Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

На вопросы читателей отвечает
аудитор Гримальский в. л.


Вопрос

Предприятие занимается оптовой торговлей.

При продаже товара частному предпринимателю: является ли продажа товара частному предпринимателю розничной или оптовой; есть ли ограничения в сумме при продаже товара через кассовый аппарат; нужно ли выписывать счет-фактуру?

Ответ

В соответствии с пунктом 1.1 Инструкции по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, их обособленными подразделениями независимо от формы собственности, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 1 апреля 1996г. № 25, розничным товарооборотом является продажа товаров за наличный расчет населению. Кроме того, в розничный товарооборот включается также продажа товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям за наличный расчет.

Таким образом, продажа товара частному предпринимателю за наличный расчет признается розничной вне зависимости от того, является частный предприниматель физическим или юридическим лицом.

Что касается ограничений в сумме при продаже товара через кассовый аппарат, то письмом Центрального банка РФ от 29 сентября 1997 г. № 525 “Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами” наложены ограничения в сумме при расчете наличными по одному платежу в размере 3 тысяч рублей (с учетом деноминации) только в отношении юридических лиц.

Следовательно, если частный предприниматель осуществляет свою деятельность с образованием юридического лица, то продажа товара через кассовый аппарат может осуществляться на сумму, не превышающую 3 тысяч рублей.

При решении вопроса о составлении счетов-фактур следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 “Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость”. Счета-фактуры обязаны составлять все плательщики налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых, так и не облагаемых налогом на добавленную стоимость. Однако, если предприятие реализует товары населению за наличный расчет с использованием контрольно-кассовых машин, требования упомянутого постановления считаются выполненными, если продавец товара (работы, услуги) выдал покупателю кассовый чек (счет), содержащий следующие реквизиты:

Таким образом, выданный покупателю кассовый чек позволяет торговому предприятию не выписывать счет-фактуру.

Вопрос

При подготовке продовольственного товара к продаже предприятие перефасовывает его из упаковки поставщика в более мелкую.

Как вести учет этой операции, если фасовка осуществляется самостоятельно или силами сторонней организации?

Куда относить потери при перефасовке?

Ответ

В соответствии с “Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания”, утвержденными Роскомторгом и Минфином РФ 20 апреля 1995 г. № № 1–550/32–2 (далее — Методические рекомендации) расходы на упаковку товаров включаются в издержки обращения торгового предприятия по статье “Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров”. При этом согласно пункту 2.10 Методических рекомендаций на указанную статью, в том числе, относят:

Причем, если, приобретая товар в розничной торговой сети, покупатель оплачивает не только его цену, но и цену материала (например, полиэтиленового пакета, подарочной коробки), в которой он упакован, то стоимость этого материала в издержки обращения и производства не включается.

Таким образом, если упаковка не оплачивается покупателем отдельно, то учет операций по фасовке ведется следующим образом:

На указанную статью издержек должна относиться также амортизация фасовочного оборудования, заработная плата фасовщика с начислениями на нее и т. п., то есть:

дебет счета 44 — кредит счета 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”, 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”— начислена заработная плата и отчисления по социальному страхованию фасовщиков;
дебет счета 44 — кредит счета 02 “Износ основных средств” — начислена амортизация фасовочного оборудования.

Если упаковка оплачивается покупателем отдельно, то она является самостоятельным товаром и, следовательно, ее учет не имеет отношения к заданному вопросу.

На потери и недостачи при расфасовке распространяется общий порядок списания недостач, выявленных при хранении и реализации, действующий в настоящее время.

В частности, согласно Закону о бухгалтерском учете, Положению о бухгалтерском учете, Положению о составе затрат, Методическим рекомендациям, убыль любых товарно-материальных ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на издержки производства (обращения). На торговом предприятии потери товаров в пределах норм следует учитывать в составе издержек по статье “Потери товаров и технологические отходы”.

Согласно пункту 2 письма Минторга РСФСР от 21 мая 1987 г. № 085 “О нормах естественной убыли продовольственных товаров в торговле” в фасовочных цехах оптовых и розничных торговых организаций естественная убыль гастрономических товаров, фасуемых машинным способом, а также всех товаров, фасуемых ручным способом, списывается (в процентах к количеству расфасованного товара) по нормам и в соответствии с инструкцией, утвержденным приказом Минторга СССР от 2 апреля 1987 г. № 88 для розничной сети государственной и кооперативной торговли (для магазинов первой группы) — в соответствии с приложениями №№ 1 и 2 к данному письму. Данные нормы действуют и в настоящее время согласно приказу МВЭС РФ от 19 декабря 1997 г. № 631.

Согласно вышеупомянутым нормативным документам недостача ценностей сверх норм убыли, потери от порчи, а также похищенные ценности относятся на виновных лиц, то есть в дебет счета 73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям” (субсчет “Расчеты по возмещению материального ущерба”).

