Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Применение финансовых санкций за нарушение налогового законодательства


Наиболее конфликтным вопросом в отношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками является применение финансовых санкций. Предлагаем читателям анализ нескольких типичных ситуаций, разрешение которых на практике очень часто вызывает разногласия. Особое внимание следует обратить на обоснования, которые используют налоговые органы. Дело в том, что зачастую налогоплательщик, возмущенный действиями налоговой инспекции по начислению штрафов, оказывается не в состоянии грамотно с точки зрения законодательства построить свои возражения. С другой стороны, глубже изучив вопрос и убедившись в правомерности требований налоговых органов, налогоплательщик сможет избежать лишних расходов, если не станет доводить дело до судебного разбирательства.

При подготовке данной статьи были использованы материалы арбитражно-судебной практики. Надеемся, что это поможет избежать ошибок в вопросах налогообложения, которые могут повлечь за собой штрафы и пени за просрочку уплаты того или иного налога.

Ситуация 1

По результатам проведенной документальной проверки налоговая инспекция предложила организации перечислить в бюджет сумму заниженной прибыли и штраф в размере той же суммы. Основанием применения такой санкции послужило занижение выручки по отдельной хозяйственной операции в одном из месяцев отчетного периода (квартала). При этом факт завышения выручки (и прибыли) по другой операции в этом же периоде проверяющими учтен не был. Права ли налоговая инспекция?

Налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги (п. 1 ст. 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118–1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”). Невыполнение этой обязанности рассматривается как нарушение налогового законодательства и дает основание для применения к налогоплательщику ответственности в виде финансовых санкций. Ответственность в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода и штрафа в размере той же суммы предусмотрена п. 1 “а” ст. 13 Закона “Об основах налоговой системы...”.

Для применения этой финансовой санкции необходимо установить, во-первых, факт неуплаты налога в установленном размере и, во-вторых, факт сокрытия или занижения дохода (прибыли).

Объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными этой статьей (п. 1 ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116–1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”).

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг) (п. 3 ст. 2 Закона о налоге на прибыль). Как указано в п. 2 рассматриваемой статьи, прибыль от реализации включается в состав валовой прибыли наряду с другими показателями и самостоятельным объектом налогообложения не является.

Согласно п. 71 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. № 170, балансовая прибыль представляет собой конечный финансовый результат, выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации. Следовательно, выявить занижение прибыли можно при соблюдении целостности отчетного периода, поскольку налогооблагаемая прибыль исчисляется не по сделке, а за конкретный отчетный период. Таким периодом в данном случае является квартал.

Неправильное отражение выручки по отдельной хозяйственной операции в одном из месяцев отчетного периода, не повлекшее занижение налогооблагаемой (валовой) прибыли в целом по отчетному периоду и недоплату налога, не является правовым основанием для применения ответственности в виде финансовых санкций, предусмотренных ст. 13 Закона “Об основах налоговой системы... “. Следовательно, в данном случае государственная налоговая инспекция не права, так как не были предоставлены доказательства, свидетельствующие о том, что в отчетных периодах прибыль была сокрыта или занижена налогоплательщиком и налог не был уплачен полностью.

Ситуация 2

Акционерное общество было уведомлено налоговым органом о начале проведения проверки исполнения данной организацией налогового законодательства. Однако АО, ссылаясь на проведение у него аудиторской проверки, попросило в письменной форме отсрочки, на что получило официальное согласие. Но до истечения указанной отсрочки акционерное общество, на основании решения общего собрания, было преобразовано в общество с ограниченной ответственностью, о чем налогоплательщик известил налоговую инспекцию в трехдневный срок с момента принятия этого решения. В передаточном акте сведений о задолженности перед бюджетам не имелось, однако налогоплательщику было известно об имевшемся до реорганизации АО занижении прибыли. Могут ли быть применены финансовые санкции за нарушение налогового законодательства к обществу с ограниченной ответственностью как к правопреемнику акционерного общества?

Налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения, а в случае реорганизации юридического лица по решению собственника (органа, им уполномоченного) сообщать налоговым органам в десятидневный срок о принятом решении по реорганизации (п. 1 ст. 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118–1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”).

Кроме того, п. 3 данной статьи установлено, что обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо его отменой. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Следовательно, при реорганизации АО путем преобразования в ООО обязанность по уплате налога не прекращается, а переходит к обществу с ограниченной ответственностью. Тот факт, что налогоплательщик вовремя сообщил в налоговые органы о своей реорганизации, не освобождает его от исполнения других обязанностей налогоплательщика, предусмотренных ст. 11 Закона “Об основах налоговой системы... “.

