Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

ККМ: применение в хозяйственной практике предприятий


Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг должны производиться всеми предприятиями (а также индивидуальными предпринимателями), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением ККМ (ст 1 Закона РФ от 18 июня 1993 г. № 5215–1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” (далее — Закон о применении ККМ). Требования к контрольно-кассовым машинам, в том числе порядок и условия их использования и регистрации, определяются Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745 в редакции постановления Правительства РФ от 7 августа 1998 г. № 904 (далее — Положение о применении ККМ).

Следует отметить, что все ККМ должны быть допущены к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (далее — ГМЭК) и включены ГМЭК в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории РФ.

Для кого кассовые аппараты
не обязательны

В соответствии со ст. 1 Закона о применении ККМ и п. 1 Положения о применении ККМ получение наличных денег от граждан (осуществление расчетов) без применения ККМ допускается в отдельных категориях организаций согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, был утвержден постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745. В настоящее время действует новый Перечень в редакции постановления Правительства РФ от 3 сентября 1998 г.№ 1027.

Таким образом, денежные расчеты с населением без применения ККМ могут осуществлять:

  1. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Минфином РФ по согласованию с ГМЭК, в части оказания населению:
  2. а) услуг предприятий бытового обслуживания, предприятий и учреждений почтовой связи при производстве мелкого ремонта с выездом к заказчику (расчет с заказчиком в случае предварительной оплаты, производимой на предприятиях и в учреждениях, осуществляется через контрольно-кассовые машины);
    б) услуг по закупке у населения драгоценных металлов и драгоценных камней, сельскохозяйственной продукции;
    в) услуг медицинских, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических учреждений с выездом к заказчику (расчет с заказчиком в случае предварительной оплаты, производимой в указанных учреждениях, осуществляется через контрольно-кассовые машины);
    г) услуг по обеспечению передвижными уличными туалетами мест массового посещения горожан;
    д) услуг ломбардов при приеме имущества в залог и на хранение;
    е) услуг по основной деятельности учреждений кино и кинопроката, театрально-зрелищных предприятий, концертных организаций и филармоний, цирковых предприятий, зоопарков, музеев, планетариев, библиотек, парков (садов) культуры и отдыха, спортивных сооружений, спортивных, музыкальных, художественных и хореографических школ, клубных учреждений;
    ж) услуг выставочного характера;
    з) услуг судебно-экспертных учреждений системы Минюста РФ при производстве экспертиз и иных экспертных исследований.
  3. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части:
  4. а) продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
    б) продажи ценных бумаг;
    в) продажи лотерейных билетов;
    г) продажи проездных билетов и талонов на проезд в городском общественном транспорте (за исключением такси, а также транспорта, работающего в режиме маршрутного такси);
    д) обеспечения питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий.
  5. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков городского типа) по перечню, определяемому органом государственной власти субъекта РФ.
  6. Религиозные объединения (организации), зарегистрированные в порядке, установленном законом, и их предприятия в части реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках, а также при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний.
  7. Учреждения почтовой связи в части реализации по номинальной стоимости знаков почтовой оплаты (почтовых марок и блоков, маркированных конвертов и карточек), предназначенных для оплаты услуг почтовой связи.
  8. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации, при условии выдачи покупателям (клиентам) квитанций по форме, разработанной и утвержденной Минфином РФ по согласованию с ГМЭК. Порядок использования квитанций устанавливается Госналогслужбой РФ.

В иных случаях использование ККМ при осуществлении денежных расчетов с гражданами обязательно. Кроме того, необходимо обратить внимание на возможность ограничения действия указанного Перечня на отдельных территориях органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 1 постановления № 745).

Должны ли применяться ККМ в случае реализации населению промышленным предприятием продукции собственного производства?

