Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Документальная проверка предприятия налоговыми органами


Порядок проведения документальной проверки

Основная масса налоговых ошибок может быть выявлена налоговыми органами только в результате проводимых ими документальных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

В первоначальной редакции Закона РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР” было предусмотрено, что документальные проверки предприятия производятся по мере возникновения необходимости, но не реже одного раза в два года (/1.4/, ст. 11).

Однако ввиду загрузки налоговых инспекций, по крайней мере в крупных городах, указанные сроки, как правило, не выдерживались, а в условиях хронического недобора налогов и вызванного этим острого бюджетного дефицита сама необходимость поголовной проверки всех налогоплательщиков стала вызывать большие сомнения. Обычно результативность проверок представляется с ударением на числе выявленных нарушений. Например, в 1995 году налоговые органы не имели претензий только к 40 процентам обследованных предприятий. Но акценты можно и переставить: в 40 процентах случаев усилия налоговых органов с точки зрения пополнения бюджета были напрасными.

В 1996 году в Закон были внесены изменения, согласно которым на основании письменного решения начальника ГНИ или его заместителя документальная проверка предприятия в установленные сроки может не проводиться в случаях:

Данные изменения лишь законодательно закрепили сложившуюся практику, поскольку и ранее проверки производились не столько с целью обеспечения должного правопорядка, сколько с чисто фискальной целью дополнительного пополнения бюджета за счет штрафных санкций в размерах, оправдывающих затраченные на эти проверки усилия.

В соответствии с утвержденным ГНС РФ Порядком проведения документальной проверки юридических лиц в первую очередь проверяются предприятия с большой прибылью, предприятия, допускающие грубые нарушения в ведении бухгалтерского учета и налогового законодательства, а также все убыточные предприятия с целью выяснения причин убытков (/4.1/, разд. 1).

При проведении документальной проверки в обязанности должностных лиц проверяемого предприятия не входит оказание представителям налоговых органов помощи в обнаружении налоговых ошибок, но следует помнить и то, что противодействие их законным требованиям влечет за собой административную ответственность. В частности, на должностные лица предприятий может быть наложен административный штраф в размере от 2,5 до 5 установленных законодательством минимальных месячных размеров оплаты труда за невыполнение требований налоговых органов (/1.4/, ст. 7, п.п. 3–6, 12; /1.20/, от. 2):

Статья 162.3 Уголовного кодекса РФ предусматривает и уголовную ответственность в виде штрафа в сумме от 100 до 150 размеров минимальной месячной оплаты труда за уклонение от явки в органы Госналогслужбы РФ для дачи пояснений или отказ от дачи пояснений об источниках доходов (прибыли) и их фактическом объеме, а равно непредставление документов и иной информации о деятельности хозяйствующего субъекта по требованию налоговых органов /1.12/.

Документальные проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами работ налоговых инспекций и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы налоговой инспекции. При необходимости проводятся и внеплановые проверки предприятий.

Перед проведением проверки разрабатывается утверждаемая руководителем ГНИ или его заместителем Программа документальной проверки, содержащая перечень подлежащих выяснению вопросов с указанием конкретного периода финансово-хозяйственной деятельности предприятия, за который проводится проверка.

Как правило, проверки проводятся за период деятельности, непосредственно следующий за проверенным при предыдущей документальной проверке, но при необходимости или при наличии постановления следственных органов проверка может быть проведена и за более длительный период. В то же время период, за который производится документальная проверка, очевидно не может превышать установленного Законом РФ “Об основах налоговой системы в РФ” обязательного срока обеспечения сохранности бухгалтерских документов — 5 лет (/1.10/, ст. 11, п. 1).

В программу проведения проверки в обязательном порядке включаются следующие вопросы:

Установленный ГНС РФ предельный срок проведения документальной проверки составляет 30 дней и может быть продлен только в исключительных случаях с разрешения руководителя ГНИ или его заместителя.

