Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Включение в себестоимость представительских расходов


При формировании себестоимости продукции многие бухгалтеры сталкиваются с вопросом правильности отнесения на себестоимость продукции представительских расходов. Согласно подп. “и” п. 2 Положения о составе затрат (утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552), представительские расходы, то есть затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций, прибывших с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета (правления) и ревизионной комиссии организации, относятся на себестоимость продукции. Для целей налогообложения представительские расходы принимаются в пределах, установленных законодательством.

Различие при отнесении представительских расходов на себестоимость в бухгалтерском учете и для целей налогообложения:

В бухгалтерском учете представительские расходы полностью относятся на себестоимость.

Для целей налогообложения представительские расходы на себестоимость относятся только в пределах установленных норм, расходы сверх норм списываются за счет чистой прибыли.

Согласно п. 5 Письма Минфина РФ от 6 октября 1992 г. № 94 “Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ услуг), и порядок их применения” (далее — Письмо № 94), представительские расходы в бухгалтерском учете следует отражать по дебету счета 26 “Общехозяйственные расходы” в корреспонденции со счетами учета производимых расходов (10 “Материалы”, 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, 71 “Расчеты с подотчетными лицами”, 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” и др.)

Документальное оформление представительских расходов

Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии оправдательных документов (п.1 Письма № 94).

Поэтому при проведении проверок налоговая инспекция может потребовать от принимающей стороны документального подтверждения того, что прием представителей другой организации был связан с поддержанием взаимного сотрудничества между предприятиями и подтверждения, что произведенные расходы действительно являются представительскими. Поэтому организации желательно иметь перечень таких документов, в которых, согласно п.1 Письма № 94, должны быть указаны:

Предприятиям рекомендуется определить конкретный порядок расходования средств на проведение вышеуказанных мероприятий, их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой стороне деятельности предприятия. Это требование не является обязательным, то есть законодательно не утверждено, хотя при возникновении разногласий с налоговыми органами такие документы могут иметь немаловажное значение.

Кроме того, на предприятии должны быть оформлены документы, подтверждающие, что представители других организаций прибыли с конкретной целью поддержания или установления взаимного сотрудничества, или проведения заседания совета (правления) и ревизионной комиссии организации.

Затраты, относимые на представительские расходы

Согласно п.1 Письма № 94, к представительским относятся расходы, подтвержденные оправдательными первичными документами и связанные:

Обращаем внимание читателей, что транспортные расходы, связанные с прибытием (убытием) представителей других организаций (например, стоимость билетов, оплаченных данной организацией), к представительским расходам не относятся, если подобные расходы были проведены не во время переговоров или культурной программы и включению в себестоимость продукции (работ, услуг) не подлежат. Поэтому, в случае, когда предприятие оплачивает транспортные расходы (например, покупает билеты) членам ревизионной комиссии или членам совета директоров по прибытии на заседание, вся сумма произведенных при этом расходов подлежит включению в налогооблагаемый доход этих физических лиц;

Проживание в гостинице и регулярное питание участников заседаний совета (правления), членов ревизионной комиссии или представителей другой организации на переговорах, оплачиваемые данной организацией, не относятся на себестоимость как представительские расходы, поскольку эти расходы происходят не непосредственно во время переговоров или иных мероприятий, предусмотренных программой проведения встречи.

Согласно п. 6 Инструкции Госналогслужбы РФ от 29 июня 1995 г. № 35 “По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”, если работник предприятия получает наличные деньги или документы, (на которых обозначен их денежный номинал), дающие право проезда, посещения или иного пользования услугами, являющиеся в обычных условиях платными, а также в случаях, когда предприятия производят их оплату за конкретных физических лиц, то суммы средств, направленных предприятием на данные цели, включаются в состав совокупного дохода этих лиц. Однако если такая оплата произведена во время ведения переговоров, то в этом случае она относится к представительским расходам и в совокупный доход физических лиц не включается.

Предельные размеры представительских расходов

Предельные размеры отнесения представительских расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения также указаны в п.1 Письма № 94:

Норматив для исчисления представительских расходов определяется исходя из объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) или иного показателя, используемого для определения финансового результата, включая налог на добавленную стоимость (приложение № 1 к Письму № 94).

В себестоимость продукции представительские расходы включаются без налога на добавленную стоимость (п.5 Письма № 94).