Промышленное предприятие, реализующее населению за наличный расчет продукцию собственного производства, обязано применять ККМ (ст. 1 Закона о применении ККМ). Кроме того, обязательность их применения при приеме наличных денег предприятиями, ведущими расчеты с населением, предусмотрена п. 3 Порядка ведения кассовых операции в РФ, утверждена решением Совета директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. № 40 (п. 15 Методических рекомендаций по вопросам применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (Приложение к Письму Госналогслужбы РФ от 5 мая 1994 г. № НИ-6–071152) (далее — Методические рекомендации по применению ККМ).

Нужно ли применять ККМ при оказании услуг коллегии адвокатов?

Положением об адвокатуре РСФСР (утверждено Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г.) коллегии адвокатов по характеру своей деятельности не являются коммерческими организациями, не оказывают услуг в экономическом (товарном) смысле и не извлекают прибыль из своей деятельности. Их цель — реализация предусмотренного ст. 48 Конституции РФ права каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи, поэтому коллегии адвокатов являются общественными организациями, выполняющими конституционные функции.

Согласно действующему налоговому законодательству коллегии адвокатов не облагаются налогами и сборами, и, следовательно, деятельность юридических консультаций коллегий адвокатов не подпадает под действие Закона РФ № 5215–1.

В то же время коллегии адвокатов при осуществлении деятельности, не отнесенной ст. 19 названного Положения к видам юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам и организациям (издание и продажа брошюр, организация платных семинаров и платных лекториев, доходы от внереализационных операций и иные доходы, полученные коллегиями и юридическими консультациями по договорам, не связанным с оказанием юридической помощи), подпадают под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности, в том числе и законодательства о применении ККМ (Письмо ГНС РФ от 14 ноября 1997 г. № ВК-6–16/797 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением юридическими консультациями коллегий адвокатов”).

Советы по приобретению

Если при осуществлении расчетов организация должна использовать ККМ, то встает вопрос о приобретении кассового аппарата. Что же необходимо учитывать при выборе конкретной модели?

Основные условия:

Кроме того, организация (предприниматель) может не приобретать ККМ, а взять его в аренду у другой организации (предпринимателя), продавца либо центра технического обслуживания ККМ.

В соответствии со ст. 5 Закона о применении ККМ допускаемые к использованию на территории РФ модели определяются ГМЭК и вносятся в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории РФ.

Наиболее полный список моделей, допустимых к применению в хозяйственной практике, содержится в Классификаторе контрольно-кассовых машин, используемых на территории РФ (Приложение № 1 к Письму Госналогслужбы РФ от 5 февраля 1998 г. № ВК-6–16/84); см. также раздел III Письма Госналогслужбы РФ от 24 марта 1998 г. № ВК-616/197 “О решении ГМЭК от 23 февраля 1998 г.”. Данные документы определяют возможность применения отдельных моделей ККМ при осуществлении предприятием (предпринимателем)определенных видов деятельности.

ККМ разделены на следующие виды: автономная ККМ, пассивная системная ККМ, активная системная ККМ, фискальный регистратор (ФР).

Сферы применения конкретных моделей ККМ подразделены на четыре группы: торговля, услуги, торговля нефтепродуктами, отели и рестораны.

При приобретении конкретной модели необходимо воспользоваться квалифицированными консультациями продавцов, а также центров технического обслуживания ККМ.

На что обратить внимание при выборе продавца? Положением о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в РФ (утверждено решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 6 марта 1995 г., протокол № 2/18–95) установлены следующие требования к торговым организациям — продавцам ККМ (п. 8 Положения). Продавец ККМ:

Что такое средства визуального контроля, для чего они нужны?

Как указывается в п. 1 Порядка использования средств визуального контроля на контрольно-кассовых машинах, утверждено решением ГМЭК от 5 ноября 1996 г., протокол № 6/31–96 (Приложение № 1 к Письму Госналогслужбы РФ от 15 января 1997 г. № ВК-6–16/49 “О средствах визуального контроля на контрольно-кассовых машинах”), средства визуального контроля используются в целях недопущения проникновения на российский рынок ККМ, не включенных в Государственный реестр, для защиты интересов производителей, поставщиков и пользователей, повышения ответственности генеральных поставщиков за соответствие машин их эталонным образцам и центров технического обслуживания ККМ — за качество обслуживания, а также для повышения эффективности проверок соблюдения законодательства РФ о ККМ, осуществляемых налоговыми органами.

