Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Финансовые санкции за нарушение налогового законодательства

Редкая организация после проверки ее деятельности налоговыми органами может избежать финансовых санкций. К этим же последствиям может привести и посещение налоговой инспекции с целью сдачи месячного (квартального, годового) расчета. При этом зачастую у руководителя и главного бухгалтера после подписания акта проверки так и остается обида на проверявших: и наказали-де ни за что, и сумму штрафа завысили. Конечно, работники налоговых органов тоже могут ошибаться. Но большую часть налогоплательщиков подводит незнание налогового законодательства. В предлагаемой вниманию читателей статье систематизированы наиболее типичные нарушения налогового законодательства и применяемые за это меры наказания. Автор предлагает всем подписчикам журнала обратить внимание на ситуации, разобранные в этой статье и вспомнить: а не было ли чего-либо подобного во взаимоотношениях Вашей организации и налоговой инспекции? Вполне возможно, что было. В этом случае Вам нужно позвонить автору этой статьи, лицензированному аудитору — Гримальскому Владимиру Леонидовичу — по телефону: 242 51 52, факс: 230 22 01 или в редакцию журнала. Необходимая аудиторская помощь (оказание консультаций с выездом на Ваше предприятие, аудиторская проверка, представление интересов предприятия в суде и т.д.) будет Вам оказана!

Государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам предоставлено право применять установленные законодательством санкции к предприятиям, организациям и учреждениям, налагать административные штрафы на их должностных лиц и граждан, виновных в нарушении налоговых законов, а также направлять материалы в следственные органы для привлечения к уголовной ответственности.

При выполнении этих функций налоговые органы руководствуются статьями 7–14 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. № 943–1 “О Государственной налоговой службе РСФСР” и статьями 11–16, 24 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118–1 “Об основах налоговом системы в Российской Федерации.

Исходя из содержания ст. 3 и 13 Закона Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, санкции за нарушение налогового законодательства применяются только к плательщикам налогов. Налоговые органы не вправе применять санкции, не предусмотренные налоговым законодательством.

Обращаем внимание читателей на то, что санкции за нарушение налогового законодательства не должны применяться, в частности:

Что касается платежей в государственные внебюджетные фонды, то органы Госналогслужбы РФ обязаны осуществлять контроль и применять санкции лишь в тех случаях, когда ответственность плательщиков установлена законодательством или другими нормативными актами Российской Федерации. При этом порядок применения санкций определяется соответствующим нормативным актом и сообщается Госналогслужбой РФ.

Неправомерное использование льгот

Если налогоплательщик освобожден в установленном порядке от уплаты определенного вида налога, налоговые органы обязательно проверяют соблюдение условий предоставления такой льготы и сроки (период) его действия,

В случае утраты плательщиком права на такую льготу в проверяемом периоде и неуплаты в установленные сроки причитающихся в связи с этим платежей в бюджет санкции к нему применяются за период с момента прекращения действия льготы. Рассмотрим ряд примеров.

Пример 1

Работники налоговых органов при проверке магазина розничной торговли установили следующие факты (см. таблицу № 1). Магазин в 1997 году пользовался возможностью, предоставленной для малых предприятий п. 5.2 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 г. № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций ”: производил расчеты с бюджетом по налогу на прибыль один раз в квартал исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период (не уплачивал авансовые платежи).

Таблица № 1

Наименование показателя

1 кв-л

2 кв-л

итого полуг.

3 кв-л

итого 9 мес

4 кв-л

итого за год

среднесписочная численность работников, чел

27

29

28

37

31

26

29,75

размер налогооблагаемой прибыли, тыс. руб.

100

120

220

80

300

50

350

сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, тыс. руб.

35

42

77

28

105

17,5

122.5

Согласно п.1.1.6 Инструкции Госналогслужбы РФ № 37 организации розничной торговли могут относиться к малым предприятиям для целей определения порядка расчетов по налогу на прибыль в том случае, если среднесписочная численность работников не превышает 30 человек.

В рассматриваемом примере в III квартале 1997 года организация утратила статус малого предприятия, следовательно, должна была в течение III квартала уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль и представить в налоговый орган расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом.

В IV квартале среднесписочная численность работников уменьшилась, и как по этому кварталу, так и в целом по итогам за год организация сохраняет предусмотренные для малых предприятий льготы.

Работниками налоговой инспекции, в результате проведенной проверки, за неуплату авансовых платежей в III квартале 1997 года будет доначислена сумма дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом за III квартал 1997 года (при непредставлении справки об авансовых платежах сумма таких платежей будет признана равной нулю, следовательно, к доплате за III квартал в нашем примере будет причитаться 28 тыс. руб., и именно эта сумма будет учтена при расчете дополнительных платежей).

Пример 2

При проведении документальной проверки организации работниками налоговых органов было установлено следующее (см. таблицу № 2).

Эта организация в 1 квартале 1998 года воспользовалась льготой (освобождением от уплаты НДС) по налогу на добавленную стоимость, предоставляемой в соответствии с п.12”х” Инструкции Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” по товарам, работам, услугам, реализуемым организациями, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов от общей численности работников. В уставном капитале организации доля учредителя юридического лица составляет 30 процентов, поэтому оно не относится к малым.

Таблица № 2

Наименование показателя

Январь

Февраль

Март

Всего за 1-ый квартал

Среднесписочная численность работников, всего чел.

25

29

24

26

в том числе среднесписочная численность инвалидов, чел.

13

13

13

13

Доля инвалидов в среднесписочной численности работников, %

52

44,8

54,2

50

Объем реализованной продукции (без НДС), руб.

