Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

НЮАНСЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН В РОЗНИЧНОЙ И ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ


Отнесение торговли к рознице или опту является достаточно важным вопросом для многих предприятий.

Налоговые органы для определения розничной торговли отсылают к Письму ГНС РФ от 20.12.95 г. № 05-04-09/41 "О налоге на добавленную стоимость". Данное Письмо согласовано Минфином РФ, но не зарегистрировано в Министерстве Юстиции, и поэтому не является нормативным документом и не может быть использовано при рассмотрении спора судом. Письмо, тем не менее, рекомендует при определении розничного товарооборота руководствоваться "Инструкцией по учету розничного товарооборота и товарных запасов в предприятиях розничной торговли и общественного питания" (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 08.02.93 г. № 17). В настоящее время данная Инструкция отменена и взамен ее действует "Инструкция по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, их обособленными подразделениями независимо от формы собственности, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание" (утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 1.04.96 г. № 25).

Анализируя действующее законодательство, возможно выявить два различных варианта определения розничной и оптовой торговли для целей налогообложения.

На основании представленных положений можно сделать следующий вывод: выявлены различные подходы определения розничной торговли, в первом случае подзаконным актом, во втором - законом.

Ни первый, ни второй не имеет прямого отношения к вопросам налогообложения, т.е. предназначен не для целей налогообложения.

В данной ситуации не лишним будет указание на п.2 ст.11 Арбитражно-процессуального кодекса РФ: "Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом".

В отношении обязанности получения лицензии на право розничной торговли следует заметить следующее:

В ряде случаев считают, что если предприятие осуществляет розничную торговлю без соответствующей лицензии, в соответствии с Разъяснениями ВАС РФ от 19.01.93 г. такая деятельность является незаконной, и налоговые органы вправе возбудить иск о признании этих продаж незаконными и о взыскании в бюджет всего дохода, полученного по ним. Часто полагают, что в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 19.06.94 г. № 611 введено лицензирование подобного вида деятельности.

Однако в действующей редакции указанного Постановления говорится об обязанности предприятия "иметь лицензию на право торговли определенной группой товаров", а не на право оптовой или розничной торговли.

На основании представленной информации следует считать правильным отсутствие обязанности получать лицензию просто на право розничной торговли. Но при этом сохранена обязанность на получение лицензии на торговлю определенными группами товаров.

Интересно как с теоретической, так и с практической точки зрения реализация товаров предприятием физическому лицу, являющемуся предпринимателем. Действительно, достаточно трудно четко определить некоторые моменты подобных отношений. Например, во всех ли случаях требуется применять контрольно-кассовые машины при отпуске товара предприятием предпринимателю?

В соответствии со ст.1 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций производится предприятиями с обязательным применением КММ. Представляется правильным говорить об отсутствии этой обязанности. Термин "население" предполагает один субъектный состав - физические лица. Товар, приобретаемый
физическим лицом, может быть использован исключительно в личных целях, т.е. только для потребления. Для того, чтобы использовать товар в предпринимательских целях, физическое лицо обязано зарегистрироваться в качестве предпринимателя, поскольку осуществляет предпринимательскую деятельность. Следовательно, в обороте оно уже будет выступать не как физическое лицо (элементная составляющая населения), а как специфический субъект - предприниматель. В отличие от физического, лица предприниматель действует в ином правовом режиме регулирования. Наглядно это может быть отражено на примере юридического лица.

Например, уполномоченное лицо (директор), заключая договор, выступает в сделке не как физическое лицо, а от имени юридического, и не включается в состав населения. Так же и предприниматель, являясь одновременно физическим лицом при заключении сделки для осуществления предпринимательской деятельности, выступает в роли особого субъекта, отличного от населения.

При заключении сделок с предпринимателями для предприятия удобнее оформлять их договором с указанием на статус физического лица как предпринимателя с указанием его реквизитов.

Однако ввиду спорности сложившейся ситуации и неопределенности ее в нормативном порядке, данные выводы могут быть не приняты налоговыми органами. Достаточно часто представители налоговых органов на практике используют оформление предприятием бланков строгой отчетности с их регистрацией в органах налоговой инспекции. При этом санкционируется их использование без применения ККМ.

В том случае, если в договоре не будет указано, что покупатель выступает в роли предпринимателя, то использование КММ представляется обязательным.

Использование ККМ в настоящее время не указывает на осуществление предприятием розничной торговли, поскольку в критерии отнесения деятельности к оптовой или розничной торговли не включено наличие или отсутствие ККМ. Такой вывод следует из ГК РФ, "Инструкции по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, их обособленными подразделениями независимо от формы собственности, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание" (утверждена Постановлением Госкомстата РФ № 25). Следует учитывать, что при оптовой торговле без применения ККМ следует оформлять в соответствующей форме счета-фактуры.

Использование чеков ККМ в данной ситуации, как документов, заменяющих счета-фактуры, будет неправомерным.

Ниже приводятся тексты основных документов, регламентирующих применение ККМ организациями и предпринимателями (физическими лицами).