В настоящее время много споров вызывает вопрос, какой показатель должны использовать торговые организации для исчисления данных предельных расходов. Наиболее прямой и, по нашему мнению, достаточно обоснованный ответ на этот вопрос содержится в Письме Министерства финансов РФ от 27 марта 1997 г. № 04–02–13 (хотя оно и не зарегистрировано в Минюсте РФ), где указано, что торговые организации при расчете предельных размеров представительских расходов используют показатель валового дохода от реализации товаров, то есть сумму реализованной торговой наценки.

Особое внимание следует уделить строительным организациям. Согласно п. 5.2 “Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ”, утвержденных Министерством строительства РФ от 4 декабря 1995 г. № БЕ-11–260/7 (приложение к Письму Минфина РФ от 15 января 1996 г. № 2), прибыль от сдачи заказчику объектов, выполненных строительных и других работ определяется как разница между выручкой от реализации указанных работ и услуг, выполненных собственными силами и затратами на их производство и сдачу. Таким образом, для определения финансового результата в строительных организациях используется показатель работ, выполненных собственными силами, и от этой базы рассчитываются нормы на представительские расходы.

Формирование годовой сметы представительских расходов

На текущий год предприятие должно утвердить смету по представительским расходам. Смета составляется на основе:

Предельные нормативы представительских расходов на планируемый период рассчитываются исходя из предполагаемого объема реализации. Наиболее реально такой объем может быть определен на основе бизнес-плана предприятия, в котором рассмотрен процесс производства и рассчитана предполагаемая выручка. Однако не на всех предприятиях делается такой план. Для тех, кто не составляет бизнес-план, можно порекомендовать составить план годовой реализации продукции (работ, услуг). В нем должны быть отражены:

На основе этих данных делается вывод о предполагаемом объеме реализации.

Фактические расходы прошлого отчетного периода не могут автоматически переноситься в смету на следующий год. Анализ деятельности предприятия за прошедший год имеет смысл проводить только с целью проследить динамику показателей роста (или уменьшения) производства и реализации продукции.

Выдача подотчетному лицу денежных средств на представительские расходы

Основанием для выдачи денежных средств из кассы на представительские расходы является документ, где имеется разрешающая подпись руководителя организации с указанием размеров и срока, на который они выданы. Данный документ должен быть оформлен в соответствии с общими правилами оформления первичных документов, которые указаны в п.7 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. № 170.

Подотчетные лица, получившие из кассы предприятия денежные средства на представительские расходы, обязаны сдавать авансовые отчеты в сроки, установленные руководителем предприятия. В том случае, если авансовый отчет в установленные сроки не сдан или израсходованные суммы подотчетных средств на представительские расходы документально не подтверждены, то данные суммы включаются в совокупный доход подотчетного лица и на них должен быть начислен подоходный налог (п. 3 Методических рекомендаций по исчислению совокупного годового дохода и начислению подоходного налога в организациях (Письмо Госналогслужбы РФ от 20 октября 1995 г. № ПВ-4–17/69н)).

Цель приема представителей других организаций

Рассматривая вопрос об отнесении на себестоимость представительских расходов, необходимо отметить, что прием представителей не всех организаций можно отнести на себестоимость. Для включения данных расходов в себестоимость сотрудничество должно иметь цель, относящуюся к производству и реализации продукции, так как только эти затраты можно относить на себестоимость (п. 1 Положения о составе затрат). Например, затраты на прием концертной группы в связи с праздником на предприятии нельзя отнести на представительские расходы, так как этот прием не относится к производству или реализации продукции.

Цель приема, затраты на проведение которого относятся на представительские расходы,— установление (или поддержание) взаимного сотрудничества. Это одно из необходимых условий для отнесения затрат принимающей стороны на представительские расходы. Допустим, предприятие решило заключить сделку на производство единичной партии продукции. Затраты по ведению переговоров заказчиком могут быть оформлены как представительские расходы и списываются на себестоимость, так как имеют цель установления сотрудничества.

В том случае, если состоялась культурная программа и банкетное обслуживание представителей заказчика по поводу выполнения договора, то есть уже после того, как были выполнены все условия договора (реализована продукция) и нет документального оформленного подтверждения намерения о дальнейшем сотрудничестве, то отнести данные затраты на себестоимость нельзя в связи с тем, что прием фактически уже не имел отношения к производству продукции. Поэтому данные расходы должны финансироваться только за счет чистой прибыли предприятия.


С вопросами и предложениями обращайтесь digraph@rinet.ru


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"