Согласно пункту 2.13 Методически рекомендаций основанием для списания убытков от недостачи, порчи сверх норм естественной убыли, когда виновники не установлены или во взыскании которых отказано судом, является обоснованное заключение, утвержденное руководителем предприятия торговли. Согласно пункту 12 Закона о бухгалтерском учете такие недостачи списываются на финансовые результаты организации. При этом среди внереализационных расходов, учитываемых для налогообложения, перечисленных в пункте 15 Положения о составе затрат, перечислены только убытки от хищений в случаях, когда виновные не установлены судом.

Вопрос

Предприятие приобрело у оптового торгового предприятия хозтовары за наличный расчет. При этом оплата производилась не непосредственно в кассу торгового предприятия, а его подотчетному лицу, предъявившему соответствующую доверенность на получение денег. То есть предприятие-покупатель, произведя оплату хозтоваров, получило от продавца не корешок приходного кассового ордера, а указанную доверенность.

Правомерно ли рассчитываться таким образом?

Ответ

Действующее законодательство не содержит прямого запрещения расчетов подобным образом. В частности, согласно пункту 16 Порядка ведения кассовых операций в РФ (далее — Порядок), утвержденного решением Совета Директоров Центробанка РФ 22 сентября 1993 г. № 40, выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе предприятия, производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров. Таким договором может быть и договор купли-продажи.

В этом же пункте Порядка регламентируется порядок выдачи денег по доверенности, хотя речь идет о доверенности, выданной одним физическим лицом другому: “если выдача денег производится по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег бухгалтерией указывается фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег”. Порядок заполнения расходного кассового ордера в рассматриваемом случае в данном нормативном документе не описан. Представляется, что в данном случае в тексте ордера следует указать наименование предприятия-продавца, а далее — фамилию, имя и отчество лица, которому доверено получение денег.

Выдача денег по доверенности производится в соответствии с требованиями, предусмотренными в пункте 15 Порядка, а именно, при выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан и отбирает расписку получателя. Доверенность остается при расходных кассовых документах как приложение к расходному кассовому ордеру или ведомости.

Вместе с тем при принятии к учету приобретенных таким образом хозяйственных товаров следует иметь в виду, что сумма НДС не может быть выделена в дебет счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”, даже если она выделена в накладной и счете-фактуре. Данный вывод следует из того обстоятельства, что расходный кассовый ордер и доверенность не включены в перечень расчетных документов, приведенный в пункте 16 Инструкции о порядке исчисления НДС, на основании которых сумма НДС может быть выделена в учете и в дальнейшем принята к зачету из бюджета.

Вопрос

Как правильно отразить в учете и какими документами оформить выбытие товара в рекламных целях на предприятии розничной торговли?

Ответ

Согласно пункту 2.11 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Роскомторгом и Минфином РФ 20 апреля 1995 г. № № 1–550/32–2, на статью “Расходы на рекламу” относятся, в том числе, следующие расходы:

В бухгалтерском учете предприятия розничной торговли выбытие товара в рекламных целях отразится следующим образом.

При ведении учета товаров по продажным ценам с использованием счета 42 “Торговая наценка”.

Можно произвести списание товаров в рекламных целях без оприходования их на счет 10 проводкой:

Аналогичной проводкой следует отразить уценку товаров, частично утративших свое первоначальное качество во время экспонирования на выставках, витринах и т.п.

При ведении учета товаров по покупным ценам схема учета аналогична приведенной выше, с исключением первой проводки (сторнировки торговой наценки).

Расходы на торговую рекламу, включенные в состав издержек обращения и производства, при налогообложении принимаются в пределах утвержденных в установленном порядке норм. Кроме того, указанные расходы облагаются налогом на рекламу. Однако эта схема выбытия товара без оплаты как правило для предприятия дешевле, чем оформленная как безвозмездная передача.

Специальной унифицированной формы первичного документа для оформления выбытия товаров в рекламных целях в настоящее время не существует. Вместе с тем, согласно пункту 2.2.6 Методических рекомендаций по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1–794/32–5, носящих рекомендательный характер, внутреннее перемещение товаров между структурными подразделениями организации, где работают разные материальноответственные лица (бригады), а также перемещение товаров из одного структурного подразделения в другое производится на основании письменного или устного распоряжения руководителя организации (о чем необходимо сделать отметку в документах) и оформляется накладной в установленном порядке. Подпись материальноответственного лица, отпустившего товар, заверяется круглой печатью торговой организации. На накладную обязательно накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие отпущенных товаров данным, указанным в накладной. Внутреннее перемещение товаров учитывается отдельной строкой в товарном отчете.

