Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Учет переоценки товаров


Переоценка товаров — изменение как продажных (розничных), так и покупных (оптовых) цен в сторону повышения (дооценка) или снижения (уценка). В переоценке товаров отражаются интересы коммерсантов, предпринимателей и государства.

Первые, ориентируясь на покупательский спрос и конъюнктуру рынка, повышают цены на товары для получения большего дохода или снижают их, избавляясь от неконкурентоспособных товаров. Государство в изменении цен преследует две цели: увеличение налогооблагаемой базы и защита интересов граждан от непомерно высоких цен на товары. При этом, изменяя составные части оптовых или продажных цен, устанавливают предельные цены при отпуске товаров с предприятий промышленности, разные ставки НДС по видам товаров и размеры торговых наценок. Так, на основании Федерального закона от 14 февраля 1998 г. № 29-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах” Минэкономики России утвердило с 20 апреля 1998 г. минимальные цены за 1 литр алкогольной продукции крепостью свыше 28 % для:

Постановлениями Правительства РФ от 17 июля 1998 г. № 787 и 788 определены перечни продовольственных товаров и товаров для детей, по которым с 1 августа 1998 г. применяется ставка НДС 10 %. С 22 октября 1998 г. Правительством РФ (постановление от 15 октября 1998 г. № 1203) утвержден новый перечень продовольственных товаров со ставкой НДС 10 %. Постановление от 17 июля 1998 г. № 787 отменено.

Распоряжением мэра Москвы от 11 сентября 1998 г. М 937-РМ с 15 сентября 1998 г. по 1 ноября 1998 г. предельный размер розничной торговой надбавки — 20 % на социально значимые товары первой необходимости (в основном продовольственные).

В соответствии с указанными законодательными и распорядительными документами в 1998 г. в торговых организациях (оптовых и розничных) проведено несколько переоценок товаров.

При переоценке товаров в связи с изменением составных частей розничной или оптовой цены по инициативе как государства, так и собственников товаров (коммерсантов, предпринимателей), необходимо учитывать следующее.

  1. В розничных организациях товары учитываются, как правило, по розничной стоимости, включающей покупную стоимость товаров и торговую надбавку (наценку). Нормативными документами разрешается вести учет в рознице и по их покупной стоимости (п. 60 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 12 июля 1998 г. № 34н, вводимого в действие с 1 января 1999 г.).
    Оптовые организации ведут учет товаров в соответствии с этим Положением только по стоимости их приобретения, то есть по покупной стоимости. Поскольку в опте товары учитываются без торговой надбавки (наценки), изменение ее размера при реализации товаров не требует их переоценки.
  2. ПБУ № 5/98 “Учет материально-производственных запасов”, утвержденное Приказом Минфина РФ от 15 июни 1998 г. и вводимое в действие с 1 января 1999 г., распространяется и на товары (п. 3 “г” Положения). В соответствии с п. 5 Положения “материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости”, которая складывается из покупной (договорной) стоимости товаров и расходов по их приобретению (п. 6 Положения).

В п. 12 Положения по этому вопросу дается разъяснение: “Организация торговли может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав издержек обращения. Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организациям, осуществляющим розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной (розничной) стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).”

Учет транспортных расходов в стоимости товаров ранее был установлен “Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания”, утвержденными Роскомторгом от 20 апреля 1995 г. № 1–550/32–2 и согласованными с Минфином РФ, при оговорке: “...при осуществлении закупок самостоятельно...”.

Ниже приводятся примеры отражения на счетах бухгалтерского учета оприходования и реализации товаров.

Пример 1.

Приходуются товары, в покупную стоимость которых включены транспортные расходы.

Поступили товары от поставщика в магазин (на оптовый склад):

Отпускная стоимость

 

12000 руб.

НДС 20 %

 

2400 руб.

Транспортные расходы

 

1000 руб.

НДС 20 %

 

200 руб.

Итого к оплате

 

15600 руб.

Товары, оприходованные в магазин № 1 с торговой надбавкой (наценкой) 25 %, на склад — по стоимости приобретения. Оплата поставщикам произведена с расчетного счета.

Таблица № 1

Содержание хозяйственной

Сумма,

Бухгалтерские проводки

операции

операции

руб.

в магазине

на складе

     

Д-т сч.

К-т сч.

Д-т сч.

К-т сч.

1

Товары оприходованные:

 
 

в магазине (12000 + 2400 + 1000)

15400

41

60

   
 

на складе (12000 + 1000)

13000    

41

60

2

Торговая наценка 25 % от 14400

3600

41

42

   
 

(12000 + 2400)

         

3

Отражение НДС:

         
 

в магазине

200

19

60

   
 

на складе

2600      

60

4

Оплачено с расчетного счета поставщику

15600

60

51

60

51

5

Предъявлен к возмещению НДС:

         
 

в магазине

200

68

19

   
 

на складе

2600

68

19

В зависимости от изменения конъюнктуры рынка руководитель торговой организации может принять решение снизить или повысить торговую надбавку (наценку) и произвести переоценку товаров, результаты которой в учете будут отражены: в первом случае методом “красного сторно”:

Снижая размер торговой надбавки (наценки), торговая организация должна обеспечить получение дохода от продажи товаров. Если сумма издержек обращения оказалась выше, чем сумма торговой надбавки (наценки), то для целей налогообложения прибыли принимается рыночная цена на аналогичные товары, сложившаяся и данном регионе на момент реализации (Закон РФ от 31 июля 1998 г. № 141-ФЗ “О внесении дополнений в статью 2 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций””, вступивший в действие с 5 августа 1998 г.).