Средства визуального контроля представляют собой объемные голограммы, изготовленные на фотополимерной пленке, со словами “Государственный реестр” и указанием года реализации ККМ генеральным поставщиком. Кроме того, на кассовом аппарате должна находиться голограмма ЦТО с надписью “Сервисное обслуживание” и указанием текущего года, в котором ККМ поставлена на техническое обслуживание в ЦТО. Голограммы устанавливаются генеральными поставщиками и ЦТО на стороне ККМ, обращенной к покупателю при производстве денежных расчетов с использованием данной машины.

В соответствии с подп. “г” п. 7 Положения о применении ККМ, применение ККМ без средств визуального контроля не допускается.

Как отразить приобретение ККМ и расходных материалов в бухгалтерском учете?

Пример1

Предприятие приобрело ККМ стоимостью 10 800 руб. (в том числе НДС — 1800 руб.) (учитывается как основное средство).

Приобретение кассового аппарата отражается:

Начиная с месяца, следующего за месяцем оприходования ККМ, начисляется износ в соответствии с установленными нормами. При условии, что в соответствии с “Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР” (утверждено постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. № 1072) норма амортизации установлена в размере 11 % годовых, начисление износа будет отражаться следующей проводкой:

Пример 2

Предприятие приобрело ККМ стоимостью 6000 руб. (в том числе НДС — 1000 руб.) (учитывается как МБП).

На счетах бухгалтерского учета приобретение кассового аппарата отражается следующим образом:

Пример З

Предприятие приобретает расходные материалы для ККМ (контрольную чековую ленту, краску).

Бухгалтерские проводки:

Как заключить договор на техническое обслуживание?

После покупки ККМ организация обязана заключить договор на ее техническое обслуживание с центром технического обслуживания (ЦТО). Без такого договора регистрация ККМ в налоговых органах и соответственно эксплуатация кассового аппарата будет невозможна (п. 2 Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах (Приложение к Приказу Госналогслужбы России от 22 июня 1995 г. № ВГ-3–14/36). Договор на техническое обслуживание и ремонт заключается с ЦТО, в котором приобретена ККМ или который имеет соответствующий договор с продавцом. После этого ККМ автоматически ставится на учет в ЦТО.

Техническое обслуживание и ремонт ККМ вне ЦТО, где она находится на учете, запрещены (п. 9 Положения о применении ККМ.

Центр технического обслуживания:

Пример

Предприятие заключило договор о техническом обслуживании ККМ с центром технического обслуживания сроком на 6 месяцев.

В бухгалтерском учете техническое обслуживание и ремонт ККМ следует отразить проводками:

Можно ли арендовать ККМ?

Возможность аренды кассового аппарата предусмотрена действующим законодательством. Организация, обязанная применять ККМ, может заключить договор аренды с организацией, осуществляющей торговлю кассовыми аппаратами, с ЦТО либо с иной организацией (предпринимателем). При этом у арендатора ККМ сохраняется обязанность заключить договор о техническом обслуживании с ЦТО и зарегистрировать аппарат в налоговых органах. При заключении договора аренды ККМ, использовавшегося в другой организации (или предпринимателем), необходимо убедиться в том, что аппарат снят с учета в налоговой инспекции (о порядке снятия с учета и документах, подтверждающих такой факт, мы скажем ниже).

Пример

Предприятие заключило договор аренды ККМ. (Стоимость ККМ — 9000 руб., срок действия договора — 1 год. Договор аренды заключен на сумму 10 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб.)

Отражение в бухгалтерском учете арендованного аппарата:

Приведенные проводки сделаны исходя из того, что в бухгалтерском балансе расходы будущих периодов отражаются по строке 217 в составе запасов организации наряду с прочими материальными ценностями и потребленными организацией услугами. Из чего можно заключить, что и НДС по расходам будущих периодов должен списываться так же, как и по прочим запасам и затраты.