В первую очередь и главным образом проверяется правильность исчисления налогооблагаемой прибыли и уплаты налога на прибыль.

Обычная последовательность проведения документальной проверки включает в себя три этапа.

  1. Сверка данных, отраженных в отчетной форме № 2 “Отчет о финансоых результатах и их использовании” с данными бухгалтерского учета по главной книге.
  2. Сверка данных бухгалтерского учета по главной книге с данными журналов-ордеров.
  3. Проверка правильности и законности отражения операций в учетных регистрах на основании первичных документов.

Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах производится сплошным или выборочным методом.

Сплошной проверке подвергаются в основном кассовые и банковские операции. Прочие операции проверяются этим методом в случаях, указанных в программе проведения проверки.

При выборочном методе проверяется часть первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. В случае обнаружения в ходе выборочной проверки серьезных нарушений налогового законодательства или злоупотреблений проверка на данном участке деятельности предприятия производится сплошным методом с обязательным изъятием необходимых документов, свидетельствующих о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения в порядке, записанном в разделе 4.4.

Следует быть готовым к тому, что внимание проверяющего будет, в первую очередь, направлено на обнаружение хорошо знакомых ему типичных налоговых ошибок, основные примеры которых рассмотрены во второй части данной книги.

Достоверность финансово-хозяйственных операций устанавливается путем формальной и арифметической проверки документов. При формальной проверке устанавливаются правильность заполнения всех реквизитов документа, наличие не оговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр, подлинность подписей должностных и материально-ответственных лиц. При необходимости производится сопоставление подписей одного и того же лица в разных документах, а при возникновении сомнений в подлинности подписей проверяющий обязан получить личное объяснение работника или назначить графологическую экспертизу.

При арифметической проверке проверяется правильность произведенных в документах подсчетов.

Состав проверяемых первичных учетных документов

Не останавливаясь на вопросах собственно бухгалтерского учета, выполнения бухгалтерских проводок и ведения учетных регистров, которые подробно освещены в обширной специальной литературе, рассмотрим состав первичных документов, подлежащих проверке, и основные правила их оформления.

Прежде всего, любой анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия возможен только в свете принятой данным предприятием учетной политики. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/94, утвержденным приказом МФ РФ от 23.07,94 г. № 100 и введенным в действие с 01.01.95 г., учетная политика предприятия должна быть оформлена организационно-распорядительными документами по предприятию (приказами, распоряжениями и т. д.) не позднее чем через 90 дней со дня государственной регистрации предприятия (/5.1а/, п. 2.5). Дальнейшие изменения учетной политики допускаются Положением в случаях (/5.1а/, п. 2.6):

Изменения должны быть оформлены соответствующими распорядительными документами, в которых, помимо самих изменений, приводятся обоснование необходимости их введения и стоимостная оценка последствий их введения для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия на дату, с которой они применяются (как правило, на первое число месяца).

В распорядительном документе, оформляющем учетную политику, должны быть указаны:

По каждому из перечисленных вопросов действующие нормативные документы, как правило, допускают по несколько альтернативных способов ведения учета, выбор которых оставлен на усмотрение предприятий.

Вопросы методики определения выручки от реализации и способы начисления амортизации достаточно подробно рассмотрены в разделах 5.2.1 и 5.3.2 соответственно.

Учет приобретения и заготовления материалов может осуществляться либо по фактической себестоимости их приобретения, либо по учетной цене с использованием счетов 15 “Заготовление и приобретение материалов” и 16 “Отклонение в стоимости материалов”.

Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ предусмотрена возможность использования одного из трех методов определения фактической себестоимости списываемых в производство материальных ресурсов (/5.1/ п. 49): по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО) или по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО). Однако в 1993 и 1994 годах Минфином РФ допускалось использование только метода средней себестоимости (см. Указания по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности в 1994 году /5.4*/, п. 5). В 1995–1996 г.г. допускается использование любого из названных методов (/5.4а*/, п. 6). С учетом непрерывной инфляции использование предприятием метода ЛИФО в 1993–1994 годах может быть квалифицировано как завышение относимых на себестоимость затрат и соответственно занижение налогооблагаемой прибыли.