4000

2500

8000

14500

Организация должна была производить расчеты с бюджетом и представлять декларацию по НДС в налоговые органы ежемесячно.

В рассматриваемой ситуации в феврале 1998 года численность инвалидов составила менее 50 процентов среднесписочной численности работающих. Поэтому в феврале организация не имела права на использование льготы по НДС.

В результате проведенной проверки на организацию будут наложены следующие финансовые санкции (см. ст.13 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации ”): доначислена сумма налога — 2500 руб. х 20 % = 500 руб., взыскан штраф в размере 100 % от суммы доначисленного налога  — 500 руб.

Отметим, что если бы среднемесячный оборот по реализации продукции (работ, услуг) не превысил 3000 руб. (см. п. 30 Инструкции Госналогслужбы РФ №  39), то организация должна была бы производить расчеты по НДС ежеквартально и в этом случае могла бы воспользоваться льготой по НДС и избежать финансовых санкций со стороны налоговых органов (поскольку доля инвалидов в среднесписочной численности за квартал составила 50 процентов).

Санкции применяются при неисполнении налогоплательщиком обязанностей, возникающих при наличии у него объекта налогообложения, и в случаях нарушения налогового законодательства, предусмотренных п.8 ст. 7 Закона РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР” и ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, а именно в случаях:

Сокрытие (занижение) объекта налогообложения

Финансовые санкции, установленные п. 1 “а” ст. 13 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (за сокрытие или занижение дохода или иного объекта налогообложения), взыскиваются только по результатам документальных проверок.

За сокрытие или занижение дохода (прибыли) взыскивается вся сумма сок рытого или заниженного дохода (прибыли) и штраф в размере той же суммы.

Согласно п. 2.1 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995  г. № 37 О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”, объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными разделом 2 этой Инструкции, то есть прибыль, показываемая по строке 6 Расчета налога от фактической прибыли.

Пример 3

При проверке установлено, что налогооблагаемая прибыль за 1997 год составила 1 млн. рублей, тогда как по данным плательщика она определена в сумме 880 тыс. рублей. Расхождение со ставило 120 тыс. рублей, из которых 70 тыс. рублей за счет неправильного отнесения затрат на себестоимос ть; 50 тыс. рублей — за счет неправомерного применения льготы.

Следует взыскать в виде санкций: сумму заниженной прибыли — 70 тыс. рублей, штраф в размере т ой же суммы — 70 тыс. рублей. Всего — 140 тыс. рублей (с учетом деноминации —  140 руб.)

Неправильное исчисление льгот по налогу на прибыль нельзя рассматривать как сокрытие (занижение) прибыли с применением соответствующих санкций (см. Письмо Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 1 октября 1992 г. № ИЛ-6–01/331 и № 04–01–09 “О порядке применения штрафных санкций”). В этом случае уточняется расчет по налогу на прибыль и взыскивается в бюджет причитающаяся сумма налога, поэтому штрафные санкции налагаются только с учетом суммы прибыли, выявленной в результате неправильного отнесения затрат на себестоимость продукции.

Налогоплательщики обязаны вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), если эти изменения затрагивают конечный финансовый результат деятельности предприятия, отражаемый в его бухгалтерском балансе (п. 1 ст. 11 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации ”). Если допущенные нарушения не оказывают влияния на конечный финансовый результат деятельности организации (т.е. не влияют на размер налогооблагаемой прибыли), то оснований для начисления штрафных санкций не возникае т.

В данном примере следует уточнить расчет налога от фактической прибыли в связи с неправомерным применением льгот на 50 тыс. рублей, а также внести, в соответствии с действующим порядком, исправления в бухгалтерскую отчетность, увеличив налогооблагаемую прибыль на 70 тыс. рублей.

При этом в случае, когда ошибка выявлена в 1998 г, на счетах бухгалтерского учета делаются проводки:

Пример 4

При проверке установлено занижение фактического оборота по реализации продукции, о траженного в периодической отчетности (квартальном бухгалтерском балансе) на 500 тыс. рублей.

С указанной суммы занижения следует доначислить и взыскать налог на добавленную стоимость в размере 100 тыс. рублей (20 процентов) и штраф в сумме 100 тыс. рублей.

Одновременно, в связи с увеличением объема реализации на сумму заниженного оборота, определяется заниженная сумма прибыли, подлежащая отражению в бухгалтерском отчете (балансе) квартала, в котором проводится проверка, и взыскиваются санкции, предусмотренные за сокрытие или занижение дохода (прибыли).

При применении этой санкции необходимо учитывать следующее. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992–1 “О налоге на добавленную стоимость” объектами налогообл ожения являются:

Ст. 8 Закона №  19 92–1 установлено, что датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, при расчетах наличными деньгами — день поступления выручки в кассу, при зачете взаимных требований — дата совершения зачета.

Для предприятий, которые определяют срок реализации по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг), датой совершения оборота считается их отгрузка (выполнение) и предъявление покупателям расчетных документов.

В связи с этим, при определении оборота по реализации продукции следует руководствоваться действующим в течение проверяемого периода на предприятии порядком (или по мере оплаты, или по мере предъявления расчетных документов) учета реализации продукции и определения финансовых результатов деятельности для целей налогообложения. За повторное нарушение (сокрытие или занижение дохода (прибыли ), сокрытие объекта налогообложения), допущенное в течение года с момента применения санкций за аналогичное нарушение (независимо от того, за счет каких факторов или каким способом совершено это сокрытие), налоговые санкции применяются в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в двукратном размере этой суммы.

Пример 5

При проверке установлено, что налогооблагаемая прибыль за 1996 год занижена на 150 тыс. рублей в результате неправильного формирования себестоимости реализованной продукции. Аналогичное нарушение было выявлено при проверке деятельности организации за 1995 год. Санкции за первое нарушение были наложены 15 февраля 1996 года.