Представляется, что и отпуск товаров в рекламных целях должен быть оформлен распоряжением руководителя и накладной по типовой форме № 61, а также отражен в товарном отчете (типовая форма № 654) отдельной строкой.

Вопрос

Как разнести расходы по страхованию во время доставки до границы РФ, стоимость фрахта и погрузки-разгрузки при оприходовании импортного товара?

Ответ

Согласно пункту 2.9 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина РФ от 12 ноября 1996 г. № 97, при осуществлении организацией закупок товаров по импорту исчисление покупной стоимости поступающих товаров производится исходя из их стоимости, предусмотренной в контракте (договоре), таможенных платежей, транспортных расходов и прочих расходов по закупке и транспортировке.

Если в инвойсе, полученном от покупателя, цены на товары указаны на условиях FOB, тогда как в контракте оговорены условия поставки CIF, CIP, CFR, СРТ или группы D — “доставлено”, то прочие расходы по доставке до границы РФ, такие как оплату страхования, фрахта, погрузочно-разгрузочных работ, хранения следует распределить между поставляемыми товарами с целью наиболее точного определения покупной цены товаров.

Базой для распределения расходов по страхованию должна быть стоимость товаров, определяемая на условиях FOB, так как объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Стоимость страхования зависит прежде всего от стоимости товаров.

Базой для распределения расходов по фрахту следует избрать либо вес товаров, либо их объем в зависимости от того, каковы условия установления провозной платы в договоре перевозки. Если таковые данные у предприятия покупателя отсутствуют, то в качестве базы для распределения расходов по фрахту можно также использовать стоимость товаров. Аналогично следует поступить и при распределении погрузочно-разгрузочных и иных расходов.

Вопрос

Предприятие розничной торговли на основании договора аренды на место для установки наружной рекламы вносит плату в местный бюджет за размещение рекламного щита. (Арендодатель — администрация города). В связи с переходом на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности взамен федеральных, региональных и местных налогов в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” предприятие оплачивает только стоимость патента.

Права ли администрация, требуя как и прежде внесения в местный бюджет платы за размещение рекламного щита? Являются ли таблички с указанием отделов (“Посуда”, “Обувь” и т.п.), расположенные на фасаде здания магазина, рекламой?

Какая информация носит характер рекламы?

Ответ

Переход малого предприятия на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом РФ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” предусматривает замену уплаты — совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов (за исключением таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

Так как в соответствии с подпунктом “з” пункта 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118–1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” налог на рекламу относится к местным налогам, то он действительно не уплачивается отдельно при переходе на упрощенную систему налогообложения.

Однако в данном случае отношения предприятия с администрацией по поводу аренды участка земли под размещение рекламного щита носят гражданско-правовой характер и не имеют ничего общего с налоговыми платежами, вносимыми в местный бюджет.

Таким образом, регулярные платежи, уплачиваемые предприятием в местный бюджет, являются не налогом на рекламу, который исчисляется в процентах от стоимости рекламных услуг, а арендной платой, вносимой арендодателю (администрации) по договору аренды места (участка земли) под размещение рекламы в размере, определяемом договором аренды.

Арендная плата за участок земли не является также и земельным налогом, который тоже относится к местным налогам и, следовательно, не уплачивается субъектом малого предпринимательства, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Данное утверждение следует из положений статьи 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738–1 “О плате за землю”, в соответствии с которыми земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.

Таким образом, требование администрации по дальнейшей оплате аренды места под рекламу, вне зависимости от того, что предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения, представляется правомерным.

В отношении второго вопроса, связанного с тем, какая информация считается рекламой, следует руководствоваться статьей 2 Федерального закона РФ от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ “О рекламе”. В соответствии с указанной статьей рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Однако вывески (таблички) с указанием отделов, присутствующие на фасаде здания магазина, скорее носят информационный, а не рекламный характер. Эта позиция прослеживается в Правилах размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 16 апреля 1996 г. № 335. Пунктом 1.1.2.1 указанных Правил вывески, кронштейны, маркизы и таблички, устанавливаемые над помещениями, находящимися в собственности или аренде предприятий сферы услуг и прочих организаций и содержащие информацию, определенную Законом Российской Федерации “О защите прав потребителя”, говорящие о профиле предприятия, его собственном названии, если оно есть, форме организации деятельности и режиме работы отнесены к средствам информации предприятий, учреждений и организаций, а не к наружной рекламе. При этом любая другая текстовая информация на фасаде здания рассматривается как реклама.

Вопрос

Просим разъяснить порядок исключения из валовой выручки покупной стоимости реализованных товаров.