Различие в определении налогооблагаемой базы по указанным законам состоит в том, что до 5 августа 1998 г. в расчет принималась рыночная цена, но не ниже фактической себестоимости, после 5 августа — только рыночная цена.

Пример 2.

По определению фактической себестоимости реализованных товаров.

Магазин № 1 реализовал поступившие товары с надбавкой (наценкой) 25 № (см. пример 1). Магазин № 2 реализовал такую же партию товаров с наценкой 30 %, которая применялась на эти товары в большинстве магазинов этого региона. Издержки обращения в обоих магазинах одинаковы и составили по 3500 руб.

Вывод для налогообложения:

Магазин № 1 продал товаров на сумму 19 000 руб. (ниже себестоимости — 19500 руб.). В соответствии с Законом от 31 июля 1998 г. № 141-ФЗ налогооблагаемая прибыль увеличивается на разницу между стоимостью по рыночным ценам (19 720 руб. — стоимость аналогичных товаров) и стоимостью по ценам Магазина № 1 — 19000 руб., разница — 720 руб. и будет отражена в Справке о порядке определения данных, отражаемых по стр. 1 “Расчета о налога от фактической прибыли”.

До 5 августа 1998 г. увеличение прибыли по данной ситуации было бы показано в Справке на сумму 220 руб. (19 720 руб. — 19 500 руб.), то есть не ниже фактической себестоимости. На 220 руб. увеличивается и налогооблагаемая по НДС и по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Таблица № 2

Содержание

Сумма, руб.

Бухгалтерские проводки

операции

хозяйственной операции

Магазин № 1

Магазин № 2

Дебет

Кредит

1

Проданы товары через кассу

19000

19720

50

46

2

Списываются реализованные

19 000

19720

46

41

 

товары

       

3

Отражается реализованная торго-

   

46

42

 

вая надбавка (наценка) способом

(25 % от 14400)

(30 % от 14400)

   
 

"красного сторно"

       

4

Начислен НДС

600

720

46

68

   

(16,67 %от 3600)

16,67%от 432

   

5

Списываются издержки обраще-

3500

3500

46

44

 

ния, относящиеся к реализованным товарам

       

6

Отражается финансовый резуль-

500

 

80

46

 

тат от реализованных товаров

(3600-600-3500)

     
   

(убыток)

     
     

100

46

80

     

(4320-720-3500)

   
     

(прибыль)

   

7

Фактическая себестоимость

 

80

46

 

проданных товаров:

       
 

покупная стоимость

15 400

15 400

   
 

издержки обращения

3500

3500

   
 

НДС с надбавки (наценки)

600

720

   

Итого фактическая себестоимость

19500

19620

   

Уценка товаров может производиться в соответствии с п. 62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н: “...ценности, на которые цена в течение отчетного года снизилась либо которые материально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты...”, то есть в дебет счета 80.

Сумма этой уценки не уменьшает сумму налогооблагаемой прибыли и также показывается отдельной строкой в Справке о порядке определения данных, отражаемых по стр. 1 “Расчета налога от фактической прибыли”.

Суммы уценки (дооценки) товаров определяются на основании данных инвентаризации. Назначается она распоряжением (приказом) руководителя организации. В приказе перечисляются объекты переоценки, указываются время проведения, состав инвентаризационной комиссии (комиссии по переоценке). Если суммы переоценки изменяют налогооблагаемую базу организации (например, переоценка оптовых цен на алкогольную продукцию на 20 апреля 1998 г.), то в состав комиссии включают представителей незаинтересованных организаций, как правило, аудиторов независимых аудиторских фирм. Стоимость оплаченной работы аудиторов включается в издержки обращения.

Переоценки, результаты которых относятся за счет уменьшения (увеличения) торговой надбавки (наценки) или за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации, проводятся комиссией, формируемой из работников организации: представителя администрации, работника бухгалтерии.

Следует иметь в виду, что при переоценке товаров материально ответственные лица могут завысить количество и стоимость товаров при снижении цен и, наоборот, полностью не предъявить товары для переоценки при повышении цен. Цель необъективной переоценки товаров — присвоение в последующем части стоимости товаров, принадлежащих собственникам имущества.

Как предупреждение этих злоупотреблений при переоценке более 50 % наименований товаров рекомендуется осуществлять их полную инвентаризацию с выведением результатов не только по переоценке товаров, но и в целом по подотчету материально ответственных лиц (магазину, складу, отделу, бригаде). На оптовых складах, где ведется натурально-стоимостной (количественно-суммовой) учет товаров, возможна переоценка по книжным остаткам, минуя инвентаризацию.


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"