Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Девальвация: час пробил


Девальвация — горькое лекарство для оздоровления экономики. По мнению ряда специалистов, завышенный курс рубля — проблема, от которой было не уйти. Когда знаешь как она возникла, больше надежд на то, что принятые меры будут адекватными.

Почему, несмотря на заверения Центробанка и даже Президента, внезапно. было принято решение о введении плавающего курса рубля в пределах от 6 до 9,5 рубля за доллар?

Мы равно приводили веские доводы, что курс рубля невозможно держать. Не может быть твердого обменного Курса без нормальной экономики. Пересмотр параметров курса рубля назрел еще летом 1997 года. Тогда девальвация была самым разумным средством; чтобы удержать хотя бы процентные ставки по государственным ценным бумагам.

Как долго удержатся границы нового валютного коридора?

В пределах 6 — 9,5 рубля за доллар валютный курс удержится недолго. Переход к режиму плавающего курса при нынешнем объеме валютных резервов приведет к тому, что даже без дополнительной эмиссии курс рубля опустится до 12 — 13 рублей за доллар.

Принятое решение сказалось на доверии населения, в частности мелких вкладчиков, к власти?

Доверие к государству, к власти, к экономической политике фактически разрушено. Население вынуждено не доверять властям, которые в очередной раз нарушили свои обещания.

Не изменился ваш среднесрочный прогноз, что возможна катастрофа?

Последние решения правительства и Центробанка, к сожалению, не смягчат ситуацию. Они лишь усложнят развитие экономического кризиса. Опасаюсь, что вероятность не только экономической, но и социально-политической катастрофы сегодня увеличилась.

Есть индикаторы, по которым можно сделать такой вывод?

Собственно, таким индикатором является финансовое состояние государства. С точки зрения выполнения принятых на себя обязательств перед кредиторами и гражданами России оно уже находится' в состоянии банкротства. Правительство может отсрочить тот государственный долг, который накопился за предыдущие годы, главным образом за период премьерства Черномырдина. Но при нынешнем состоянии экономики где взять деньги, чтобы расплатиться хотя бы по процентам за долги?

Центральный банк, представляющий интересы государства, также оказался несостоятельным субъектом экономики из-за отсутствия достаточных валютных резервов. Его денежная и валютная политика в минувшем году обернулась для страны потерей не менее 17 млрд. долларов, составлявших валютный резерв. В нынешнем гору была предпринята отчаянная попытка “залатать” образовавшуюся “дыру” в бюджете с помощью новых кредитов МВФ, Всемирного банка и японского правительства в размере 17 млрд. долларов на полтора года.

Первый транс лишь отчасти закрывает “дыру”, что означает просто отсрочку банкротства. Это еще один индикатор в данном случае несостоятельности той денежной и валютной политики, которая проводилась в последнее время.

Наконец, есть третий субъект — коммерческие банки.

За последний год их обязательства в валюте существенно выросли, в то время как валютные активы уменьшились. Банки рискуют не профинансировать многомиллиардные затраты по валютным кредитам.

Что касается реального сектора экономики, то там ситуация более сложная. Есть предприятия, компании, имеющие как положительную добавленную стоимость, так и отрицательную. Обнадеживает, что некоторые из них при благоприятных экономических условиях могут обеспечить экономический рост. Но поскольку три субъекта, о которых упоминалось выше, находятся в состоянии банкротства, то пор тяжестью их долговых обязательств финансовый крах нашей экономики почти неизбежен.

Можно, конечно, избежать самых обременительных последствий этого краха, обеспечив регулируемую и хорошо организованную девальвацию рубля, а также ряд других мер.

Если в мае — июне я еще допускал, что 40-процентная девальвация рубля может избавить экономику от самого худшего, то в настоящее время все больше прихожу к убеждению, что не исключаются все 100 процентов.

Рис. 1

Таблица № 1

Девальвация и последующая инфляция в странах Юго-Восточной Азии

Валюта

Период

Темпы снижения курса валюты по отношению к доллару США, %

Кумулятивное повышение темпов годовой инфляции, %

Японская иена

Апрель 1995 г. - июль 1998 г.

68,5 2,5

Филиппинский песо

Июнь 1997г. - июль 1998 г.

71,6 2,8

Малазийский ринггит

Июнь 1997г. - июль 1998 г.

79,3 2,9

Южнокорейская вона

Июнь 1997г. - июль 1998 г.