Однако Инструкцией по применению Плана счетов и Письмом Минфина РФ № 96 “Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с расчетами по НДС и акцизам” предусмотрено списание на сч. 19 только НДС, уплаченного или подлежащего оплате поставщикам по оприходованным товарно-материальным ценностям, принятым работам, полученным услугам. В рассматриваемом же случае по сч. 31 как расходы будущих периодов отражена стоимость услуг, которые будут (могут быть) получены в будущем, то есть на момент принятия данных расходов к учету сами услуги еще не получены и поэтому не могут быть оприходованы. С этой точки зрения были бы более логичны следующие проводки:

Как отразить в бухгалтерском учете продажу ККМ, использовавшейся в организации?

Пример 1

Продажа ККМ за 10 560 руб. (в том числе НДС — 1760 руб.) балансовой стоимостью 9000 руб., при начисленном износе за 4 месяца в сумме 330 руб. (учитывается как реализация основного средства). Проводки:

Пример 2

Продажа приобретенной ККМ стоимостью 5000 руб. за З600 руб., в том числе НДС — 600 руб. (учитывается как реализация МБП). Проводки:

Регистрация в налоговых органах

Статьей 4 Закона о применении ККМ установлено, что ККМ, используемые для денежных расчетов с населением, подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия и находятся на техническом обслуживании в региональных центрах технического обслуживания или непосредственно на предприятиях-изготовителях.

В свою очередь, налоговые органы обязаны регистрировать ККМ, используемые на предприятиях, в соответствии с требованиями Закона о применении ККМ и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (ст. 6 Закона о применении ККМ).

Первичная регистрация (регистрация нового аппарата) практически не отличается от регистрации ККМ, использовавшейся в другой организации, либо арендованного аппарата.

Процедура регистрации

Заявление подается по месту регистрации ККМ (п.2 Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, далее — Порядок регистрации). К заявлению прилагаются паспорт и договор об их техническом обслуживании и ремонте центром технического обслуживания или непосредственно предприятием — изготовителем ККМ из числа зарегистрированных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в п. 2 Приказа Госналогслужбы РФ от 22 июня 1995 г. № ВГ-3–14/36 указывается, что налоговые органы вправе принять к регистрации кассовый аппарат только при наличии у их владельцев договора с центром технического обслуживания и ремонта ККМ.

Налоговый орган регистрирует ККМ после проверки достоверности данных, указанных в заявлении организации, не позднее 5 дней с момента подачи заявления. Регистрация производится путем внесения сведений в Книгу учета контрольно-кассовых машин организаций, ведущуюся налоговым органом. Одновременно с регистрацией организации должна быть выдана Карточка регистрации контрольно-кассовой машины в налоговом органе, а также возвращены паспорт и договор о техническом обслуживании и ремонте в ЦТО (п. 3, 4 Порядка регистрации).

Порядок замены

В случае необходимости замены действующих контрольно-кассовых машин другими либо установки дополнительных машин организация обязана до ввода их в эксплуатацию подать в налоговый орган заявление о регистрации новых машин и снятии с учета зарегистрированных ранее.

Налоговый орган, получивший заявление организации о замене контрольно-кассовых машин, в 5-дневный срок регистрирует новые и снимает с учета изымаемые из эксплуатации в данной организации машины и выдает организации карточки на вновь зарегистрированные ККМ (п. 5, 6 Порядка регистрации).

Снятие с учета

В случае реорганизации, а также во всех иных случаях, когда кассовый аппарат выбывает из обращения в данной организации, он подлежит снятию с учета. При этом организация подает заявление в налоговый орган о снятии с учета ККМ. Налоговый орган, получив такое заявление, снимает ККМ с учета, о чем делает отметку в Карточке регистрации контрольно-кассовой машины, которая заверяется подписью ответственного за регистрацию должностного лица, и скрепляется печатью (п. 7 Порядка регистрации).