В рассматриваемом случае с организации следует взыскать сумму занижения налогооблагаемой прибыли — 150 тыс. рублей — и штраф — 300 тыс. рублей.

Если бы повторное занижение налогооблагаемой прибыли было допущено не в 1996 году, а после 15 февраля 1997 года (то есть по истечении года с момента наложения финансовых санкций за первое нарушение), то к организации были бы применены более мягкие меры наказания: взыскана сумма занижения налогооблагаемой прибыли — 150 тыс. рублей — и штраф — 150 тыс. рублей.

При умышленном сокрытии или занижении дохода (прибыли), что ус танавлив ается арбитражным судом, может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли).

Иск о взыскании указанного штрафа может быть предъявлен налоговым органом или прокурором. Основанием для предъявления налоговым органом иска в суд в связи с умышленным сокрытием налогоплательщиком дохода (прибыли) являются такие действия, как:

Отсутствие учета объекта налогообложения или ведение его с нарушениями

За отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение этого учета с нарушением установленного порядка налогоплательщик несет ответственность в виде штрафа в размере 10-ти процентов причитающихся к уплате (доначисленных) сумм налога на прибыль (доход).

Указанная норма может применяться, в частности, при отсутствии учета прибыли, если не сформирован конечный финансовый результат деятельности предприятия (не определено окончательное сальдо по счету 80 “Прибыли и убыткиза отчетный период), а также сумма прибыли, подлежащая налогообложению (с учетом сумм фактических затрат, расходов и льгот, учитываемых в соответствии с законодательством при исчислении налога на прибыль).

Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) должен слагаться из фактического результата от реализации продукции (работ, услуг), иных материальных ценностей и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям в соответствии с действующим порядком учета прибыли. По дебету счета 80 отражаются убытки (потери), а по кредиту — прибыли (доходы) предприятия. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат (прибыль или убыток). Отсутствие такого результата в отчетности за определенный период дает право применить указанную выше финансовую санкцию.

Под нарушениями порядка ведения учета объекта налогообложения (прибыли) понимаются:

Сумма налога, принимаемая для исчисления штрафа, определяется исходя из установленной в ходе документальной проверки величины сокрытой (заниженной) в результате ее неучета или учета с нарушением установленного порядка прибыли (дохода) и ставки налога в том отчетном периоде, в котором было допущено нарушение.

Штраф в размере 10-ти процентов причитающихся к уплате сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды к налогоплательщикам не применяется:

Пример 6

Проверкой предп риятия, проведенной налоговым органом за 1997 год, установлено, что в издержки обращения неправомерно включены расходы в сумме 10 млн. рублей. В 1997 году предприятие осуществляло одновременно торгово-закупочную и посредническую деятельность, прибыль от которых, в соответствии с местным законодательством, облагается по разным ставкам. Согласно представленным в налоговую инспекцию бухгалтерскому отчету и рас четам по налогу на прибыль, предприятие в отчетном году получило прибыль по всем видам деятельности и уплатило налог по ставке соответственно 35 и 43 процента.

Проверкой установлено, что издержки обращения по торгово-закупочной деятельности неправомерно завышены на 6 млн. рублей, а затраты на осуществление посреднических операций — на 4 млн. рублей.

По результатам проверки налоговый орган производит расчет суммы штрафа за ведение учета прибыли с нарушением установленных правил в следующем порядке.

Сумма дополнительно причитающихся платежей вследствие занижения прибыли от:

Пример 7

В 1997 году предприятие осуществляло одновременно торгово-закупочную и посредническую деятельность, прибыль от которых, в соответствии с местным законодательством, облагается по разным ставкам. В п редс тавленном в налоговую инспекцию бухгалтерском отчете и расчете по налогу на п рибыль указано, что в отчетном году получены убыток от торгово-закупочной деятельн ости в размере 4 млн. рублей и прибыль от проведения посреднических операций.

Проверка деятельности предприятия за 1997 год показала, что в издержки обращения неправомерно включены расходы в сумме 10 млн. рублей. При этом издержки обращения по торгово-закупочной деятельности необоснованно завышены на 6 млн. рублей, а затраты на осуществление посреднических операций — на 4 млн. рублей. По результатам проверки налоговый орган производит расчет суммы штрафа за ведение учета прибыли с нарушением установленных правил в следующем порядке.

Сумма дополнительно причитающихся платежей вследствие занижения прибыли от торгово-закупочной деятельности: (6 млн. руб.— 4 млн. руб.) х 35 % = 0,7млн. рублей; и посреднической деятельности: (4 млн. руб. х 43 %) = 1, 72 млн. рублей. Итого 2,42 млн. рублей. Сумма штрафа (2,42 млн. руб. х 10 %) получается 0,242 млн. рублей.

Пример 8

Согласно представленным в налоговую инспекцию бухгалтерскому отчету и расчетам по налогу на прибыль, предприятие в отчетном году получило прибыль от торгово-закупочной деятельности в размере 9 млн. рублей и прибыль от проведения посреднических операций в размере 1 млн. рублей. В соответствии с местным законодательством, прибыль от данных видов деятельности облагается по разным с тавкам.

Проверкой установлено, что предприятие получил о прибыль от каждого в ида деятельности в размере 5 млн. рублей. По результатам проверки налоговый орган производит р асчет суммы штрафа за ведение учета прибыли с нарушением установленных правил в следующем порядке.

Итого дополнительно причитается к доплате в бюджет (1,72 млн. руб.— 1,4 млн. руб.) 0,32 млн. рублей. Сумма штрафа (0,32 млн. руб. х > 10 %) 0,032 млн. рублей.