В рассматриваемых обстоятельствах налоговая инспекция была лишена возможности выявить нарушения налогового законодательства и принять соответствующее решение до государственной регистрации вновь образованного юридического лица. Поэтому если в ходе проверки последнего налоговыми органами было выявлено нарушение в виде занижения прибыли, допущенное еще в период деятельности акционерного общества, то на основании п. 4 ст. 11 Закона “Об основах налоговой системы...” соответствующие финансовые санкции могут быть применены к обществу с ограниченной ответственностью.

В данном случае речь идет о санкциях, предусмотренных п. 1 ст. 13 Закона “Об основах налоговой системы...”. В соответствии с подп. “а” указанной статьи с ООО может быть взыскана вся сумма заниженного дохода (прибыли), а также штраф в размере той же суммы. Кроме того, на основании п. 1 “б” ст. 13 указанного Закона за непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога, налогоплательщик несет ответственность в размере 10 процентов суммы, причитающейся к уплате в срок очередного платежа по данному налогу. Наряду с указанными финансовыми санкциями на неуплаченную сумму налога начисляется пеня (п. 1 “в” ст. 13 Закона “Об основах налоговой системы...”).

При этом за несвоевременную уплату налогов и сборов ежедневная ставка пеней устанавливается в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год”). До вступления в силу указанного закона (до момента его официального опубликования — 30 марта 1998 г.) действовала ставка в размере 0,3 % неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки (п. 1 “в” ст. 13 Закона “Об основах налоговой системы...”).

Ситуация 3

Юридическое лицо было освобождено от уплаты налога на прибыль в течение двух лет с момента начала своей деятельности. В этот период им были получены авансовые платежи на выполнение работ. Сами работы были выполнены позднее, когда юридическое лицо уже не пользовалось указанной льготой. Однако организация включала суммы авансовых платежей (предварительной оплаты) на выполнение работ в выручку периода, когда данные авансы были фактически получены, несмотря на то, что работы еще на были выполнены. Затраты же, связанные с выполнением работ, включались в выручку периода завершения работ.

Таким образом, полученные суммы авансовых платежей за работы, выполненные в декабре, включены в выручку от реализации работ в октябре-ноябре предыдущего года, когда фирма была освобождена от уплаты налога на прибыль.

Соответственно в бухгалтерском учете сумма налогооблагаемого объекта за декабрь определена не была.

Налоговая инспекция, проводя проверку, усмотрела нарушение налогового законодательства в виде занижения прибыли и применила к юридическому лицу финансовые санкции. Правомерно ли это?

Для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты, либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов (п. 13 Положения о составе затрат, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552).

Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными настоящей статьей (п. 2 ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116–1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”). Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Следовательно, возникновение объекта налогообложения по налогу на прибыль связано с фактом реализации продукции (работ, услуг). Суммы же авансовых платежей не являются самостоятельным объектом налогообложения. Таким образом, поскольку юридическое лицо фактически выполнило работы в декабре, то и обязанность по уплате налога на прибыль возникла тоже в декабре. Суммы авансовых платежей следовало включить в выручку от реализации работ, выполненных в декабре.

Поэтому, несмотря на то, что организация уже в декабре не имела льгот по налогу на прибыль, выручку от реализации работ она не определила. Поэтому налоговые органы вправе принять решение о взыскании суммы заниженной прибыли и штрафа в размере той же суммы (согласно п. 1 “а” ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы...”). Кроме того, на основании п. 1 “б” указанной статьи налогоплательщик несет ответственность за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшим за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период в размере 10 % доначисленных сумм налога. Наряду с данными финансовыми санкциями, в случае задержки уплаты налога взыскиваются пени (п. 1 “в” ст. 13 Закона “Об основах налоговой системы...”).

При рассмотрении вопроса о применении финансовых санкций за нарушение налогового законодательства к юридическим лицам следует помнить, что Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П “По делу о проверке конституционности и. 2 и 3 части первой ст. № Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г № 5238–1 “О федеральных органах налоговой полиции” признал положения законодательных актов, предоставляющих налоговым органам право производить взыскания сумы штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст. 35 (часть 3), 45 и 46 (части 1 и 2).

Таким образом, если юридическое лицо не согласно уплатить указанные финансовые санкции, они могут быть взысканы только через суд.

В бесспорном порядке налоговые органы могут производить взыскание с юридических лиц недоимок по налогам, а также пеней в случае задержки уплаты налога.


С вопросами и предложениями обращайтесь digraph@rinet.ru


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"