Ответ

Проблемы торговых предприятий, перешедших на применение упрощенной системы учета, отчетности и налогообложения, предусмотренной Федеральным законом от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” (далее по тексту — Федеральный закон № 222-ФЗ), достаточно типичны. Специфика их работы и нечеткая формулировка основных понятий, используемых для расчета налогооблагаемой базы, вызывает большое количество вопросов.

Сразу уточним тот факт, что главным документом “первого уровня”, регламентирующим применение упрощенной системы учета, отчетности и налогообложения, является Федеральный закон № 222-ФЗ.

Документами “второго уровня” являются изданные на основании Федерального закона № 222-ФЗ:

Поэтому искать ответ на постановленные вопросы, касающиеся применения упрощенной системы учета, следует в первую очередь в этих документах. Использование других нормативных материалов по бухгалтерскому учету и налогообложению (в том числе Плана счетов, Положения о составе затрат, Инструкции о порядке исчисления налога на прибыль и других) может осуществляться только в качестве консультационных материалов, применяемых тогда, когда они не противоречат положениям Федерального закона 222-ФЗ. При этом бухгалтер должен четко понимать, что предприятие, применяющее упрощенную систему, руководствуется особым порядком исчисления единого налога, установленного федеральным законом, как документом “первого” уровня. Такими же важными документами для любого предприятия являются ГК РФ, Закон о бухгалтерском учете, иные федеральные законы.

Положения всех инструкций, методических указаний, положений и разъяснений, не имеющих статуса федерального закона, учитываются лишь рекомендательно в части, противоречащей Федеральному закону № 222-ФЗ.

Столь подробное вступление вызвано тем, что и работники бухгалтерий, и работники налоговых органов часто опираются при решении возникающих вопросов на те документы, которыми нельзя руководствоваться при применении упрощенной системы учета, отчетности и налогообложения.

Проблемным вопросом торговых предприятий является порядок исключения покупной стоимости товаров при исчислении единого налога, так как покупная стоимость приобретенных для перепродажи товаров всегда является самой значительной “составляющей” “расходной части” в сфере торговли.

При применении упрощенной системы объектом налогообложения является либо совокупный доход, либо валовая выручки за отчетный период (пункт 1 статьи 3 Федерального закона № 222-ФЗ).

Независимо от установленного объекта налогообложения, субъект малого предпринимательства ежеквартально, нарастающим итогом, заполняет Расчет единого налога по форме № 7, утвержденный приказом Госналогслужбы от 24 января 1996 года № ВГ-3–02/5.

По строке 1 Расчета единого налога отражается именно та валовая выручка, которая предусмотрена пунктом 3 статьи 2 Федерального закона № 222-ФЗ. Это сумма выручки, полученная от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов. При этом валовая выручка по строке 1 Расчета единого налога отражается в полном объеме, без уменьшения на покупную стоимость товаров, расходы на выполнение работ, оказание услуг, без покупной (остаточной, восстановительной) стоимости реализованного имущества, без понесенных внереализационных расходов.

Таким образом, торговое предприятие отражает по строке 1 Расчета все свои доходы в виде денежных средств, имущества, ценных бумаг, иных материальных ценностей, поступившие в кассу, на расчетный счет предприятия, полученных по бартерному обмену, взаимозачетам и безвозмездно.

Федеральным законом № 222-ФЗ не предусмотрен специальный, отличный от общего, порядок определения выручки при упрощенной системе для предприятий торговли. Поэтому в строке 1 Расчета единого налога ими отражается общая продажная цена реализации товаров (товарооборот), а не валовой доход предприятий торговли, не разница между продажной и покупной стоимостью товаров, не “торговое наложение”, не торговая наценка.

Предприятия, исчисляющие единый налог от валовой выручки, не заполняют строку 2 и 3 Расчета единого налога (см. пункт 1 примечаний к форме № 7), поэтому “надежды” уменьшить валовую выручку на покупную стоимость реализованных товаров у них нет.

Все поступления субъекту выручки, полученные от реализации товаров (работ, услуг), имущества и внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, отраженные:

Единственным “утешением” для предприятий торговли при этом является то, что ставка единого налога от валовой выручки (10 %) значительно меньше ставки единого налога с совокупного дохода (30 %) и проверка расходной части субъекта малого предпринимательства налоговыми органами не проводится. Но если у предприятия есть хоть какая-то выручка, то оно обязано заплатить единый налог от валовой выручки (даже в случае реализации товаров по ценам ниже покупных, “убыточности” своей деятельности, отсутствия реализованной торговой наценки).

Предприятия, исчисляющие единый налог с совокупного дохода, имеют возможность учитывать для целей налогообложения покупную стоимость товаров, отражая ее по строке 2 “а” Расчета единого налога. При этом совокупный доход, естественно, намного меньше валовой выручки или вообще отсутствует (следовательно, изъятий в бюджет при убыточности деятельности может и не быть). Ставка единого налога с совокупного дохода составляет 30 % (местными органами власти она может быть понижена), контроль налоговых органов за правильностью оформления документов и обоснованностью включения в расходную часть тех или иных сумм очень строг.