97,0 3,7

Таиландский бат

Июнь 1997г. - июль 1998 г.

125,6 4,5

Индонезийская рупия

Июнь 1997г. - июль 1998 г.

589,7 46,0

МБРР выделил достаточно крупную сумму на оценку российской собственности за рубежом. Не является ли это проявлением некоторого недоверия к платежеспособности нашего государства со стороны внешних кредиторов?

В международных финансовых кругах прекрасно понимают, что нынешняя экономическая политика ведет Россию к банкротству. Поэтому кредиторы заранее принимают необходимые меры. Когда страна становится банкротом по внешнему долгу, то ее имущество, находящееся за рубежом, описывается по требованию кредиторов, а счета в банках замораживаются.

Некоторые регионы прибегали к внешним заимствованиям для финансирования своих нужд. Чем обернется для них девальвация рубля?

После падения стоимости национальной валюты суммы выплачиваемых средств по займам увеличатся на столько, на сколько произошло увеличение обменного курса рубля. Если он будет девальвирован на 50 процентов, то соответственно рублевый эквивалент займов увеличится на столько же процентов. Можно, конечно, обвинять, во всех грехах тех, кто говорил о неизбежности девальвации, но корень проблемы все-таки в валютной и денежной политике Центробанка, который не справился с обязанностями по поддержанию, стабильности, национальной валюты. За это придется расплачиваться налогоплательщикам России.

Насколько был обоснован неограниченный доступ нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг?

Приток иностранного капитала способствовал оживлению нашей экономики в конце прошлого года. Но наряду с либерализацией допуска нерезидентов на рынок государственного долга Центробанк неудовлетворительно проводил эмиссию. рублевых обязательств, которая существенно превосходна а приток долларов на российский рынок. Ни выпущенные Центробанком рубли резиденты и нерезиденты просто скупили эти доллары.

Общественность ознакомили с проектом федерального бюджета на. 1999 год. В чем его особенность?

Главная особенность проекта, одобренного коллегией Минфина, в том, что он совершенно не отражает реальной ситуации в российской экономике: ни уровня реальных налоговых сборов, ни возможностей страны по обслуживанию государственного долга, ни величины текущих ставок на финансовых рынках. Этот проект не тянет даже на сравнение с розовыми очками, сквозь которые его разработчики решили взглянуть на критическое состояние экономики.

А один процент запланированного роста?

В последние четыре гора ритуальной цифрой ожидаемого роста были да процента. Теперь, вероятно для большей правдоподобности, обнародован один процент. На самом же реле реалистический прогноз изменения ВВП на текущий год — уменьшение на 2 — 3 процента. Вот уже третий месяц продолжается спад по нарастающей. И если экономике удастся удержаться к концу года на уровне минус 3 процента к объему ВВП 1997 гора, то, возможно, это не самый худший предвестник для дальнейшего развития событий. При сохранении в дальнейшем наметившейся тенденции падение ВВП На 5–6 процентов в следующем году гарантировано.

Налоговый пакет антикризисной программы многие критикуют за его сугубо Фискальный характер. Вы разделяете их мнение?

Пакет увеличивает фискальную нагрузку на российское общество в целом (независимо от того, кто производитель, а кто потребитель). на 10 — 12 процентов. Если в прошлом году совокупный объем Доходов, собираемых в бюджеты федеральный и региональные, а также во внебюджетные фонды, составлял 33 процента ВВП, то в этом году он увеличивается на 10 — 12 процентов.

По российской методике в валовой внутренний прост включается и теневая экономика, а она, как известно, не платит налогов. Поэтому реальная налоговая нагрузка на легальную экономику составляла в прошлом год не менее 40 процентов ВВП, создаваемого только “белой” экономикой. С учетом невыполненных обязательств теневой бремя на легальную экономику увеличивается с 40.процентов до примерно 46. Это ведет к экономическому спаду.

Часть компаний свернет деятельность из-за нерентабельности, другие уйдут “в тень”.

Что принесет “сдвиг” налога с производителя на потребителя?

Потребительский спрос формирует 60% ВВП. Облагая налогом потребление частных лиц, правительство уменьшает потребительский спрос. ВВП соответственно тоже уменьшается. Именно на этом базируется наш прогноз о снижении внутреннего валового продукта в будущем году на 5 - 6%.


С вопросами и предложениями обращайтесь digraph@rinet.ru


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"