Готовая продукция оценивается по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости либо по прямым статьям расходов.

В документе, оформляющем учетную политику предприятия, по каждому из вопросов должен быть выбран один из способов учета, который в дальнейшем должен последовательно применяться ко всем соответствующим фактам финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе и к финансово-хозяйственной деятельности всех его структурных подразделений (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их расположения (/5.1а/, п. 2.5).

Следует помнить, что отсутствие распорядительного документа по учетной политике может привести к тому, что в ходе документальной проверки налоговая инспекция примет самостоятельное решение по методике оценки отдельных вопросов, отличное от фактически использовавшегося предприятием.

Например, отсутствие документа, подтверждающего использование предприятием метода определения выручки от реализации по мере поступления средств, может послужить основанием для применения налоговыми органами к сделкам, совершенным после 01.01.95 г., и в целях налогообложения метода учета выручки по отгрузке продукции, который с этого времени установлен в качестве единственно возможного для целей бухгалтерского учета. В результате возникнут серьезные разногласия по отнесению оборотов к конкретным отчетным периодам.

Прежде чем перейти к рассмотрению состава необходимых при проведении документальной проверки первичных документов, укажем, что в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ каждый из этих документов должен иметь следующие обязательные реквизиты (/5.1/, п. 7):

В установленных случаях подписи должностных лиц должны быть заверены печатями соответствующих предприятий.

Хотя Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и не устанавливает прямого запрета на использование форм первичных документов, не утвержденных Минфином РФ, однако изобретение предприятиями каких-либо собственных форм вряд ли целесообразно. Гораздо проще пользоваться устоявшимися типовыми образцами.

Аналитический учет готовой продукции на складе ведется с помощью заводимых на каждый вид готовых изделий карточек количественного учета (унифицированная форма № М-12). Записи в карточках о поступлении и выбытии готовой продукции производятся на основании соответствующих первичных документов:

После каждой записи в карточках выводится остаток готовых изделий.

Если продукция отпускается со склада непосредственно представителю покупателя или заказчика, то у него отбирается доверенность на получение данной продукции. В приказе-накладной представитель заказчика расписывается в фактическом получении продукции.

При отправке продукции автомобильным, железнодорожным или каким-либо другим видом транспорта первичными документами, свидетельствующими об отгрузке, являются товарно-транспортные накладные и другие аналогичные документы.

Первичные документы о поступлении и выбытии готовой продукции передаются в бухгалтерию для ведения синтетического учета.

Основанием для оформления первичных документов на отгрузку готовой продукции, как правило, являются заключенные с покупателями (заказчиками) договоры на поставку (договора купли-продажи), в которых указываются номенклатура поставляемой продукции, сроки поставки, цена и санкции за ненадлежащее исполнение договора. Однако отгрузка готовой продукции может производиться и на основании гарантийных писем заказчиков или оплаченных ими счетов на поставку.

Следует достаточно тщательно следить за совпадением цен на отгруженную продукцию, указанных в договорах на поставку и в отгрузочных документах, поскольку любые расхождения в них будут являться предметом выяснения со стороны налоговых органов, не стоит ли за этим сокрытие прибыли. На тот же предмет налоговыми органами обычно исследуются и причины неприменения предусмотренных договором штрафных санкций. Поэтому любые согласованные с заказчиком изменения условий поставки должны своевременно оформляться дополнительными соглашениями или протоколами к договору поставки.

Учет поступления и расходования материалов и комплектующих изделий ведется с помощью карточек складского учета, в которые заносятся все сведения о перемещении материалов, а после каждой записи выводится остаток материалов на складе. Основанием для оприходования материалов, получаемых от поставщиков, являются счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и другие аналогичные документы, на основании которых выписываются приходные ордера.