Непредставление или несвоевременное представление документов и сведений в налоговые органы

За непредставление либо несвоевременное представление в налоговый орган налоговых деклараций, отчетов, расчетов, других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, налогоплательщик несет ответственность в виде штрафа в размере 10-ти процентов причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налогов и других обязательных платежей.

Сумма штрафа определяется раздельно за каждый установленный налоговым органом факт непредставления или несвоевременного представления таких документов по каждому виду платежей (в том числе в случаях, когда налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по одному объекту налогообложения несколько налоговых расчетов, деклараций и др.). При этом сумма штрафа рассчитывается исходя из размера налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, подлежащих уплате с учетом ранее внесенных платежей на основании документов, которые не были представлены либо представлены в налоговый орган с нарушением установленных сроков, по данным налоговых органов, полученных при проведении камеральных и документальных проверок. Ранее внесенными платежами считаются: налоги и сборы, причитающиеся к уплате согласно расчетам за предыдущие отчетные периоды в случаях, когда налоговые платежи исчисляются нарастающим итогом с начала года, суммы налогов и других обязательных платежей, причитающиеся к уплате в течение отчетного периода до наступления установленного срока представления налоговых расчетов в условиях, когда, в соответствии с действующим законодательством, налоговые расчеты составляются раздельно по каждому отчетному периоду (помесячно, поквартально, в целом за год).

Не включаются в понятие “ранее внесенные платежи” суммы авансовых взносов (например, авансовые взносы налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог и др .).

Порядок и сроки представления в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и сборов, устанавливаются законами Российской Федерации, а также инструкциями Госналогслужбы РФ и Минфина РФ, а по местным налоговым сборам — местными органами государственной власти. За непредставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, штраф налагается по результатам проведенных камеральных и документальных пров ерок.

Штраф за непредставление либо несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, к налогоплательщикам не применяется:

Пример 9

Предприятие представило в налоговый орган 6 апреля 1998 года бухгалтерский отчет за 1997 год, а также следующие расчеты (по налогам за 1997 год) (см. таблицу № 3).

Таблица № 3

Наименование расчетов

К уплате с учетом ранее внесенных платежей(тыс. руб.)

К возврату(тыс. руб.)

Расчет налога на прибыль от основной деятельности

400

Расчет налога на прибыль от видео показа

500

Расчет налога на имущество

100

В данном случае налоговая инспекция применяет к предприятию штраф в размере 10-ти процентов сумм налогов и других обязательных платежей, причитающихся к уплате с учетом ранее внесенных платежей, согласно представленным расчетам, размер которого (штрафа) составит 60 тыс. рублей (500 +100) х 10 %.

Пример 10

Организация представляет в налоговый орган расчеты по налогам за 1997 год 6 апреля 1998 года, в соответствии с ними мы имеем следующие данные (см. таблицу № 4).

Таблица № 4

Показатели

Варианты(тыс . руб.)

1

2

3

4

5

6

сумма налога на прибыль, причитающаяся к уплате по расчету за 1997 год

200

300

100

300

50

сумма налога на прибыль, причитающаяся к уплате по расчету за 9 месяцев 1997 год

300

300

100

сумма налога на прибыль, причитающаяся к уплате за 4 квартал 1997 года (расчетно)

300

100

200

100

сумма налога на прибыль, причитающаяся к уплате по расчету за год с учетом ранее внесенных платежей(за 9 месяцев 1997 года)

100

200

50

Сумма 10-процентной санкции

10

20

5

Пример 11

Предприятие представило 20 апреля 1996 года в налоговый орган бухгалтерский отчет за 1 ! квартал 1998 года, а также расчет налога на прибыль. Расчет налога на имущество, а также расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, были представлены в налоговую инспекцию 5 мая 1998 года (см. таблицу № 5).

Таблица № 5

Наименование расчетов

К уплате с учетом ранее внесенных платежей (тыс. руб.)

К возврату (тыс. руб.)

Расчет налога на прибыль  

400

Расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога (цифра взята условно)  

Расчет налога на имущество

100

Налоговая инспекция за несвоевременное представление расчетов применяет штраф в размере 10-ти процентов, исходя из данных того расчета, согласно которому платежи причитаются в доплате с учетом ранее внесенных. В нашем случае 100 тыс. руб. х 10 % = 10 тыс. руб.

Пример 12

Некоммерческая организация, сообщив в налоговую инспекцию о том, что она не осуществляет связанную с извлечением доходов деятельность, в течение 1997 года не представляла бухгалтерские отчеты и расчеты налога на прибыль и не вносил а авансовые платежи, а 1 марта 1998 года представила годовой бухгалтерский отчет и расчет налога на прибыль за 1997 год.

В апреле 1998 года налоговой инспекцией проведена документальная проверка. Установлено, что данная организация получала доходы, подлежащие налогообложению, начиная с апреля 1997 года. На основании акта проверки были составлены расчеты налога на прибыль, согласно которым причиталось: к уплате за 1 полугодие — 100 тыс. рублей, за 9 месяцев — 50 тыс. рублей. По результатам проверки налоговая инспекция должна применить к организации штраф в размере 10-ти процентов причитающихся к уплате платежей за непредставление в налоговый орган расчета налога на прибыль за 1 полугодие 1997 года, сумма которого составит 10 тыс. рублей (100 тыс. руб. х 10 %).

За непредставление расчета за 9 месяцев 1997 г. штраф к организации не применяется, так как, согласно данному расчету, по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 3-й квартал платежей в бюджет не причитается.

