ноября 1996 г. также определено, что финансовые результаты от реализации определяются исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности организации. Применение данного принципа означает расчет выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки (выполнения) и предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов (см. п. 5 Письма ГНС РФ № ВГ-6-13/616 от 30 августа 1996 г. "По отдельным вопросам учета и отчетности для целей налогообложения").

Переход в финансовом учете на определение выручки по мере отгрузки обеспечивает большую достоверность в определении конечного результата. Финансовые показатели результата от реализации продукции показывают потенциал предприятия - еще не полученную, но планируемую к получению прибыль. Представляется правильным вывод о том, что отгруженная покупателю продукция будет обязательно оплачена, а следовательно, будут реально получены денежные средства для дальнейшего их использования.

В то же время для целей налогообложения продолжает существовать два метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг). Как было указано в письме Государственной налоговой службы Российской Федерации от 5 января 1996 г. № ПВ-4-13/Зн "О проверке правильности исчисления организациями налогооблагаемой базы" для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - при поступлении средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. При этом метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров (п1).

Указанный порядок исчисления данных по реализации продукции (работ, услуг) действует также при определении налога на добавленную стоимость (ранее спецналога), налога на пользователей автомобильных дорог и других налогов, которые определяются от выручки (валового дохода) от реализации выпущенной продукции (выполненного объема работ, оказанных услуг) (п. 2).

Представляется, что именно после принятия приказа № 115 бухгалтерский учет полностью перестал решать фискальные задачи и в настоящее время на результат налогообложения финансовые учет и отчетность влияют косвенно, выступая в основном в качестве источника при формировании налоговых показателей и результатов.

8 мая 1996 года был принят Указ Президента Российской Федерации № 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", где в целях осуществления налоговой реформы в Российской Федерации были установлены следующие правила налогового учета:

а) Правительству Российской Федерации дано поручение разработать порядок, согласно которому учет реализации продукции (работ, услуг) будет осуществляться на основе метода начислений, при котором определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) производится с даты отгрузки продукции, выполнения работ или оказания услуг (при этом датой отгрузки продукции считается день передачи соответствующего товарораспорядительного документа, датой выполнения работ (оказания услуг) считается день, когда выполнение работ (оказание услуг) было фактически завершено), а определение затрат на производство и реализацию продукции - по фактически произведенным расходам, но не ранее постановки на учет приобретенных ценностей;

б) в целях исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций плательщики данного налога, за исключением субъектов малого предпринимательства, обязаны с 1 октября 1996 года применять в системе бухгалтерского учета и отчетности метод начисления, при котором исчисление выручки от реализации продукции (работ, услуг) производится соответственно с ранее наступившей даты:

При этом датой отгрузки продукции считается день передачи соответствующего товарораспорядительного документа, а датой выполнения работ (оказания услуг) считается день, когда выполнение работ (оказание услуг) было фактически завершено.

Причем в связи с введением в целях исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций метода начисления дополнительная прибыль (убыток), образовавшаяся у налогоплательщиков по состоянию на 1 октября 1996 года, не учитывается ими при исчислении данного налога до окончания 1996 года. При исчислении налога на прибыль предприятий и организаций за 1996 год налогоплательщики исчисляют сумму данного налога с учетом указанной дополнительной прибыли (убытка). В случае если сумма налога с учетом дополнительной прибыли (убытка) превышает сумму налога без учета дополнительной прибыли (убытка), сумма превышения уплачивается налогоплательщиками равными долями в течение 1997 года, начиная с 1 февраля 1997 года. В случае если сумма налога без учета дополнительной прибыли (убытка) превышает сумму налога с учетом дополнительной прибыли (убытка), сумма превышения предъявляется налогоплательщиками к зачету равными долями в течение 1997 года, начиная с 1 февраля 1997 года;

в) в целях исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций (а также налога на имущество) начиная с 1 января 1997 года осуществляется периодическая корректировка облагаемой налогом прибыли с учетом инфляции. Правительству Российской Федерации дано поручение в месячный срок представить Президенту Российской Федерации предложения по порядку расчета указанной корректировки.

На 1997 год сохранена возможность выбора метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг). Положения Указа Президента РФ № 685 от 8 мая 1996 г., обязывающие предприятия производить исчисление налога на прибыль на основании метода начисления, приостановлены до особых указаний (см. телеграмму Минфина РФ № 04-02-04 и ГНС РФ № ПВ-6-02/676 от 27 сентября 1996 г.). Исчисление НДС в 1997 году производится также исходя из установленного метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) - по мере отгрузки или по мере оплаты (см. Письмо ГНС РФ и Минфина РФ от 25 декабря 1996 г. № ВЗ-6-03/ 890, 109 "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на НДС с 1 января 1997 года").

Думается, что в настоящее время налоговый учет в системе налогообложения предприятий и организаций достиг такого качественного уровня, когда бессистемное и эпизодическое его правовое регулирование является недопустимым. Положение, в результате которого те или иные нормы о налоговом учете разрознены и не имеют общих методологических принципов, неизбежно приводит к запутанности организации финансового учета на предприятиях, создает условия для налоговых правонарушений, совершаемых неумышленно, а также выступает источником постоянных правовых конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Только принятие унифицированного нормативного документа, посвященного налоговому учету, может исправить сложившееся положение и придать новый толчок в развитии и совершенствовании всей системы финансовых отношений.

 


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"