Предприятия, исчисляющие единый налог с совокупного дохода, в целях самоконтроля обычно ведут дополнительный учет методом двойной записи с составлением баланса, так как сопоставление валовой выручки и затрат, исключаемых при определении совокупного дохода, очень напоминает определение прибыли при общепринятой системе учета.

Если бухгалтер торгового предприятия при заполнении Расчета единого налога отразит по строке 1 не валовую выручку, а разница между продажными и покупными ценами товаров (валовой доход предприятия торговли) и не заполнит при этом строку 2 “a” этого же расчета, то он нарушит главный методологический принцип, заложенный в форму № 7 приказом Госналогслужбы РФ от 24 января 1996 года № ВГ-3 -02/5.

При этом аргумент о том, что “все равно совокупный доход математически определен правильно”, редко принимается инспектором налоговых органов в качестве оправдания. Введение учета с нарушением установленного порядка может повлечь применение мер административного воздействия к виновному лицу, даже в том случае, если нарушение это — неправильное заполнение отчетов по единому налогу.

Выводы из сказанного следующие:

Именно эти особенности исключения покупной стоимости товаров сформировали мнение у практикующих бухгалтеров о невыгодности применения упрощенной системы на предприятиях торговли ввиду больших налоговых изъятий.

Вопрос

В соответствии с текстом Инструкции ГНС № 37, “Метод определения выручки от реализации “по оплате” или “по отгрузке” определяется также порядок формирования себестоимости реализованной продукции. При применении метода “по оплате” в себестоимость включаются расходы того периода, к которому они относятся исходя из условий исполнения договоров и фактически осуществленных расчетов”. В связи с этим просим прояснить вопрос, какие затраты включаются в себестоимость: начисленные или оплаченные?

Нами получен официальный ответ Минфина России, который мы публикуем:

Ответ

В связи с Вашим запросом о применении изменений и дополнений № 4 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10 августа 1995 г. № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” в части новой редакции приложения № 11 к названной Инструкции Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В примечании к новой редакции-приложении № 11 к Инструкции установлено, что метод определения выручки от реализации “по оплате” или “по отгрузке” определяет также порядок формирования себестоимости реализованной продукции, и в частности, при применении метода “по оплате” в себестоимость включаются расходы того отчетного периода, к которому они относится с учетом исполнения условий договоров и фактически осуществленных платежей.

Между тем, статьей 4 действующего Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116–1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (в редакции Федерального закона от 31 декабря 1995 г. № 227-ФЗ) установлено, что перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяется федеральным законом. При этом статьей 2 Федерального закона от 31 декабря 1995 г. № 227-ФЗ установлено, что впредь до принятия такого федерального закона при расчете налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться действующим порядком определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и формировании финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Такой порядок определен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552 (с последующими изменениями и дополнениями). Пунктом 12 этого Положения установлено, что затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся независимо от времени оплаты — предварительной или последующей, что не соответствует указанной выше норме новой редакции приложения № 11 к Инструкции Госналогслужбы России от 10 августа 1995 г. № 37.

В настоящее время Минфином России с участием Госналогслужбы России подготавливаются предложения по внесению изменений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, которыми предусматривается, что для целей налогообложения организации, применяющей метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере ее оплаты, должны учитываться затраты по мере осуществления оплаты или признания платежей.

Таким образом, впредь до внесения соответствующих поправок в указанное Положение первый абзац сноски “***” к новой редакции приложения № 11 в составе изменений и дополнений № 4 названной выше инструкции применять не следует.

С Управлением налогообложения прибыли (дохода) юридических лиц и методологии бухгалтерского учета для целей налогообложения Госналогслужбы России согласовано.

Вопрос

Как исчисляется налог с перепродаж автотранспортных средств, установленный в размере пяти процентов?

Ответ

Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров является местным налогом и устанавливается согласно п. 4 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118–1 “Об основах налоговой системы Российской Федерации” решениями районных и городских представительных органов власти — местных Советов народных депутатов.

Как следует из п.1 “и” ст. 21 указанного Закона Российской Федерации, налог на перепродажу устанавливается для юридических и физических лиц, перепродающих автомобили, вычислительную технику и персональные компьютеры, по ставке не выше десяти процентов от суммы сделки, то есть продажной цены этих товаров.

Расходы организаций по уплате налога на перепродажу относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении организаций, что следует из п. 5 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118–1.

Вопрос

Начисляется ли в торговых организациях налог на добавленную стоимость по отгрузке?