При приобретении материалов подотчетными лицами за наличный расчет основанием для их оприходования являются товарный счет (чек) или закупочный акт (при приобретении у частных лиц). В закупочном акте должны быть указаны паспортные данные и домашний адрес продавца. Поступление на склад полуфабрикатов собственного производства оформляется накладными на внутреннее перемещение материалов.

Основанием для отпуска материалов со склада являются требования на отпуск материалов и расходные накладные.

Для учета расходов на оплату труда первичными документами являются расчетно-платежные ведомости, утверждаемые руководителем и главным бухгалтером предприятия. Основанием для начисления заработной платы служат табель учета рабочего времени для работников с повременной оплатой труда, наряды на выполнение работ при сдельной оплате труда, трудовые соглашения и договора подряда с отметкой руководителя предприятия о выполнении и оплате для работ, выполняемых по договорам гражданско-правового характера. Суммы начисленной заработной платы должны соответствовать установленным работникам приказами по предприятию или контрактами (трудовыми договорами) должностным окладам, утвержденным расценкам или суммам, указанным в договорах подряда и трудовых соглашениях. Расчетно-платежные ведомости одновременно являются и документами для проверки правильности исчисления и уплаты подоходного налога и полноты начисления обязательных страховых взносов в социальные фонды.

Аналитический учет объектов основных средств и нематериальных активов осуществляется с помощью инвентарных карточек учета, в которых отражается их первоначальная стоимость и суммы начисленного износа. Постановка объектов на инвентарный учет осуществляется на основании актов приемки-передачи и других аналогичных документов.

Основанием для начала начисления износа по каждому объекту основных средств является акт ввода его в эксплуатацию.

Начисление износа не производится во время реконструкции и технического перевооружения основных средств с их полной остановкой, а также во время их консервации. Нормативный срок службы основных средств продлевается на время перерыва в начислении износа.

На предприятиях с относительно небольшим количеством инвентарных объектов начисление износа производится на основании ежемесячно составляемых ведомостей. На крупных предприятиях износ начисляется на основании данных за предшествующий месяц, скорректированных с учетом введенных в эксплуатацию и выбывших за истекший месяц объектов.

Выбытие объектов основных средств оформляется актами приемки-передачи (при передаче их другим предприятиям) или актами на списание (при выбытии за непригодностью).

Аналитический учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов осуществляется также с помощью карточек инвентарного учета и личных карточек учета, в которых отмечается выдача МБП под отчет конкретным работникам. Списание МБП за непригодностью оформляется утверждаемыми руководителем предприятия актами.

Важным объектом проверки налоговыми органами является порядок выдачи работникам предприятия подотчетных сумм и возврат ими остатков этих сумм. Эти действия оформляются расходными и приходными кассовыми ордерами, выписываемыми на основании заявления работника с визой руководителя предприятия или приказа по предприятию.

Не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который выдана подотчетная сумма, работник должен представить авансовый отчет о ее расходовании с приложением соответствующих оправдательных документов. Отчет после проверки его бухгалтером утверждается руководителем предприятия. По подотчетным суммам, выданным на командировочные расходы, оправдательными документами являются:

По подотчетным суммам, выданным на приобретение товарно-материальных ценностей, оправдательными документами являются товарные чеки, накладные, корешки приходных кассовых ордеров, закупочные акты и другие аналогичные документы.

Выдача работнику нового аванса до представления им отчета о расходовании предыдущего не допускается.

При документальной проверке налоговыми органами предприятий, осуществляющих розничную продажу товаров (независимо от того, является для них торговая деятельность основной или нет), проводится контроль за соблюдением порядка использования контрольно-кассовых машин при проведении денежных расчетов с населением. По данному вопросу налоговыми органами проверяются (/4.16/. п. 14):

Оформление акта документальной проверки

Результаты документальной проверки оформляются в виде акта. Поскольку акт документальной проверки предприятия является доказательством, на основании которого при разрешении спорных вопросов между налоговыми органами и налогоплательщиками определяется наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, при его составлении должны быть соблюдены определенные правила. Неправильное оформление акта во многих случаях является основанием для отмены решений налоговых органов арбитражными судами.

