Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Классификация проблем управления предприятием


Предприятие имеет проблемы нескольких уровней:

Эта иерархия аналогична иерархии ценностей по Маслову [1]. В условиях острой нехватки денежной массы, падения спроса на продукцию на первое место выходит само выживания предприятия, то есть его способность платить по своим счетам. Проблема решается путем принятия экстренных мер по реализации уже произведенной продукции.

После обеспечения способности платить по своим счетам, на первое место выходит задача реализации продукции и закупок сырья, то есть восстановления нарушенных хозяйственных связей, или поиска партнеров. Проблема решается созданием отделов маркетинга и продвижения продукции на рынок. Отделы должны иметь горизонтальную организационную структуру и систему стимулирования напрямую связанную с прибылью от реализации продукции. Отдел маркетинга обеспечивает выпуск ориентированной на потребителя продукции. Отдел продвижения товара на рынок активно работает с потенциальными покупателями, применяет гибкую ценовую политику, способствует расширению занятого предприятием сегмента рынка.

Решив задачу поиска партнеров предприятие оказывается перед задачей организации эффективного управления производством. Эффективное управление бизнесом позволяет снизить издержки и улучшить качество продукции, что позволяет закрепить за фирмой ее покупателей. При этом необходимо отметить, что западные фирмы весьма успешно применяют вертикальную интеграцию по производственному циклу совместно с горизонтальной интеграцией по параллельным видам продукции [1]. В результате фирма получает преимущества как вертикальных организационных структур — минимизацию издержек, так и горизонтальных организационных структур — минимизацию упущенной выгоды.

Решив проблему эффективного управления бизнесом фирма оказывается перед спектром социальных проблем ее служащих. Пренебрежение социальными проблемами может привести к их уходу с фирмы, а следовательно, и значительным трансакционным издержкам на поиск и обучение новых служащих. Трансакционные издержки тем больше, чем выше квалификация служащих и сильнее специфика работы фирмы.

Социальное вовлечение служащих в процесс производства может существенно поднять производительность труда и качество продукции.

После решения социальных проблем фирма оказывается перед необходимостью обеспечению творческого характера работы служащих. Неудовлетворенность своей работой может привести к текучести персонала и к меньшей продуктивности работы. Текучесть приводит к дополнительным трансакционным издержкам на поиск и подготовку служащих. Меньшая продуктивность работы приводит к относительному проигрышу продукции по сравнению с конкурентами, сумевшими обеспечить творческий характер работы. Также менее интересная работы требует дополнительной денежной компенсации за нетворческий характер труда.

Решив проблему организации творческого характера труда фирма оказывается в состоянии работать с проблемой организации интегрированного взаимодействия всех подсистем фирмы. Интегрированное взаимодействие всех подсистем фирмы порождает сложные процессы самоорганизации фирмы, что дает дополнительные конкурентные преимущества за счет эффектов синергетики.

Полнота реализации миссии позволяет взять с сегмента рынка все, что он может дать. Но для этого необходимо интегрированное взаимодействие всех подсистем фирмы.

Анализируя положение фирм в Российской экономике можно заметить [2], что большинство государственных фирм имеют проблемы первых трех уровней:

В то же время преуспевающие коммерческие фирмы имеют проблемы следующих трех уровней:

уровень 1. Проблемы социальной реализации служащих:

С проблемой полноты реализации миссии в настоящее время в России могут работать только единичные преуспевающие фирмы.

Литература.

  1. Mintzberg, Henry and Quinn, James Brian. The strategy process. Concepts, Contexts, Cases. New Jersey, Englewood Cliffs: PRENTICE HALL, 1991. — 1083 p.

Тренев Н.Н.
доц., к.ф.-м.н.,
РОЭЛ Консалтинг


С вопросами и предложениями обращайтесь digraph@rinet.ru


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"