По окончании срока применения, указанного в Государственном реестре контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, налоговые органы снимают с учета контрольно-кассовые машины этих моделей. При этом организации о снятии с учета таких контрольно-кассовых машин уведомляются за 30 дней до истечения срока их применения (п. 8 Порядка регистрации).

Карточка регистрации ККМ хранится в организации по месту установки машины в течение всего срока ее эксплуатации, предъявляется по требованию представителей налогового органа и других организаций, осуществляющих контроль за применением контрольно-кассовых машин, и возвращается налоговому органу при снятии контрольно-кассовой машины с регистрации (п. 9 Порядка регистрации).

Вопрос

Как зарегистрировать ККМ в случае отсутствия технического паспорта в связи с его утратой?

Ответ

В данном случае следует обратиться на завод-изготовитель для получения дубликата паспорта или в центр технического обслуживания ККМ для получения документа (паспорта технического освидетельствования, формуляра и др.), заменяющего паспорт, в котором должны быть отражены следующие основные реквизиты: наименование ККМ, заводской номер, наименование завода-изготовителя, дата выпуска, наименование предприятия — владельца аппарата, адрес, телефон, показания денежных счетчиков, показания контрольных счетчиков, кем выдан документ и др. До получения такого документа ККМ регистрации не подлежит (п. 9 Методических рекомендаций по применению ККМ).

Вопрос

При передаче ККМ в аренду кто должен регистрировать ее и налоговых органах и нести ответственность за соблюдение правил эксплуатации арендодатель или арендатор?

Ответ

В случае аренды ККМ предприятие-арендатор обязано, согласно установленному порядку, зарегистрировать контрольно-кассовую машину в налоговом органе и нести ответственность за соблюдение требований законодательства по ее применению (п. 12 Методических рекомендаций по применению ККМ).

Особенности использования

Статьей 2 Закона о применении ККМ установлены следующие обязанности предприятий и индивидуальных предпринимателей:

Кроме того, действующим законодательством установлено, что к работе на ККМ допускаются лица, освоившие правила по эксплуатации ККМ в объеме технического минимума. С лицами, допущенными к работе, должен заключаться договор о материальной ответственности (п. 2.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином РФ 30 августа 1993 г. № 104 (далее — Типовые правила).

В соответствии с п. 3.4 Типовых правил на кассовую машину администрация предприятия должна вести книгу кассира-операциониста по форме № 24 (см. Приложение 3 к Типовым правилам), которая должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями налогового инспектора, директора и главного (старшего) бухгалтера предприятия и печатью. При установке кассовых машин на прилавках магазинов или для работы официанта книга кассира-операциониста ведется по сокращенной форме № 24-а (см. Приложение 4 к Типовым правилам).

Допускается также ведение общей книги на все машины, применяемые на предприятии. В таком случае записи должны производиться в порядке нумерации всех касс (№ 1, 2, 3 и т. д.) с указанием в числителе заводского номера кассовой машины, показатели счетчиков недействующих кассовых машин ежедневно повторяются с указанием причин бездействия (в запасе, в ремонте и т. п.) и заверяются подписью представителя администрации предприятия.

Все записи в книге производятся в хронологическом порядке чернилами, без помарок. При внесении в книгу исправлений они должны оговариваться и заверяться подписями кассира-операциониста, директора (заведующего) и главного (старшего) бухгалтера.

Вопрос

Каков срок хранения контрольных лент и чеков?

Ответ

Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее пяти лет. Ответственность за хранение указанных документов несет руководитель организации либо индивидуальный предприниматель.

Вопрос

Какие организации и предприятия могут осуществлять техническое обслуживание ККМ?

Ответ

Предприятия и организации, которые, согласно п. 3 постановления Верховного Совета РФ от 18 июня 1993 г. № 5216–1 “О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением”, органами исполнительной власти определены как республиканские (республики в составе Российской Федерации) и региональные (краевые, областные, межрайонные, районные, городские) центры технического обслуживания ККМ.

В соответствии с п. 9 Положения о применении ККМ, техническое обслуживание и ремонт должны производиться организациями, зарегистрированными в установленном порядке в качестве центров технического обслуживания конкретных моделей ККМ и поставленными на учет в налоговых органах.