Ответ

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 1998 г. № ГКПИ 98–448 “О признании постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. № 786 “Об особенностях уплаты налога на добавленную стоимость” незаконным” отменено постановление Правительства Российской Федерации об уплате налога на добавленную стоимость по мере отгрузки.

Мотивом отмены, как свидетельствует указанное выше Решение, является нарушение п. 5 ст. 19 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118–1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, согласно которому федеральные налоги, к которым относится налог на добавленную стоимость (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов), и порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

О том, что налоги, их ставки, порядок начисления и сроки уплаты, то есть все существенные элементы налоговых обязательств должны устанавливаться только законами, свидетельствует и постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 1997 г. № 16-П.

Учитывая изложенное выше, Верховный Суд Российской Федерации признал постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. № 786 “Об особенностях уплаты налога на добавленную стоимость” незаконным (недействующим) и не подлежащим применению.

Вопрос

Каков порядок списания налога на добавленную стоимость при невозврате многооборотной стеклянной тары?

Ответ

Из п. 21 Основных положений по учету тары на предприятиях, производственных объединениях и организациях (доведены Указаниями Минфина СССР от 30 сентября 1985 г. № 166) следует, что к возвратной таре, многократно используемой для затаривания в нее товарно-материальных ценностей, относятся: деревянная тара (ящики, бочки, кадки и др.), картонная тара (ящики из гофрированного и плоского склеенного картона и др.), металлическая и пластмассовая тара (бочки, фляги, ящики, бидоны, корзины и др.), стеклянная тара (бутылки, банки и др.), тара из тканей и нетканых материалов (мешки тканевые, упаковочные ткани, нетканые упаковочные полотна и др.).

Учет реализации и возврата стеклянной тары (за исключением организаций торговли, которые отражают стоимость стеклянной тары по счету реализации и включают в розничный товарооборот в соответствии с указаниями Госкомстата по учету розничного товарооборота и товарных запасов в государственной и кооперативной торговле) осуществляется в порядке, установленном для металлической и пластмассовой тары.

Поставщик отражает себестоимость отгруженной транспортной металлической и пластмассовой тары под продукцией (товаром) согласно счетам — платежным требованиям по дебету счета 45 “Товары отгруженные” или счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”, а после оплаты ее — на счете 48 “Реализация прочих активов”.

Стоимость возвращенной тары таросдатчик отражает по счету 45 или 62, а после оплаты ее тарополучателем полученная сумма с этих счетов относится в дебет счета 51 “Расчетный счет” без отражения по счету 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”, что следует из Указаний Минфина СССР от 30 сентября 1985 г. № 166.

В тех случаях когда тарополучатель рассчитывается с таросдатчиком за возвращенную ему тару по ценам ниже прейскурантов, разница отражается таросдатчиком на счете 80 “Прибыли и убытки”. Тарополучатель возвращенную ему тару оценивает по отпускным ценам с отражением на счете 10 “Материалы”, субсчет “Тара и тарные материалы”, а разницу отражает на счете 80 “Прибыли и убытки”.

При этом, налог на добавленную стоимость списывается на счет финансовых результатов что подтверждено Инструкцией Госналогслужбы России от 11 октября 1995 г. № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость”.

Вопрос

Как должны распределять общепроизводственные, общехозяйственные расходы, издержки обращения малые предприятиями?

Ответ

В п. 2.10 Инструкции Госналогслужбы России от 10 августа 1995 г. № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” определено, что в целях правильного исчисления налога на прибыль плательщики обязаны при наличии разных видов деятельности обеспечить раздельное ведение учета по видам деятельности.

Общепроизводственные, общехозяйственные расходы, издержки обращения в торговых организациях (например, содержание дирекции и охраны предприятия, содержание зданий и их текущий ремонт, командировочные расходы, расходы на оплату труда и т.д.) распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки.

Исходя из действующей Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий порядок распределения общепроизводственных, общехозяйственных расходов, издержек обращения регулируется соответствующими отраслевыми нормативными актами или специальными актами по торговле. Это необходимо определить в учетной политике.

При этом малые предприятия руководствуются Указаниями по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина России от 22 декабря 1995 г. № 131.

Вопрос

На какой счет относятся затраты по выплате заработной плиты при вынужденном простое?

Ответ

В себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) включается заработная плата, исчисленная исходя из сдельных расценок, тарифных ставок, должностных окладов, стимулирующие и компенсирующие выплаты по действующей системе премирования за конкретные показатели производственной деятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. № 209 на Рострудинспекцию возложены полномочия по проведению проверок соблюдения законодательства об оплате труда совместно с работниками налоговых инспекций и налоговой полиции.