Пример 13

Документальной проверкой, проведенной налоговой инспекцией в апреле 1998 года, установлено, что предприятие за 1997 год и 1-й квартал 1998 года внесло в дорожный фонд налог на приобретение автотранспортных средств в сумме соответственно 1000 тыс. руб. и 300 тыс. рублей. При этом расчеты налога в налоговую инспекцию не представлялись.

На основании акта документальной проверки налоговая инспекция применяет к предприятию штраф в размере 10-ти процентов причитающихся платежей за непредставление расчета за 1 квартал 1998 года, сумма которого составит 30000 рублей (З00 тыс. рублей х 10%). В связи с отсутствием установленного порядка и сроков представления в налоговый орган расчетов налога на приобретение автотранспортных средств в 1992 году штраф за этот период к предприятию не применяется.

Нарушения, связанные с представлением документов, необходимых для исчисления и уплаты косвенных налогов

В соответствии с действующим порядком косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на реализацию горюче-смазочных материалов) уплачиваются в бюджет как в течение отчетного периода (ежедневно, ежедекадно) с последующим перерасчетом по месячным отчетам, так и в полной сумме согласно представляемым в налоговые инспекции месячным и квартальным расчетам.

При этом предприятия не представляют справки о предполагаемых суммах текущих платежей, а налоговые инспекции в лицевых счетах налогоплательщиков не производят начисление причитающихся к уплате платежей, вносимых в бюджет и внебюджетные фонды в течение отчетного периода.

В такой ситуации в большинстве случаев налоговый орган может определить достоверность данных о суммах ежедневных и ежедекадных платежей предприятий, имеющихся в представленных этим предприятием налоговых расчетах, только по результатам документальных проверок.

Таким образом, штраф за непредставление либо несвоевременное представление расчетов косвенных налогов налогоплательщиками, для которых установлен порядок уплаты таких налогов путем внесения текущих платежей с последующим перерасчетом на основании налоговых расчетов, должен налагаться налоговым органом исходя из данных о суммах налоговых платежей, отраженных в представленных расчетах либо определенных по результатам проведенных документальных проверок. Не производится корректировка сумм финансовой санкции за непредставление или несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления и уплаты косвенных налогов, исчисленный по результатам камеральных проверок, по окончании документальных проверок при установлении фактов искажения отчетных данных.

Пример 14

Предприятие, в соответствии с установленным порядком, рассчитывается с бюджетом по налогу на добавленную стоимость на основании месячных расчетов. 20 ноября 1997 года оно представило в налоговую инспекци ю расчет налога на до бавленную стоимость за октябрь 1997 года, согласно которому возмещению из бюджета подлежали излишне уплаченные суммы налога — 100 тыс. рублей.

Обнаружив допущенную при составлении налога ошибку 30 ноября 1997 года предприятие представляет в налоговую инспекцию, взамен ранее сданного, расчет налога на добавленную стоимость за октябрь 1997 г., согласно которому к уплате причитается 300 тыс. рублей с учетом ранее внесенных платежей. При этом сумма подлежащего доплате налога на момент представления уточненного расчета не была перечислена в бюджет. Налоговый орган, приняв такой расчет, применяет к предприятию штраф в размере 10-ти процентов причитающихся к доплате платежей, то есть 300 ты с. рублей х 10 % = 30 тыс. рублей.

Если бы до момента представлений уточненного расчета организация перечислила в бюджет 300 тыс. рублей подлежащего доплате НДС, то, в соответствии с п. 13 Указа Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины”, финансовые санкции к ней бы не применялись.

Пример 15

Предприятие представило в налоговую инспекцию квартальный отчет по налогу на добавленную стоимость за январь — март 1998 года 20-го апреля 1998 года, тогда как, исходя из отчетных данных за IV квартал 1997 года, должно было представлять ежемесячные расчеты.

Согласно этому отчету к внесению в доход бюджета причитается 300 тыс. рублей. Текущих платежей налога на добавленную стоимость предприятие в течение отчетного квартала не производило.

Налоговая инспекция в мае 1998 года провела документальную проверку и установила, что в целом за предыдущий квартал сумма платежей в представленном отчете определена правильно. При этом по расчету за январь причитается к внесению в бюджет 200 тыс. рублей, по расчету за февраль — к возмещению из бюджета 50 тыс. рублей, по отчету за март — к внесению в бюджет 150 тыс. рублей. На основании акта документальной проверки налоговый орган определил штраф за непредставление расчета по налогу на добавленную стоимость за январь 1998 года в сумме 20 тыс. рублей (200 тыс. рублей х 10 %).

Штраф за непредставление отчетов за февраль и март 1998 года к предприятию не применяется, так как, согласно данным налогового органа, платежей к внесению в бюджет по отчету за февраль не причиталось, а сведения, необходимые для исчисления и уплаты налога за март, были включены в квартальный отчет, представленный в налоговую инспекцию в сроки, установленные для представления расчета за март 1998 года.

Пример 16

Предприятие в течение 1 квартала 1998 года перечисляло в бюджет платежи по налогу на добавленную стоимость, однако не представило в налоговую инспекцию ни одного налогового расчета.

Налоговая инспекция в мае 1998 года приостанавливает операции по расчетному счету предприятия, после чего последнее представляет расчеты за январь, февраль и март 1998 года 11 мая 1998 года, в которых имеются следующие данные (см. таблицу № 6).