Утверждено
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 30 июля 1993 г. № 745

ПОЛОЖЕНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ

(в ред.- Постановления Правительства РФ от 06.01.97 № 11)

1. Прием наличных денег всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее именуются - предприятия) при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин, допускаемых к применению в соответствии с Государственным реестром контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.01.97 № 11)

2. Получение от населения наличных денег без применения контрольно-кассовых машин допускается в отдельных категориях предприятий согласно перечню, утверждаемому Советом Министров - Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.

3. Выдаваемые предприятиями счета, квитанции и другие документы не освобождают эти предприятия от применения контрольно-кассовых машин при приеме наличных денег от населения за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящего Положения.

4. Предприятия, осуществляющие расчеты с населением при помощи контрольно-кассовых машин, должны в обязательном порядке выдавать покупателю (заказчику) чек, подтверждающий прием от него наличных денег.

5. Чеки погашаются одновременно с выдачей товара или квитанции на выполненные работы или услуги с помощью штампов или надрыва в установленных местах.

На кассовых чеках должны применяться условные шифры, штампы с указанием номеров контрольно-кассовых машин, дат приема наличных денег и полученных сумм.

6. В случае необходимости доставки покупателю крупногабаритных товаров предварительная оплата указанных товаров и услуг по их доставке производится с применением контрольно-кассовых машин.

7. При работе на всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке применяется контрольная лента.

Контрольные ленты, копии чеков и других документов, подтверждающие суммы принятых наличных денег, должны храниться на предприятии в упакованном виде в течение 15 дней после проведения последней инвентаризации и проверки товарного отчета. Товарные отчеты и приложенные к ним документы строгой отчетности хранятся предприятием не менее трех лет.

Ответственность за хранение перечисленных в абзаце втором настоящего пункта документов в течение установленных в указанном абзаце сроков несут руководители предприятий или другие работники по письменному указанию руководителей предприятий.

8. Оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утверждаемым Центральным банком Российской Федерации.

9. В комиссионных магазинах по продаже непродовольственных товаров на полученные от комитента деньги за хранение вещей (в случае их возврата) кассир ежедневно составляет приходную ведомость.

В конце дня суммы, указанные в ведомости, подсчитываются, ведомость подписывается руководителем магазина, кассиром, бухгалтером и на общую сумму выписывается один приходный ордер, который вместе с ведомостью прилагается к кассовому отчету и сдается в бухгалтерию. Бланки этих ведомостей являются бланками строгой отчетности.

Выплата комитенту наличных денег за проданную вещь производится под расписку на комитентской карточке.

10. Порядок приема наличных денег от населения, технические требования к контрольно-кассовым машинам, основные правила эксплуатации контрольно-кассовых машин, требования к работе кассира, обязанности обслуживающих организаций и механиков по ремонту и техническому обслуживанию контрольно-кассовых машин определяются типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации совместно с Комитетом Российской Федерации по торговле, Комитетом Российской Федерации по машиностроению, Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и по согласованию с Государственной налоговой службой Российской Федерации.

11. Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах разрабатывается и утверждается Государственной налоговой службой Российской Федерации.

Председатель Совета Министров - 
Правительства Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН


ПЕРЕЧЕНЬ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, В СЛУЧАЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИМИ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ИЛИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ), ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, КОТОРЫЕ В СИЛУ СПЕЦИФИКИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИБО ОСОБЕННОСТЕЙ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ МОГУТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН

(в ред.- Постановлений Правительства РФ от 23.10.95 № 1028, от 06.01.97 № 11)

1. Предприятия (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организации и учреждения в части оказания услуг населению и судебно-экспертные учреждения системы Министерства юстиции Российской Федерации при производстве экспертиз и иных экспертных исследований с выдачей квитанций, путевок, билетов, талонов, или других приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.10.95 № 1028)

2. Предприятия (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организации и учреждения в части осуществления:

торговли в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив, табачными изделиями, произведенными на территории Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам;

3. Выездные бригады предприятий бытового обслуживания и учреждений почтовой связи при производстве мелкого ремонта вне стационарного специализированного помещения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.10.95 № 1028)

4. Предприятия и организации, расположенные в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков городского типа) по перечню, определяемому местной администрацией района. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.10.95 №1028)

5. Религиозные объединения (организации), зарегистрированные в порядке, установленном законом, и их предприятия в части реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках, а также при оказании услуг за проведение религиозных обрядов и церемоний. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.10.95 № 1028)

6. Учреждения почтовой связи в части реализации по номинальной стоимости знаков почтовой оплаты (почтовых марок и блоков, маркированных конвертов и карточек), предназначенных для оплаты услуг почтовой связи. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.10.95 № 1028)


О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных центрах

ПИСЬМО ГНС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 февраля 1997 г. № ВК-4-16/6н

В связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли" от 6 января 1997 г. № 11 ряд государственных налоговых инспекций обратился в Госналогслужбу России за разъяснением о применении абзаца "б" пункта 2 указанного Постановления при осуществлении налоговыми органами контроля за правильностью применения контрольно-кассовых машин на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах.