Согласно п. 7.2. 2 Типовых правил ремонт и техническое обслуживание ККМ частными лицами запрещены (п. 26 Методических рекомендаций по применению ККМ).

Меры ответственности

За нарушения Закона о применении ККМ налоговые органы вправе применить штрафные санкции к предприятию (индивидуальному предпринимателю), а при повторном нарушении — обратиться в суд с иском о ликвидации предприятия с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банках (ст. 6 Закона о применении ККМ).

Таблица № 1

Ответственность за нарушение Закона
“О применении ККМ”

Действия

Мера ответственности (штраф)

Основание

Осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ (в случаях, когда использование ККМ обязательно)

350 МРОТ до 12 мая 1998 г. От 50 до 100 МРОТ

ст. 7 Закона о применении ККМ, ст. 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях; постановление Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. № 14-П

Использование неисправной ККМ

20О МРОТ

ст. 7 Закона о применении ККМ

Осуществление торговых операций (оказание услуг) после приостановления деятельности предприятий

70О МРОТ

ст. 7 Закона о применении ККМ

Отсутствие ценника на продаваемый товар (прейскуранта на оказываемые услуги)

100 МРОТ

ст. 7 Закона о применении ККМ

Невыдача чека лицом, обязанным выдать его покупателю (клиенту), либо выдача чека с указанием суммы менее уплаченной

10 МРОТ, но не менее 20 % от стоимости покупки (услуги)

ст. 7 Закона о применении ККМ

Рассмотрим подробнее меры ответственности, указанные в таблице № 1.

Осуществление денежных расчетов с населением без использования ККМ, когда ее применение обязательно (п. 1 таблицы № 1)

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. № 14-П, применяются санкции, установленные ст. 146.5 Кодекса об административных правонарушениях. Решения, принятые налоговыми органами по материалам проверок применения законодательства о ККМ, проведенных до принятия постановления Конституционного Суда РФ № 14-П, но не исполненные субъектами ответственности после 12 мая 1998 г., подлежат пересмотру по заявлениям заинтересованных лиц, а также по инициативе налоговых органов (при наличии неисполненных инкассовых поручений) (п. 2.1 Методических рекомендаций о порядке оформления результатов проверок, проведенных налоговыми органами по соблюдению требований Закона РФ “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” и принятию мер по взысканию штрафных санкций (Приложение к Письму Госналогслужбы РФ от 27 июля 1998 г. № ВК-6–16/472 “Об отдельных рекомендациях по результатам проверки конституционности ряда положений Закона о ККМ”).

Арбитражная практики

(Постановление Президиума ВАС РФ от 13 августа 1996 г. № 1226/96.)

При осуществлении проверки соблюдения Закона о применении ККМ был выявлен факт неприменения ККМ при продаже товара продавцом киоска, принадлежащего предпринимателю В, что было удостоверено соответствующим актом. В соответствии со ст. 7 указанного Закона на предпринимателя был наложен штраф.

Принимая решение об отказе в иске налоговой инспекции о взыскании указанной суммы с предпринимателя В, суд первой инстанции основывался на следующем. До проведения проверки киоск был сдан владельцем на месяц в аренду гражданину Е, а из акта налогового органа нельзя сделать вывод о том, что без применения ККМ реализовывался товар, принадлежащий В.

Президиум ВАС РФ удовлетворил иск налоговых органов по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, киоск, в котором проводилась проверка, принадлежит предпринимателю В, а продавец киоска, осуществляющий торговлю, находится с ним в трудовых отношениях. Предприниматель В не поставил в известность продавца о сдаче киоска в аренду другому гражданину. Кроме того, единственная ККМ, находившаяся в киоске, принадлежала В и была им зарегистрирована в налоговой инспекции. Выбытие кассового аппарата из своего обращения В в установленном порядке не оформлял.

Использование неисправной ККМ (п. 2 таблицы № 1)

В соответствии с п. 8 Положения о применении ККМ неисправным считается аппарат, который:

В правилах эксплуатации ККМ могут быть предусмотрены и другие неисправности, при наличии которых указанные машины не должны применяться.