Отдельные требования и рекомендации по содержанию и порядку оформления акта документальной проверки содержатся в различных документах, регламентирующих деятельность налоговых органов (/4.2/, п. 1.3; /2. 1/, п, 19). В данном разделе мы попытаемся обобщить эти требования с учетом уже имеющейся практики разрешения арбитражных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Акт состоит из вступительной, описательной и результирующей частей.

Во вступительной части акта указываются:

В описательной части акта указываются конкретные факты и действия, свидетельствующие о нарушениях налогового законодательства, порядка ведения бухгалтерского учета, составления налоговых расчетов и т. д. Каждый факт неправомерных действий отражается в акте самостоятельно и полностью с указанием времени совершения данного действия, его стоимостной оценки, сделанных бухгалтерских проводок и обязательно со ссылками на соответствующие первичные документы. Следует помнить, что сводные учетные документы являются производными от первичных и не фиксируют непосредственно те или иные действия и факты. Поэтому для обоснования содержания акта документальной проверки должны использоваться именно первичные документы.

В акте могут отражаться только документально подтвержденные данные и факты. Недопустимо включение в акт проверки данных, полученных на основании опроса должностных лиц и работников предприятия, его клиентов и заказчиков, данных проверок других налогоплательщиков и т. п.

В отношении каждого отраженного в акте факта нарушения должна быть дана ссылка на нарушенные законодательные и нормативные акты с указанием их конкретных статей и пунктов. В первую очередь даются указания на законодательные акты. При ссылке на нормативные документы следует указывать, на основании какого законодательного акта выпуск данного документа отнесен к компетенции издавшего его органа.

Следует иметь в виду, что нормативные документы министерств и ведомств вступают в силу только после их регистрации в Минюсте РФ и официального опубликования. В связи с этим ссылки на незарегистрированные или неопубликованные документы являются неправомерными. Неправомерными являются в акте и ссылки на разъяснения ГНС РФ по отдельным вопросам применения налогового законодательства, так как сами по себе они к нормативным документам не относятся. При разрешении споров подобные разъяснения оцениваются арбитражными судами наряду с другими материалами по делу (/6.7/, п. 6), то есть арбитражный суд устанавливает правомерность не только применения данного пункта разъяснений, но и самого содержания этого пункта.

В результирующей части акта обобщаются выявленные факты нарушения налогового законодательства в бухгалтерском учете. Нарушения отражаются отдельными разделами по каждому виду налогов и каждому правонарушению с указанием всех относящихся к ним фактов.

Например, факт неотражения или неправильного отражения в бухгалтерском отчете выручки от реализации продукции, имеющий отношение как к налогу на прибыль, так и другим налогам, налогооблагаемой базой которых являются обороты по реализации продукции: налогу на добавленную стоимость, налогу на пользователей автомобильных дорог, акцизам, налогу на реализацию горюче-смазочных материалов и т. п., должен быть использован соответствующее количество раз отдельно в каждом из разделов.

В соответствии с п. 19 Положения о ГНС в заключительной части акта документальной проверки должны содержаться указания об устранении выявленных нарушений, например: увеличить налогооблагаемую прибыль на сумму, необоснованно отнесенную на себестоимость продукции; доначислить налог на прибыль и т. п.

С точки зрения общепринятых процессуальных норм результирующая часть не должна содержать правовой квалификации вскрытых нарушений (“сокрытие прибыли”, “занижение оборота” и т. п.) и определения размеров санкций, поскольку данный вопрос выходит за пределы компетенции проверяющего предприятие должностного лица налогового органа, а его отражение в материалах акта может повлиять на результаты рассмотрения дела начальником налогового органа. В этом отношении изданная в свое время Минфином СССР “Типовая инструкция о порядке проведения комплексных ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности производственных объединений (комбинатов), предприятий и хозяйственных организаций, проводимых контрольно-ревизионным аппаратом министерств и ведомств” (письмо МФ СССР от 14.09.73 г. № 85) прямо запрещала включать в акты ревизии и экспертизы квалификацию (оценку) выявленных действий. Тем не менее рекомендации ГНС РФ прямо требуют включения в акты проверок предложений о применении финансовых санкций (правда, только предложений — /4.2/, и. 1.3). В отдельных случаях это может послужить для налогоплательщика дополнительным аргументом в обосновании своих возражений и придать соответствующую эмоциональную окраску рассмотрению дела в арбитражном суде.