Таблица № 6

отчеты в периоды сумма налога, подлежащая начислению в бюджет (+), возмещению из бюджета (-) (тыс. руб.) сумма текущих платежей, уплаченных в счет причитающихся платежей за отчетный месяц (тыс. руб.) сумма налога подлежащая к доплате (+) уменьшению (-) (тыс. руб.)
январь

300

290

10

февраль

–400

250

–650

март

400

300

100

В данной ситуации к предприятию должен быть применен штраф за несвоевременное представление налоговых расчетов за те периоды, в которых налог на добавленную стоимость причитается к внесению в бюджет, а именно: за январь — 1 тыс. рублей (10 тыс. руб. х 10 %), за март — 10 тыс. рублей (100 тыс. руб. х 10 %).

В дальнейшем, проведя документальную проверку, налоговая инспекция установила, что расчет налога на добавленную стоимость за февраль 1998 года составлен предприятием неправильно: вместо причитающихся сумм налога к возмещению из бюджета полагается уплатить в бюджет 300 тыс. рублей.

По результатам проведенной документальной проверки, несмотря на доначисление сумм налога, перерасчет сумм ранее наложенных финансовых санкций за несвоевременное представление расчетов налога на добавленную стоимость за январь, февраль и март 1998 года не производится.

Пример 17

Предприятие в течение 1-го квартала 1996 года вносило в доход бюджета платежи по налогу на добавленную стоимость, однако не представило в налоговую инспекцию ни одного налогового расчета.

После приостановки операций по расчетному счету предприятие представляет в налоговую инспекцию расчеты за январь, февраль и март 1998 года (см. данные из предыду щего примера).

По результатам проведенной проверки налоговая инспекция установила, что расчеты налога на добавленную стоимость за январь и март составлены предприятием правильно, а расчеты за февраль 1998 года — неправильно: вместо причитающихся сумм налога к возмещению из бюджета полагается уплатить в бюджет 300 тыс. рублей. При этом к предприятию должен быть применен штраф за несвоевременное представление налоговых расчетов за все отчетные периоды, в которых НДС причитается к внесению в бюджет согласно данным, уточненным в результате проведения документальной проверки, а именно: за январь — 1 тыс. рублей (10 тыс. руб. х 10 %), за февраль — 5 тыс. рублей ((300 тыс. руб.— 250 тыс. руб.) х 10 %), за март — 10 тыс. рублей (100 тыс. руб. х > 10 %).

Ответственность за неудержание или неперечисление в бюджет подоходного налога с физических лиц

Если суммы налогов, подлежащие взысканию у источника выплаты, своевременно не удержаны, удержаны не полностью или не перечислены в бюджет, налоговый орган взыскивает их с предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих доходы физическим лицам, и налагает штраф в размере 10-ти процентов от этих сумм, подлежащих взысканию (ст. 22 Закона РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998 – 1 “О подоходном налоге с физических лиц”, с учетом изменений и дополнений). Таким образом, данная финансовая санкция составляет 10 процентов от: сумм налогов, своевременно не удержанных или удержанных не полностью с доходов, подлежащих включению в совокупный годовой доход; не перечисленных в бюджет сумм подоходного налога. Штраф не применяется:

Пример 18

Проверкой правильности исчисления подоходного налога, проведенной налоговой инспекцией на предприятии за 1997 год и 1 квартал 1998 года, установлены следующие нарушения налогового законодательства (см. таблицу № 7).

Таблица № 7

вид нарушения

сумма, (тыс. руб.)

Недодержано подоходного налога с заработной платы, начисленной в:  
декабре 1997 года

500

марте 1998 года

7

Не перечислены в бюджеты суммы подоходного налога, удержанные (подлежащие удержанию) с заработной платы за:  
ноябрь 1997 года

5000

декабрь 1997 год

6000

январь 1998 года

70

В данном случае налоговая инспекция взыскивает в бесспорном порядке суммы подоходного налога с наложением штрафа в общей сумме 607,7 тыс. рублей (7 тыс. руб. + 6000 тыс. руб. + 70 тыс. руб.) х 10 %). Штраф в размере 10-ти процентов не перечисленной в бюджет суммы подоходного налога за декабрь 1997 года (в данном примере — 6000 тыс. руб.) исчисляется исходя из суммы задолженности, фактически образовавшейся до наступления срока уплаты, то есть без учета сумм налога (в данном примере — 500 тыс. рублей), доначисленных по результатам проведенной налоговой инспекцией проверки.

Начисление пени

В соответствии с п.13”в” Закона Об основах налоговом системы в РФпени начисляются за каждый день просрочки уплаты налога начиная со срока платежа по день фактической уплаты включительно со всей суммы недоимки. Недоимкой считаются:

При взыскании недоимок по налогам, пошлинам, сборам и другим обязательным платежам в бюджет (кроме подоходного налога) пени взыскиваются в размере 0,3 процента за каждый день просрочки, при просрочке уплаты подоходного налога пени — в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ.

Пеня начисляется за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты по день уплаты недоимки либо по день получения исполнительной надписи нотариального органа на взыскание недоимки или вынесения решения судом об обращении с требованием взыскания недоимки на имущество физического лица.

Обращаем внимание читателей на то, что взыскание пени не освобождает недоимщика от других видов ответственнос ти, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пени не начисляются на штрафы, иные налоговые санкции, на административные штрафы и на пени. Поэтому суммы административных штрафов, налагаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации государственными налоговыми инспекциями, не взысканные администрацией в определенном Кодексом РСФСР “Об административных правонарушенияхпорядке с сумм доходов, выплаченных юридическими лицами оштрафованным гражданам по вине администрации, взыскиваются с этих юридических лиц налоговыми органами в бесспорном порядке без начисления пени.

Днем уплаты считается день внесения платежей наличными деньгами в учреждения банка или день списания со счета недоимщика в банке или ином кредитно-финансовом учреждении, а также со счета его должника (дебитора) либо других лиц денежных средств, принадлежащих недоимщику.