Как указано в п. 28 Методических рекомендаций по применению ККМ, аппарат считается исправным, если его функциональные характеристики соответствуют техническим требованиям к ККМ данной модели.

В соответствии с п. 4.5 Типовых правил работа на контрольно-кассовой машине должна быть остановлена в случаях неясного печатания реквизитов на чеке, невыхода чека или обрыва контрольной ленты, что приравнивается к неисправностям.

Осуществление торговых операций (оказание услуг) после приостановки деятельности предприятия (п. 3 таблицы № 1)

Применение штрафа по данному основанию возможно лишь в случае, если деятельность предприятия приостановлена на основании ст. 6 Закона о применении ККМ.

Высший Арбитражный Суд РФ в Письме от 28 августа 1995 г. № С1–7/ОП-506 “Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике” отметил следующее. Повторным нарушением Закона о применении ККМ, дающим право налоговым органам обратиться в суд с иском о ликвидации предприятия, является любое нарушение, предусмотренное этим Законом, при условии, что за первое нарушение на предприятие был наложен штраф.

Наложение штрафа за первое нарушение на должностное лицо предприятия не дает налоговым органам права обращаться в суд с иском о ликвидации предприятия.

Закон о применении ККМ не запрещает налоговым органам налагать на предприятия штраф за повторное нарушение Закона. Следовательно, если на предприятие наложен штраф за одно из нарушений, указанных в ст. 7 этого Закона, и данное предприятие допустило повторное нарушение, налоговый орган вправе вновь наложить на него установленный за соответствующее нарушение штраф либо обратиться в суд с иском о ликвидации данного предприятия.

При рассмотрении требования налогового органа о ликвидации предприятия арбитражный суд оценивает все представленные сторонами доказательства, в частности, с кого — с юридического или физического лица — был взыскан штраф за первое нарушение, причины, по которым предприятие допустило нарушение Закона, по истечении какого времени после первого нарушения допущены второе и последующие нарушения и т. п. При этом учитываются и условия для ликвидации юридического лица, указанные в ст. 61 ГК РФ.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что ст. 6 Закона о применении ККМ предусматривает обязанность налогового органа предъявлять в арбитражный суд иск о ликвидации предприятия в том случае, когда допущенные последним нарушения дают основания его ликвидировать (п. 1.2 Письма ВАС РФ от 28 августа 1995 г.).

Отсутствие ценника на продаваемый товар (прейскуранта на оказываемые услуги) (п. 4 таблицы)

Как указывалось в п. 30 Методических рекомендаций по применению ККМ, когда одновременно не применяется ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением и не вывешиваются ценники на продаваемые товары, на предприятие может быть наложен штраф, равный сумме штрафов, предусмотренных в абзацах втором и пятом части первой ст. 7 Закона о применении ККМ.

Аналогично при использовании неисправной ККМ и невывешивании ценников штраф равен сумме штрафов, предусмотренных в абзацах третьем и пятом части первой ст. 7 Закона о применении ККМ.

Невыдача чека лицом, в чьи обязанности входит осуществление указанных действий, либо выдача чека с указанием суммы менее уплаченной (п. 5 таблицы)

Как отмечалось в п. 1.1 Письма ВАС РФ от 28 августа 1995 г., в соответствии со ст. 2 Закона о применении ККМ, предприятие, которое должно применять ККМ, обязано выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуг) чек на покупку (услугу).

С предприятий и физических лиц, виновных в нарушении ст. 2 Закона о применении ККМ, налоговыми органами взыскивается штраф. За одно и то же нарушение штраф может налагаться либо на предприятие, либо на физическое лицо.

Кто должен нести ответственность — юридическое лицо или физическое,— решает налоговый орган в зависимости от того, по какой причине не был выдан чек покупателю (клиенту).

Вопрос

Применяются ли штрафы к предприятию, если в ходе проверки обнаружен излишек выручки в кассе?