Акт проверки подписывается проводившими проверку должностными лицами налогового органа, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия.

Подписывающим акт представителям налогоплательщика следует иметь в виду, что их не мотивированный в письменном виде отказ от подписания акта никоим образом не влияет на порядок его дальнейшего утверждения и исполнения принятого по нему решения о взыскании штрафных санкций. В этом случае в конце акта просто делается соответствующая запись об отказе в подписании.

С точки зрения дальнейших последствий представителям налогоплательщика гораздо целесообразнее воспользоваться своими правами и подписать акт с письменным изложением своих возражений и приложением соответствующих пояснений и подтверждающих возражения документов. При этом налогоплательщик вправе сделать запись о представлении письменных объяснений в согласованный с представителями налогового органа срок (/4.2/, п. 1.3), что дает ему дополнительный выигрыш времени для проведения необходимых консультаций и более тщательной аргументации своих возражений. Указанный срок, очевидно, должен укладываться в установленный ГНС РФ общий десятидневный срок принятия налоговым органом решения по акту.

Порядок изъятия документов должностными лицами налоговых органов

В ходе документальной проверки производящее проверку должностное лицо налогового органа вправе производить изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли или иных объектов налогообложения, в порядке, определенном инструкцией МФ РСФСР от 26.07.91 г. № 16/176 /5.7/.

Изъятие производится на основании мотивированного письменного постановления должностного лица налогового органа. Подчеркнем, что постановление, так же, как и протокол изъятия, оформляются только на бланках установленной Минфином формы (приложения к инструкции № 16/176), являющихся бланками строгой отчетности, которые должны быть пронумерованы, храниться в сейфе или спецчасти налогового органа и выдаваться только по распоряжению руководителя или заместителя руководителя налогового органа с регистрацией в журнале учета выдачи бланков строгой отчетности (/5.7/, п. 15).

Хотя в инструкции и перечислено, что изъятию подлежат первичные документы, денежные документы, планы, сметы и декларации, но конец фразы: “и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также другие справочные материалы и расчеты”,— практически снимает какие-либо ограничения на объем изымаемых документов, за исключением документов, содержащих составляющие государственную тайну сведения (/5.7/, п. 2). Перечень подлежащих изъятию документов определяется перед изъятием и указывается в постановлении об изъятии (/5.7/, п. 7).

Изъятие документов производится в присутствии должностных лиц проверяемого предприятия, которые имеют право делать подлежащие занесению в протокол изъятия заявления по поводу связанных с изъятием действий должностных лиц налоговых органов (/5.7/, п. 4). Постановление об изъятии документов предъявляется должностным лицом налогового органа руководителю проверяемого предприятия (/5.7/, п. 3).

В случаях противодействия изъятию документов или существования реальной угрозы их уничтожения, сокрытия и т. д. в соответствии с инструкцией к изъятию документов могут привлекаться работники органов МВД РФ (/5.7/, п. 6). Очевидно, что после создания федеральных органов налоговой полиции те же функции должны выполняться, в первую очередь, работниками данных органов, наделенными аналогичными правами.

При изъятии документы подвергаются тщательному осмотру в местах их хранения. Недооформленные документы подлежат дооформлению должностными лицами проверяемого предприятия в присутствии должностного лица налогового органа. В случае пропажи или гибели документов руководитель предприятия по предложению должностного лица налогового органа должен назначить комиссию по расследованию причины пропажи или гибели, результаты работы которой оформляются утверждаемым руководителем предприятия актом. Копия акта должна быть передана должностному лицу налогового органа.