По платежам, по которым законодательством не установлены твердые сроки уплаты, пеня начисляется со сроков уплаты, установленных налоговыми инспекциями.

В случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка или иного кредитно-финансового учреждения поручения плательщика о перечислении налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды либо задержки в зачислении указанных платежей на соответствующий бюджетный счет или счет внебюджетных фондов пени взыскиваются в установленном порядке с этого учреждения с неперечисленной или незачисленной суммы платежа за каждый день просрочки.

В таком же размере взыскиваются пени в случае неисполнения государственными налоговыми инспекциями (задержки исполнения) инкассового поручения (распоряжения) о бесспорном взыскании платежей с недоимщика.

Как и для организаций, взыскание пени не освобождает банк или иное кредитно-финансовое учреждение от других видов ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В случае, когда срок уплаты совпадает с выходным (праздничным) днем, пени начисляются начиная с первого рабочего дня после выходного (праздничного) дня.

При этом по платежам, которые уплачиваются к (до) 1 марта, к (до) 1 апреля, к (до) 1 октября и т.п., сроками уплаты считаются соответственно 28 (29) февраля, 31 марта, 30 сентября.

Приведем примеры начисления пени в различных ситуациях.

Начисляется с общеустановленного срока уплаты.

Пример 19

До 15 января плательщиком должно было быть внесено в бюджет 10 тыс. рублей налога на прибыль. Справка о предполагаемой сумме прибыли представлена в налоговый орган 20 января, указанная сумма перечислена в бюджет 21 января. В этом случае на сумму платежей, приходящуюся на истекший срок, пеня начисляется с 15 января по 21 января включительно.

Суммы налога на прибыль, исчисленные самим п лательщиком исходя из фактически полученной прибыли, вно сят ся им в доход бюджета по квартальным расчетам в пятидневный срок, а по годовым -в 10-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса. Когда срок представления бухгалтерского отчета совпадает с выходным или праздничным днем, он переносится на первый рабочий день после выходного или праздника.

Срок доплаты платежей в бюджет определяется со дня, установленного для представления бухгалтерских отчетов и балансов независимо от переноса срока представления баланса.

Пример 20

Срок представления бухгалтерского отчета за 9 месяцев установлен 30 октября (суббота). К доплате по расчету исходя из фактически полученной прибыли причитается 600 тыс. рублей. Установлен срок уплаты — 3 ноября (30 октября + 5 дней). На 3 ноября внесено в бюджет 500 тыс. рублей, оставшаяся недоимка погашена 4 ноября.

В этом случае пеня начисляется на 100 тыс. рублей за два дня — с 3 по 4 ноября. На суммы платежей, причитающихся бюджету по месячным перерасчетам, произведенным на основании налоговых отчетов плательщиков пеня начисляется со дня наступления срока уплаты установленного для представления месячного налогового отчета.

Пример 21

По представленному в установленный срок — 20 февраля — месячному налоговому отчету за январь плательщик должен внести в бюджет 25000 рублей налога на добавленную стоимость. Согласно срокам уплаты этого плательщика за январь уплачено 22 000 рублей, следовательно, по перерасчету за январь плательщик должен внести в бюджет дополнительно 3000 рублей 20 февраля, то есть в день наступления срока представления отчета. При несвоевременной уплате этой суммы пеня начисляется с 20 февраля.

На суммы, доначисленные в результате проверки месячных налоговых отчетов, пеня начисляется со дня установленного срока уплаты для представления месячного налогового отчета.

Пример 22

При проверке месячного налогового отчета за сентябрь установлено, что в месячном отчете занижены причитающиеся бюджету платежи по акцизу на 4000 рублей за счет неправильного применения ставки акцизов в процентах к стоимости в отпускных ценах (срок представления отчета предприятием — 15 октября). Пеня на доперечисленную сумму по месячному отчету начисляется с 15 октября.

При уменьшении суммы платежей по государственным, кооперативным, общественным и другим учреждениям и организациям начисленные ранее пеня и штраф не слагаются (при изменении авансовых платежей по перерасчетам).

Пример 23

По авансовым платежам на 1 квартал предприятие должно внести в бюджет 10 000 рублей по налогу на прибыль. За несвоевременный взнос в бюджет этих платежей налоговой инспекцией начислена пеня в сумме 120 рублей. В дальнейшем платежи, причитающиеся к уплате в бюджет по этому предприятию, уменьшены на 5000 рублей. Сумма ранее начисленной пени за несвоевременный взнос платежей в этом случае не уменьшается.

Если предприятие имеет недоимку, а по представленному расчету платежи подлежат уменьшению, то пеня на сумму снижения платежей и соответственно уменьшения недоимки со дня представления расчета не начисляется.

Пример 24

На 20 апреля за предприятием числится недоимка в сумме 15 000 рублей. Расчет о фактических суммах налога на прибыль за 1 квартал представлен налоговой инспекции 20 апреля, по этому расчету ранее начисленные платежи подлежат уменьшению на 20 000 рублей. В результате произведенной проверки установлено, что платежи подлежат уменьшению на 12 000 рублей. Пеня на эту сумму (которая считается недоимкой на 20 апреля) не начисляется, а на недоимку в  сумме 3000 рублей пеня начисляется с 20 апреля по день фактической уплаты в общеустановленном порядке.

Возможность взыскания финансовых санкций в бесспорном порядке

Напоминаем читателям, что, в соответствии с вынесенным Конституционным Судом РФ определением от 6 ноября 1997 г. № 111–О в бесспорном порядке (путем выставления инкассового распоряжения) с налогоплательщика могут быть взысканы только недоимки по налогам, а также суммы пени в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) без их согласия признан неконституционным вне зависимости от того, каким органом — налоговой полицией или налоговой инспекцией — принимается решение о производстве взыскания.