Госналогслужба России разъясняет, что с изменением, внесенным абзацем "б" пункта 2 вышеуказанного Постановления в текст "Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", от обязательного применения контрольно-кассовых машин при торговле на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, освобождаются предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию товаров с открытых прилавков, расположенных вне крытых рыночных помещений, а также с открытых прилавков в крытых рыночных помещениях при торговле продовольственными товарами. При этом следует иметь в виду, что ранее допускавшаяся торговля сельхозпродукцией без обязательного применения контрольно-кассовых машин теперь должна осуществляться с применением контрольно-кассовых машин, если она ведется из палатки, киоска, павильона и т.п.

На граждан - физических лиц, которые не зарегистрированы в качестве предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих торговлю и уплативших сбор за право торговли, действие Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" не распространяется. Они могут осуществлять торговлю на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли без применения контрольно-кассовых машин, и меры ответственности за это к ним не должны применяться.

Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.Г.КОРАБЛЕВ

ПОРЯДОК СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РОССИИ, ФСНП РОССИИ, МВД РОССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ" СУБЪЕКТАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРА НА РЫНКАХ, ЯРМАРКАХ, В ВЫСТАВОЧНЫХ КОМПЛЕКСАХ И ДРУГИХ ОТВЕДЕННЫХ ДЛЯ ТОРГОВЛИ МЕСТАХ

Утверждаю

Статс-секретарь, Первый заместитель
Руководителя Государственной налоговой службы Российской Федерации - 
Государственный советник налоговой службы 1 ранга
Е.В.БУШМИН 11.11.97 № БЕ-6-16/780

Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации - 
генерал-полковник милиции
П.М.ЛАТЫШЕВ 03.11.97 № 1/13929

Заместитель директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации - 
генерал-майор налоговой полиции
Н.Н.КУЗНЕЦОВ 04.11.97 № НК-3551

Согласовано

Председатель Государственной межведомственной экспертной комиссии
по контрольно-кассовым машинам - 
Государственный советник налоговой службы 1 ранга
В.А.ПАВЛОВ

1. Настоящий Порядок совместных действий органов Госналогслужбы России, ФСНП России, МВД России при проведении проверок соблюдения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" субъектами предпринимательства при реализации товара на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и других отведенных для торговли местах (далее - Порядок) разработан в соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.97 № 11 "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли" и в целях обеспечения неукоснительного соблюдения субъектами предпринимательства положений и требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

2. Порядок устанавливает правила организации и осуществления совместных проверок с участием работников органов Госналогслужбы России, ФСНП России и МВД России.

3. Организационной основой проведения совместных проверок на рынках, ярмарках, выставочных комплексах и других отведенных для торговли местах (далее - на рынках), являются:

4. КГ осуществляют:

5. Дополнение и уточнение функций КГ осуществляется руководителями образовавших их органов Госналогслужбы России, ФСНП России и МВД России.

6. Основной формой осуществления проверок являются рейды, проводимые МБ.

7. Персональный состав МБ определяется в соответствии с планом и задачами намечаемого рейда и с учетом особенностей объекта проверки.

8. В состав МБ рекомендуется включать представителей органов местного самоуправления, органов санэпиднадзора и других контролирующих органов.

9. Руководство МБ осуществляется работником налогового органа, руководитель МБ назначается распоряжением начальника госналогинспекции или его заместителем.

10. Основными задачами при проведении рейдов на рынках являются:

11. Финансовое и материально-техническое обеспечение рейда (транспорт, средства на проведение контрольных закупок и пр.) осуществляется по согласованию руководителями органов, сотрудники которых участвуют в рейдах.

12. При проведении рейда члены МБ являются представителями соответствующих министерств и ведомств и действуют в пределах обязанностей и прав, предоставленных органу федерального управления действующим законодательством.

Сотрудники налоговых органов:

Сотрудники органов налоговой полиции:

Сотрудники органов внутренних дел:

13. По результатам проверок соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовых машин составляются акты, которые подписываются членами МБ. В случае выявления других правонарушений составляются протоколы об административном правонарушении.

14. Материалы рейда, оформленные надлежащим образом, используются органами вышеназванных ведомств в соответствии с их компетенцией для последующего рассмотрения и принятия установленных действующим законодательством мер к субъектам предпринимательства и физическим лицам, допустившим нарушения в применении контрольно-кассовых машин при расчетах с населением и правил торговли.

15. Сводные данные о результатах рейда (число проверенных торговых точек и граждан, количество и характер выявленных проверкой нарушений) представляются руководителям органов, работники которых принимают участие в проверках для принятия мер и привлечению виновных в нарушениях к административной и иной ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

16. На основании ежеквартального анализа и обобщения результатов проведенных рейдов соответствующие органы вышеназванных ведомств направляют представление начальнику соответствующей государственной налоговой инспекции по субъекту Российской Федерации о поощрении работников, участвовавших в проверках.

17. Материальное поощрение осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в Межведомственном фонде развития налоговой системы и налоговой службы Российской Федерации, а также средств, выделенных органами местного самоуправления от сумм штрафов, взысканных за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 14.12.96 № 1680 "Об участии органов внутренних дел Российской Федерации в работе по обеспечению налогов и других обязательных платежей в бюджеты".


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"