Отпуска без сохранения заработной платы могут предоставляться только по просьбе работников по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам согласно ст. 76 КЗоТ Российской Федерации “Вынужденные отпуска” (как в настоящее время практикуют руководители организаций). По инициативе работодателя отпуска без сохранения заработной платы законодательством о труде не предусмотрены, о чем свидетельствует также постановление Минтруда России от 27 июня 1996 г. № 40 “Об отпусках без сохранения заработной платы по инициативе работодателя”.

В том случае, если работники не по своей вине не могут выполнять возложенные на них обязанности, предусмотренные заключенными с ними трудовыми договорами (контрактами), то работодатель обязан в соответствии со ст. 94 КЗоТ Российской Федерации оплатить время простоя в размере не ниже 2/3 тарифной ставки (оклада). Эта оплата не может быть отнесена на затраты производства, а если она списана на себестоимость, то при расчете налога на прибыль восстанавливается налогооблагаемая база.

Вопрос

Какой ценой следует руководствоваться предприятиям для целей налогообложения?

Ответ

В связи с выходом Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 141-ФЗ “О внесении дополнений в ст. 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций” в Инструкцию Госналогслужбы России от 10 августа 1995 г № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” внесены Изменения и дополнения (зарегистрированы Минюстом России 22 сентября 1998 г. № 1615).

В п. 3 указанных Изменений и дополнений определено следующее.

По предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации.

В случае реализации продукции (работ, услуг) по цене не выше фактической себестоимости, но выше рыночной цены, для целей налогообложения принимается фактическая цена реализации. В том случае, если фактическая цена реализации ниже рыночной цены, для целей налогообложения принимается рыночная цена.

Под сложившимися рыночными ценами понимаются рыночные цены, сложившиеся в регионе на момент исполнения сделки. Под регионом следует понимать сферу обращения продукции в данной местности, которая определяется исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на ближайшей по отношению к нему территории. При этом под ближайшей территорией понимается конкретный населенный пункт или группа населенных пунктов, или иные территории, находящиеся в пределах границ национально— и административно-территориальных, национально-государственных образований.

При определении и признании рыночной цены продукции (работ, услуг) используются официальные источники информации о рыночных ценах на продукцию (работы, услуги) и биржевых котировках, информационная база органов государственной власти и органов местного самоуправления и информация, предоставляемая налоговым органам налогоплательщиками.

Предприятия при формировании рыночных цен могут руководствоваться Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Минэкономики России от 6 декабря 1995 г. № СИ-484/7–982 (доведены до налоговых инспекций Письмом Госналогслужбы России от 8 февраля 1996 г. № В3–6-03/79).

Вопрос

Каков порядок отражения в бухгалтерском учете купленных в рассрочку основных средств?

Ответ

При приобретении основных средств в рассрочку в 1998 г. организациям необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учту “Учет основных средств” ПБУ 6/97, утвержденных Приказом Минфина России от 3 сентября 1997 г. № 65н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. № 33н, другими нормативными документами по учету основных средств.

Указанными документами предусмотрено следующее.

Основные фонды принимаются к бухгалтерскому учету (в том числе бывшие в эксплуатации) по первоначальной стоимости, то есть по сумме фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление (за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов).

При принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету фактические затраты, учтенные на счете учета капитальных вложений (08 “Капитальные вложения”), относятся на дебет счета по учету основных средств — 01 “Основные средства”.

При приобретении основных фондов в рассрочку необходимо отразить в бухгалтерском учете по дебету счета 01 “Основные средства” с кредитом счета 08 “Капитальные вложения” всю стоимость, в том числе предстоящую оплату. На счете 08 “Капитальные вложения” следует отразить по дебету как сумму оплаты, так и задолженность по основным средствам, что следует из корреспонденции счетов Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

На баланс основные средства должны быть поставлены с момента перехода права собственности. При этом необходимо учесть, что льгота в установленном порядке предоставляется при использовании прибыли на выкуп основных средств до момента списания на счет по учету основных средств.

Вопрос

Как отражаются в бухгалтерском учете заемные средства, взятые на покупку основных средств?

Ответ

Состояние расчетов с заимодавцами (кроме банков) осуществляется на счете 94 “Краткосрочные займы” или на счете 95 “Долгосрочные займы” в зависимости от срока предоставления займа. Это определено в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Поступление средств от заимодавцев (кроме банков) отражаются по дебету счетов учета денежных средств (50 “Касса”, 51 “Расчетный счет”) с кредитом счета 94 “Краткосрочные займы” или счета 95 “Долгосрочные займы”.

При возврате (погашении) полученных займов производятся записи по дебету счета 94 или 95 с кредитом счетов по учету денежных средств.

Вопрос

Каков порядок списания расходов по приобретению патентов на право торговли и за лицензию на подакцизные товары для бюджетных организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью?

Ответ

Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль для бюджетных организаций (учреждений), занимающихся предпринимательской деятельностью, определен в Инструкции Госналогслужбы России от 20 августа 1998 г. № 48.