Госналогслужбой РФ по этому вопросу было издано письмо от 8 января 1998 г. № ВП- 6 – 11/4, в котором указано, что при оформлении акта (решения) Государственной налоговой инспекции о применении к налогоплательщику мер финансовой ответственности за нарушение налогового законодательства следует исключить указание о взыскании в бесспорном порядке сумм сокрытого или заниженного дохода (прибыли), а также иных штрафов, предусмотренных статьей 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.

Указанный акт (решение) должен содержать предложение о добровольной уплате в установленный в акте (решении) срок начисленных сумм штрафов.

В случае невнесения юридическим лицом в установленный в акте (решении) срок сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) налоговому органу надлежит предъявлять в арбитражный суд иски о взыскании вышеуказанных сумм в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.

При этом если налогоплательщик — юридическое лицо обратится в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта (решения) налогового органа либо с иском о возврате вышеуказанных сумм из бюджета, налоговому органу следует предъявлять встречные иски о взыскании указанных сумм в бюджет в порядке, предусмотренном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Одновременно с предъявлением указанных выше исков и встречных исков налоговому органу следует обращаться в арбитражный суд с мотивированным заявлением об обеспечении иска в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Таким образом, в отношении начисленных по результатам проверок штрафных санкций налоговые органы могут только предложить организации перечислить их в добровольном порядке. Если организация не согласится перечислить суммы штрафных санкций добровольно, то налоговые органы могут взыскать их, только обратившись с соответствующим иском в арбитражный суд.

Однако в этой связи хотелось бы предостеречь читателей от соблазна не уплатить штрафные санкции: “Пускай, мол, их судятся , а пока суд да дело, денежки можно подержать в обороте”. Если  финансовые санкции были наложены правомерно — с вас взыщут не только сумму этих санкций, но и судебные издержки, которые в некоторых случаях могут составить довольно внушительную сумму.

Документальное оформление финансовых санкций

Предусмотренные законодательными актами налоговые санкции применяются на основании:

Должностные лица налоговых органов осуществляют такие проверки и обследования на основании письменного поручения руководителя государственной налоговой инспекции при предъявлении служебного удостоверения и при необходимости — соответствующей формы допуска. Перепроверка предприятий производится работниками вышестоящего налогового органа при предъявлении служебного удостоверения.

По результатам проверок и обследований должностные лица налоговых органов в обязательном порядке составляют акты (п. 19 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340), в которых должны быть изложены конкретные данные о выявленных нарушениях:

В актах фиксируются суммы сокрытого (заниженного) дохода (прибыли) или суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения, а также конкретные факты других нарушений (отсутствие учета объекта налогообложения, ведения его с нарушением требуемого (установленного) порядка, непредставление или задержка представления документов, уплаты налогов и др .).

В актах вскрытые нарушения должны быть отражены отдельными разделами по каждому виду налогов и виду нарушений с приложением требуемых расчетов и документов (при необходимости — подлинных документов или их копий). Изъятие документов налогоплательщика, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов налогообложения, необходимо производить по “Инструкции о порядке изъятия должностным лицом Государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждении, организаций и граждан” (утверждена письмом Минфина РСФСР от 26 июля 1991 г. № 16/176) на основании письменного постановления должностного лица налогового органа. В решении по акту проверки должны содержаться:

По выявленным нарушениям, за которые виновные должностные лица предприятий, учреждений и организаций или физические лица подлежат привлечению налоговыми органами к административной ответственности, составляются и прилагаются к материалам проверки протоколы об административном правонарушении в отношении каждого должностного лица.

Акты должны быть подписаны проверяющими (должностными лицами налоговых органов) и должностными лицами (руководителем и главным бухгалтером) предприятия, организации, учреждения или физическим лицом.

В случаях несогласия с фактами, изложенными в актах, налогоплательщик (соответствующее должностное или физическое лицо) обязан подписать акт с изложением письменных возражений и приложением при этом объяснений и документов, подтверждающих мотивы своих возражений.

В случае отказа налогоплательщика от подписания акта проверяющим делается отметка в конце акта об отказе налогоплательщика от подписи и представлении объяснений в момент составления акта. При этом налогоплательщик может сделать запись о представлении письменных объяснений в согласованный срок.

Материалы проверок (акты, протоколы об административных правонарушениях и др.) не позднее следующего дня после прибытия проверяющего в налоговый орган регистрируются в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью налогового органа.

Руководители налоговых органов в течение не более 10 дней со дня подписания актов проверок, в которых зафиксированы нарушения и предложения проверяющих по их устранению, должны принять по ним соответствующие решения, в том числе по применяемым к налогоплательщику санкциям.

Решение принимается в письменной форме. В решении должны быть четко указаны:

При представлении возражений материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц проверяемых предприятий или налогоплательщиков — физических лиц, представивших эти возражения. Если эти должностные лица или физические лица после их извещения о времени и месте рассмотрения материалов не явились, возражения рассматриваются в их отсутствие.

О результатах рассмотрения материалов проверки во всех случаях сообщается налогоплательщику в письменной форме.

Решения о применении санкций за нарушения, выявление которых не требует документальной проверки (например, непредставление документов, необходимых для исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет), принимаются руководителями налоговых органов на основании докладных (служебных) записок соответствующих должностных лиц этих органов, в которых должен быть зафиксирован факт непредставления документов. О принятом решении налоговые органы извещают налогоплательщика в письменном виде до наступления срока (но не менее чем за 3 дня, не считая времени на пробег почты) уплаты доначисленных сумм и финансовых санкций.


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"