При этом составляется специальная опись изъятых документов с отражением их содержания, а в необходимых случаях оформляются копии изъятых документов, о чем делается указание в соответствующем протоколе.

В заключительной части протокола фиксируется, что изъятые документы упакованы и переданы должностному лицу налогового органа в полном объеме.

Копии протокола об изъятии и описи изъятых документов вручаются под расписку должностным лицам предприятия, на котором было произведено изъятие документов. При отказе руководителя предприятия от подписания протокола в нем делается соответствующая отметка. При этом отказавшемуся от подписи должностному лицу предоставляется право дать письменное объяснение о причинах отказа, которое заносится в протокол.

Изъятые документы хранятся в спецчасти налогового органа до принятия руководителем решения об их осмотре, проверке и исследовании. При отсутствии злоупотреблений они возвращаются предприятию с распиской в получении или отправляются ему заказной корреспонденцией по почте. В случае обнаружения злоупотреблений по решению руководителя налогового органа документы передаются в следственные органы для проведения бухгалтерской или специальной экспертизы. В этом случае решение о возврате документов принимается следственными органами с письменным извещением l этом налогового органа и руководителя соответствующего предприятия.

В протокол изъятия заявления по поводу связанных с изъятием действий должностных лиц налоговых органов (/5.7/, п. 4). Постановление об изъятии документов предъявляется должностным лицом налогового органа руководителю проверяемого предприятия (/5.7/, п. 3).

В случаях противодействия изъятию документов или существования реальной угрозы их уничтожения, сокрытия и т. д. в соответствии с инструкцией к изъятию документов могут привлекаться работники органов МВД РФ (/5.7/, п. 6). Очевидно, что после создания федеральных органов налоговой полиции те же функции должны выполняться, в первую очередь, работниками данных органов, наделенными аналогичными правами.

При изъятии документы подвергаются тщательному осмотру в местах их хранения. Недооформленные документы подлежат дооформлению должностными лицами проверяемого предприятия в присутствии должностного лица налогового органа. В случае пропажи или гибели документов руководитель предприятия по предложению должностного лица налогового органа должен назначить комиссию по расследованию причины пропажи или гибели, результаты работы которой оформляются утверждаемым руководителем предприятия актом. Копия акта должна быть передана должностному лицу налогового органа.

При этом составляется специальная опись изъятых документов с отражением их содержания, а в необходимых случаях оформляются копии изъятых документов, о чем делается указание в соответствующем протоколе.

В заключительной части протокола фиксируется, что изъятые документы упакованы и переданы должностному лицу налогового органа в полном объеме.

Копии протокола об изъятии и описи изъятых документов вручаются под расписку должностным лицам предприятия, на котором было произведено изъятие документов. При отказе руководителя предприятия от подписания протокола в нем делается соответствующая отметка. При этом отказавшемуся от подписи должностному лицу предоставляется право дать письменное объяснение о причинах отказа, которое заносится в протокол.

Изъятые документы хранятся в спецчасти налогового органа до принятия руководителем решения об их осмотре, проверке и исследовании. При отсутствии злоупотреблений они возвращаются предприятию с распиской в получении или отправляются ему заказной корреспонденцией по почте. В случае обнаружения злоупотреблений по решению руководителя налогового органа документы передаются в следственные органы для проведения бухгалтерской или специальной экспертизы. В этом случае решение о возврате документов принимается следственными органами с письменным извещением об этом налогового органа и руководителя соответствующего предприятия.

В протокол изъятия заносятся заявления по поводу связанных с изъятием действий должностных лиц налоговых органов (/5.7, п. 4). Постановление об изъятии документов предъявляется должностным лицом налогового органа руководителю проверяемого предприятия (5.7/, п. 3)


С вопросами и предложениями обращайтесь digraph@rinet.ru


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"