Эта Инструкция устанавливает порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль некоммерческими организациями (учреждениями), финансируемыми полностью или частично за счет средств бюджетов на основании сметы доходов или расходов (бюджетной сметы).

Бюджетные организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы, уплачивают налог с суммы превышения доходов над расходами.

В целях налогообложения учет доходов и расходов от предпринимательской деятельности ведется раздельно по каждому виду предпринимательской деятельности, а также от их основной деятельности, финансируемой за счет бюджетов всех уровней.

Учет операций по исчислению доходов от предпринимательской деятельности ведется в накопительной ведомости ф. 409 (мемориальный ордер 14).

Расходование внебюджетных средств осуществляется согласно утвержденным в установленном порядке сметам доходов и расходов по внебюджетным средствам с соблюдением такого же порядка, который установлен в отношении бюджетных средств.

Учитывая изложенное выше, при отсутствии в бюджетном финансировании расходов по оплате патентов и лицензии за подакцизные товары они не учитываются в расходах от предпринимательской деятельности.

Вопрос

Как бюджетным организациям составлять и представлять расчет налога на прибыль от предпринимательской деятельности?

Ответ

Как следует из раздела VIII “Порядок представления отчетности в налоговые органы” Инструкции Госналогслужбы России от 20 августа 1998 г. № 48 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы”, бюджетные организации, получающие доходы от предпринимательской деятельности, а также другие доходы, и зарегистрированные в налоговом органе как плательщики налога на прибыль, по окончании года не позднее 15 марта и за квартал не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет по форме 2 “Отчет о прибылях и убытках” согласно приложению 1 к Инструкции Госналогслужбы России от 20 августа 1998 г. № 48.

Кроме того, как определено в п. 22 указанной выше Инструкции, бюджетные учреждения в эти же сроки представляют в налоговый орган по месту своего нахождения по окончании отчетного периода (квартал, год) “Расчет налога от фактической прибыли” согласно приложению 2 к Инструкции Госналогслужбы России от 10 августа 1995 г. № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” (с учетом дополнений и изменений).

Вопрос

Расскажите о действии норм естественной убыли на продовольственные товары.

Ответ

В соответствии с п. 18 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 26 декабря 1994 г. № 170 (п. 28 “б” Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н) убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается у организаций на издержки производства (обращения).

В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения.

Согласно ст. 2 указанного Федерального закона общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, которое не предоставило право соответствующему органу определять нормы естественной убыли.

Правительство Российской Федерации только разрешило в 1997 г. Поручением от 9 декабря 1997 г. № ЯУ-П2–39565 использовать нормы естественной убыли, действующие ранее, и предусмотрело в мероприятиях на 1998 г. разработать и представить на утверждение нормы естественной убыли при рыночной экономике, что не сделано до сих пор.

Вопрос

Можно ли приобретать проездной билет главному бухгалтеру, исполняющему обязанности кассира?

Ответ

В п. 27 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 26 декабря 1994 г. № 170, предусмотрено, что в организациях с небольшой численностью работающих, где нет в штате кассира обязанности, кассира могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 мая 1963 г. № 521 было разрешено приобретать проездные билеты для работников, чья работа носит разъездной характер (курьеры, экспедиторы, работники городского хозяйства: электрические, газовые, водопроводные и канализационные сети и др.), если они на время выполнения служебных обязанностей не обеспечиваются специальным транспортом. Но это постановление было отменено постановлением Правительства России в 1988 г.

Так что на сегодняшний день законодательством и Положением о составе затрат не предусмотрено списание на издержки обращения расходов по приобретению проездных билетов.

Но если при осуществлении проверок налоговыми органами будут установлены указанные выше факты, то организациям нужно будет доказать: необходимость приобретения проездного билета соответствующему работнику; возмещение стоимости в отпускной цене продукции (товара, работ, услуг); выдачу конкретному работнику.

Вопрос

Включается ли в состав издержек обращения оплата за консультационные услуги ?

Ответ

В п. 2.15 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учту затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Комитетом Российской Федерации по торговле 20 апреля 1995 г. № 1–550/32–2, указано, что на издержки обращения могут быть списаны расходы по оплате консультационных услуг.

Но при этом следует учесть п. 1.3 этих Рекомендаций, из которого следует, что в состав издержек обращения и производства включаются расходы предприятий торговли, возникающие в процессе движения товаров до потребителей, а также расходы, связанные с выпуском и реализацией продукции собственного производства и продажей покупных товаров в предприятиях общественною питания.

Следовательно, расходы, не имеющие отношения к реализации товаров, в том числе и консультационные услуги, для целей налогообложения не включаются в состав издержек обращения.

ПРОДОЛЖЕНИЕ


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"