Ответ

В соответствии с п. 6.2 Типовых правил и п. 12 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджет Российской Федерации (утверждены Центральным банком России совместно с Госналогслужбой России 18 августа 1993 г. № 51, № ВЗ-6–13/272), администрация предприятия при обнаружении излишков денежных средств обязана оприходовать их и отразить в учете в составе внереализационных доходов (Д-т сч. 50 — К-т сч. 80).

Однако наличие значительных сумм излишков должно служить поводом для выяснения причин их образования. Налоговые органы, используя предоставленные им права и привлекая при необходимости органы налоговой полиции и других контролирующих организаций, анализируют обстоятельства, повлекшие за собой образование указанных излишков денежных средств.

В тех случаях, когда причиной образования излишков явилось неприменение ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, возникает основание к наложению на предприятие штрафа за осуществление денежных расчетов без применения ККМ (п. 32 Методических рекомендаций по применению ККЧ).

Вопрос

Какие санкции могут применяться к предприятию (предпринимателю) в случае использования им ККМ, не внесенной в Государственный реестр либо не зарегистрированной в налоговых органах?

Ответ

Статья 7 Закона о применении ККМ не содержит нормы об ответственности предприятия за применение ККМ, не зарегистрированной в налоговом органе или не допущенной к использованию. Однако подобные нарушения ст. 2 Закона о применении ККМ должны рассматриваться налоговыми органами как неприменение ККМ с наложением на нарушителя штрафа за осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ. Иное толкование Закона о применении ККМ вступает в противоречие с его общим смыслом. При этом следует иметь в виду, что ККМ является инструментом контроля со стороны государства за наличноденежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки. ККМ, не состоящая в Государственном реестре контрольно-кассовых машин (кроме тех случаев, когда ее использование разрешено соответствующим решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам) или не зарегистрированная в налоговом органе, не может служить таким инструментом (Письмо Госналогслужбы РФ от 24 января 1996 г. № ПВ-6–16/43 “О применении контрольно-кассовых машин”).

Арбитражная практика

(Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30 сентября 1996 г. № 7 “Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением”, п. 1.)

Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения налоговой инспекции о взыскании штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 7 Закона а применении ККМ, за ведение розничных торговых операций без применения ККМ.

В обосновании исковых требований акционерное общество ссылалось на то, что решение налоговой инспекции не соответствует фактически допущенным нарушениям закона, а также на разовый характер нарушения.

Как следовало из актов проверок, истец при осуществлении денежных расчетов с населением в одном случае использовал неисправную машину, в другом — продавцом не был выдан покупателю чек.

Согласно ст. 7 Закона о применении ККМ, использование неисправной машины и невыдача чека лицом, обязанным выдать его покупателю, образуют самостоятельные составы правонарушения, за которые предусмотрены различные штрафные санкции.

Таким образом, в случае установления факта нарушения Закона о применении ККМ должна применяться та штрафная санкция, которая предусмотрена Законом за этот состав правонарушения, при этом он не содержит исключений для применения санкций в случае разового характера нарушения.

В рассматриваемом примере штраф был применен за нарушение, которое налоговой инспекцией не было установлено, в связи с чем арбитражный суд правомерно удовлетворил исковые требования.

Таким образом, санкции, предусмотренные ст. 7 Закона о применении ККМ, должны налагаться за допущенные нарушения и независимо от их разового характера.

Вопрос

Могут ли служить основанием для взыскания штрафов акты проверок, проведенных правоохранительными или иными контролирующими органами?

Ответ

В соответствии со ст. 6 Закона о применении ККМ обязанности по контролю за правильностью применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением возложены на налоговые органы. В случае проведения проверок правоохранительными или иным контролирующими органами и получения от них материалов проверок налоговым органам следует перепроверить выявленные нарушения, предусмотренные ст. 7 этого Закона, составить акт, если они подтверждаются, и принять соответствующее решение (п. 6 Методических рекомендаций к применению ККМ).


С вопросами и предложениями обращайтесь digraph@rinet.ru


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"